Решение №054/01/18.1-2070/2022 жалоб ООО «МАКС и Компания» на действия ОАО «РЖД» от 6 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-2070/2022

 

06 декабря 2022 года                                                                                                     г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>;

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «МАКС и Компания» (вх. №18125-ЭП/22 от 15.11.2022, №18245-ЭП/22, №18261-ЭП/22 от 16.11.2022) на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4931/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора поставки материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава,

в присутствии генерального директора ООО «МАКС и Компания» - <...>,

в присутствии представителя ОАО «РЖД» - <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «МАКС и Компания» (вх. №18125-ЭП/22 от 15.11.2022, №18245-ЭП/22, №18261-ЭП/22 от 16.11.2022) на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4931/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора поставки материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава.

Заявитель сообщает следующее.

Открытый аукцион среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4931/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора поставки материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава проводится в рамках Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Документация открытого аукциона составлена с нарушением действующего законодательства и ограничивает доступ к участию в конкурентных процедурах ввиду следующего.

Заказчиком в одну закупку объединены технологически и функционально не связанные товары, а именно: основным кодом ОКПД 2 указан - 22.19.73.119 Изделия технического назначения из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки, при этом в дополнительных кодах содержатся коды - ОКПД2: 17.12.20.110 - Бумага для изготовления гигиенических и косметических салфеток, полотенец или скатертей, ОКПД2 17.12.1 Бумага газетная, бумага ручного отлива и прочая бумага немелованная или картон для графических целей.

Товары под указанными выше кодами не соотносятся ни по техническим и функциональным характеристикам, ни по условиям изготовления и применения, а также принадлежат к различным группам ОКПД 2.

Обществом был направлен запрос на площадку о предоставлении разъяснений относительно объединения в одну закупку технологически и функционально не связанных товаров.

Вместе с тем, в ответ на указанный запрос, были даны разъяснения, которые в итоге не содержат причину объединения в одну закупку технологически и функционально не связанных товаров.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о Закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно п. 82 Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» (утверждено Советом директоров ОАО «РЖД» 28 июня 2018 г.), при формировании лота не допускается ограничение конкуренции между участниками путем включения в один лот товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом конкурентной закупки, за исключением случаев, когда такое включение обусловлено необходимостью выполнения комплекса работ, оказания комплекса услуг, комплексной поставки товаров, и/или случаев, когда включение таких товаров, работ, услуг позволит сократить издержки заказчика, эффективно расходовать денежные средства.

Другие структурные подразделения ОАО «РЖД», такие как Ростовская дирекция ОАО «РЖД» - аукцион №4686/ОАЭ ЦДЗС/22 на право заключения договора поставки расходных материалов для копировально-множительной техники и прочей бумаги для нужд ОАО «РЖД» и АО «ФПК», проводят аукцион и объединяют как бумагу для копировально-множительной техники, так и гигиеническую продукцию.

В настоящем случае Новосибирской дирекцией ОАО «РЖД» проведен аукцион № 4157/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора поставки материалов для организации грузовой и коммерческой работы (17.12.14.119 - Бумага для печати прочая), техническое задание которого включает только поставку бумаги и термоленты, но не включает гигиеническую продукцию, а вместе с тем, гигиеническая продукция включена в техническое задание рассматриваемого аукциона № 4931/ОАЭ-ЦДЗС/22, для поставки совместно с изоляционной продукцией.

Ранее Новосибирской дирекцией ОАО «РЖД» был проведен открытый аукцион среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4700ЮАЭ-ЦДЗС/20 на право заключения договора поставки изделий хозяйственно-бытового назначения, в который были совмещены для поставки бумажная продукция и гигиеническая продукция.

Заказчиком в 2021 г. был проведен аналогичный аукцион №5065/ОАЭ-ЦДЗС/21 на право заключения договора поставки материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава, где была совмещена продукция гигиеническая и изоляционная. Исходя из результатов Итогового протокола, выиграл участник с минимальным снижением цены на 0,5 %, допущено было только 2 заявки, что говорит об отсутствии конкуренции, и о том, что Заказчиком преднамеренно указывается наименование аукциона так, что невозможно определить при поиске аукциона поставляемый товар.

Указанный в технической документации аукциона №4931/ОАЭ-ЦДЗС/22 товар - изоляционные, электроизоляционные ленты, используются для ремонта двигателей локомотива, а не для экипировки подвижного состава, и как правило поставляются непосредственно на заводы, производящие ремонт локомотивов.

ОАО «РЖД» представило следующие возражения на жалобу ООО «МАКС и Компания».

В соответствии с Законом о закупках правовую основу закупок товаров, работ и услуг лицами, подпадающими под действие данного закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, непосредственно сам Закон о закупках, а также Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденное советом директоров ОАО «РЖД» 28.06.2018 г., введенное в действие распоряжением ОАО «РЖД» от 12.07.2018 г. № 1481р (далее – Положение о закупке ОАО «РЖД»), а также соответствующая Аукционная документация.

При этом Положение о закупке ОАО «РЖД» является основополагающим документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика, содержащим требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, включая способы закупки и условия их применения.

При организации и проведении Аукциона Заказчик руководствовался Законом о закупках, Положением о закупке ОАО «РЖД», а также соответствующей Аукционной документацией.

1.      Жалобы Заявителей подлежат оставлению без рассмотрения ввиду следующего.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Участники закупки вправе оспорить положения закупочной документации до окончания срока подачи заявок, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства участников гражданских правоотношений (часть 1 статьи 1 ГК РФ).

Действия заявителя, не посчитавшего необходимым своевременно оспорить положения закупочной документации, следует расценивать как попытку обойти эти требования и сорвать закупочную процедуру.

Аналогичная позиция изложена антимонопольным органом в письмах от 22.09.2022 № ДФ/87946/22 от 25.06.2019 № МЕ/53183/19, где указано, что жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Аналогичная позиция изложена в решениях ФАС России от 22.04.2022 № 223ФЗ-15822, от 12.04.2022 № 223ФЗ-147/22, от 30.03.2022 № 223ФЗ-127/22, от 17.02.2022 № 223ФЗ-79/22.

Указанной позиции придерживается и Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 16.10.2019 № Ф05-17130/2019 по делу № А40-26097/2019.

Согласно правовой позиции антимонопольного органа (уведомления ФАС России о возврате жалоб от 19.10.2020 №        17/90546/20, от 07.09.2020 № 17/77158/20 решения ФАС России от 12.03.2021 № 223ФЗ-126/21, от 03.03.2021 № 223ФЗ-112/21, от 12.01.2021 № 223ФЗ-5/21, от 18.07.2018 № 223ФЗ-557/18) датой подачи жалобы является дата поступления жалобы в антимонопольный орган.

Аналогичная позиция изложена в Постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.01.2018 №       Ф07-14005/2017 по делу № А26-5362/2017, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 № 12АП-12953/2015 по делу № А06-6584/2015, Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 № 09АП-56212/2016 по делу № А40-78257/16. Судами указано, что датой подачи жалобы необходимо считать дату ее поступления непосредственно в антимонопольный орган.

Согласно закупочной документации сроком окончания подачи заявок является 16.11.2022 в 07:00 ч. московского времени.

Из направленных в адрес ОАО «РЖД» материалов следует, что жалобы поступили 16.11.2022 (вх. от 16.11.2022 №№ 18261-ЭП/22, 18245-ЭП/22), при этом установить точное время поступления жалоб в антимонопольный орган не представляется возможным.

В случае, если Заявители направили жалобы после 07:00 ч московского времени 16.11.2022, такая жалоба считается поданной после истечения срока на обжалование указанных положений закупочной документации и подлежит оставлению без рассмотрения.

Указанный вывод подтверждается также судебной практикой: постановления Арбитражного суда Московского округа от 19.05.2021 № Ф05-10032/2021 по делу № А40-60012/2020, от 12.10.2021 № Ф05-24659/2021 по делу № А40-232491/2020, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.09.2022 № Ф02-4245/2022 по делу № А78-11420/2021, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.05.2022 № Ф03-1822/2022 по делу № А04-8406/2021.

2. Заказчик считает доводы, изложенные в жалобе Заявителя, необоснованными по следующим основаниям.

Заявитель жалобы ошибочно полагает, что документация Аукциона составлена с нарушением действующего законодательства и ограничивает доступ к участию в конкурентных процедурах, полагает, что Заказчик неправомерно объединил в один лот технологически и функционально не связанные товары.

Так заявитель, в обоснование своих требований указывает, что основным кодом ОКПД 2 указан - 22.19.73.119 изделия технического назначения из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки, при этом в дополнительных кодах содержатся коды: ОКПД 2 - 17.12.20.110 и 17.12.1.

На электронной площадке РТС Тендер (далее - РТС Тендер), Организатором торгов (Заказчиком) размещена информация о проведении Аукциона, не предусматривающая указание основных или дополнительных кодов ОКПД2. РТС Тендер предусматривает внесение информации, в том числе о кодах ОКПД2 и дополнительных сведений, не разграничивая основными и дополнительными условиями.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о закупках целями его регулирования является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Согласно пункту 82 Положения о закупке ОАО «РЖД», при формировании лота не допускается ограничение конкуренции между участниками путем включения в один лот товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом конкурентной закупки, за исключением случаев, когда такое включение обусловлено необходимостью выполнения комплекса работ, оказания комплекса услуг, комплексной поставки товаров, и/или случаев, когда включение таких товаров, работ, услуг позволит сократить издержки заказчика, эффективно расходовать денежные средства.

Предметом закупки открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства № 4931/ОАЭ-ЦДЗС/22 являются материалы для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава. К пассажирскому подвижному составу относятся пассажирские вагоны и моторвагонные секции (в том числе повышенной комфортности).

Продукция, закупаемая для нужд ОАО «РЖД», носит особый, стратегический характер, поскольку направлена на обеспечение железнодорожных перевозок, безопасности деятельности ОАО «РЖД» и как следствие Российской Федерации. Своевременность поставки заявленной номенклатуры и нужных объемов товаров служит гарантией обеспечения бесперебойного осуществления Заказчиком своей производственно-хозяйственной деятельности и перевозочного процесса как пассажиров, так и грузов. Для надлежащего и качественного обеспечения бесперебойного перевозочного процесса железнодорожным подвижным составом, необходимо обеспечить экипировку и содержание поездов. Экипировка и содержание железнодорожного подвижного состава неразрывно связанные процессы, обеспечивающие безопасность и комфорт пассажиров, грузоотправителей.

Экипировка пассажирских вагонов осуществляется в соответствии со стандартом СТО ФПК 1.21.003-2021, который регламентирует требования к оснащенности пассажирских вагонов всех типов и классов жестким инвентарем, оборудованием и расходными материалами, в том числе и гигиенической бумагой. Кроме того, в составе каждой поездной бригады присутствует поездной электромеханик, осуществляющий в пути техническое обслуживание пассажирских вагонов, экипированный техаптечкой в состав которой, в том числе включены электроизоляционные материалы.

Моторвагонные секции также обслуживаются в соответствии с нормами расхода материалов, которые включают разные электроизоляционные материалы (ткани, картоны, стеклотекстолиты). На полигоне Западно-Сибирской железной дороги эксплуатируются электропоезда повышенной комфортности ЭД4М, оборудованные туалетами, которые в обязательном порядке экипируются туалетной бумагой и средствами гигиены.

Предмет закупки (лот) сформирован с учетом потребности Заказчика для обеспечения экипировки и содержания пассажирского подвижного состава, в целях более эффективного расходования денежных средств, оптимизации трудовых и временных затрат, а также соблюдения надлежащего санитарно-технического состояния пассажирского подвижного состава.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1)      информационная открытость закупки;

2)     равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)      целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4)      отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Дробление закупки – экономически не выгодно, так как повлечет дополнительные расходы на многократную доставку товаров по одним и тем же маршрутам. Если Заказчик разделит лот, то увеличит издержки и нарушит пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Вместе с тем, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно формирования предмета закупки, в том числе отдельных лотов, при соблюдении заказчиками требований части 6.1 статьи 3 и положений статьи 4 Закона о закупках. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и Положением, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

Таким образом, доводы Заявителя о проведении другими Заказчиками, структурными подразделениями ОАО «РЖД» конкурсных процедур отличными от настоящего Аукциона необоснованны.

Документация о закупке не содержит условия для участника личного выполнения услуг по поставке товаров. Участник закупки для поставки непрофильных для него товаров имеет возможность привлечь субисполнителей, а также коллективное участие по договору товарищества, что создает условия для обеспечения широкого круга участников закупки.

Отсутствие у того или иного хозяйствующего субъекта необходимой для участия возможности поставки товаров само по себе не является доказательством, подтверждающим, что объединение заказчиком необходимого товара разных групп в один лот приводит к ограничению конкуренции.

Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупке, действия каждого из них влияют на результат закупки, победителем которой определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

Позиции технического задания Аукциона являются товарами широкого потребления и не предусматривают у потенциального участника наличие профильной направленности по поставкам.

В техническом задании отсутствуют отсылки к какому-либо производителю или маркам, кроме того, на большинство товаров предусмотрены параметры эквивалентности. Так же в документации к Аукциону отсутствуют требования к участникам о наличие опыта таких поставок, а также связей с производителями и предоставлении сертификатов на продукцию на момент подачи заявки. Все это говорит об отсутствии в аукционе необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки

Нормы, предусмотренные пунктом 2 частью 1 статьи 3, частью 1 статьи 2 Закона о закупках, непосредственного запрета на объединение товаров в один лот различных товаров, работ, услуг не содержат, само по себе такое не является нарушением принципов, предусмотренных Законом о закупках.

В настоящее время на участие в Аукционе на Электронную площадку «РТС-тендер» www.rts-tender.ru подано 7 заявок, что свидетельствует о неограниченном круге участников, конкурентноспособной закупке и отсутствием ограничения конкуренции.

Указание Заявителем в обоснование жалобы на проведенный аналогичный аукцион №5065/ОАЭ-ЦДЗС/21 на право заключения договора поставки материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава, где совмещена продукция гигиеническая и изоляционная так же подтверждает об отсутствии ограничения конкуренции, расширения круга участников закупки. Для участия в аукционе №5065/ОАЭ-ЦДЗС/21 было подано 3 заявки, допущено 2 заявки, в то же время, в настоящем Аукционе уже поступило 7 заявок.

Ограничением конкуренции может быть признано не любое ограничение круга потенциальных участников путем установления определенных требований к участникам, а лишь незаконное ограничение круга потенциальных участников закупки путем установления требований, не соответствующих положениям Закона о закупках. В данном случае отсутствует направленность действий ОАО «РЖД» на ограничение конкуренции.

Данная позиция подтверждается решениями антимонопольных служб России: по делу №368/2011-3/2, по делу №077/07/00-3791/2020, по делу №023/07/3-5905/2021, по делу № 077/07/00-11797/2019.

В связи с вышеизложенным, при проведении открытого аукциона № 4931/ОАЭ-ЦДЗС/21 на право заключения договора поставки материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава не имеется признаков нарушения антимонопольного законодательства и требований Законов о закупке и об ограничении конкуренции, требования Аукционной документации соответствуют требованиям Закона о закупках и Положения о закупке ОАО «РЖД».

В связи с подачей жалоб приостановлена процедура закупки и обеспечение продукцией предприятий железнодорожного транспорта, что препятствует осуществлению хозяйственной деятельности и нарушает права и законные интересы ОАО «РЖД» в сфере экономической (закупочной) деятельности.

ООО «МАКС и Ко» дополнительно сообщило следующее.

1. Позиция о наличии в действиях заказчика ограничения конкуренции при объединении указанных в закупке товаров в один лот.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны в том числе предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках (при необходимости).

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

При этом одним из базовых принципов Закона о закупках является принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Таким образом, товары, подлежащие к поставке, функционально и технически не связаны между собой, поскольку в рамках одной закупки поставляются товары, представленные на рынке разными поставщиками и производителями, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.

2. В ходе заседания представить Заказчика ссылалась на то, что электроизоляционная продукция, в том числе стеклотекстолит, входят в экипировку поездного электромеханика, который обслуживает пассажирский состав.

В Распоряжении ОАО «РЖД» от 16 февраля 2021 г. № 306/р «Об утверждении типовой инструкции по организации работы поездного электромеханика», установлен Перечень инструмента, запасных частей и материалов для поездного электромеханика.

ООО «МАКС и Ко» изучив Приложение № 2 к Инструкции, установило, что в Комплект запасных частей и материалов в штабном вагоне (техническая аптечка), входит единственный товар - Лента изоляционная прорезиненная тип I, в количестве 1 ШТУКА.

С учетом изложенного, Заказчик ошибочно указывает на то, что электроизоляционная продукция и в том числе Стеклотекстолит входит в состав технической аптечки ПЭМ.

3. Относительно возможности (невозможности) участия ООО «МАКС и Ко» в указанной закупке, заключив договор простого товарищества с поставщиком бумаги или заключив договор субподряда на поставку бумаги в связи с отсутствием в документации условия о выполнении поставки лично. Обоснование довода о невозможности участия в данной закупке профильных компаний.

Общество отмечает, что согласно Техническому заданию аукциона, изоляционная продукция составляет примерно 5-10% от общей закупки, т.е. около 90% составляет продукция бумажная, в том числе гигиеническая.

Таким образом, Общество, как не профильная компания несет огромные риски при заключении договора простого товарищества с компанией, занимающейся бумажной продукцией.

При заключении договора простого товарищества или заключив договор субподряда, исполнение договора поставки ставится в зависимость от действий третьих лиц, добросовестности третьих лиц.

4. Обоснование невозможности одновременной поставки указанных товаров, в том числе описание способа транспортировки, доставки, хранения указанных категорий товаров. 

Следует отметить, что требования к транспортировке различной продукции, установлены ГОСТ, в том числе для бумажной и гигиенической продукции ГОСТ 1641-75, ГОСТ Р 52354-2005 и ГОСТ 6658-75, для электроизоляционных материалов ГОСТ 23216-78.

Для каждого вида товара имеется свой ГОСТ, который предусматривает условия транспортировки, в том числе и хранения, и транспортировка гигиенической бумажной продукции и стройматериалов (стеклотекстолит), изоляционной продукции, совместно не возможна.

С учетом изложенного выше, ООО «МАКС и Ко» настаивает на доводах Жалобы и доводах настоящей Письменной позиции и просит:

 1. Обязать Заказчика привести документацию открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4931/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора поставки материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава в соответствие с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции», исключив требования и положения, ограничивающие конкуренцию.

2. Провести проверку документации открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4931/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора поставки материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава в соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

Дополнительно ОАО «РЖД» сообщило следующее.

I. В аукционной документации отсутствует ограничение конкуренции.

Согласно пункту 82 Положения о закупке ОАО «РЖД»,  при формировании лота не допускается ограничение конкуренции между участниками путем включения в один лот товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом конкурентной закупки, за исключением случаев, когда такое включение обусловлено необходимостью выполнения комплекса работ, оказания комплекса услуг, комплексной поставки товаров, и/или случаев, когда включение таких товаров, работ, услуг позволит сократить издержки заказчика, эффективно расходовать денежные средства.

Предметом закупки открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства № 4931/ОАЭ-ЦДЗС/22 являются материалы для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава. К пассажирскому подвижному составу относятся пассажирские вагоны и моторвагонные секции – электропоезда (в том числе повышенной комфортности).

Предмет закупки (лот) сформирован с учетом потребности Заказчика для обеспечения  экипировки и содержания пассажирского подвижного состава (электропоезда и поезда дальнего следования).

Документация о закупке не ограничивает конкуренцию, так как не содержит условия для участника личного выполнения услуг по поставке товаров. Участник закупки для поставки непрофильных для него товаров имеет возможность привлечь субисполнителей, а также коллективное участие по договору товарищества, что создает условия для обеспечения широкого круга участников закупки.

Отсутствие у того или иного хозяйствующего субъекта необходимой для участия возможности поставки товаров само по себе не является доказательством, подтверждающим, что объединение заказчиком необходимого товара разных групп в один лот приводит к ограничению конкуренции.

Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупке, действия каждого из них влияют на результат закупки, победителем которой определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

Позиции технического задания Аукциона являются товарами широкого потребления и не предусматривают у потенциального участника наличие профильной направленности по поставкам. В техническом задании отсутствуют отсылки к какому-либо производителю или маркам, кроме того, на большинство товаров предусмотрены параметры эквивалентности. Так же в документации к Аукциону отсутствуют требования к участникам о наличие опыта таких поставок, а также связей с производителями и предоставлении сертификатов на продукцию на момент подачи заявки. Все это говорит об отсутствии в аукционе ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 года № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников торгов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Таким образом, законодатель наделил Заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к участникам, к составу их заявок, критерии и порядок оценки заявок, перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям. При этом именно потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).

На отсутствие ограничения конкуренции указывает и тот факт, что в настоящее время на участие в Аукционе на Электронную площадку «РТС-тендер» www.rts-tender.ru подано 7 заявок.

Вышеизложенное свидетельствует о конкурентноспособной закупке с  неограниченным кругом участников и отсутствием ограничения конкуренции.

II.  Разделение указанных в Аукционе групп товаров, на лоты экономически нецелесообразно.

1. С точки зрения технологических особенностей производства товаров, предусмотренных в техническом задании к Аукциону, выделять надлежит большое количество групп материалов (не менее 6). А именно, резинотехническая и ПВХ продукция (ленты изоляционные прорезиненные и ПВХ), производство пластмасс (ФУМ, стеклотекстолиты, лакоткань), производство полиуретана  (поролон), лента ЛЕСБ хоть производится из стеклянных волокон, но изготавливается на ткацких станках, также как и электроизоляционный материал лакоткань, в основу которой входят ткани из шелка и капрона. Группа гигиенической бумаги также подразделена на формы выпуска продукции, а именно листовая и рулонная (необходимая Заказчику и заявленная к поставке, включенная в Аукцион).

Как пример, один из крупнейших и наиболее известный картонно-бумажный комбинат ЗАО «Народное предприятие Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат им. С.П. Титова» (всем известная туалетная бумага из Набережных Челнов), производит гигиеническую бумагу только в рулонах, но не листовую, чему свидетельствует информация с официального сайта компании. А компания ООО «Проспер-7» – известный производитель одноразовых гигиенических покрытий на унитаз, за сайте компании предлагает к поставке одноразовые покрытия, салфетки и полотенца бумажные исключительно в листах, но не в рулонах.

2. Экономически нецелесообразно разделять товары в Аукционе в связи с тем, что расходы на перевозку возрастут в несколько раз. Большой объем груза принимается к перевозке из расчета грузоподъемности и наполняемости автотранспорта. При транспортировке грузов, в маленьких объемах транспортными компаниями формируются сборные грузы, которые предварительно аккумулируются в терминалах (складах) перевозчика и соответственно стоимость доставки возрастает.

3. Разделение групп товаров, предусмотренных в Аукционе, на отдельные мелкие лоты не привлечет, а отвергнет потенциальных участников, поставщиков в связи несопоставимыми затратами участников - рабочего времени, материальных ресурсов (регистрация на ЭТЗП, эл.ключ, курьерская доставка документации, перевозка, возможные штрафы за просрочку поставки и пр.) и с малой прибылью. В свою очередь данные факты ставят под угрозу выполнение плана поставки и как следствие несоблюдение графика движения поездов, надлежащее обслуживание пассажирского подвижного состава, несоблюдение требований законодательства о безопасности перевозки пассажиров.

4. Также подобное разделение на лоты привело бы к значительному росту необходимых трудовых затрат ОАО «РЖД»: заключение шести договоров вместо одного, количество оформляемых первичных учетных документов (разнарядок, счетов фактур, платежных поручений, актов сверок и пр.), что в свою очередь влечет необходимость привлечения большего числа работников, увеличение штата Заказчика и увеличение фонда оплаты труда в 6 раз.

Экономически нецелесообразно для ОАО «РЖД» выделение нескольких лотов по Аукциону и в связи с дополнительными расходами ОАО «РЖД» связанными со своевременным и полным удовлетворением потребностей в товарах конечного заказчика (функционального потребителя закупки). При разделении на несколько лотов увеличатся затраты на неоднократную доставку товаров по разным накладным от разных поставщиков со складов заказчика до пунктов экипировки и обслуживания пассажирских вагонов и моторвагонного подвижного состава.  Указанные дополнительные затраты заказчика возрастут минимум в 6 раз. Внутритранспортная стоимость перевозки материалов составляет 757,38 руб/10 км на основании стоимости услуг по договору оказания автотранспортных услуг от 17.06.2015 г. №1535453 и дополнительного соглашения к нему от 30.09.2022 г. Учитывая удаленность пунктов экипировки подвижного состава от складов заказчика и места поставки (Алтайский край, Омская, Кемеровская и Новосибирские области) деление на несколько лотов экономически нецелесообразно. 

Так же разделение на лоты и как следствие заключение нескольких договоров с разными поставщиками несет риски непоставки отдельных товаров от разных поставщиков. Экипировка и обслуживание пассажирских вагонов пригородного подвижного состава и поездов дальнего следования требует наличия необходимых материалов в заявленной номенклатуре и объеме и не приемлет не полного укомплектования материалами (товарами). Выпуск в рейс пассажирского подвижного состава, не соответствующего санитарно-техническим требованиям не допустимо, может привести к срыву графика движения поездов, что в свою очередь несет экономические риски, связанные с возмещением убытков пассажирам, вред деловой репутации заказчика и возможной упущенной выгоды. Так же возникает риск убытков заказчика в виде привлечения к административной ответственности в виде штрафа и/или приостановление деятельности до 90 суток, что приведет к значительным убыткам ОАО «РЖД».

 III. В соответствии с условиями Аукциона способ доставки не конкретизирован и осуществляется на усмотрение участников самостоятельно - поставка автомобильным или железнодорожным транспортом.

Места  поставки товаров определены:

644049, г. Омск, ул. Барабинская, д.16;

650066, Кемеровская область, Топкинский район, г. Топки, ул. Пролетарскся, 109;

630003, г. Новосибирск, ул. Владимировская, д.24,

656015, г. Барнаул, ул. Привокзальная, д.6.

IV.  Поездной электромеханник осуществляет контроль за работой узлов и деталей пассажирских вагонов, в том числе вагонов-ресторанов, почтовых, багажных, вагонов-салонов, служебных и служебно-технических вагонов, а также принимает меры к восстановлению работоспособности оборудования пассажирских вагонов (при необходимости). При следовании соединенного пассажирского поезда, а также поезда с прицепными вагонами его обязанности по техническому обслуживанию распространяются на все вагоны данных поездов. При получении информации от поездной бригады, директора вагона-ресторана о неисправности оборудования вагона принимает меры к их устранению, при необходимости информирует диспетчерские центры. В пути следования пассажирского поезда  поездной электромеханник устраняет выявленные неисправности самостоятельно или совместно с работниками поездной бригады. На промежуточных станциях поездной электромеханник выясняет возможные причины посторонних шумов или стуков, возникающих при движении вагонов, проверяет крепление генератора, деталей привода генератора, ящиков с электрооборудованием, состояние контактных коробок, кабелей, разъемных соединений, рычажной передачи, тележек, дефлекторов аккумуляторных ящиков. При обнаружении отказов оборудования, расположенного под вагоном, или неудовлетворительного состояния его предохранительных устройств, принимает меры по обеспечению безопасности движения поезда силами поездной бригады (на промежуточных станциях) или совместно с работниками пункта технического обслуживания. По прибытии поезда в пункт оборота поездной электромеханник обязан проверить техническое состояние оборудования, устранить выявленные в пути следования неисправности.

Предметом закупки открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства № 4931/ОАЭ-ЦДЗС/22 являются материалы для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава. К пассажирскому подвижному составу относятся пассажирские вагоны и моторвагонные секции - электропоезда (в том числе повышенной комфортности).

ГОСТ 32884-2014 Межгосударствнный стандарт эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт железнодорожного подвижного состава (далее – ГОСТ 32884-2014) предусматривает термины и определения. Пункт 31 ГОСТа 32884-2014 содержит - экипирование железнодорожного подвижного состава: комплекс работ по подготовке к эксплуатации железнодорожного подвижного состава, включающий в себя заполнение емкостей материалами, необходимыми для обеспечения функционирования систем железнодорожного подвижного состава, а также снабжение железнодорожного подвижного состава требуемыми расходными материалами и принадлежностями.

Текущее содержание и экипировка пассажирских вагонов сосредоточиваются в пунктах формирования (приписки) и оборота составов, обеспечивая их подготовку в рейс для безопасного движения и культурного обслуживания пассажиров в пути следования.

Содержание подвижного состава включает в себя техническое обслуживание. Различают следующие виды технического обслуживания (ТО) пассажирских вагонов:

•        ТО-1 в составах и в поездах перед каждым отправлением в рейс, а также в поездах в пути следования и на промежуточных станциях;

•        ТО-2 перед началом летних и зимних перевозок, выполняемое в пунктах формирования поездов;

•        ТО-3 – единую ревизию основных узлов и вагона в целом, выполняемую через 6 месяцев после постройки или планового ремонта на специализированных путях с отцепкой вагонов от состава;

•   текущий ремонт (ТР) с отцепкой от составов или поездов с подачей на специализированные пути.

Нормы расхода материалов на техническое обслуживание и текущий ремонт вагонов электропоездов и пассажирских вагонов определены нормативными документами ОАО «РЖД»  для каждого вида вагона (Распоряжение ОАО "РЖД" от 19.11.2021 № 2484/р "Об утверждении норм расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание некупейного пассажирского вагона модели 61-4447 № ПКТБ Н/ЦДМВ-12.5.2087-21",   Распоряжение ОАО «РЖД» от 19.11.2021 № 2483/р «Об утверждении норм расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание пассажирского вагона с местами для сидения модели 61-4458 № ПКТБ Н/ЦДМВ-12.5.2088-21», Распоряжение ОАО «РЖД» от 8.12.2020 № 2700/р «Об утверждении временных нормы расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание и текущий ремонт вагонов электропоезда серии ЭП2Д № ПКТБН/ЦДМВ-07.4.1967-20» и пр.). Материалы, используемые при обслуживании пассажирского подвижного состава, являющиеся предметом закупки, являются расходными, не предполагающими их длительное использование и хранение, поэтому очень важно их наличие в должном объеме и должной номенклатуры постоянно, так как перевозочный процесс и соответственно надлежащее техническое состояние вагонов непрерывный процесс.

V. Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о закупках целями его регулирования является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Обслуживание и экипировка пассажирского подвижного состава неразрывно взаимосвязанные процессы, обеспечивающие непрерывный перевозочный процесс железнодорожным транспортом, в  связи с чем заказчиком, в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупке ОАО «РЖД» проводится открытый аукцион 4931/ОАЭ-ЦДЗС/21 на право заключения договора поставки материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава.

На основании вышеизложенного, ОАО «РЖД» просит признать жалобы ООО «МАКС и Компания» и ООО «Тендерный центр «СТИК» на действия ОАО «РЖД» необоснованными, прекратить их рассмотрение и снять ограничения с проведения Аукциона.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

31.12.2022 ОАО «РЖД» на сайте www.rts-tender.ru разместило извещение и документацию о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4931/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора поставки материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава.

Дата начала подачи заявок – 31.10.2022.

Дата и время окончания подачи заявок – 16.11.2022 07:00 (МСК).

Дата рассмотрения первых частей заявок – 25.11.2022.

Дата и время начала подачи ценовых предложений – 29.11.2022 09:00 (МСК).

Дата и время окончания срока подачи ценовых предложений – 29.11.2022 09:10 (МСК).

Дата рассмотрения вторых частей заявок – 06.12.2022.

Дата подведения итогов – 06.12.2022.

Согласно п. 7 Извещения предмет закупки – поставка материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава.

Согласно Техническому заданию к поставке требуются следующие товары: лента резьбоуплотнительная; лента электроизоляционная термостойкая самослипающаяся; лента электроизоляционная из стеклянных крученных комплексных нитей; лента изоляционная прорезиненная; лента электроизоляционная; лента виниловая герметизирующая в рулоне; лента для устранения повреждений оболочки кабеля линий связи; лента для устранения повреждений оболочки кабеля; лента смоляная; лакоткань электроизоляционная; стеклотекстолит электротехнический листовой 3 мм; стеклотекстолит электротехнический листовой 8 мм; лента для электропомышленности; поролон повышенной жесткости; обои на флизилиновой основе под покраску; салфетки бумажные однослойные цветные; покрытие гигиеническое одноразовое на сиденья для унитазов; покрытие гигиеническое одноразовое однослойное на сиденья для унита; полотенца бумажные двухслойные листовые с z-сложением в пачке; полотенце бумажное однослойное в рулоне на втулке; полотенце бумажное двухслойное с тиснением в рулоне; полотенце бумажное листовое двухслойное в пачке; полотенце бумажное листовое однослойное из вторичного сырья в пачке; бумага туалетная однослойная в рулоне; бумага туалетная двухслойная в упаковке; бумага туалетная однослойная в рулоне.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о закупках целями его регулирования является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Основными критериями для определения технологической и функциональной взаимосвязи являются единая сфера применения товаров, их целевое назначение, сходная специфика и методы работы.

Когда в лоте объединены разные товары, работы или услуги, наличие функциональной и технологической связи определяется общей сферой применения товаров, их целевым назначением, достижением единой цели, а именно следующими критериями:

- необходимость в использовании оборудования как единого комплекса, в качестве единой технологической цепочки;

- направленность на предотвращение несовместимости и ненадлежащей работы комплекса оборудования;

- товары являются однородными по своему потребительскому назначению, что предполагает их аналогичность и взаимозаменяемость; в связи с этим их объединение в один лот допустимо и не влечет ущемления прав и законных интересов участников закупки;

- между товарами существует функциональная связь, обусловленная достижением одной цели, максимального результата.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на то, что обоснование наличия или отсутствия технологической и функциональной взаимосвязи неодноименностью, неоднородностью и невзаимозаменяемостью товаров со ссылками на Номенклатуру товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, ОКВЭД является неверным. При этом Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отметил, что указанные нормативно-правовые акты имеют иные цели правового регулирования, нежели Закон о защите конкуренции, а отсутствие признаков аналогичности, одноименности и взаимозаменяемости не может подтверждать отсутствие технической и функциональной связанности, приведенной в статье 17 Закона о защите конкуренции, свидетельствуя лишь о неоднородности работ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2013 № 11604/12).

Согласно пояснениям ОАО «РЖД» для надлежащего и качественного обеспечения бесперебойного перевозочного процесса железнодорожным подвижным составом, необходимо обеспечить экипировку и содержание поездов. Предмет закупки (лот) сформирован с учетом потребности Заказчика для обеспечения экипировки и содержания пассажирского подвижного состава (электропоезда и поезда дальнего следования). Экипировка и содержание железнодорожного подвижного состава неразрывно связанные процессы, обеспечивающие безопасность и комфорт пассажиров, грузоотправителей.

Экипировка пассажирских вагонов осуществляется в соответствии со стандартом СТО ФПК 1.21.003-2021, который регламентирует требования к оснащенности пассажирских вагонов всех типов и классов жестким инвентарем, оборудованием и расходными материалами, в том числе и гигиенической бумагой. Кроме того, в составе каждой поездной бригады присутствует поездной электромеханик, осуществляющий в пути техническое обслуживание пассажирских вагонов.

 Поездной электромеханик осуществляет контроль за работой узлов и деталей пассажирских вагонов, в том числе вагонов-ресторанов, почтовых, багажных, вагонов-салонов, служебных и служебно-технических вагонов, а также принимает меры к восстановлению работоспособности оборудования пассажирских вагонов (при необходимости). При следовании соединенного пассажирского поезда, а также поезда с прицепными вагонами его обязанности по техническому обслуживанию распространяются на все вагоны данных поездов. При получении информации от поездной бригады, директора вагона-ресторана о неисправности оборудования вагона принимает меры к их устранению, при необходимости информирует диспетчерские центры. В пути следования пассажирского поезда поездной электромеханик устраняет выявленные неисправности самостоятельно или совместно с работниками поездной бригады. При обнаружении отказов оборудования, расположенного под вагоном, или неудовлетворительного состояния его предохранительных устройств, принимает меры по обеспечению безопасности движения поезда силами поездной бригады (на промежуточных станциях) или совместно с работниками пункта технического обслуживания. По прибытии поезда в пункт оборота поездной электромеханник обязан проверить техническое состояние оборудования, устранить выявленные в пути следования неисправности. Моторвагонные секции также обслуживаются в соответствии с нормами расхода материалов, которые включают разные электроизоляционные материалы (ткани, картоны, стеклотекстолиты). На полигоне Западно-Сибирской железной дороги эксплуатируются электропоезда повышенной комфортности ЭД4М, оборудованные туалетами, которые в обязательном порядке экипируются туалетной бумагой и средствами гигиены. Предмет закупки (лот) сформирован с учетом потребности Заказчика для обеспечения экипировки и содержания пассажирского подвижного состава, в целях более эффективного расходования денежных средств, оптимизации трудовых и временных затрат, а также соблюдения надлежащего санитарно-технического состояния пассажирского подвижного состава.

ГОСТ 32884-2014 Межгосударствнный стандарт эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт железнодорожного подвижного состава (далее – ГОСТ 32884-2014) предусматривает термины и определения. Пункт 31 ГОСТа 32884-2014 содержит - экипирование железнодорожного подвижного состава: комплекс работ по подготовке к эксплуатации железнодорожного подвижного состава, включающий в себя заполнение емкостей материалами, необходимыми для обеспечения функционирования систем железнодорожного подвижного состава, а также снабжение железнодорожного подвижного состава требуемыми расходными материалами и принадлежностями.

Текущее содержание и экипировка пассажирских вагонов сосредоточиваются в пунктах формирования (приписки) и оборота составов, обеспечивая их подготовку в рейс для безопасного движения и культурного обслуживания пассажиров в пути следования.

Содержание подвижного состава включает в себя техническое обслуживание. Различают следующие виды технического обслуживания (ТО) пассажирских вагонов:

• ТО-1 в составах и в поездах перед каждым отправлением в рейс, а также в поездах в пути следования и на промежуточных станциях;

• ТО-2 перед началом летних и зимних перевозок, выполняемое в пунктах формирования поездов;

• ТО-3 – единую ревизию основных узлов и вагона в целом, выполняемую через 6 месяцев после постройки или планового ремонта на специализированных путях с отцепкой вагонов от состава;

• текущий ремонт (ТР) с отцепкой от составов или поездов с подачей на специализированные пути.

Нормы расхода материалов на техническое обслуживание и текущий ремонт вагонов электропоездов и пассажирских вагонов определены нормативными документами ОАО «РЖД»  для каждого вида вагона (Распоряжение ОАО «РЖД» от 19.11.2021 № 2484/р «Об утверждении норм расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание некупейного пассажирского вагона модели 61-4447 № ПКТБ Н/ЦДМВ-12.5.2087-21»,   Распоряжение ОАО «РЖД» от 19.11.2021 № 2483/р «Об утверждении норм расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание пассажирского вагона с местами для сидения модели 61-4458 № ПКТБ Н/ЦДМВ-12.5.2088-21», Распоряжение ОАО «РЖД» от 8.12.2020 № 2700/р «Об утверждении временных нормы расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание и текущий ремонт вагонов электропоезда серии ЭП2Д № ПКТБН/ЦДМВ-07.4.1967-20» и пр.). Материалы, используемые при обслуживании пассажирского подвижного состава, являющиеся предметом закупки, являются расходными, не предполагающими их длительное использование и хранение, поэтому важно их наличие в должном объеме и должной номенклатуры постоянно, так как перевозочный процесс и соответственно надлежащее техническое состояние вагонов непрерывный процесс.

Учитывая вышеуказанное, данная закупка состоит из предметов, предназначенных для экипировки и содержания подвижного состава, между товарами существует функциональная связь, обусловленная достижением одной цели – экипировка и содержание подвижного состава.

При этом документация о закупке не содержит условия для участника личного выполнения услуг по поставке товаров. Участник закупки для поставки непрофильных для него товаров имеет возможность привлечь субисполнителей, а также коллективное участие по договору товарищества, что создает условия для обеспечения широкого круга участников закупки.

Позиции технического задания Аукциона не являются уникальными товарами и не предусматривают у потенциального участника наличие профильной направленности по поставкам.

В техническом задании отсутствуют отсылки к какому-либо производителю или маркам, на большинство товаров предусмотрены параметры эквивалентности. Так же в документации к Аукциону отсутствуют требования к участникам о наличие опыта таких поставок, а также связей с производителями и предоставлении сертификатов на продукцию на момент подачи заявки.

На участие в Аукционе на момент подачи жалобы было подано 7 заявок, что также свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.

ООО «МАКС и Ко» не представлено обоснований и объективных доказательств невозможности участия в данной закупке профильных компаний, в том числе ООО «МАКС и Ко» путем привлечения субисполнителей, а также коллективного участия по договору товарищества. Довод подателя жалобы о том, что ООО «МАКС и Ко», как не профильная компания несет огромные риски при заключении договора простого товарищества с компанией, занимающейся бумажной продукцией, не подтвержден объективными данными.

Также подателем жалобы не представлено подтверждение довода о том, что изоляционные, электроизоляционные ленты, используются только для ремонта двигателей локомотива, а не для экипировки подвижного состава (в том числе).

Кроме того, особенности доставки товаров не является доказательством невозможности их объединения в один лот, так как закупочной документацией не установлены ограничения по способу доставки товара.

Хозяйствующий субъект вправе доставить товар как собственными силами (с использованием собственной транспортной инфраструктуры), так и воспользоваться услугами перевозчиков.

Те или иные особенности транспортирования товара не ставят ни одного из потенциальных участников торгов в более выгодные условия участия в закупки, так как распространяются в равной степени на всех хозяйствующих субъектов.

Исследовав и оценив имеющуюся в деле информацию, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, установив, что данные товары закупаются для одной цели – экипировки и содержания подвижного состава, учитывая специфику деятельности заказчика и цель применения указанных товаров, принимая во внимание количество поступивших для участия заявок, учитывая, что требуемый к поставке товар не является уникальным, а в документации отсутствуют условия для участника личного выполнения услуг по поставке товаров или условия  о наличии профильной направленности по поставкам, а также недоказанность невозможности участия в закупке подателями жалобы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4931/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора поставки материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава нарушения порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «МАКС и Компания» (вх. №18125-ЭП/22 от 15.11.2022, №18245-ЭП/22, №18261-ЭП/22 от 16.11.2022) на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4931/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора поставки материалов для экипировки и содержания пассажирского подвижного состава необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны