Решение №054/06/33-2162/2019 Признать жалобу ООО «СИБТРЕЙД» на действия заказчикаЗабайкал... от 5 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-2162/2019

«05»ноября2019года                                                           г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

« …………… »

- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

« …………… »

- специалист 1 разряда отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии;

« …………… »

- специалист 1 разряда отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии;

в отсутствие представителей заказчика Забайкальского ЛУ МВД РФ на транспорте, заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей заказчика;

в отсутствие представителейООО «СИБТРЕЙД», уведомлено надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «СИБТРЕЙД» на действия заказчика –Забайкальское ЛУ МВД РФ на транспортепри проведении электронного аукциона № 0391100015819000040 на поставку моторных масел,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «СИБТРЕЙД» с жалобой на действия заказчика - Забайкальское ЛУ МВД РФ на транспорте при проведении электронного аукциона № 0391100015819000040 на поставку моторных масел в рамках государственного оборонного заказа.

Суть жалобы заключается в следующем.

При описании объекта закупки Заказчиком установлены требования к товару: требования к кинематической вязкости; требования к индексу вязкости; требования к плотности; требования к температуре вспышки, застывания; требования к зольности сульфатной; требования к допускам производителей BMW, VW, MB, Fiat, Ford.

В соответствии с требованиями документации об электронном аукционе участнику закупки в составе заявки необходимо указать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.

Таким образом, участнику закупки необходимо в своей заявке указать конкретные показатели товара, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а именно:

-Кинематическая вязкость - определяется методом испытаний по ГОСТ 33-2016;

-Индекс вязкости - определяется методом испытаний по ГОСТ 25371-2018;

-Плотность - определяется методом испытаний по ГОСТ 3900-85;

-Зольность сульфатная - определяется методом испытаний по ГОСТ 12417-94;

-Температура вспышки - определяется методом испытаний по ГОСТ 4333-2014;

-Температура застывания - определяется методом испытаний по ГОСТ 20287-91.

На этапе подачи заявок, не имея товар в наличии, невозможно указать конкретные значения требуемых показателей. Информация о технических показателях масел, представленная в открытом доступе (на сайтах производителей) носит справочный характер - "Данные, представляют типичную величину, получаемую при обычной погрешности партии товара, не являются технической спецификацией и, из-за постоянного развития продукта, могут подвергаться изменениям. Действительные параметры содержатся в сертификатах и паспортах качества, поставляемых с каждой партией товара. Производитель не несёт какую-либо ответственность за какие-либо последствия использования данных, содержащихся в настоящем каталоге, особенно при принятии коммерческих и инвестиционных решений. Сведения о товарах, представленные в настоящем каталоге, имеют сугубо информационный характер, не являются юридически обязывающими, не представляют собой коммерческое предложение, согласно Гражданскому кодексу.". Таким образом, в случае признания участника закупки победителем аукциона могут возникнуть обстоятельства, затрудняющие поставку товара после проведения испытаний конкретной партии товара, так как показатели результатов испытаний товаров могут отличаться от показателей, указанных в заявке участника закупки.

По мнению подателя жалобы, закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь товар в наличии при подаче заявки и, следовательно, показатели товара, значения которых определяются по результатам испытаний, не могут быть известны участникам закупок до приобретения товара, при этом указание участниками примерных значений таких показателей товара может привести к представлению участником недостоверной информации о поставляемом товаре.

Вместе с тем согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Таким образом,по мнению ООО «СИБТРЕЙД» конкретные показатели товара, представляемые участниками в заявке на участие в Аукционе, формируют условия поставки таких товаров, неисполнение которых может привести к расторжению контракта.

В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

При описании объекта закупки Заказчиком установлены требования к товару о наличии допусков производителей BMW, VW, MB, Fiat, Ford.

В соответствии с "Требованиями к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме и инструкция по её заполнению" первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Таким образом, по мнению ООО «СИБТРЕЙД» действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование об указании в первой части заявки на участие в Аукционе информации о том, что товар должен иметь официальные одобрения, лицензии, допуски производителей к применению нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

ООО «СИБТРЕЙД» считает, что установленные Заказчиком требования к товару являются не обоснованными, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

На жалобу ООО «СИБТРЕЙД»от заказчика – Забайкальское ЛУ МВД РФ на транспортепоступили возражения, следующего содержания.

Забайкальским ЛУ МВД России на транспорте 21.10.2019 в ЕИС(zakupki.gov.ru) было размещено извещение № 0391100015819000040 на проведение закупки в форме электронного аукциона на поставку моторных масел.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) определены требования к содержанию заявок участников аукциона.

Заказчик поясняет, что описание товара Забайкальским ЛУ МВД России на транспорте (Заказчиком) произведено в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ, а именно в техническом задании произведено описание функциональных, технических и качественных характеристик товара (масла моторного), с использованием в описании объекта закупки указания на товарный знак и сопровождением такого указания словами "или эквивалент", что допускается при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

При составлении описания объекта закупки применялись показатели, условные обозначения, терминология, касающаяся технических, функциональных (потребительских свойств), качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены "ГОСТ 17479.1-2015 (Межгосударственный стандарт. Масла моторные. Классификация и обозначение), связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

Заказчик сообщает, что описание объекта закупки производилось с учетом рекомендаций и предупреждений заводов - производителей, для автомашин, используемых и эксплуатируемых Заказчиком, несоблюдение требований (рекомендаций - которых может вызвать нарушениефункционирования и повреждения двигателя).

В техническом задании для моторных масел определены минимальные и максимальные значения показателей, которые используются производителями при изготовлении моторных масел и отвечают требованиям заводов-изготовителей транспортных средств, состоящих на учете в Забайкальском ЛУ МВД России на транспорте и эксплуатирующихся подразделениями Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте.

На основании изложенного в описание объекта закупки, по мнению заказчика, включены дополнительные характеристики, позволяющие наиболее подробно отразить реальные потребности заказчика:

- характеристика «Класс SAE», «Класс API», «Класс АСЕА» обусловлена необходимостью использовать масла классификация и вид которых рекомендованы заводом-изготовителем;

- характеристики «Индекс вязкости», «Кинематическая вязкость», «Плотность» обусловлены необходимостью наличия показателей, влияющие на исправную и надежную работу двигателя, а именно степени тягучести масляной жидкости при температурных изменениях, а также показателя, отображающего текучесть масляной жидкости при нормальных и высоких температурах;

- характеристика «Температура застывания», «Температура вспышки» обусловлена необходимостью наличия данного показателя, ввиду особых климатических условий эксплуатации и хранения автотехники.

В соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации служебного транспорта, при их обслуживании рекомендуется применять смазочную продукцию, отвечающую требованиям заводов-изготовителей и действующему законодательству Российской Федерации.

Указание дополнительных характеристик является необходимым в связи с применением данного типа масла в автомобилях BMW, VW, MB, Fiat, Ford, состоящих на снабжении в системе МВД России и находящихся на балансе Заказчика.

На основании вышеизложенного, Забайкальское ЛУ МВД РФ на транспорте просит признать жалобу ООО «СИБТРЕЙД» необоснованной.

Изучив предоставленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии со ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

В соответствии с п. 5.2 документации электронного аукциона на поставку моторных масел подаваемая на участие в электронном аукционе заявка должна состоять из двух отдельных частей, которые содержат документы и информацию, предусмотренную настоящей документацией для каждой части. Допускается представление нескольких файлов в каждой части заявки, если возможно идентифицировать к какой части заявки относится конкретный файл. Все документы, находящиеся в представляемых файлах должны быть подписаны усиленной электронной подписью участника закупок (уполномоченных лиц) в соответствии с условиями функционирования электронных площадок. Представляемые сведения и документы должны быть достоверными и точными. Сведения, которые содержатся в заявке, не должны допускать двусмысленных толкований.

При заполнении первой части заявки участник электронного аукциона должен указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в пп. 1.2. п.1 Информационной карты документации об аукционе и Спецификации (Приложение №1 к настоящей аукционной документации):

а) конкретные показатели и значения, соответствующие показателям и значениям, установленным в пп. 1.2. п.1 Информационной карты документации об аукционе и Спецификации;

б) товарный знак (при его наличии).

Конкретные показатели должны быть представлены по всем требованиям о соответствии товара, установленным в пп 1.2. п 1 Информационной карты документации об аукционе и Спецификации (за исключением случаев, установленных документацией об электронном аукционе).

Если в пп1.2. п. 1 Информационной карты документации об аукционе и Спецификации значение показателя технического или функционального параметра является минимальным (не менее, от), максимальным (не более, до), сопровождается словами «не выше», «не ниже», отклонение «+/-», участник электронного аукциона указывает конкретные (точные) параметры предлагаемого товара, за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара. Слова «менее», «более» не включают обозначенные предельные размеры максимальных и минимальных значений. Слова «не менее», «не более», «от», «до» включают обозначенные предельные размеры минимальных и максимальных значений.

В соответствии с техническими характеристиками, указанными в спецификации (приложение № 1 к аукционной документации) Заказчик предъявляет следующие требования к техническим характеристикам товара (таблица 1, таблица 2).

 

Таблица 1

Показатель

Значение

1 Вязкостные характеристики

 

Вязкость сП/°С

Не менее 5500/-35

Вязкость, cCtпри 40 °С

Не менее 80

Вязкость, cCtпри 100 °С

Не менее 14

Индекс вязкости

Не менее 181

Плотность при 15°С

Не менее 860

2 Температурные характеристики

 

Температура вспышки (СОС)

Не менее 220

Температура застывания

Не выше54

Предельная температура перекачивания

Не выше -45

 

Таблица 2

Показатель

Значение

1 Вязкостные характеристики

 

Вязкость сП/°С

Не менее 5500/-35

Вязкость, cCt при 40 °С

Не менее 80

Вязкость, cCt при 100 °С

Не менее 14

Индекс вязкости

Не менее 181

Плотность при 15°С

Не менее 860

2 Температурные характеристики

 

Температура вспышки (СОС)

Не менее 220

Температура застывания

Не выше54

 

В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Таким образом, заказчиком допущено нарушение ч. 3 ст. 66, ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ, т.к. установлены требования к предоставлению в составе первой части заявок информации о товаре, которая может быть известна только по результатам испытаний. Соответствующие ограничения также описаны в письме ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

Довод подателя жалобы признается обоснованным.

Заказчик в своем возражении указал, что характеристика «Класс SAE», «Класс API», «Класс АСЕА» обусловлена необходимостью использовать масла, классификация и вид которых рекомендованы заводом-изготовителем, а также, что указание дополнительных характеристик является необходимым в связи с применением данного типа масла в автомобилях BMW, VW, MB, Fiat, Ford, состоящих на снабжении в системе МВД России и находящихся на балансе Заказчика.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, так как вышеуказанные требования могут привести к ограничению доступа к участию в данной закупке.

Заказчиком не представлено документов и информации, указывающих, что соответствие товаров характеристике - «Класс SAE», «Класс API», «Класс АСЕА» является обязательным в соответствии с требованиями установленными технической документацией. Также в документации отсутствует обоснование необходимости установления указанных показателей. В свою очередь необходимо отметить, что подателем жалобы не представлено документов и информации, указывающих каким образом предъявление требований заказчика («Класс SAE», «Класс API», «Класс АСЕА») ограничивают его на участие в данной закупке. Таким образом, в действиях заказчика усматриваются признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ.

Довод подателя жалобы признается частично обоснованным.

Однако, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что на участие вэлектронном аукционе № 0391100015819000040 на поставку моторных масел в рамках государственного оборонного заказа было подано 7 заявок. По результатам электронного аукциона цена была снижена до 308 114,21 рублей.

В соответствии с ч. 8 ст. 106 ФЗ № 44-ФЗ  по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает возможным не выдавать предписание Заказчику об отмене проведения данной закупки.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ, административным регламентом ФАС России, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Новосибирского УФАС,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «СИБТРЕЙД» на действия заказчикаЗабайкальское ЛУ МВД РФ на транспорте при проведении электронного аукциона№ 0391100015819000040 на поставку моторных масел частичн ообоснованной;
  2. Признать заказчика Забайкальское ЛУ МВД РФ на транспорте нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 66Федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  3. Передать материалы дела ответственному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны