Решение №054/06/99-2470/2020 обращение Контрольно-счетной палаты г. Новосибирска поступил... от 25 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 054/06/99-2470/2020
25 декабря 2020 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского У ФАС России) в составе: …
в результате осуществления внеплановой проверки по материалам Контрольносчетной палаты г. Новосибирска, проведенной согласно п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе в сфере закупок) в отношении МУП г. Новосибирска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 4»,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России из Контрольно-счетной палаты г. Новосибирска поступили материалы проверки действий заказчика - МУП г. Новосибирска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 4» при проведении группы электронных процедур за период 2018-2019гг.
Материалы проверки содержат 3 довода, рассмотрение которых в соответствии со ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ относится к полномочиям ФАС России и ее территориальных органов.
Материалы проверки содержат информацию об установлении Контрольно-счетной палатой г. Новосибирска следующего.
- В действиях МУП г. Новосибирска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 4» содержатся признаки нарушений антимонопольного законодательства при заключении контрактов с единственным поставщиком.
- В действиях заказчика были усмотрены признаки «дробления», путем заключения договоров (контрактов) с единственным поставщиком, а также заключения контрактов без проведения конкурентных процедур в рамках ФЗ № 223-ФЗ и ФЗ № 44-ФЗ.
- В нарушение ч. 1 ст. 52 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 2.1 ст. 15 ФЗ № 44-ФЗ в 2018-2019гг. при осуществлении закупок товаров, работ и услуг предприятие, получая средства из бюджета города Новосибирска в виде субсидий, не руководствовалось ФЗ № 44-ФЗ, а применяло Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ № 22Э-ФЗ).
Изучив материалы проверки Контрольно-счетной палаты г. Новосибирска, информацию, размещенную в Единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
- В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - ФЗ № 135-Ф3) сферой применения данного закона являются отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе, индивидуальные предприниматели.
Согласно п. 7 ст. 4 ФЗ № 135-Ф3 конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
МКП «ПАТП №4» был заключен ряд контрактов на поставку запасных частей: № 115 от 14.02.2019г., № 294 от 10.07.2019г., № 166 от 15.03.2019г. Данные контракты заключались с единственным поставщиком, то есть без проведения конкурентных процедур.
Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ № 44-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Нормы ст. 17 ФЗ № 44-ФЗ не распространяются на закупки у единственного поставщика, так как данная статья распространяется только на конкурентные процедуры.
Таким образом, признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях МКП «ПАТП №4» в части изложенных в материалах проверки обстоятельств не усматриваются, так как закупка у единственного поставщика не является торгами.
Кроме того, ст. 15 ФЗ № 135-Ф3 содержит запрет на совершение действий федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иным осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, организациями, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственными внебюджетными фондами, Центральному банку Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Поскольку МКП «ПАТП №4» не является субъектом, указанным в ст. 15 ФЗ № 135- ФЗ, в его действиях отсутствуют признаки нарушения данной статьи.
- Новосибирским УФАС России был проведен анализ информации, полученной из Единой информационной системы в сфере закупок, электронных торговых площадок, системы СПАРК, модульного комплекса ФАС России «большой цифровой кот».
Было установлено, что заказчик - МКП «ПАТП № 4» проводил закупки конкурентным способом, что подтверждается информацией из ЕИС, как в соответствии с требованиями ФЗ № 44-ФЗ, так и ФЗ № 22Э-ФЗ, в частности:
№ 0551600023218000004, № 0551600023218000007, №0551600023218000010, №0551600023218000013, №0551600023218000016, №0551600023218000019, №0551600023218000022, №0551600023218000025 |
№ 0551600023218000003, № 0551600023218000006, №0551600023218000009, №0551600023218000012, №0551600023218000015, №0551600023218000018, №0551600023218000021, |
№ 0551600023218000002,
№ 0551600023218000005,
№0551600023218000008,
№0551600023218000011,
№0551600023218000014,
№0551600023218000017,
№0551600023218000020,
№0551600023218000023,
№0551600023218000024,
№31807171999, № 31807217339, № 31807221943, № 31807244111, № 31807244997, №31908695852, № 31908609958, № 31908577546, № 31908249249, № 31907557942,
0551600023218000002, 0551600023218000005, 0551600023218000008, № 31807221943, № |
№ 31907661094, № 31907995894, № 31907575049, № 31907874298.
Согласно ответу ЭТП «Сбербанк-АСТ», в закупках №
№ 0551600023218000003, № 0551600023218000004, №
№ 0551600023218000006, № 0551600023218000007, №
№ 0551600023218000009, № 31807171999, № 31807217339,
31807244111, № 31807244997, № 31908695852, № 31908609958, № 31908577546, № 31908249249, № 31907557942, № 31907661094, № 31907995894, № 31907575049, № 31907874298 заявки и ценовые предложения подавались с разных ip-адресов (ниже
рвЩррР! дЕШШЖи ШЩщ щэ® |
щ ЩМШШЕШЯ’вРУЧВ ЛЩУ ШШт |
Щ Щ ,1 ! ■ШШШ |
|||||
31907874298 |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СИБГАЗ" |
5404162750 |
~07.06.20 19 14:40 |
^<...> |
|||
31907874298 |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРЕЖТРАНССЕРВИС" |
5408150731 |
07.06.20 19 04:33 |
<...> |
|||
31907874298 |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПАРИС" |
5410041218 |
07.06.20 19 15:05 |
<...> |
Реестро вый номер торгов |
Полное наименование ■ участника М к VJ Г • ‘ |
ИНН |
IP подач заявок (Щ ЩМ Kwi ■ . ■ ■ |
IP подач ценовых предложении |
||
0551600 |
ОБЩЕСТВО С |
5410784414 |
… |
… |
[15.01.2018 |
|
0232180 |
ОГРАНИЧЕННОЙ |
.. |
13:58 |
|||
00002 |
ОТВЕТСТВЕННОС ТЫО "АЗС-ЛЮКС" |
.. |
1Р=<...> 20.70]; |
|||
0551600 |
ОБЩЕСТВО С |
2222070732 |
… |
… |
[24.01.2018 |
|
0232180 |
ОГРАНИЧЕННОЙ |
… |
07:46 |
|||
00003 |
ОТВЕТСТВЕННОС ТЬЮ "АГРОПРОМСНАБ" |
1Р=<...>]; |
||||
0551600 0232180 |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ |
1650276103 |
… |
… |
[27.01.2018 14:00 |
|
00003 |
ОТВЕТСТВЕННОС ТЫО "ЛОГИСТИЧЕСКИ Й СЕРВИС" |
1Р=<...>]; |
||||
0551600 |
ОБЩЕСТВО С |
5410784414 |
.. |
… |
[28.02.2018 |
|
0232180 |
ОГРАНИЧЕННОЙ |
14:47 |
||||
00005 |
|
Таким образом, заявки и ценовые предложения подавались с разных ip-адресов, совпадения свойств файлов при подготовке заявок не установлены. |
0551600023218000010, № 0551600023218000013, № 0551600023218000016, № 0551600023218000019, № 0551600023218000022, 0551600023218000024, № 0551600023218000025 проводились в форме открытого конкурса в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ. Согласно протоколам вышеуказанных закупок заявки на участие в открытом конкурсе подавались участниками в бумажном виде. Таким образом, антимонопольному органу не представляется возможным установить цифровые следы участников торгов при подаче заявок. В соответствии со ст. 16 ФЗ № 135-Ф3 запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных |
№ |
Процедуры № 0551600023218000012, 0551600023218000015, 0551600023218000018, 0551600023218000021, |
0551600023218000011, 0551600023218000014, 0551600023218000017, 0551600023218000020, 0551600023218000023, |
действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Новосибирским УФАС Росси было установлено, что согласно уставу МКП «ПАТП № 4» предприятие создано в целях удовлетворения общественнвк потребностей в результатах его деятельности; получения прибыли; оказания услуг в сфере пассажирских перевозок наземным пассажирским транспортом общего пользования.
Предметом и видами деятельности предприятия являются:
- пассажирские перевозки автомобильным транспортом (по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Новосибирска, по муниципальным маршрутам регулярных, перевозок на территории Новосибирской области, по межсубъектным маршрутам регулярных перевозок, по международным автобусным маршрутам), в том числе заказные перевозки;
-выполнение работ (услуг): по техническому обслуживанию и ремонту автомобильных средств;
- перевозка собственных грузов для: производственных целей;
- оказание услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых осмотров технического; состояния автотранспортных средств;
- продажа билетов на проезд;
- предоставление услуг по мойке автотранспортных средств;
- оказание услуг по предоставлению мест отстоя подвижному составу;
- оказание услуг по хранению, автотранспортных средств;
- оказание услуг по общественному питанию;
- рекламная деятельность;
-проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств;
- сервисное обслуживание пассажиров на Автовокзале города Новосибирска. (Автостанции);
- прокат автотранспортных средств;
- предоставление услуг специализированными и легковыми автомобилями;
- сдача в аренду муниципального имущества, принадлежащего предприятию на праве оперативного управления. Предприятие вправе осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЭ) устанавливает полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.
Исходя из ст. 5 и ст. 6 ФЗ № 131-Ф3 и устава МКП «ПАТП №4», МКП «ПАТП №4» не является органом власти, поскольку не исполняет функции органа власти.
Таким образом, составы следующих неправомерных деяний не могут быть квалифицированы как нарушение ст. 16 ФЗ № 135-Ф3:
- «дробление» предмета торгов, путем заключения договоров (контрактов) с единственным поставщиком;
- неправомерное заключение договоров без проведения конкурентных процедур (отказ от подконтрольности ФЗ № 223-Ф3 и ФЗ № 44-ФЗ).
Вместе с тем, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, указанные действия (бездействия), могут образовывать самостоятельный состав уголовно наказуемых деяний (превышение должностных полномочий, самоуправство, получение и дача взятки, коммерческий подкуп и т.д.), однако рассмотрение указанных вопросов не относится к компетенции и полномочиям антимонопольных органов.
- В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.
В соответствии с п.п. в) п. 2 ч. 2.1 ст. 15 ФЗ № 44-ФЗ государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями ФЗ № 44-ФЗ, за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным ч. 3 ст. 2 ФЗ № 223-ФЗ, принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, предприятие, имеющие право осуществить закупку в порядке ФЗ № 223-ФЗ при условии финансирования самой закупки без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, т.е. денежных средств, которыми оплачивается договор в рамках ФЗ № 223-ФЗ, не должны квалифицироваться в соответствии с Бюджетным законодательством как средства соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ № 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных чч. 2 и 3 данной статьи.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 15 ФЗ № 44-ФЗ государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями данного Федерального закона, за исключением:
- закупок федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, осуществляемых без использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;
- закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным ч. 3 ст. 2 ФЗ № 223-Ф3, принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в Единой информационной системе:
а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе, иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44-ФЗ;
в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Контрольно-счетной палатой г. Новосибирска было установлено, что денежные средства, полученные МКП «ПАТП №4», в частности, в 2019г. имели характер субсидий. В особенности, бюджетные средства, доводимые заказчику главным распорядителем бюджетных средств в качестве компенсации расходов по результатам финансового года, качественно не меняют свою правовую природу, оценка их в качестве собственных средств предприятия не является верной.
Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что данные субсидии не могут быть отнесены к исключениям, предусмотренным ч. 2 ст. 15 ФЗ № 44-ФЗ. Ввиду указанного, Комиссия Новосибирского УФАС России, пришла к выводу, что закупки, проводимые с использованием средств бюджетов Бюджетной системы Российской Федерации, должны проводится в рамках Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчик нарушил ч. 1 ст. 15 ФЗ № 44-ФЗ тем, что закупки, финансируемые с использованием средств бюджетов Бюджетной системы Российской Федерации, проводились не в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ, а согласно требованиям ФЗ № 223-ФЗ.
Закупка на приобретение светлых нефтепродуктов (топливо дизельное зимнее, бензин РЕГУЛЯР-92), проведенная в рамках ФЗ № 223-Ф3, с № 31908695852 была опубликована 20.12.2019г.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Установленные действия заказчика содержат в себе признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 данного Кодекса) не может быть вынесено по истечении по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, сроки привлечения к ответственности по крайнему эпизоду проведения закупки в нарушение требований действующего законодательства РФ по ФЗ № 223-Ф3, а именно, 20.12.2020г., на дату принятия данного решения уже прошли.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что привлечение по всем фактам нарушений, изложенным в материалах проверки Контрольносчетной палаты г. Новосибирска, к административной ответственности не представляется возможным.
На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать заказчика - МУП г. Новосибирска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 4» нарушившим ч. 1 ст. 15 ФЗ № 44-ФЗ.
решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.