Решение №054/06/99-2470/2020 обращение Контрольно-счетной палаты г. Новосибирска поступил... от 25 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/99-2470/2020

25 декабря 2020 года                                                                                               г.  Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского У ФАС России) в составе: …

в результате осуществления внеплановой проверки по материалам Контрольно­счетной палаты г. Новосибирска, проведенной согласно п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе в сфере закупок) в отношении МУП г. Новосибирска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 4»,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России из Контрольно-счетной палаты г. Новосибирска поступили материалы проверки действий заказчика - МУП г. Новосибирска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 4» при проведении группы электронных процедур за период 2018-2019гг.

Материалы проверки содержат 3 довода, рассмотрение которых в соответствии со ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ относится к полномочиям ФАС России и ее территориальных органов.

Материалы проверки содержат информацию об установлении Контрольно-счетной палатой г. Новосибирска следующего.

  1. В действиях МУП г. Новосибирска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 4» содержатся признаки нарушений антимонопольного законодательства при заключении контрактов с единственным поставщиком.

 

  1. В действиях заказчика были усмотрены признаки «дробления», путем заключения договоров (контрактов) с единственным поставщиком, а также заключения контрактов без проведения конкурентных процедур в рамках ФЗ № 223-ФЗ и ФЗ № 44-ФЗ.
  2. В нарушение ч. 1 ст. 52 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 2.1 ст. 15 ФЗ № 44-ФЗ в 2018-2019гг. при осуществлении закупок товаров, работ и услуг предприятие, получая средства из бюджета города Новосибирска в виде субсидий, не руководствовалось ФЗ № 44-ФЗ, а применяло Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ № 22Э-ФЗ).

Изучив материалы проверки Контрольно-счетной палаты г. Новосибирска, информацию, размещенную в Единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

  1. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - ФЗ № 135-Ф3) сферой применения данного закона являются отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе, индивидуальные предприниматели.

Согласно п. 7 ст. 4 ФЗ № 135-Ф3 конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

МКП «ПАТП №4» был заключен ряд контрактов на поставку запасных частей: № 115 от 14.02.2019г., № 294 от 10.07.2019г., № 166 от 15.03.2019г. Данные контракты заключались с единственным поставщиком, то есть без проведения конкурентных процедур.

Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ № 44-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Нормы ст. 17 ФЗ № 44-ФЗ не распространяются на закупки у единственного поставщика, так как данная статья распространяется только на конкурентные процедуры.

Таким образом, признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях МКП «ПАТП №4» в части изложенных в материалах проверки обстоятельств не усматриваются, так как закупка у единственного поставщика не является торгами.

Кроме того, ст. 15 ФЗ № 135-Ф3 содержит запрет на совершение действий федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иным осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, организациями, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственными внебюджетными фондами, Центральному банку Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Поскольку МКП «ПАТП №4» не является субъектом, указанным в ст. 15 ФЗ № 135- ФЗ, в его действиях отсутствуют признаки нарушения данной статьи.

  1. Новосибирским УФАС России был проведен анализ информации, полученной из Единой информационной системы в сфере закупок, электронных торговых площадок, системы СПАРК, модульного комплекса ФАС России «большой цифровой кот».

Было установлено, что заказчик - МКП «ПАТП № 4» проводил закупки конкурентным способом, что подтверждается информацией из ЕИС, как в соответствии с требованиями ФЗ № 44-ФЗ, так и ФЗ № 22Э-ФЗ, в частности:

 

№      0551600023218000004,

№      0551600023218000007,

№0551600023218000010, №0551600023218000013, №0551600023218000016, №0551600023218000019, №0551600023218000022, №0551600023218000025

 

№      0551600023218000003,

№      0551600023218000006,

№0551600023218000009, №0551600023218000012, №0551600023218000015, №0551600023218000018, №0551600023218000021,

№       0551600023218000002,

 

№       0551600023218000005,

№0551600023218000008,

№0551600023218000011,

№0551600023218000014,

№0551600023218000017,

№0551600023218000020,

№0551600023218000023,

№0551600023218000024,

№31807171999, № 31807217339, № 31807221943, № 31807244111, № 31807244997, №31908695852, № 31908609958, № 31908577546, № 31908249249, № 31907557942,

 

0551600023218000002, 0551600023218000005, 0551600023218000008, № 31807221943, №

№ 31907661094, № 31907995894, № 31907575049, № 31907874298.

 

Согласно ответу ЭТП «Сбербанк-АСТ», в закупках №

№ 0551600023218000003, № 0551600023218000004, №

№ 0551600023218000006, № 0551600023218000007, №

№ 0551600023218000009, № 31807171999, № 31807217339,

31807244111, № 31807244997, № 31908695852, № 31908609958, № 31908577546, № 31908249249, № 31907557942, № 31907661094, № 31907995894, № 31907575049, № 31907874298 заявки и ценовые предложения подавались с разных ip-адресов (ниже

     

рвЩррР!

дЕШШЖи

ШЩщ щэ®

   

щ ЩМШШЕШЯ’вРУЧВ

ЛЩУ

ШШт

Щ Щ ,1 !

ШШШ

31907874298

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СИБГАЗ"

5404162750

~07.06.20 19 14:40

^<...>

 

31907874298

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРЕЖТРАНССЕРВИС"

5408150731

07.06.20 19 04:33

<...>

 

31907874298

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПАРИС"

5410041218

07.06.20 19 15:05

<...>

 

 

Реестро

вый

номер

торгов

Полное наименование участника

М к VJ Г • ‘

ИНН

   

IP подач заявок

(Щ ЩМ Kwi .

IP подач ценовых предложении

0551600

ОБЩЕСТВО С

5410784414

[15.01.2018

 

0232180

ОГРАНИЧЕННОЙ

   

..

13:58

 

00002

ОТВЕТСТВЕННОС ТЫО "АЗС-ЛЮКС"

   

..

1Р=<...>

20.70];

 

0551600

ОБЩЕСТВО С

2222070732

[24.01.2018

 

0232180

ОГРАНИЧЕННОЙ

   

07:46

 

00003

ОТВЕТСТВЕННОС

ТЬЮ

"АГРОПРОМСНАБ"

     

1Р=<...>];

 

0551600

0232180

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ

1650276103

[27.01.2018

14:00

 

00003

ОТВЕТСТВЕННОС

ТЫО

"ЛОГИСТИЧЕСКИ Й СЕРВИС"

     

1Р=<...>];

 

0551600

ОБЩЕСТВО С

5410784414

..

[28.02.2018

 

0232180

ОГРАНИЧЕННОЙ

     

14:47

 

00005

           

 

 

0551600

0232180

00006

OTBETCTBEHHOC ТЬЮ "АЗС-ЛКЖС"

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ OTBETCTBEHHOC ТЬЮ "АЗС-ЛКЖС"

5410784414

   

IP=<...>

  1. ;

[28.02.2018

14:57

IP=<...>

  1. ;
 

0551600

0232180

00008

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ OTBETCTBEHHOC ТЫО "НБК ТРЕЙД"

5259083074

   

[20.02.2018

13:30

IP=<...> <...>];

[26.02.2018 08:36 IP<...>]

0551600

0232180

00008

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ OTBETCTBEHHOC ТЬЮ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ "Б И К"

5405234084

   

[19.02.2018

12:09

IP=<...>];

[26.02.2018 08:31 IP=<...>]

0551600

0232180

00008

Общество с ограниченной ответственностью "УАЙТ ТРЕЙДИНГ"

5260445160

   

[21.02.2018

13:57

IP=<...>]

[26.02.2018 08:25 IP=<...>]

0551600

0232180

00008

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ OTBETCTBEHHOC ТЫО "ВЕРБУС"

5029103329

   

[21.02.2018

20:57

IP=<...>]

 

0551600

0232180

00009

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ OTBETCTBEHHOC ТЬЮ "ТОРГОВЫЙ ДОМ БУМАГА"

2224141587

   

[20.02.2018

19:40

IP=<...>

<...>]

[26.02.2018 08:58 №=<...><...>];

0551600

0232180

00008

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ OTBETCTBEHHOC ТЬЮ "ТОРГОВЫЙ ДОМ БУМАГА"

2224141587

   

[20.02.2018

19:45

IP=<...>

<...>];

 

0551600

0232180

00009

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ OTBETCTBEHHOC ТЫО "МАСТЕР"

5401978710

   

[19.02.2018

08:38

IP=<...>];

[26.02.2018 08:41 IP=<...>]

 

Таким образом, заявки и ценовые предложения подавались с разных ip-адресов, совпадения свойств файлов при подготовке заявок не установлены.

 

0551600023218000010,

№      0551600023218000013,

№      0551600023218000016,

№      0551600023218000019,

№      0551600023218000022,

0551600023218000024, № 0551600023218000025 проводились в форме открытого конкурса в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно протоколам вышеуказанных закупок заявки на участие в открытом конкурсе подавались участниками в бумажном виде. Таким образом, антимонопольному органу не представляется возможным установить цифровые следы участников торгов при подаче заявок.

В соответствии со ст. 16 ФЗ № 135-Ф3 запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных

 

 

Процедуры № 0551600023218000012, 0551600023218000015, 0551600023218000018, 0551600023218000021,

 

0551600023218000011,

0551600023218000014,

0551600023218000017,

0551600023218000020,

0551600023218000023,

 

 

 

 

действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Новосибирским УФАС Росси было установлено, что согласно уставу МКП «ПАТП № 4» предприятие создано в целях удовлетворения общественнвк потребностей в результатах его деятельности; получения прибыли; оказания услуг в сфере пассажирских перевозок наземным пассажирским транспортом общего пользования.

Предметом и видами деятельности предприятия являются:

  • пассажирские перевозки автомобильным транспортом (по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Новосибирска, по муниципальным маршрутам регулярных, перевозок на территории Новосибирской области, по межсубъектным маршрутам регулярных перевозок, по международным автобусным маршрутам), в том числе заказные перевозки;

-выполнение работ (услуг): по техническому обслуживанию и ремонту ав­томобильных средств;

  • перевозка собственных грузов для: производственных целей;
  • оказание услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых осмотров технического; состояния автотранспортных средств;
  • продажа билетов на проезд;
  • предоставление услуг по мойке автотранспортных средств;
  • оказание услуг по предоставлению мест отстоя подвижному составу;
  • оказание услуг по хранению, автотранспортных средств;
  • оказание услуг по общественному питанию;
  • рекламная деятельность;

-проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств;

  • сервисное обслуживание пассажиров на Автовокзале города Новосибирска. (Автостанции);
  • прокат автотранспортных средств;
  • предоставление услуг специализированными и легковыми автомобилями;
  • сдача в аренду муниципального имущества, принадлежащего предприятию на праве оперативного управления. Предприятие вправе осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЭ) устанавливает полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.

Исходя из ст. 5 и ст. 6 ФЗ № 131-Ф3 и устава МКП «ПАТП №4», МКП «ПАТП №4» не является органом власти, поскольку не исполняет функции органа власти.

Таким образом, составы следующих неправомерных деяний не могут быть квалифицированы как нарушение ст. 16 ФЗ № 135-Ф3:

  • «дробление» предмета торгов, путем заключения договоров (контрактов) с единственным поставщиком;
  • неправомерное заключение договоров без проведения конкурентных процедур (отказ от подконтрольности ФЗ № 223-Ф3 и ФЗ № 44-ФЗ).

Вместе с тем, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, указанные действия (бездействия), могут образовывать самостоятельный состав уголовно наказуемых деяний (превышение должностных полномочий, самоуправство, получение и дача взятки, коммерческий подкуп и т.д.), однако рассмотрение указанных вопросов не относится к компетенции и полномочиям антимонопольных органов.

  1. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

В соответствии с п.п. в) п. 2 ч. 2.1 ст. 15 ФЗ № 44-ФЗ государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями ФЗ № 44-ФЗ, за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным ч. 3 ст. 2 ФЗ № 223-ФЗ, принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, предприятие, имеющие право осуществить закупку в порядке ФЗ № 223-ФЗ при условии финансирования самой закупки без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, т.е. денежных средств, которыми оплачивается договор в рамках ФЗ № 223-ФЗ, не должны квалифицироваться в соответствии с Бюджетным законодательством как средства соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ № 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных чч. 2 и 3 данной статьи.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 15 ФЗ № 44-ФЗ государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями данного Федерального закона, за исключением:

  1. закупок федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, осуществляемых без использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;
  2. закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным ч. 3 ст. 2 ФЗ № 223-Ф3, принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в Единой информационной системе:

а)  за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе, иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б)  в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44-ФЗ;

в)   без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Контрольно-счетной палатой г. Новосибирска было установлено, что денежные средства, полученные МКП «ПАТП №4», в частности, в 2019г. имели характер субсидий. В особенности, бюджетные средства, доводимые заказчику главным распорядителем бюджетных средств в качестве компенсации расходов по результатам финансового года, качественно не меняют свою правовую природу, оценка их в качестве собственных средств предприятия не является верной.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что данные субсидии не могут быть отнесены к исключениям, предусмотренным ч. 2 ст. 15 ФЗ № 44-ФЗ. Ввиду указанного, Комиссия Новосибирского УФАС России, пришла к выводу, что закупки, проводимые с использованием средств бюджетов Бюджетной системы Российской Федерации, должны проводится в рамках Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчик нарушил ч. 1 ст. 15 ФЗ № 44-ФЗ тем, что закупки, финансируемые с использованием средств бюджетов Бюджетной системы Российской Федерации, проводились не в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ, а согласно требованиям ФЗ № 223-ФЗ.

Закупка на приобретение светлых нефтепродуктов (топливо дизельное зимнее, бензин РЕГУЛЯР-92), проведенная в рамках ФЗ № 223-Ф3, с № 31908695852 была опубликована 20.12.2019г.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Установленные действия заказчика содержат в себе признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 данного Кодекса) не может быть вынесено по истечении по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, сроки привлечения к ответственности по крайнему эпизоду проведения закупки в нарушение требований действующего законодательства РФ по ФЗ № 223-Ф3, а именно, 20.12.2020г., на дату принятия данного решения уже прошли.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что привлечение по всем фактам нарушений, изложенным в материалах проверки Контрольно­счетной палаты г. Новосибирска, к административной ответственности не представляется возможным.

 

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать заказчика - МУП г. Новосибирска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 4» нарушившим ч. 1 ст. 15 ФЗ № 44-ФЗ.

решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны