Определение №054/05/24-602/2019 Новосибирское УФАС возбудило производство по делу №054/05/24... от 5 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА №054/05/24-602/2019 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«05» апреля 2019г.                                                                                                г. Новосибирск

 

Председатель Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе Н.П. Камнева – заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы дела по факту распространения в январе, феврале 2019 года рекламных плакатов на фасаде (окнах) аптеки «Добрый доктор», с признаками Федерального закона от 13.03.2006г. №38-Ф3 «О рекламе» (далее - Закона «О рекламе»),

УСТАНОВИЛ:

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх.№ 721э от 08.02.19г.) по факту распространения в январе, феврале 2019 года рекламных плакатов на фасаде (окнах) аптеки «Добрый доктор», расположенной на 1 этаже жилого дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Линейная, д. 45 с информацией следующего содержания: «В этой аптеке фальсификата нет  Только качественные лекарства Гомеопатический центр Стодаль Циннабсин  Дантинорм  Имеются противопоказания , необходимо проконсультироваться со специалистом», «Лечебная косметика  Подушка ортопедическая ОРТОПЕДИЯ ДЛЯ ВСЕХ  Вита мишки Компливит Укрепляй иммунитет Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом», с признаками нарушения ч. 7 ст. 24, ст. 25 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Новосибирским УФАС России, по результатам рассмотрения заявления, установлено следующее.

Реклама, на основании ч.1 ст.3 Закона «О рекламе» - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация, отвечает всем указанным признакам рекламы, соответственно, является рекламой.

Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.     

Объектом рекламирования являются лекарственные препараты и медицинские изделия, продаваемые в аптеке  «Добрый доктор».

В соответствии с ч.7 ст.24 Закона «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

В силу ч. 1.1 ст.25 Закона «О рекламе», реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Ответственность за несоблюдение требований ч. 7 ст. 24 Закона «О рекламе» несет рекламодатель (ч.6 ст.38 Закона «О рекламе») и рекламораспространитель (ч.7 ст.38 Закона «О рекламе»).

Рекламодатель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (ч.5 ст.3 Закон «О рекламе»).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (ч.7 ст.3 Закон «О рекламе»).

В распоряжении Новосибирского УФАС России имеются документы, согласно которым, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в аптечном пункте «Добрый Дгоктор», расположенном на 1 этаже жилого дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Линейная, д. 45, является ООО «Новосибирск Химфарм».

ООО «Новосибирск Химфарм» сообщило (вх№ 2255 от 14.03.19г.), что в январе, феврале 2019 года на фасаде (окнах) аптеки «Добрый доктор» были размещены плакаты с информацией следующего содержания:  «В этой аптеке фальсификата нет Только качественные лекарства Гомеопатический центр Стодаль Циннабсин Дантинорм Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом», «Лечебная косметика Подушка ортопедическая ОРТОПЕДИЯ ДЛЯ ВСЕХ Вита мишки Компливит Укрепляй иммунитет Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом».

Согласно положениям Договора оказания услуг от 20.08.2018г., заключенного между ООО «Новосибирск Химфарм» и Франговым В. Н. макет данных плакатов разрабатывал Франговым В. Н. В силу п. 4.4. данного Договора, ответственность за соответствие макета (плаката) законодательству о рекламе возложена на Исполнителя (Франгова) В. Н. Печать и монтаж данных конструкция были осуществлены ООО «Югора» (Счет на оплату №371 от 04.09.18г., Акт №440 от 18.09.18г., Акт 423 от 10.09.18г.).

«Вита мишки», «Компливит» и «Доппельгерц актив от А до Цинка», согласно инструкциям к применению, являются витаминными комплексами, которые производится синтетическим путём. Витаминные комплексы, в отличие от биологически активных и пищевых добавок, относятся к лекарственным препаратам, поскольку обязательно проходят тщательные клинические испытания сначала на животных, потом на людях-добровольцах.

 «Стодаль», «Циннабсин», «Дантинорм» являются гомеопатическими средствами, а не биологически активными добавками и пищевыми добавками, а, следовательно, для рекламы данных средств применяются такие же ограничения, какие действуют для лекарственных средств, в соответствии со ст. 24 ФЗ «О рекламе».

Требования, содержащиеся в ст. 25 ФЗ «О рекламе» о том, что реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства), не могут быть применены к рекламе вышеуказанных витаминных комплексов и лекарственных средств.

Также, как пояснило Общество, рассматриваемая инфомация соответствуют требованиям ст. 24 ФЗ «О рекламе», а именно сопровождаются предупреждением о необходимости проконсультироваться со специалистом, при этом данное предупреждение занимает не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Вместе с тем, по состоянию на 11 марта 2019 года, плакаты были демонтированы.

Актом расчета размера предупредительной надписи о 27.03.2018г. Новосибирским УФАС России установлено, что на рассматриваемом рекламном плакате присутствует необходимая предупредительная надпись о наличии противопоказаний по применению лекарственных средств и необходимости консультации специалиста перед их применением, однако, размер предупредительной надписи, составляющей 3,8% рекламной площади, не соответствует соотношению 5% (и более) к 100% рекламного пространства, что представляет собой нарушение требований ч.7 ст.24 Закона «О рекламе».

Рассмотрев материалы, имеющиеся в материалах антимонопольного органа, Новосибирское УФАС России приходит к выводу о наличии признаков нарушения ч. 7 ст. 24 Закона «О рекламе» в действиях ООО «Новосибирск Химфарм» по причине размещения на фасаде (окнах) аптеки «Добрый доктор», расположенной на 1 этаже жилого дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Линейная, д. 45, информации с предупредительной надписью «о наличии противопоказаний к применению лекарственных средств» ненадлежащего размера.

На основании п.2 ч.1 ст.33, ч.1,ч.2 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.20, п.21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона «О рекламе»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Возбудить производство по делу №054/05/24-602/2019 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
  2. Признать лицом, участвующим в деле:

заявитель: физическое лицо <…>;

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Новосибирск Химфарм» (ИНН 5402542161, 630105, г. Новосибирск, ул. Линейная, 45).

3.           Назначить дело №054/05/24-602/2019 к рассмотрению на «06» мая 2019г. в 14:00 часов по адресу г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, к. 1007.

4.           ООО «Новосибирск Химфарм» до «30» апреля 2019 г. представить в адрес Новосибирского УФАС России  отзыв на данное Определение.

    В соответствии с ч.6 ст.19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Явка представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, с надлежащим образом оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна. В случае неявки, дело будет рассмотрено в отсутствии представителя.

В доверенности представителя должна содержаться ссылка на представление интересов в антимонопольном органе (Новосибирском УФАС России) с указанием номера дела, включая право на получение приглашения на составление протокола об административном правонарушении представителя ответчика.

Связанные организации

ООО «Новосибирск Химфарм»
ИНН 5402542161, ОГРН 1115476102928