Решение №054/06/23-395/2024 в отношении ГБУ НСО «Центр информационных технологий НСО» и ... от 20 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/23-395/2024

 

20 февраля 2024 года                                                                                                    г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

в присутствии представителей:

уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис»: (по доверенности), (по доверенности), (по доверенности),

заказчика – НСО «Центр информационных технологий НСО»: (по доверенности), (по доверенности), (по доверенности),

подателя жалобы – ООО «Аврора Технолоджис»: (по доверенности),

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Аврора Технолоджис» на действия заказчика – ГБУ НСО «Центр информационных технологий НСО» и уполномоченного учреждения ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000624000372 на поставку серверного оборудования для центра обработки данных Правительства Новосибирской области, начальная (максимальная) цена контракта 32 950 000 руб. 00 коп.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Аврора Технолоджис» с жалобой на действия заказчика – ГБУ НСО «Центр информационных технологий НСО» и уполномоченного учреждения ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000624000372 на поставку серверного оборудования для центра обработки данных Правительства Новосибирской области. В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 05.02.2024;

2) дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 14.02.2024;

3) на участие в закупке подана одна заявка, заявка признана соответствующей требованиям извещения о закупке, дата рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 14.02.2024.

Суть жалобы ООО «Аврора Технолоджис» заключается в следующем.

1. По мнению подателя жалобы, совокупности технических характеристик процессора, закупаемого в составе сервера, соответствует товар конкретного производителя, а именно, Intel Xeon Gold 6248R.

2. ООО «Аврора Технолоджис» считает, что требованию к объему памяти (80 ГБ) видеоадаптаров соответствуют исключительно видеоадаптеры Tesla NVIDIA A100 80GB GPU PCI-E x16 80GB HBM2, PCIe x16 4.0, поскольку только данный видеоадаптер также имеет пропускную способность 1935 Гбит/сек (суммарная пропускная способность двух таких карт составит 3870 Гбит/сек, что соответствует требованиям описания объекта закупки).

3. Заказчиком в описании объекта закупки установлено, в том числе, что при работе сервера необходимо добиться низкой задержки и максимальной пропускной способности, однако, по мнению подателя жалобы, предусмотренный описанием объекта закупки процессор поддерживает исключительно стандарт передачи данных PCIe 3.0, в то время как необходимые заказчику видеоадаптеры поддерживают стандарт PCI 4.0, который вдвое быстрее стандарта 3.0 Таким образом, заказчику необходим процессор, который снизит скорость работы видеоадаптеров вдвое.

ООО «Аврора Технолоджис» считает, что указанное свидетельствует о нерациональном расходовании бюджетных средств, поскольку заказчиком закупается оборудование с меньшей производительностью.

4. Описанием объекта закупки установлены требования к слотам PCIe:

  • количество слотов для установки плат расширения PCIe x16, шт – ≥6;
  • количество слотов для установки плат расширения PCIe x8, шт – ≥1.

Таким образом, количество необходимых PCIe линий равно 104 шт. Вместе с тем, по мнению подателя жалобы, единственный подходящий по техническому заданию процессор – Intel Xeon 6248R Gold может поддерживать только 48 линий PCIe, следовательно, два установленных процессора дадут в сумме только 96 линий, в то время как заказчиком установлено требование о 104 линиях.

5. При формировании описания объекта закупки заказчик применил соответствующую позицию КТРУ и установил дополнительные требования к характеристикам закупаемого товара (раздел «Условия поставки»). При этом, в извещении о закупке установлено ограничение допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, предусмотренное Постановлением Правительства РФ № 878 от 10.07.2019 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ № 878), что запрещает внесение дополнительных характеристик в описание объекта закупки.

На основании изложенного, по мнению ООО «Аврора Технолоджис», заказчиком нарушены положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила).

ГБУ НСО «Центр информационных технологий НСО» и ГКУ НСО «УКСис» в возражениях на жалобу ООО «Аврора Технолоджис» заявили следующее.

1. Заказчик считает, что описанию объекта закупки в части требований к процессору соответствуют товары различных производителей:

  • процессоры производства «Intel»: модель Xeon® Gold 6458Q Processor, модель Intel® Xeon® Gold 6558Q Processor;
  • процессоры производства «AMD»: модель AMD EPYC™ 9274F, модель AMD EPYC™ 7F72.

2, 3. ГБУ НСО «Центр информационных технологий НСО» в возражениях заявило, что видеопамять – это внутренняя оперативная память дискретного графического контроллера, связанная через графическую шину данных с графическим процессором. Пропускная способность видеопамяти характеризует количество данных, которое может быть передано графическому процессору и обратно в память за единицу времени и не связана с интерфейсом подключения к материнской плате сервера.

Таким образом, требования к пропускной способности видеопамяти не менее 1935 Гбит/сек обусловлено обеспечением функционирования информационных систем, искусственного интеллекта (далее – ИИ), работа систем ИИ на пропускной способности видеопамяти не менее 1935 Гбит/сек происходит непосредственно внутри дискретных видеоадаптеров. Дискретный видеоадаптер Tesla NVIDIA A100 80GB GPU PCI-E x16 80GB HBM2, PCIe x16 4.0 имеет интерфейс PCIe 4.0, который совместим с PCIe 3.0, указанным в описании объекта закупки.

На основании вышеизложенного установленные требования к возможности установки плат стандарта PCIe 3.0 не ограничивает использования более новых версий стандарта PCIe.

Указанная подателем жалобы модель видеокарты Tesla NVIDIA A100, по мнению заказчика, не является исключительной по пропускной способности видеопамяти (не менее 1935 Гбит/сек), дискретный графический адаптер NVIDIA H100 PCIe обеспечивает пропускную способность видеопамяти 2000 Гбит/сек.

В целях недопущения ограничения конкуренции при поставке серверного оборудования ГБУ НСО «ЦИТ НСО» установлено требование о возможности установки плат с минимальным стандартом PCIe 3.0, который дает возможность установки плат такого расширения. Заказчик считает, что данная характеристика не ограничивает возможность использования плат именно стандарта PCIe 3.0, поскольку платы более новых стандартов PCIe 4.0 и PCIe 5.0 поддерживают более младшие стандарты, в том числе, стандарт PCIe 3.0. При этом, функционирование дискретных графических адаптеров стандарта PCIe 4.0 не противоречит требованию «Возможность установки плат стандарта PCIe 3.0».

4. Параметры количества слотов для установки плат расширения PCIe x16 - ≥6 и количество слотов для установки плат расширения PCIe x8 - ≥1 указаны ГБУ НСО «ЦИТ НСО» в строгом соответствии с характеристиками, предусмотренными КТРУ и предназначены для дальнейшей модернизации приобретаемого оборудования.

5. Описание объекта закупки разработано ГБУ НСО «ЦИТ НСО» в соответствии с Правилами (КТРУ 26.20.14.000-00000189 – «Сервер»), дополнительных требований и характеристик к товару, не предусмотренных КТРУ, не установлено.

Описанием объекта закупки предусмотрено, что при поставке товара, поставщик осуществляет ввод оборудования в эксплуатацию, в том числе осуществляет установку базовой системы ввода-вывода (BIOS).

На основании вышеизложенного ГБУ НСО «ЦИТ НСО», ГКУ НСО «УКСис» считают, что в действиях заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.

Изучив представленные материалы и доводы сторон по жалобе ООО «Аврора Технолоджис», Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со ст.33 данного Федерального закона.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при формировании описания объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

1. В соответствии с описанием объекта закупки заказчику к поставке требуется серверное оборудование, в составе которого имеется процессор.

По заявлению заказчика, установленным ГБУ НСО «ЦИТ НСО» характеристикам по процессору соответствуют товары не менее чем двух различных производителей:

  • процессоры производства «Intel»: модель Xeon® Gold 6458Q Processor, модель Intel® Xeon® Gold 6558Q Processor;
  • процессоры производства «AMD»: модель AMD EPYC™ 9274F, модель AMD EPYC™ 7F72.

При этом, каких-либо документов, опровергающих заявленное заказчиком, подателем жалобы представлено не было. На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что довод жалобы не нашел подтверждения.

2. Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что описание объекта закупки было сформировано заказчиком в соответствии с позицией КТРУ 26.20.14.000-00000189 «Сервер». В частности, требование к объему памяти видеоадаптера – ≥ 80ГБ установлено также в соответствии с указанной позицией КТРУ.

На заседании Комиссии представителями ГКУ НСО «УКСис» было заявлено, что только видеоадаптеры Tesla NVIDIA обладают таким объемом памяти. Данное заявление не было опровергнуто подателем жалобы, не представлена информация о товарах со схожими характеристиками (в том числе, с объемом памяти ≥ 80ГБ).

На основании изложенного, с учетом того, что при формировании описания объекта закупки заказчиком были использованы положения позиции КТРУ, а также с учетом заявленного представителями ГКУ НСО «УКСис», Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.

3. Согласно п.3 ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 данной статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Таким образом, довод жалобы ООО «Аврора Технолоджис» в части возможного наличия в действиях заказчика признаков нерационального расходования бюджетных средств не может быть рассмотрен Комиссией Новосибирского УФАС России в рамках своих полномочий.

4. Довод подателя жалобы о том, что требованиям описания объекта закупки к характеристикам процессора в части количества слотов для установки плат расширения PCIe (не менее 104) не отвечает ни один процессор не находит подтверждения на основании следующего.

На заседание Комиссии заказчиком была представлена копия письма ООО «ПК Аквариус», в котором указано, что процессор Intel Xeon Scalable второго поколения имеет 4 высокоскоростных порта DMl3/PCl Express суммарной емкостью 52 линии. Следовательно, поскольку в рамках данной закупки приобретается 2 процессора, содержащих 104 линии.

Кроме того, заказчиком также представлены следующие сведения о количестве линий в сервере:

AMD EPYC™ – 128 высокоскоростных линий на процессор (суммарно 256 высокоскоростных линий в сервере);

AMD EPYC™ 9274F – 128 высокоскоростных линий на процессор (суммарно 256 высокоскоростных линий в сервере);

Intel Xeon® Gold 6458Q – 80 высокоскоростных линий на процессор (суммарно 160 высокоскоростных линий в сервере);

Intel Xeon Gold 6558Q – 80 высокоскоростных линий на процессор (суммарно 160 высокоскоростных линий в сервере).

5. Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с позицией, изложенной в п.3 письма ФАС России от 19.06.2019 № МЕ/51304/19, письме Минфина России от 13.02.2020 № 24-03-07/9746, в случае осуществления закупки товаров, работ или услуг, информация о которых включена в КТРУ, описание объекта осуществляется по соответствующей позиции КТРУ.

Согласно п.4 Правил заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе, указывать согласно такой позиции описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В соответствии с пп. «а» п.5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчику необходимо к поставке серверное оборудование, при формировании извещения о закупке ГБУ НСО «ЦИТ НСО» была применена позиция КТРУ 26.20.14.000-00000189 «Сервер».

В извещении о закупке установлены ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 878. Таким образом, включение в описание объекта закупки характеристик, не предусмотренных соответствующей позицией КТРУ, в рамках данной закупки недопустимо.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что п.1.6.2 описания объекта закупки (раздел «Условия поставки») содержит следующие требования к характеристикам закупаемого оборудования:

  • в результате исполнения контракта поставщик должен исполнить установку русифицированной базовой системы ввода-вывода, при этом:
  • базовая система ввода-вывода должна иметь модульную структуру;
  • базовая система ввода-вывода должна предусматривать процедуру собственного контроля целостности каждого программного модуля BIOS через использование контрольных сумм;
  • базовая система ввода-вывода должна исключать возможность несанкционированного внесения изменений в состав собственных модулей.

Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, заказчиком в описание объекта закупки были включены требования к дополнительным характеристикам закупаемого товара, не предусмотренные позицией КТРУ 26.20.14.000-00000189 «Сервер», что является нарушением положений ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, п.5 Правил. При этом, Комиссия Новосибирского УФАС России отмечает, что наименование раздела/пункта описания объекта закупки не является определяющим фактором содержания такого раздела/пункта (в частности, в раздел «Условия поставки» заказчиком были включены требования именно к характеристикам закупаемого товара). Довод жалобы нашел подтверждение. Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Аврора Технолоджис» на действия заказчика – ГБУ НСО «Центр информационных технологий НСО» и уполномоченного учреждения ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000624000372 на поставку серверного оборудования для центра обработки данных Правительства Новосибирской области частично обоснованной (обоснован довод № 5).

2. Признать заказчика нарушившим положения ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, Правил.

3. Выдать заказчику и единой комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

5. Передать материалы жалобы в орган внутреннего государственного финансового контроля для оценки соблюдения требований законодательства в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны