Заключение №054/01/17-410/2022 по признакам нарушения администрацией Барышевского сельсовет... от 7 сентября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаключение об обстоятельствах дела №054/01/17-410/2022
07.09.2022 г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<...> – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
<...>– начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело № 054/01/17-410/2022, возбужденное 17.03.2022 по признакам нарушения администрацией Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (630554, Новосибирская область, Новосибирский район, с. Барышево, ул. Тельмана, 20, ОГРН: 1035404356833, дата присвоения ОГРН: 30.06.2003, ИНН: 5433107810, КПП: 543301001) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
в присутствии представителя администрации Барышевского сельсовета Новосибиркого района Новосибирской области <...> (по доверенности №3 от 18.04.2022), в отсутствие представителя Прокуратуры Новосибирского района Новосибирской области, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
руководствуясь ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение Прокуратуры Новосибирского района Новосибирской области (вх. №22239 от 20.12.2021) о нарушении администрацией Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при заключении и исполнении муниципального контракта №0151300050621000005001 от 12.07.2021.
По сообщению Прокуратуры Новосибирского района Новосибирской области, в описании объекта закупки на покупку автомобиля, в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», администрацией Барышевского сельсовета включены излишне уточняющие требования к товару, свидетельствующие об ограничении конкуренции и необоснованном создании преимуществ отдельным участникам аукциона.
По результатам рассмотрения обращения Прокуратуры Новосибирского района Новосибирской области, руководствуясь п.1 ч.8 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Новосибирское УФАС России возбудило в отношении администрации Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области дело №054/01/17-410/2022 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Администрация Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области представила следующие пояснения по делу (письмо №351/01-37 от 15.04.2022).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки;
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (часть 10 статьи 4 Закона о закупках).
Из положений указанной статьи следует, что потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Возможность указания в закупочной документации конкретных требований к расходным материалам и средствам гигиены, в том числе к товарному знаку, месту изготовления товара, производителю товара, определенным техническим требованиям, не нарушает запретов, предусмотренных Законом о закупках, и направлена на определение потребностей Заказчика и выявление участника Закупки в наилучшей степени отвечающего требованиям Заказчика, что не запрещается Законом о закупке.
Таким образом, при проведении Закупки Заказчик должен указывать в закупочной документации сведения, определенные положением о закупке.
Учитывая изложенное, установление Заказчиком в закупочной документации требований, в том числе, точное указание посадочных мест, «дорожный просвет» является правом Заказчика.
Кроме того, сам по себе факт установления определенных конкретных требований к транспортному средству не свидетельствует об ограничении количества участников Закупки. Отмеченные требования к автомобилю не являются уникальными, а соответственно не ограничивает число участников Закупки.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и подпункту 1 пункта 6 статьи 9 Положения о закупке в закупочной документации указываются следующие сведения: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.
Закон о закупках и Положение о закупке не содержат запрета (ограничения) на указание в закупочной документации конкретного товарного знака (торговой марки) и сведений о том, что в случае указания конкретного товарного знака, в описании закупаемой продукции следует указывать слова «или эквивалент».
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в том числе: целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Учитывая, что участником Закупки может быть любое лицо (не только производитель, но и поставщики продукции), представляется, что указание конкретного товарного знака или наименования производителя, равно как и установление характеристик товара, которым соответствует товар только одного производителя, не может считаться ограничением конкуренции. Потребности Заказчика (независимо от их обоснованности) являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к предмету договора.
Таким образом, указание конкретных характеристик для транспортного средства не противоречат Закону о закупках и антимонопольному законодательству.
Администрация Барышевского сельсовета Новосибирского района
Новосибирской области представила письмо от 29.12.2020 №1365/01-17 о направлении комерческих предложений на приобретение автомобиля со следующими параметрами:
по следующим параметрам:
-внедорожник, 4x4;
-трансмиссия механическая;
-наличие кондиционера;
-наличие легкосплавных дисков;
-наличие аудиосистемы;
-наличие удобного и комфортного салона;
-посадочных мест не меньше 5.
По сообщению ООО «Сармат», 24.01.2022 г. ведущим специалистом ЖКХ ГО ЧС и ПБ Администрации Барышевского сельсовета Меньшиковым Д. С. действительно направлялись в адрес ООО «Сармат» параметры автомобиля, совпадающие с параметрами, указанными в описании объекта закупки.
Вечером того же дня, 24.01.2022 г., в адрес администрации было отправлено коммерческое предложение (копия прилагается), после чего взаимоотношения между ООО «Сармат» и Администрацией Барышевского сельсовета прекратились.
Направленное коммерческое предложение соответствует автомобилю ГАЗ 22177 «Соболь».
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
18.06.2021 администрацией Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области объявлено о проведении аукциона на поставку легкового автомобиля (извещение в ЕИС №0151300050621000005).
В описании объекта закупки установлены следующие требования к товару.
Наименование товара |
Автомобиль легковой Код КТРУ - 29.10.20.000-00000013 |
||
Показатели для определения соответствия поставляемого товара требованиям Заказчика |
|||
№ |
Наименование показателя |
Значение показателя |
|
1 |
Количество посадочных мест, штука |
5 |
|
2 |
Тип двигателя |
Бензиновый |
|
3 |
Тип коробки передач |
Механика |
|
4 |
Тип привода |
Полноприводный |
|
Двигатель1 |
|||
1 |
Рабочий объем двигателя, Кубический сантиметр;^миллилитр |
Более 2 000,00, но не более 3 000,00 |
|
2 |
Максимальная мощность двигателя, л.с. |
Более 100,00, но не более 150,00 |
|
3 |
Количество и расположение цилиндров |
4, рядное |
|
Трансмиссия2 |
|||
1 |
Коробка передач |
5-ти ступенчатая механическая |
|
Рулевое управление3 |
|||
1 |
Гидроусилитель руля (ГУР) |
Наличие |
|
Кузов /габаритные размеры4 |
|||
1 |
Габаритная длина, мм |
Не менее 4785 |
|
2 |
Габаритная ширина, мм |
Не менее 1900 |
|
3 |
Габаритная высота, мм |
Не менее 2005 |
|
4 |
Колесная база, мм |
Не менее 2300 |
|
5 |
Дорожный просвет, мм |
Не менее 210 |
|
Масса5 |
|||
1 |
Снаряженная масса, кг |
Не менее 2000 |
|
2 |
Полная масса, кг |
Не менее 2540 |
|
3 |
Грузоподъемность, кг |
Не менее 600 |
|
Тормозная система6 |
|||
1 |
Передние тормоза |
Дисковые |
|
2 |
Задние тормоза |
Барабанные |
|
|
|||
1 |
Антиблокировочная система (ABS) |
Наличие5 |
|
2 |
Легкосплавные колесные диски, Дюйм (25,4 мм) R16,00 |
Наличие4 |
|
3 |
Электронная система распределения тормозных усилий (EBD) |
Наличие5 |
|
4 |
Электронная система курсовой устойчивости, в т.ч.: Система контроля тягового усилия, Система контроля торможения в повороте, Гидравлический помощник при торможении, Система помощи при начале движения на подъеме, Режим OFF-ROAD для более эффективного торможения на рыхлых |
Наличие5 |
|
5 |
Устройство вызова экстренных оперативных служб |
Наличие5 |
|
6 |
Экологический класс |
5 |
|
7 |
Электростеклоподъемники передних и задних дверей |
Наличие6 |
|
8 |
Салонное зеркало заднего вида |
Наличие6 |
|
9 |
Круиз-контроль |
Наличие6 |
|
10 |
Кондиционер |
Наличие6 |
|
11 |
Передние сиденья с продольной регулировкой и подогревом,с регулировкой по высоте для кресла водителя |
Наличие6 |
|
12 |
Рукоятка коробки передач и стояночного тормоза с отделкой кожей |
Наличие6 |
|
13 |
Управление мультимедийной системой и круиз-контролем на рулевом колесе |
Наличие6 |
|
14 |
Электроблокировка замков всех дверей |
Наличие6 |
|
15 |
Иммобилайзер |
Наличие6 |
|
16 |
Мультимедийная система |
Наличие6 |
|
17 |
Сигнализация с дистанционным управлением центральным замком |
Наличие6 |
|
18 |
Подушка безопасности водителя |
Наличие6 |
|
19 |
Подушка безопасности переднего пассажира |
Наличие6 |
|
20 |
Передние ремни безопасности с преднатяжителями и ограничителями усилия |
Наличие6 |
|
21 |
Материал салона |
Комбинированный |
|
22 |
Задние ремни безопасности 3-точечные (3шт.) |
Наличие6 |
|
23 |
Подголовники задних сидений |
Наличие6 |
|
24 |
Антикоррозийная обработка |
Наличие6 |
|
Объем бака/расход топлива 7 |
|||
1 |
Заправочный объем топливного бака, л |
Не менее 68 |
|
*Цвет кузова - По согласованию с заказчиком
Обоснование необходимости указания дополнительных характеристик:
1Указание данных характеристик позволит обеспечить экономичный расход горюче – смазочных материалов.
2В целях обеспечения безопасности на дороге, высокой проходимости автомобиля по бездорожью.
3Для предотвращения возможных дорожно-транспортных происшествий при обгоне на трассе.
4В целях обеспечения устойчивости автомобиля на дорожном полотне при боковом ветре, для высокой проходимости автомобиля по бездорожью, в целях предотвращения деформации кузова автомобиля при движении по бездорожью.
5Для обеспечения безопасности водителя и пассажиров, для высокой проходимости автомобиля по бездорожью.
6 Для обеспечения удобства пользования.
7 Обеспечения перемещения на дальние расстояния без дозаправки/экономия топлива.
В соответствии с запросом Новосибирского УФАС России заказчик сообщил, что всей совокупности технических характеристик закупаемого товара соответствуют две модели легковых автомобилей различных производителей, а именно, УАЗ Патриот и ГАЗ 22177 «Соболь», в качестве подтверждения данной информации представил сравнительную таблицу характеристик данных автомобилей.
ООО «Сармат» представило Новосибирскому УФАС России информацию о соответствии автомобиля ГАЗ 22177 «Соболь» требованиям закупочной документации (вх. №8126/22 от 03.06.2022), из которой следует, что автомобиль ГАЗ 22177 «Соболь» по ряду показателей не подходит под описание объекта закупки, установленное заказчиком администрацией Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, а именно, следующим:
- дорожный просвет, в том числе за счет шин не менее 210 мм.;
- наличие электронной системы распределения тормозных усилий (EBD);
- наличие электронной система курсовой устойчивости, в т.ч. системы контроля тягового усилия, системы контроля торможения в повороте, гидравлического помощника при торможении, наличие системы помощи при начале движения на подъеме, режима OFF-ROAD для более эффективного торможения на рыхлых поверхностях;
- наличие электростеклоподъемников передних и задних дверей;
- наличие рукоятки коробки передач и стояночного тормоза с отделкой кожей;
- наличие управления мультимедийной системой и круиз-контролем на рулевом колесе;
- наличие электроблокировки замков всех дверей;
- наличие иммобилайзера;
- наличие подушки безопасности водителя, подушки безопасности переднего пассажира;
- материал салона – комбинированный;
- количество посадочных мест 5.
Новосибирское УФАС России направило в адрес производителя автомобиля ГАЗ 22177 «Соболь» и дилеров запрос о представлении информации о возможности изменения комплектации автомобиля ГАЗ 22177 Соболь 4*4 в целях его соответствия указанным показателям описания объекта закупки.
ООО «Сармат» сообщило (вх. №13218- ЭП/22 от 30.08.2022) Новосибирскому УФАС России следующее.
- Дорожный просвет 210 мм - за счет шин увеличить можно, но другой размер шин не предусмотрен заводом изготовителем, это будет являться внесением изменений в конструкцию ТС, ГИБДД машину на учет не поставит;
- Наличие EBD - заводом не устанавливается, дилер установить не сможет;
- ESP - заводом не устанавливается, дилер установить не сможет;
- Электростеклоподъемники передних дверей - установить можно, задней двери - нет;
- Рукоятка КПП и ручного тормоза отделка кожей - можно;
- Мультимедиа - можно установить, круиз контроль - завод не устанавливает, доустановить - нет возможности;
- Электроблокировка замков дверей - возможно доустановить;
- Иммобилайзер - возможно доустановить;
- Подушки безопасности - не устанавливаются, доустановить невозможно;
- Материал салона комбинированный - в базе;
- Посадочных мест - 7, уменьшить нельзя.
По сообщению ООО «Сармат», автомобиль ГАЗ «Соболь» нельзя полностью привести в соответствие с требованиями описания объекта закупки.
ООО «Автозавод «ГАЗ» сообщило Новосибирскому УФАС России следующее.
ООО «Автозавод «ГАЗ» выпускает/производит а/м ГАЗ 22177 Соболь 4x4 в следующей комплектации:
- Антиблокировочная система (ABS), включающая в себя функцию электронной системы распределения тормозных усилий (EBD) (Опция);
- Электростеклоподъемники передних дверей;
- Управление мультимедийной системой на рулевом колесе (Опция);
- Центральный замок (электроблокировка замков всех дверей) (Опция);
Дорожный просвет при полной массе составляет не менее 205 мм, при условии установки рекомендуемых ООО «Автозавод «ГАЗ» шин размерностью 225/75 R16 и поддержании рекомендованного заводом-изготовителем давления в шинах. Материал сидений в салоне - комбинированной - из 2-х видов ткани. Количество мест для пассажиров - 6 шт.
Остальными позициями, указанные в запросе, ГАЗ 22177 Соболь 4x4 в ООО «Автозавод «ГАЗ» не оснащается.
Таким образом, установленные в описании объекта закупки требования к закупаемому автомобилю, в том числе, точное указание количества посадочных мест, «дорожный просвет», приводят к необоснованному сокращению количества потенциальных участников закупки и ограничению конкуренции.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На данную закупку была подана единственная заявка участника закупки - ООО «УАЗ ЦЕНТР». Данный факт также свидетельствует о том, что всей совокупности технических характеристик закупаемого товара соответствует легковой автомобиль конкретного производителя, а именно, УАЗ Патриот, производства ООО «Ульяновский автомобильный завод».
Комиссия Новосибирского УФАС России по контролю в сфере закупок признала заказчика нарушившим требования п.1 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Решение №054/06/33-59/2022 от 11.02.2022).
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, в действиях заказчика администрации Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области по установлению излишних требований к закупаемому автомобилю в соответствии с описанием объекта закупки №0151300050621000005001 содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».