Заключение №054/01/17-410/2022 по признакам нарушения администрацией Барышевского сельсовет... от 7 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заключение об обстоятельствах дела №054/01/17-410/2022

 

07.09.2022                                                                                               г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...> – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

<...>– начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 054/01/17-410/2022, возбужденное 17.03.2022 по признакам нарушения администрацией Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (630554, Новосибирская область, Новосибирский район, с. Барышево, ул. Тельмана, 20, ОГРН: 1035404356833, дата присвоения ОГРН: 30.06.2003, ИНН: 5433107810, КПП: 543301001) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителя администрации Барышевского сельсовета Новосибиркого района Новосибирской области <...> (по доверенности №3 от 18.04.2022), в отсутствие представителя Прокуратуры Новосибирского района Новосибирской области, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

руководствуясь ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение Прокуратуры Новосибирского района Новосибирской области (вх. №22239 от 20.12.2021) о нарушении администрацией Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при заключении и исполнении муниципального контракта №0151300050621000005001 от 12.07.2021.

По сообщению Прокуратуры Новосибирского района Новосибирской области, в описании объекта закупки на покупку автомобиля, в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд», администрацией Барышевского сельсовета включены излишне уточняющие требования к товару, свидетельствующие об ограничении конкуренции и необоснованном создании преимуществ отдельным участникам аукциона.

По результатам рассмотрения обращения Прокуратуры Новосибирского района Новосибирской области, руководствуясь п.1 ч.8 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Новосибирское УФАС России возбудило в отношении администрации Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области дело №054/01/17-410/2022 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Администрация Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области представила следующие пояснения по делу (письмо №351/01-37 от 15.04.2022).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  1. информационная открытость закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (часть 10 статьи 4 Закона о закупках).

Из положений указанной статьи следует, что потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Возможность указания в закупочной документации конкретных требований к расходным материалам и средствам гигиены, в том числе к товарному знаку, месту изготовления товара, производителю товара, определенным техническим требованиям, не нарушает запретов, предусмотренных Законом о закупках, и направлена на определение потребностей Заказчика и выявление участника Закупки в наилучшей степени отвечающего требованиям Заказчика, что не запрещается Законом о закупке.

Таким образом, при проведении Закупки Заказчик должен указывать в закупочной документации сведения, определенные положением о закупке.

Учитывая изложенное, установление Заказчиком в закупочной документации требований, в том числе, точное указание посадочных мест, «дорожный просвет» является правом Заказчика.

Кроме того, сам по себе факт установления определенных конкретных требований к транспортному средству не свидетельствует об ограничении количества участников Закупки. Отмеченные требования к автомобилю не являются уникальными, а соответственно не ограничивает число участников Закупки.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и подпункту 1 пункта 6 статьи 9 Положения о закупке в закупочной документации указываются следующие сведения: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

Закон о закупках и Положение о закупке не содержат запрета (ограничения) на указание в закупочной документации конкретного товарного знака (торговой марки) и сведений о том, что в случае указания конкретного товарного знака, в описании закупаемой продукции следует указывать слова «или эквивалент».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в том числе: целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Учитывая, что участником Закупки может быть любое лицо (не только производитель, но и поставщики продукции), представляется, что указание конкретного товарного знака или наименования производителя, равно как и установление характеристик товара, которым соответствует товар только одного производителя, не может считаться ограничением конкуренции. Потребности Заказчика (независимо от их обоснованности) являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к предмету договора.

Таким образом, указание конкретных характеристик для транспортного средства не противоречат Закону о закупках и антимонопольному законодательству.

Администрация Барышевского сельсовета Новосибирского района
Новосибирской области представила письмо от 29.12.2020 №1365/01-17 о направлении комерческих предложений на приобретение автомобиля со следующими параметрами:

по следующим параметрам:

-внедорожник, 4x4;

-трансмиссия механическая;

-наличие кондиционера;

-наличие легкосплавных дисков;

-наличие аудиосистемы;

-наличие удобного и комфортного салона;

-посадочных мест не меньше 5.

По сообщению ООО «Сармат», 24.01.2022 г. ведущим специалистом ЖКХ ГО ЧС и ПБ Администрации Барышевского сельсовета Меньшиковым Д. С. действительно направлялись в адрес ООО «Сармат» параметры автомобиля, совпадающие с параметрами, указанными в описании объекта закупки.

Вечером того же дня, 24.01.2022 г., в адрес администрации было отправлено коммерческое предложение (копия прилагается), после чего взаимоотношения между ООО «Сармат» и Администрацией Барышевского сельсовета прекратились.

Направленное коммерческое предложение соответствует автомобилю ГАЗ 22177 «Соболь».

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

18.06.2021 администрацией Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области объявлено о проведении аукциона на поставку легкового автомобиля (извещение в ЕИС №0151300050621000005).

В описании объекта закупки установлены следующие требования к товару.

Наименование товара

Автомобиль легковой

Код КТРУ - 29.10.20.000-00000013

Показатели для определения соответствия поставляемого товара требованиям Заказчика

Наименование показателя

Значение показателя

1

Количество посадочных мест, штука

 5

2

Тип двигателя

Бензиновый

3

Тип коробки передач

Механика

4

Тип привода

Полноприводный

Двигатель1

1

Рабочий объем двигателя, Кубический сантиметр;^миллилитр

Более 2 000,00, но не более 3 000,00          

2

Максимальная мощность двигателя, л.с.

Более 100,00, но не более 150,00

3

Количество и расположение цилиндров

4, рядное

Трансмиссия2

1

Коробка передач

5-ти ступенчатая механическая

Рулевое управление3

1

Гидроусилитель руля (ГУР)

Наличие

Кузов /габаритные размеры4

1

Габаритная длина, мм

Не менее 4785

2

Габаритная ширина, мм

Не менее 1900

3

Габаритная высота, мм

Не менее 2005

4

Колесная база, мм

Не менее 2300

5

Дорожный просвет, мм

Не менее 210

Масса5

1

Снаряженная масса, кг

Не менее 2000

2

Полная масса, кг

Не менее 2540

3

Грузоподъемность, кг

Не менее 600

Тормозная система6

1

Передние тормоза

Дисковые

2

Задние тормоза

Барабанные

 

1

Антиблокировочная система (ABS)

Наличие5

2

 Легкосплавные колесные диски, Дюйм (25,4 мм) R16,00

Наличие4

3

Электронная система распределения тормозных усилий (EBD)

Наличие5

4

Электронная система курсовой устойчивости, в т.ч.:

Система контроля тягового усилия, Система контроля торможения в повороте,

Гидравлический помощник при торможении, Система помощи при начале движения на подъеме, Режим OFF-ROAD для более эффективного торможения на рыхлых

Наличие5

5

Устройство вызова экстренных оперативных служб

Наличие5

6

Экологический класс

5

7

Электростеклоподъемники передних и задних дверей

Наличие6

8

Салонное зеркало заднего вида

Наличие6

9

Круиз-контроль

Наличие6

10

Кондиционер

Наличие6

11

Передние сиденья  с продольной регулировкой и подогревом,с регулировкой по высоте для кресла водителя

Наличие6

12

Рукоятка коробки передач и стояночного тормоза с отделкой кожей

Наличие6

13

Управление мультимедийной системой и круиз-контролем на рулевом колесе

Наличие6

14

Электроблокировка замков всех дверей

Наличие6

15

Иммобилайзер

Наличие6

16

Мультимедийная система

Наличие6

17

Сигнализация с дистанционным управлением центральным замком

Наличие6

18

Подушка безопасности водителя

Наличие6

19

Подушка безопасности переднего пассажира

Наличие6

20

Передние ремни безопасности с преднатяжителями и ограничителями усилия

Наличие6

21

Материал салона

Комбинированный

22

Задние ремни безопасности 3-точечные (3шт.)

Наличие6

23

Подголовники задних сидений

Наличие6

24

Антикоррозийная обработка

Наличие6

Объем бака/расход топлива 7

1

Заправочный объем топливного бака, л

Не менее 68

       

 

*Цвет кузова - По согласованию с заказчиком

Обоснование необходимости указания дополнительных характеристик:

1Указание данных характеристик позволит обеспечить экономичный расход горюче – смазочных материалов.

2В целях обеспечения безопасности на дороге, высокой проходимости автомобиля по бездорожью.

3Для предотвращения возможных дорожно-транспортных происшествий при обгоне на трассе.

4В целях обеспечения устойчивости автомобиля на дорожном полотне при боковом ветре, для высокой проходимости автомобиля по бездорожью, в целях предотвращения деформации кузова автомобиля при движении по бездорожью.

5Для обеспечения безопасности водителя и пассажиров, для высокой проходимости автомобиля по бездорожью.

6 Для обеспечения удобства пользования.

7 Обеспечения перемещения на дальние расстояния без дозаправки/экономия топлива.

В соответствии с запросом Новосибирского УФАС России заказчик сообщил, что всей совокупности технических характеристик закупаемого товара соответствуют две модели легковых автомобилей различных производителей, а именно, УАЗ Патриот и ГАЗ 22177 «Соболь», в качестве подтверждения данной информации представил сравнительную таблицу характеристик данных автомобилей.

ООО «Сармат» представило Новосибирскому УФАС России информацию о соответствии автомобиля ГАЗ 22177 «Соболь» требованиям закупочной документации (вх. №8126/22 от 03.06.2022), из которой следует, что автомобиль  ГАЗ 22177 «Соболь» по ряду показателей не подходит под описание объекта закупки, установленное заказчиком администрацией Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, а именно, следующим:

- дорожный просвет, в том числе за счет шин не менее 210 мм.;                                     

- наличие электронной системы распределения тормозных усилий (EBD);

- наличие электронной система курсовой устойчивости, в т.ч. системы контроля тягового усилия, системы контроля торможения в повороте, гидравлического помощника при торможении, наличие системы помощи при начале движения на подъеме, режима OFF-ROAD для более эффективного торможения на рыхлых поверхностях;

- наличие электростеклоподъемников передних и задних дверей;

- наличие рукоятки коробки передач и стояночного тормоза с отделкой кожей;

- наличие управления мультимедийной системой и круиз-контролем на рулевом колесе;

- наличие электроблокировки замков всех дверей;

- наличие иммобилайзера;

- наличие подушки безопасности водителя, подушки безопасности переднего пассажира;

- материал салона – комбинированный;

- количество посадочных мест 5.

Новосибирское УФАС России направило в адрес производителя автомобиля  ГАЗ 22177 «Соболь» и дилеров запрос о представлении информации о возможности изменения комплектации автомобиля ГАЗ 22177 Соболь 4*4 в целях его соответствия указанным показателям описания объекта закупки.

ООО «Сармат» сообщило (вх. №13218- ЭП/22 от 30.08.2022) Новосибирскому УФАС России следующее.

  1. Дорожный просвет 210 мм - за счет шин увеличить можно, но другой размер шин не предусмотрен заводом изготовителем, это будет являться внесением изменений в конструкцию ТС, ГИБДД машину на учет не поставит;
  2. Наличие EBD - заводом не устанавливается, дилер установить не сможет;
  3. ESP - заводом не устанавливается, дилер установить не сможет;
  4. Электростеклоподъемники передних дверей - установить можно, задней двери - нет;
  5. Рукоятка КПП и ручного тормоза отделка кожей - можно;
  6. Мультимедиа - можно установить, круиз контроль - завод не устанавливает, доустановить - нет возможности;
  7. Электроблокировка замков дверей - возможно доустановить;
  8. Иммобилайзер - возможно доустановить;
  9. Подушки безопасности - не устанавливаются, доустановить невозможно;
  10. Материал салона комбинированный - в базе;
  11. Посадочных мест - 7, уменьшить нельзя.

По сообщению ООО «Сармат», автомобиль ГАЗ «Соболь» нельзя полностью привести в соответствие с требованиями описания объекта закупки.

ООО «Автозавод «ГАЗ» сообщило Новосибирскому УФАС России следующее.

ООО «Автозавод «ГАЗ» выпускает/производит а/м ГАЗ 22177 Соболь 4x4 в следующей комплектации:

  • Антиблокировочная система (ABS), включающая в себя функцию электронной системы распределения тормозных усилий (EBD) (Опция);
  • Электростеклоподъемники передних дверей;
  • Управление мультимедийной системой на рулевом колесе (Опция);
  • Центральный замок (электроблокировка замков всех дверей) (Опция);

Дорожный просвет при полной массе составляет не менее 205 мм, при условии установки рекомендуемых ООО «Автозавод «ГАЗ» шин размерностью 225/75 R16 и поддержании рекомендованного заводом-изготовителем давления в шинах. Материал сидений в салоне - комбинированной - из 2-х видов ткани. Количество мест для пассажиров - 6 шт.

Остальными позициями, указанные в запросе, ГАЗ 22177 Соболь 4x4 в ООО «Автозавод «ГАЗ» не оснащается.

Таким образом, установленные в описании объекта закупки требования к закупаемому автомобилю, в том числе, точное указание количества посадочных мест, «дорожный просвет», приводят к необоснованному сокращению количества потенциальных участников закупки и ограничению конкуренции.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

На данную закупку была подана единственная заявка участника закупки - ООО «УАЗ ЦЕНТР». Данный факт также свидетельствует о том, что всей совокупности технических характеристик закупаемого товара соответствует легковой автомобиль конкретного производителя, а именно, УАЗ Патриот, производства ООО «Ульяновский автомобильный завод».

Комиссия Новосибирского УФАС России по контролю в сфере закупок признала заказчика нарушившим требования п.1 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Решение №054/06/33-59/2022 от 11.02.2022).

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, в действиях заказчика администрации Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области по установлению излишних требований к закупаемому автомобилю в соответствии с описанием объекта закупки №0151300050621000005001 содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Связанные организации

Связанные организации не указаны