Решение №054/01/17.1-1279/2021 в отношении администрации Усть-Луковского сельсовета Ордынск... от 30 августа 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 19 августа 2021 года г. Новосибирск
Решение в полном объёме изготовлено 30 августа 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
…
рассмотрев дело № 054/01/17.1-1279/2021 от 29.06.2021, возбужденное по признакам нарушения администрацией Усть-Луковского сельсовета Ордынского района Новосибирской области (633263, Новосибирская область, Ордынский район, с. Усть-Луковка, ул. П. Савостиной, 23, ОГРН: 1025404499163, Дата присвоения ОГРН: 24.12.2002, ИНН: 5434100656, КПП: 543401001) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
в присутствии <...>
УСТАНОВИЛА:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление прокуратуры Ордынского района Новосибирской области (вх. № 5129э от 29.03.2021 г.), в котором сообщалось, что прокуратурой Ордынского района Новосибирской области в ходе проверки исполнения законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации на территории Ордынского района, выявлены нарушения, а именно: в ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ администрацией Филипповского сельсовета газораспределительные системы, находящиеся в собственности муниципального образования, переданы ООО «Газпром газораспределение Томск» для транспортировки газа населению без заключения договоров аренды, либо концессионных соглашений.
Так, администрация сельсовета Усть-Луковского сельсовета Ордынского района Новосибирской области и ООО «Газпром газораспределение Томск» заключили муниципальный контракт № Н2-21/1860 на техническое, аварийно-диспетчерское обслуживание и ремонт газопровода от 17.02.2021 г., при этом ООО «Газпром газораспределение Томск» в рамках муниципального контракта № Н2-21/1860 на техническое, аварийно-диспетчерское обслуживание и ремонт газопровода фактически осуществляет не только техническое, аварийно-диспетчерское обслуживание и ремонт газопровода, но хозяйственную деятельность, а именно транспортирование газа населению.
В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 44, ч. 12 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении администрации Филипповского сельсовета Ордынского района Новосибирской области возбуждено дело № 054/01/17.1-1279/2021 (приказ № 125 от 29.06.2021) по признакам нарушения ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Администрация Усть-Луковского сельсовета Ордынского района Новосибирской области в адрес Новосибирского УФАС России следующие пояснения по существу дела.
Проведенная оценка рыночной стоимости размера арендной платы за муниципальное имущество (объекты газоснабжения с. Кирза, с. Рогалево, с. Усть-Луковска и с. Филиппово в Ордынском районе Новосибирской области, назначение :9 иные Сооружения производственного назначения. Протяженностью 23664,0 м. Адрес (местоположение): Новосибирская область, Ордынский район, с. Усть-Луковка для заключения договора аренды от 22.03.2021 г., в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2021 г., с ООО «Газпром газораспределение Томск».
В случае отсутствия договора, подтверждающего право собственности или законного владения ООО «Газпром газораспределение Томск» межпоселковым газопроводом «Газопровод межпоселковый ГРС» «Ордынское» - с. Кирза, с. Рогалево, с. Усть-Луковка и с. Филиппово в Ордынском районе Новосибирской области, будет проведен аукцион для заключения договора аренды.
ООО «Газпром газораспределение Томск» в своих пояснениях сообщило следующее.
ООО «Газпром газораспределение Томск» является газораспределительной организацией, оказывающей услуги по транспортировке природного газа потребителям на территории города Новосибирска и Новосибирской области.
Кроме того, ООО «Газпром газораспределение Томск» является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по техническому, аварийно-диспетчерскому обслуживанию и ремонту объектов газораспределительной системы.
Между ООО «Газпром газораспределение Томск» и Администрацией Усть-Луковского сельсовета Ордынского района Новосибирской области заключен Муниципальный контракт от 17.02.2021 № Н2-21/1860, в рамках которого ООО «Газпром газораспределение Томск» приняты на себя обязательства по техническому, аварийно-диспетчерскому обслуживанию и ремонту объектов газораспределительной системы, предусмотренные условиями Муниципального контракта от 17.02.2021 № Н2-21/1860. Обслуживаемое имущество не передается с баланса на баланс сторон, ООО «Газпром газораспределение Томск» не несет расходы на содержание обслуживаемого имущества и, соответственно, не включает их в тариф на транспортировку газа потребителям.
В рамках заключенного Муниципального контракта от 17.02.2021 № Н2-21/1860 ООО «Газпром газораспределение Томск» на возмездной основе выполняются работы по техническому обслуживанию согласно Перечню (графику) работ, осуществляется круглосуточное аварийно- диспетчерское обслуживание, работы по текущему ремонту и ликвидации аварийных ситуаций выполняются по мере возникновения необходимости, оформляются отдельными сметами и актами выполненных работ.
Доходы и расходы ООО «Газпром газораспределение Томск», возникающие вследствие осуществления мероприятий по Муниципальному контракту от 17.02.2021 № Н2-21/1860 на техническое, аварийно-диспетчерское обслуживание и ремонт сетей Усть-Луковского сельсовета, в расчете тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям не учитываются.
Утверждение о том, что ООО «Газпром газораспределение Томск» в рамках заключенного Муниципального контракта от 17.02.2021 № Н2-21/1860 осуществляет деятельность по транспортировке природного газа не соответствует действительности.
В соответствии с п. 4 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных Приказом Федеральной службой по тарифам от 15.12.2009 №411 -э/7 (далее - Методические указания №411-э/7), услуги по транспортировке газа оказываются газораспределительными организациями, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети.
ООО «Газпром газораспределение Томск» не оказывает услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, принадлежащим на правах собственности Администрации Усть-Луковского сельсовета Ордынского района Новосибирской области, поскольку указанные сети не находятся во владении Общества.
Деятельность по транспортировке природного газа Общество осуществляет на объекте: «Газопровод межпоселковый п. Ордынское - п. Чернаково - д. Новый Шарап - с. Красный Яр - с. Верх-Ирмень - с. Новопичугово Ордынского района НСО», находящего во владении ООО «Газпром газораспределение Томск» на основании Договора субаренды от 29.12.2017 № Упр 2-059/17//3-17/4225, заключенного с АО «Газпром газораспределение».
То есть, ООО «Газпром газораспределение Томск» осуществляет транспортировку газа по своим сетям, и в том числе потребителям, подключенным к сетям Администрации, не входящих в зону обслуживания Общества.
В соответствии с п. 18 Методических указаний №411-э/7 на транспортировку газа, проходящего по газораспределительным сетям данной ГРО и предназначенного для газоснабжения конечных потребителей, не входящих в зону обслуживания данной ГРО (далее - транспортировка газа в транзитном потоке), устанавливается отдельный тариф (далее - транзитный тариф).
Согласно п. 51 и 52 Методических указаний №411-э/7 вид транспортировки газа конечному потребителю определяется, исходя из протяженности газораспределительных сетей от газораспределительной станции до конечного потребителя, принадлежащих ГРО, а именно:
- в случае, если протяженность газораспределительных сетей одной ГРО, по которым осуществляется транспортировка газа в транзитном потоке, составляет свыше 80 % от общей протяженности транспортировки до сетей конечного потребителя, то данная ГРО рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа в транзитном потоке по установленному для нее тарифу на транспортировку;
-в случае, если суммарная протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО, чьи газопроводы непосредственно примыкают к сетям конечного потребителя, составляет менее 20% от общей протяженности транспортировки по газораспределительным сетям до сетей указанного конечного потребителя, то данная ГРО рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа в транзитном потоке по установленному для нее транзитному тарифу.
Поскольку потребители Усть-Луковского сельсовета не имеют непосредственного примыкания к сетям Общества, учитывая технологическую систему газоснабжения Ордынского района Новосибирской области, подтверждающую отсутствие иных газораспределительных организаций, владеющих газораспределительными сетями от газопровода, принадлежащего Обществу, до объекта потребителей, и учитывая положения п. 51-52, 54 Методических указаний №411-э/7, имущественная принадлежность внутрипоселковых сетей не влияет на метод транспортировки газа, а также на действующий тариф по транспортировке газа.
Относительно подключения к сетям газораспределения жителей Усть-Луковского сельсовета Ордынского района Новосибирской области сообщаю следующее.
Подключение жителей Усть-Луковского сельсовета возможно именно к газопроводам, принадлежащим Администрации.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила № 1314).
В соответствии с п. 2 Правил № 1314:
- «исполнитель» - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов при выполнении условий пункта 34 данных Правил, а также газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов;
- «основной абонент» - юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином законном основании объектом сети газораспределения и (или) газопотребления.
Согласно Правилам № 1314, если подключение объекта капитального строительства возможно к сетям газораспределения, принадлежащим третьему лицу (основному абоненту), то выдача технических условий на подключение и заключение договора о подключении возможны при наличии согласия основного абонента на подключение к его сетям (п. 2, пп. «е» п. 8, п. 34, пп. «ж» п. 69 Правил № 1314).
Ввиду наличия согласия Администрации Усть-Луковского сельсовета Ордынского района Новосибирской области, как основного абонента, подключение объектов жителей данного населенного пункта производится от сетей, принадлежащих Администрации.
При отсутствии согласия Администрации Усть-Луковского сельсовета Ордынского района Новосибирской области, как основного абонента, Общество будет рассматривать подключение к сетям, в отношении которых является Исполнителем, в соответствии с Правилами № 1314.
На основании вышеизложенного производство по делу подлежит прекращению, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
17.02.2021 года между администрацией Усть-Луковского сельсовета Ордынского района Новосибирской области и ООО «Газпром газораспределение Томск» был заключен муниципальный контракт № Н2-21/1860 на техническое, аварийно-диспетчерское обслуживание и ремонт газопровода на срок по 31.12.2021 г.
В рамках данного муниципального контракта на техническое, аварийно-диспетчерское обслуживание и ремонт газопровода от 17.02.2021 № Н2-21/1860 ООО «Газпром газораспределение Томск» приняты на себя обязательства по техническому, аварийно-диспетчерскому обслуживанию и ремонту объектов газораспределительной системы, предусмотренных условиями контракта. Обслуживаемое имущество не передается с баланса на баланс сторон, ООО «Газпром газораспределение Томск» не несёт расходы на содержание обслуживаемого имущества.
Договоры на поставку газа жителями Усть-Луковского сельсовета заключены с ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск».
Согласно указанным договорам поставщик обязуется поставлять, а покупатель принимать и оплачивать газ. Местом приема-подачи газа и перехода права собственности на газ (в момент его передачи) от поставщика к покупателю по точке подключения покупателя является выход из ГРС Ордынское.
Договор транспортировки газа с газораспределительной организацией (далее – ГРО) от места приема-передачи газа до своих сетей заключает покупатель.
При этом между ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» и ООО «Газпром газораспределение Томск» (далее - газораспределительная организация, ГРО) заключен договор № ИФ 1-14/21 от 29.12.2013 на услуги по транспортировке газа населению по газораспределительным сетям.
Согласно п. 2.1. договора № ИФ 1-14/21 от 29.12.2013, ГРО оказывает услуги по транспортировке газа, в том числе в транзитном потоке, поставляемого ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» населению по газораспределительным сетям, находящимся в собственности или на иных законных основаниях у ГРО, а ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» оплачивать услуги ГРО, исходя из фактических объемов транспортировки газа.
Согласно п. 2.2 договора № ИФ 1-14/21 от 29.12.2013, ГРО оказывает услуги по транспортировке газа ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск», в том числе в транзитном потоке, по газораспределительным сетям, находящимся в собственности и на иных законных основаниях у ГРО, до мест присоединения к ним газопроводов, принадлежащих другим собственникам, что подтверждается технической документацией.
Согласно п. 6.1 договора № ИФ 1-14/21 от 29.12.2013, тарифы на услуги по транспортировке газа, в том числе в транзитном потоке, устанавливаются уполномоченными государственными органами. В случае, если тариф на услуги по транспортировке газа в транзитном потоке не утвержден уполномоченным государственным органом, то стороны при определении стоимости услуг транспортировки газа в транзитном потоке руководствуются «Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям», утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам № 411-э/7 от 15.12.2009 г. (далее - Методические указания №411-э/7).
На объектах «Газопровод межпоселковый п. Ордынское - п. Чернаково- д. Новый Шарап - с. Красный Яр - с. Верх-Ирмень - с. Новопичугово Ордынского района НСО» и «Газопровод межпоселковый ГРС «Ордынское» - с. Усть-Луковка - с. Рогалево - с. Филиппово - с. Кирза Ордынского района НСО» ООО «Газпром газораспределение Томск» осуществляет транспортировку газа потребителям, подключенным к сетям (согласно п. 6 – 9 ответа ООО «Газпром газораспределение Томск» (вх. № 11026 от 22.06.2021 г., вх. № 11003э от 22.06.2021 г., вх. № 11007э от 22.06.2021 г.).
Деятельность по транспортировке природного газа осуществляется на основании Методических указаний № 411-э/7.
В соответствии с п. 4 Методических указаний № 411-э/7, услуги по транспортировке газа оказываются газораспределительными организациями, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети.
В соответствии с п. 4 Методических указаний № 411-э/7 услуги по транспортировке природного газа оказываются всем потребителям услуг по транспортировке газа, получившим доступ к газораспределительным сетям, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1370 «Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям».
Деятельность по транспортировке природного газа ООО «Газпром газораспределение Томск» осуществляет на объекте: «Газопровод межпоселковый п. Ордынское - п. Чернаково - д. Новый Шарап - с. Красный Яр - с. Верх-Ирмень - с. Новопичугово Ордынского района НСО», находящегося во владении ООО «Газпром газораспределение Томск» на основании Договора субаренды от 29.12.2017 № Упр 2-059/17//3- 17/4225, заключенного с АО «Газпром газораспределение».
То есть, ООО «Газпром газораспределение Томск» осуществляет транспортировку газа по своим сетям, и в том числе потребителям, подключенным к сетям Усть-Луковского сельсовета Ордынского района Новосибирской области и не входящих в зону обслуживания Общества.
В соответствии с п. 18 Методических указаний №411-э/7 на транспортировку газа, проходящего по газораспределительным сетям данной ГРО и предназначенного для газоснабжения конечных потребителей, не входящих в зону обслуживания данной ГРО (далее - транспортировка газа в транзитном потоке), устанавливается отдельный тариф (далее - транзитный тариф).
Согласно п. 51 и 52 Методических указаний №411-э/7 вид транспортировки газа конечному потребителю определяется, исходя из протяженности газораспределительных сетей от газораспределительной станции до конечного потребителя, принадлежащих ГРО, а именно:
- в случае если протяженность газораспределительных сетей одной ГРО, по которым осуществляется транспортировка газа в транзитном потоке, составляет свыше 80 % от общей протяженности транспортировки до сетей конечного потребителя, то данная ГРО рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа в транзитном потоке по установленному для нее тарифу на транспортировку;
- в случае если суммарная протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО, чьи газопроводы непосредственно примыкают к сетям конечного потребителя, составляет менее 20 % от общей протяженности транспортировки по газораспределительным сетям до сетей указанного конечного потребителя, то данная ГРО рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа в транзитном потоке по установленному для нее транзитному тарифу.
Поскольку потребители Усть-Луковского сельсовета не имеют непосредственного примыкания к сетям ООО «Газпром газораспределение Томск», подключение жителей Усть-Луковского сельсовета возможно к газопроводам, принадлежащим администрации Усть-Луковского сельсовета Ордынского района Новосибирской области.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила № 1314).
В соответствии с п. 2 Правил № 1314:
- исполнитель - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов при выполнении условий п. 34 данных Правил, а также газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов;
- основной абонент - юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином законном основании объектом сети газораспределения и (или) газопотребления.
Согласно Правилам № 1314, если подключение объекта капитального строительства возможно к сетям газораспределения, принадлежащим третьему лицу (основному абоненту), то выдача технических условий на подключение и заключение договора о подключении возможны при наличии согласия основного абонента на подключение к его сетям (п. 2, пп. «е» п.8, п.34, пп. «ж» п. 69 Правил № 1314).
В виду наличия согласия администрации Усть-Луковского сельсовета Ордынского района Новосибирской области, как основного абонента, подключение объектов жителей данного населенного пункта производится от сетей, принадлежащих администрации Усть-Луковского сельсовета Ордынского района Новосибирской области.
ООО «Газпром газораспределение Томск» не является газоснабжающей организацией и не оказывает услуги по поставке газа. Газоснабжающей организацией, поставщиком природного газа на территории Новосибирской области является ООО «Газпром Межрегионгаз Новосибирск».
Таким образом, администрация Усть-Луковского сельсовета Ордынского района Новосибирской области муниципальное имущество (газопровод, являющийся собственностью администрации Усть-Луковского сельсовета Ордынского района Новосибирской области) ООО «Газпром Межрегионгаз Томск» не передавало, ООО «Газпром Межрегионгаз Томск» не несет расходы на содержание данного муниципального имущества и, соответственно, не включает их в тариф на транспортировку газа потребителям.
Следовательно, информация о передаче администрацией Усть-Луковского сельсовета Ордынского района Новосибирской области муниципального имущества (газопровода, являющегося собственностью администрации Усть-Луковского сельсовета Ордынского района Новосибирской области) ООО «Газпром газораспределение Томск» во владение и пользование без проведения конкурсов или аукционов не находит своего подтверждения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Рассмотрение дела № 054/01/17.1-1279/2021 от 29.06.2021 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации Усть-Луковского сельсовета Ордынского района Новосибирской области (633263, Новосибирская область, Ордынский район, с. Усть-Луковка, ул. П. Савостиной, 23, ОГРН: 1025404499163, Дата присвоения ОГРН: 24.12.2002, ИНН: 5434100656, КПП: 543401001) прекратить в связи с отсутствием в действиях администрации Усть-Луковского сельсовета Ордынского района Новосибирской области (633263, Новосибирская область, Ордынский район, с. Усть-Луковка, ул. П. Савостиной, 23, ОГРН: 1025404499163, Дата присвоения ОГРН: 24.12.2002, ИНН: 5434100656, КПП: 543401001) нарушения антимонопольного законодательства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.