Решение №054/06/33-1911/2022 ИП Квасов А.В. с жалобой на действия заказчика – ФГБУ «ННИИТ... от 17 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-1911/2022

 

17 ноября 2022 года                                                                                                           г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

<...>

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

<...>

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителей:

заказчика – ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России: (по доверенности), (по доверенности), (по доверенности);

подателя жалобы – ИП Квасова А.В.: (по доверенности),

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ИП Квасова А.В. на действия заказчика – ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России при проведении электронного конкурса № 0351100002322000168 на оказание услуг по организации готового лечебного питания пациентов ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России, начальная (максимальная) цена контракта 28 600 000 руб. 00 коп.,

                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратился ИП Квасов А.В. с жалобой на действия заказчика – ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России при проведении электронного конкурса № 0351100002322000168 на оказание услуг по организации готового лечебного питания пациентов ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России.

Суть жалобы ИП Квасова А.В. заключается в следующем.

1. Заказчиком по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее – квалификация участников закупки) установлены три показателя оценки:

  1. наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, который включает три детализирующих показателя:
  • общая цена исполненных участником закупки договоров),
  • общее количество исполненных участником закупки договоров),
  • наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров),
  1. наличие у участников закупки деловой репутации;
  2. наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, который включает один детализирующий показатель:
  • количество специалистов, состоящих в трудовых отношениях и/или гражданско-правовых отношений с участником конкурса не менее 6 месяцев на дату окончания подачи заявок, имеющих образование по специальности «повар» и имеющих квалификацию не ниже 4-го разряда.

Податель жалобы считает, что заказчиком неправомерно не были установлены предельные значения по указанным выше детализирующим показателям оценки, чем созданы преимущества для конкретного участника закупки, обладающего большим потенциалом в части обеспеченности материально-техническими ресурсами, трудовыми ресурсами, квалификации трудовых ресурсов.

По мнению ИП Квасова А.В., оценка заявок по критерию «квалификация участников закупки» без указания предельного минимального количественного значения приведет к ограничению конкуренции при проведении конкурсной процедуры, поскольку лишит возможности участников конкурса, имеющих фактически идентичную квалификацию, конкурировать по ценовым и иным неценовым критериям с участником конкурса имеющего незначительное превосходство.

На основании изложенного, податель жалобы считает, что заказчиком нарушены положения ст.8, ч.4 ст.24 Закона о контрактной системе.

Указанный довод также подтверждается решением Московского УФАС России от 12.07.2021 по делу № 077/06/106-11794/2021, определением Верховного суда от 01.04.2022 № 308-ЭС21-2791.

2. В соответствии с техническим заданием для исполнения обязательств исполнитель обязан заключить договоры аренды недвижимого имущества (приложение № 1.4 к техническому заданию); аренды движимого имущества (приложение № 1.5 к техническому заданию); договор возмещения коммунальных, эксплуатационных и административно-хозяйственных расходов (приложение № 1.8 к техническому заданию).

На срок аренды исполнитель (арендатор) обязан застраховать арендуемое государственное имущество (нежилые помещения и оборудование), заключив соответствующий договор страхования имущества.

Вместе с тем, заказчик не представил участникам закупки информацию о сумме возмещения коммунальных, эксплуатационных и административно-хозяйственных расходов, а также о сумме страхования арендуемого государственного имущества (нежилые помещения и оборудование), что не позволяет участнику закупки объективно рассчитать предлагаемую им цену контракта.

3. ИП Квасов А.В. считает требования заказчика о заключении договоров аренды незаконными, поскольку аренда как вид гражданско-правовых обязательств, связанных с предоставлением арендатору (нанимателю) имущества за плату во временное владение и пользование, в Законе о контрактной системе не выделена в отдельную категорию государственных или муниципальных нужд. Аренда опосредует передачу имущества и не является разновидностью договора возмездного оказания услуг, следовательно, договор аренды не может заключаться в соответствии с процедурами, предусмотренными Законом о контрактной системе.

Кроме того, по мнению подателя жалобы, заказчик должен был обратиться в Минздрав России с предложениями о согласовании передачи в аренду федерального недвижимого имущества, представив, в том числе, соответствующий комплект документов, оформленный по составу и содержанию согласно требованиям, изложенным в письме Минздрава России от 28.04.2016 N 23-1/10/2-2669, для их последующего рассмотрения и согласования с Росимуществом (его территориальными органами) в порядке, установленном Постановлениями № 537 и № 662. Однако заказчиком вышеуказанные условия выполнены не были.

4. В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Вместе с тем, в нарушение указанных положений Закона о контрактной системе в техническом задании установлены требования к пищевой продукции, используемой при оказании услуг.

5. Согласно п.3.3.4 договора аренды движимого имущества (приложение № 1.5 к техническому заданию) исполнитель обязан осуществлять за свой счет текущий ремонт оборудовании по необходимости. Согласно п.3.3.5 указанного договора исполнитель обязан возмещать коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные расходы в соответствии с условиями договора на возмещение расходов. Также исполнитель обязан обеспечить за свой счет государственную регистрацию договора в течение трех месяцев с момента его подписания.

Таким образом, по мнению подателя жалобы, заказчик неправомерно объединил в одну закупку оказание услуг по организации питания, аренды имущества, ремонт оборудования, возмещение расходов, что нарушает положения п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

Кроме того, указанные услуги, за исключением услуг по организации питания, не включены в цену контракта, так как в обосновании НМЦК не указаны расчёты с детализацией вышеперечисленных расходов, а также расходы по содержанию арендуемого недвижимого имущества, расходы на проведение дезинсекционных и дератизационных работ, а также дезинфекционных мероприятий, расходы на проведение производственного контроля, расходы, связанные с осуществлением сбора, хранения и вывоза отходов, образующихся в результате производственной деятельности исполнителя, осуществляемой в ходе оказания услуг, расходы на приобретение необходимого оборудования, кухонного инвентаря, посуды, моющих и дезинфицирующих средств, санитарной спецодежды, расходы на проведение технического обслуживания и текущего ремонта технологического, кухонного и холодильного оборудования, иные расходы исполнителя, связанные с оказанием услуг по организации питания. Это подтверждается тем, что расчёт стоимости коммунальных, эксплуатационных и административно-хозяйственных расходов в извещении заказчика отсутствует.

ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России в возражениях на жалобу ИП Квасова А.В. сообщило следующее.

1. Критерии оценки заявок участников установлены в соответствии положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Положение), согласно которому установление предельных минимальных или максимальных значений показателей оценки является правом заказчика, а не его обязанностью.

По мнению заказчика, установленные в извещении о закупке нестоимостные критерии не создают кому-либо из участников закупки дополнительных преимуществ.

2. Согласно п.4.1 проекта договора возмещения коммунальных, эксплуатационных и административно-хозяйственных расходов (приложение № 1.8 к техническому заданию) потребитель ежемесячно оплачивает учреждению в течение срока действия договора плату за коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные услуги согласно выставленным счетам. Цена рассчитывается исходя из показаний приборов учета согласно выставленным учреждению счетам от контрагентов (АО «СИБЭКО», МУП «ГОРВОДОКАНАЛ», АО «Новосибирскэнергосбыт», обслуживающей лифтовое хозяйство организации), с которыми заключены контракты.

Таким образом, заказчик не может представить информацию о соответствующих суммах затрат на коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные расходы, так как исполнитель будет возмещать указанные расходы после их оплаты заказчиком.

Требование о страховании объекта недвижимости предусмотрено Приказом Минфина России от 05.10.2021 № 146н «Об утверждении Типовых условий договоров аренды в отношении находящихся в федеральной собственности нежилых помещений, зданий, строений, сооружений, закрепленных за федеральным государственным учреждением, федеральным государственным унитарным предприятием, а также находящихся в казне Российской Федерации» (далее – Приказ Минфина № 146н).

Кроме того, исполнитель вправе самостоятельно выбрать страховую организацию с наиболее оптимальным размером страховой премии.

3, 5. Порядок согласования передачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного на соответствующем вещном праве за подведомственными Минздраву России организациями, определен письмом Минздрава России от 28.04.2016 № 23-1/10/2-2669.

В соответствии с согласованием проекта решения о передаче федерального имущества в аренду ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России от 07.10.2022 № 54-НГ/7595/06 условия договора аренды должны соответствовать требованиям, установленным Приказом Минфина России № 146н.

Кроме того, в соответствии с п.10 ч.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Законом о контрактной системе, если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта.

4. Приложение № 1.1 к техническому заданию «Требования к пищевой продукции, используемой при оказании услуг» являются требованиями к пищевой продукции с ссылками на соответствующие ГОСТ, которыми должен руководствоваться исполнитель при оказании услуг по приготовлению лечебного питания для пациентов. При этом, заказчик не требует в составе заявки указывать конкретные показатели товаров (пищевых продуктов).

Таким образом, ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России полагает, что извещение о закупке соответствует всем требованиям Закона о контрактной системе и не ограничивает количество участников закупки.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с данным Федеральным законом.

Пунктом 4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о закупке, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки устанавливается Постановлением Правительства РФ № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ № 2604).

Пунктом 3 Положения установлено, что для оценки заявок в соответствии с данным Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

В соответствии с извещением о закупке оценка заявок на участие в электронном конкурсе осуществляется с использованием следующих критериев оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) квалификация участника закупки.

По каждому из критериев оценки установлена значимость критерия оценки, выраженная в процентах:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги – 40%;

б) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации – 60%.

В соответствии с п.24 Положения в отношении нестоимостного критерия «квалификация участника закупки» заказчиком в извещении о закупке установлены следующие показатели оценки:

  • наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
  • наличие у участников закупки деловой репутации;
  • наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

По показателю «наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта» оцениваются: общая цена исполненных участником закупки договоров (признак № 1), общее количество исполненных участником закупки договоров (признак № 2), наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров (признак № 3).

По показателю «наличие у участников закупки деловой репутации» оценивается значение индекса деловой репутации участника закупки.

По показателю «наличие у участников закупки деловой репутации» оценивается количество специалистов, состоящих в трудовых отношениях и/или гражданско-правовых отношениях с участником конкурса не менее 6 месяцев на дату окончания подачи заявок, имеющих образование по специальности «повар» и имеющих квалификацию не ниже 4-го разряда.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что порядок оценки заявок участников, содержащийся в извещении о закупке не противоречит Положению. Формулы расчета показателей оценки, установленные заказчиком в извещении о закупке, предусмотрены п.20 Положения, следовательно, по мнению Комиссии Новосибирского УАФС России, заказчиком не были нарушены положения действующего законодательства. Довод жалобы № 1 не нашел подтверждения.

Кроме того, в соответствии с позицией Минфина РФ, изложенной в письме от 14.02.2022 № 24-01-09/10138, формулы оценки, предусмотренные п.20 Положения, предусматривают оценку с учетом того, какое значение является для заказчика наилучшим, а также с учетом наличия или отсутствия предельного (предельных) минимального и (или) максимального значения (значений) показателя.

При этом, заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных п.20 Положения. Заказчик также вправе применить иной подход путем применения формул с установлением предельных значений, при которых у заказчика имеется возможность в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе определить наименьшее и (или) наибольшее значения (экстремумы), между которыми будет производиться оценка заявок.

Приведенные в жалобе ИП Квасова А.В. практика антимонопольного органа и позиция Верховного суда не могут быть приняты во внимание Комиссией Новосибирского УФАС России при рассмотрении данной жалобы, поскольку в указанных актах рассматривались конкретные обстоятельства иных дел.

2. В соответствии с техническим заданием для исполнения обязательств исполнитель обязан заключить договоры аренды недвижимого имущества (приложение № 1.4 к техническому заданию); аренды движимого имущества (приложение № 1.5 к техническому заданию); договор возмещения коммунальных, эксплуатационных и административно-хозяйственных расходов (приложение № 1.8 к техническому заданию).

На срок аренды исполнитель (арендатор) обязан застраховать арендуемое государственное имущество (нежилые помещения и оборудование), заключив соответствующий договор страхования имущества.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что неуказание в извещении о закупке информации о сумме возмещения коммунальных, эксплуатационных и административно-хозяйственных расходов не является нарушением положений действующего законодательства, поскольку такая информация будет известна заказчику только в процессе исполнения контракта.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что информация о размере страхования арендуемого государственного имущества может быть получена исполнителем у соответствующих страховых компаний в процессе изучения положений извещения о закупке. Доводы жалобы не нашли подтверждения.

3. В соответствии с п.10 ч.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Законом о контрактной системе, если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что 16.08.2022 ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России направило в Минздрав России заявку о передаче в аренду федерального недвижимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением «Новосибирский научно-исследовательский институт» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

24.10.2022 Минздрав России принял решение, согласованное с территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, о передаче в аренду без права выкупа и без права передачи в субаренду временного использования федерального недвижимого имущества - нежилых помещений - № 1-29 на 1 этаже, № 1,2,4-12 на 2 этаже, общей площадью 419,2 м2 в здании (пищевой блок с переходом), литер В, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Охотская, 81 А, закрепленный на праве оперативного управления за ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России, со сроком заключения договора аренды на 12 месяцев, для использования под организацию оказания услуг лечебным питанием пациентов учреждения.

В соответствии с согласованием проекта решения о передаче федерального имущества в аренду ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России от 07.10.2022 № 54-НГ/7595/06 условия договора аренды должны соответствовать требованиям, установленным Приказом Минфина России № 146н.

Так, согласно типовым условиям, утвержденным Приказом Минфина России № 146н, типовыми условиями договоров аренды в отношении находящихся в федеральной собственности нежилых помещений, зданий, строений, сооружений, закрепленных за федеральным государственным учреждением, федеральным государственным унитарным предприятием, а также находящихся в казне Российской Федерации (далее соответственно - договор аренды, объект недвижимости), являются:

1) условие об обязанности арендатора по использованию объекта недвижимости в соответствии с целевым назначением;

2) условие об обязанности арендатора по проведению за свой счет текущего ремонта объекта недвижимости;

3) условие об обязанности арендатора по содержанию объекта недвижимости в исправном состоянии (техническом, санитарном, противопожарном);

4) условие об обязанности арендатора в месячный срок со дня заключения договора аренды застраховать имущественные интересы, связанные с риском наступления ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц на весь срок действия договора аренды (страхование гражданской ответственности), а также застраховать имущественные интересы, связанные с риском утраты (гибели), недостачи или повреждения объекта недвижимости, в пользу арендодателя на весь срок действия договора аренды (страхование имущества);

5) условие об обязанности арендатора представлять арендодателю информацию о заключенных договорах страхования, вносимых в них изменениях и (или) их расторжении, путем направления уведомления заказным письмом в месячный срок со дня их заключения, изменения и (или) расторжения.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком правомерно включены в извещение о закупке требования о заключении договоров аренды. Кроме того, из изложенного также следует, что заказчиком не были нарушены положения действующего законодательства при объединении в одну закупку услуг по организации питания, аренды имущества, ремонта оборудования, возмещения расходов. Доводы жалобы № 3, № 5 не нашли подтверждения.

4. В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в извещение о закупке включены требования к пищевой продукции, используемой при оказании услуг. При этом, данные требования содержат указания на соответствия используемой при оказании услуг продукции соответствующим государственным стандартам, техническим условиям.

Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, данное требование не противоречит положениям Закона о контрактной системе. Довод жалобы № 4 не подтвержден.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, которые повлияли или могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП Квасова А.В. на действия заказчика – ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России при проведении электронного конкурса № 0351100002322000168 на оказание услуг по организации готового лечебного питания пациентов ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны