Решение №054/06/14-1190/2022 жалоба ООО НИЦ «Башкортостан» на действия заказчика – ГБУ НС... от 6 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/14-1190/2022

 

06 июля 2022 года                                                                                                              г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

….

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО НИЦ «Башкортостан» на действия заказчика – ГБУ НСО «ЦИТ НСО» и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000622003985 на поставку камер видеонаблюдения, начальная (максимальная) цена контракта 1 019 400 руб. 00 коп.,

                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО НИЦ «Башкортостан» с жалобой на действия заказчика – ГБУ НСО «ЦИТ НСО» и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000622003985 на поставку камер видеонаблюдения.

Суть жалобы ООО НИЦ «Башкортостан» заключается в следующем.

Податель жалобы считает, что заказчиком неправомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ № 1236).

По мнению подателя жалобы, неотъемлемой частью объекта закупки является программное обеспечение (далее – ПО). Неотъемлемой частью любого электронного оборудования (устройства) является ПО, обеспечивающее его функционирование и выполняющее функцию системы управления.

ООО НИЦ «Башкортостан» считает, что камера видеонаблюдения (как и любая электронно-вычислительная машина – ЭВМ) в своем составе имеет:

  • вычислительное устройство (процессор);
  • оперативное запоминающее устройство (ОЗУ);
  • постоянное запоминающее устройство (BIOS, SD-карты и др).

Таким образом, камера видеонаблюдения захватывает видеоизображение и звук, производит его оцифровку, обрабатывает полученный видеосигнал, выполняет его программную обработку, осуществляет постоянное хранение и его передачу в цифровом виде для дальнейшего отображения или хранения, а также передаёт сигнал системе контроля и управления безопасностью.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что камера видеонаблюдения является ЭВМ со встроенным ПО.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

При этом, по мнению подателя жалобы, Постановлением Правительства РФ № 1236 не предусмотрены исключения в отношении программного обеспечения, которое не выступает в качестве самостоятельного предмета закупки, запрет установлен в целом на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, происходящих из иностранных государств.

Указанные выводы подтверждаются, в том числе, позицией ФАС России, изложенной в решении № 28/06/105-1764/2022 от 08.06.2022.

ГБУ НСО «ЦИТ НСО» и ГКУ НСО «УКСис» в возражениях на жалобу ООО НИЦ «Башкортостан» сообщили следующее.

Предметом закупки является поставка камеры видеонаблюдения с кодом ОКПД 2 26.70.13.000 «Видеокамеры цифровые». При формировании описания объекта закупки заказчик использовал обязательную к применению позицию КТРУ 26.70.13.000-00000004 «Камера видеонаблюдения». Характеристики, указанные в данной позиции КТРУ, не предусматривают наличие программного обеспечения.

Кроме того, код ОКПД 2 26.70.13.000 «Видеокамеры цифровые» включён в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ № 878).

В соответствии с п.5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила), использование дополнительных характеристик для радиоэлектронной продукции, включённой в указанный Перечень, не допускается.

На основании изложенного, заказчиком не было указано требование о наличии программного обеспечения.

Постановлением Правительства РФ № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем, в описании объекта закупки не установлены условия о реализации программ для электронных вычислительных машин и баз данных на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи. Информация о наличии программного обеспечения, а также описание такого программного обеспечения в извещении о закупке заказчиком не установлены.

На основании изложенного, заказчик и уполномоченное учреждение считают, что, поскольку закупаемым товаром является именно электронное оборудование (устройство), а характеристики, указанные в позиции КТРУ 26.70.13.000-00000004 «Камера видеонаблюдения», не предусматривают наличие программного обеспечения, нормы постановления Правительства Российской Федерации № 1236 в данном случае не подлежат применению.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно ч.3 ст.14 Федеральною закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе, товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с описанием объекта закупки заказчику к поставке необходимы камеры видеонаблюдения, в том числе, со следующей характеристикой: HD-формат – Full HD 1080p.

Согласно извещению о проведении закупки ГБУ НСО «ЦИТ НСО» при формировании объекта закупки была применена позиция КТРУ 26.70.13.000-00000004 «Камера видеонаблюдения», которой установлена обязательная к применению характеристика к HD-формату камеры – Full HD 1080p.

Вместе с тем, указанная характеристика свидетельствует о том, что необходимые к поставке камеры оснащены программным обеспечением.

Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что в реестре российского программного обеспечения имеются сведения о регистрации программного обеспечения для применения на цифровых камерах видеонаблюдения (реестровая запись № 12466 от 30.12.2021).

Вместе с тем, согласно извещению о проведении закупки запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 1236 не установлен, обоснование невозможности применения запрета, предусмотренного указанным Постановлением, также не размещено в ЕИС.

Указанные доводы подтверждаются позицией ФАС России, изложенной в решении № 28/06/105-1764/2022 от 08.06.2022. Объект закупки № 0851200000622003985 идентичен объекту закупки, рассмотренному Комиссией ФАС России.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что уполномоченным учреждением нарушены положения ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ № 1236. Довод жалобы подтвержден.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, которые повлияли или могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не выявлены.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО НИЦ «Башкортостан» на действия заказчика – ГБУ НСО «ЦИТ НСО» и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000622003985 на поставку камер видеонаблюдения обоснованной.

2. Признать уполномоченное учреждение нарушившим положения ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ № 1236.

3. Выдать уполномоченному учреждению, аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны