Определение №054/05/28-1051/2024 в отношении ООО МКК «Городское Сберегательное Отделение» от 2 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 054/05/28-1051/2024 И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ

 

«02» мая 2024г.                                                                                                             г.Новосибирск

 

Председатель Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <...> Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, рассмотрев материалы по заявлению заявлениям физических лиц (вх. № 3748-ЭП/24 от 04.03.2024, № 3692-ЭП/24 от 01.03.2024, № 4851-ИП/24 от 19.03.2024, № 4547-ЭП/24 от 14.03.2024) по признакам нарушения требований, установленных Федеральным законом от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»), при размещении и распространении рекламы ООО МКК «Городское Сберегательное Отделение»

УСТАНОВИЛ:

В адрес Новосибирского УФАС России поступили заявления физических лиц (вх. № 3748-ЭП/24 от 04.03.2024, № 3692-ЭП/24 от 01.03.2024, № 4851-ИП/24 от 19.03.2024, № 4547-ЭП/24 от 14.03.2024) по признакам нарушения требований, установленных Законом «О рекламе», при размещении и распространении рекламы ООО МКК «Городское Сберегательное Отделение».

Как указывается в заявлениях, на рекламных конструкциях, расположенных в городе Новосибирске по следующим адресам: на пересечении ул. Крылова и ул. Мичурина; на пересечении ул. Гоголя и ул. Семьи Шамшиных; на пересечении ул. Фрунзе и ул. Мичурина, на пересечении ул. Фрунзе и Ипподромская, размещается информация следующего содержания: «Городское Сберегательное Отделение РЕФЕНАНСИРУЕМ ВАШ ЗАЙМ ПОД НИЗКИЙ ПРОЦЕНТ 2,5% ДЕНЬГИ ПОД ПТС <...>, ул. Советская,44».

Заявители отмечают, что до заемщиков не доводится исчерпывающая информация о платежах, включенных в расчет полной стоимости кредита, нет указания, что в расчет ПСК включаются комиссии, оплата услуг по страхованию и так далее. Кроме того, в нижней части рекламного баннера размер шрифта не позволяет в достаточной степени ознакомиться с условиями предоставления займа. Диапазон ПСК не размещен таким же шрифтом, как и указание на процентную ставку «2,5%». Так же, в нижней части баннера указано, что процентная ставка по займу не 2,5 как указано большим шрифтом, а диапазон от 30% до 80% годовых.

Специалистами Новосибирского УФАС России произведен осмотр информации, указанной в заявлении. В результате осмотра установлено следующее.

Возле дома по адресу: г. Новосибирск, улица Гоголя, 32/1, а также г. Новосибирск, улица Крылова, 20 расположены рекламные конструкции с информацией следующего содержания:

«Городское Сберегательное Отделение РЕФИНАНСИРУЕМ ВАШ ЗАЙМ ПОД НИЗКИЙ ПРОЦЕНТ 2,5% ДЕНЬГИ ПОД ПТС <...> ул.Советская, 44».

В левой нижней части размещается следующая информация: «МИКРОЗАЙМЫ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ ООО МКК «ГСО». ОГРН 1143850053654. ДЛЯ ФИЗ.ЛИЦ СУММА МИКРОЗАИМА ОТ 1 000 ДО 500 000 РУБ. ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИП СУММА МИКРОЗАИМА ОТ 1 000 ДО 5 000 000 РУБ. СРОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МИКРОЗАИМА ОТ 1 МЕС. ДО 12 МЕС. ПОЛНАЯ СТОИМОСТЬ МИКРОЗАИМА СОСТАВЛЯЕТ ОТ 30% ДО 94% В ГОД. ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ОТ 30 ДО 84% В ГОД. ДЕНЬГИ ПОД ПТС ОЗНАЧАЮТ ЗАЕМ ПОД ЗАЛОГ АВТОМОБИЛЯ. ПРИ ОФОРМЛЕНИИ МИКРОЗАЙМА ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОПЛАЧИВАЕТСЯ ЗА ВНЕСЕНИЕ В НОТАРИАЛЬНЫЙ РЕЕСТР СВЕДЕНИЙ О ЗАЛОГЕ 600 РУБ. ООО МКК «ГСО» ЯВЛЯЕТСЯ ЧЛЕНОМ СРО «МИР» РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР В РЕЕСТРЕ 38 000414 ОТ 13.03.2016 Г. РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР ЗАПИСИ В РЕЕСТРЕ ЦБ №651 503 525 006613».

В соответствии со ст.3 Закона «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация является рекламной, т.к. по своему содержанию и способу распространения направлена на привлечения внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования – займу под залог авто со ставкой 2,5%.

В силу требований, установленных нормами Закона «О рекламе»:

- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество) (ч.1 ст.28);

- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (п.2 ч.2 ст.28);

- если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)". Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках (ч.3 ст.28).

В пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" указано, что должны быть указаны: диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований настоящего Федерального закона по видам потребительского кредита (займа).

В ответ на запрос Новосибирского УФАС России, ООО МКК «ГСО» представлены пояснения и документы, согласно которым, рассматриваемая реклама размещается на основании договора № 1217 от 01.11.2021г. и договора № 1216 от 26.01.2024г., заключенных с ООО «РБ».

Лицом, определившим содержание рекламы, является заместитель начальника юридического отдела ООО МКК «ГСО» <...>

Общие условия потребительского микрозайма, утвержденные ООО МКК «ГСО» 01.12.2023г., также размещены на сайте организации по адресу - <...>. Также Обществом представлен приказ о проведении акции о предоставлении микрозайма на рефинансирование под залог авто со ставкой 2,5% в месяц.

Таким образом, рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является: ООО «РБ» (ОГРН: 1195476052298, Дата присвоения ОГРН: 16.07.2019, ИНН: 5404091669).

Рекламодателем является ООО МКК «ГСО» (ОГРН: 1143850053654, Дата присвоения ОГРН: 08.12.2014, ИНН: 3810341290).

Новосибирское УФАС России отмечает, что в рекламе существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера плаката и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

Исходя из места размещения баннеров – рядом с проезжей частью, по пути следования транспорта, можно сделать вывод о том, что текст в нижней части рекламы для потребителя нечитаем. Кроме того, для пешеходов наличие пояснений об условиях предоставления займа, становиться очевидным только с близкого расстояния, и/или с использованием специальных технических средств. При этом, учитывая шрифт, также сложно поддается прочтению.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что информация о лице, оказывающем услуги, об условиях предоставления услуги (сумма, срок, ставка), следовательно, влияющих на сумму доходов и расходов потребителя, а также на стоимость кредита, отсутствует.

Следовательно, можно считать, что реклама не содержит информации, указание которой предусмотрено ч.1, п.2 ч.2, ч.3 ст.28 ФЗ «О рекламе».

Ответственность за нарушение требований, установленных п.2 ч.2, ч.3 ст.28 Закона «О рекламе», несет рекламодатель, ч.1 ст.28 Закона «О рекламе», как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Таким образом, в действиях ООО МКК «ГСО» усматриваются признаки нарушения ч.1, п.2 ч.2, ч.3 ст.28 Закона «О рекламе». В действиях ООО «РБ» усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.28 Закона «О рекламе».

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

На основании п.2 ч.1 ст.33, ч.1, 2 ст.36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020г. №1922,


ОПРЕДЕЛИЛ:

1.           Возбудить производство по делу № 054/05/28-1051/2024 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

2.           Признать лицами, участвующими в деле, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ООО МКК «ГСО» (ОГРН: 1143850053654, Дата присвоения ОГРН: 08.12.2014, ИНН: 3810341290),

- ООО «РБ» (ОГРН: 1195476052298, Дата присвоения ОГРН: 16.07.2019, ИНН: 5404091669).

3. Назначить дело № 054/05/28-1051/2024 к рассмотрению на «03» июня 2024г. в 11:00 часов по адресу г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, к. 1007.

4. ООО МКК «ГСО», ООО «РБ» до «31» мая 2024г. представить в адрес Новосибирского УФАС России: отзыв на данное определение.

5. В соответствии с п.31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, от 24.11.2020 №1922, антимонопольный орган по ходатайству лиц, участвующих в деле, а также по собственной инициативе вправе принять решение о рассмотрении дела путем использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности осуществления видео-конференц-связи.

На основании изложенного стороны уведомляются о проведении заседания по делу о нарушении законодательства РФ о рекламе путём использования систем видеоконференцсвязи (далее – ВКС) с использованием системы TrueConf.

Для участия в работе комиссии Новосибирского УФАС России посредством ВКС сторонам следует пройти по ссылке: <...> и ожидать сеанса связи. Наличие включенных видеокамеры и микрофона обязательно.

О возможности обеспечения связи сторонам сообщить заранее (не позднее, чем за два рабочих дня) по электронной почте to54@fas.gov.ru.

Обращаем внимание, что участие в рассмотрении дела в дистанционном формате возможно исключительно при заблаговременном (за 24 часа до планируемого заседания Комиссии) направлении на электронную почту to54@fas.gov.ru документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего интересы участника по делу, его контактных данных (номер телефона, электронный почтовый адрес), а также при предъявлении во время подключения к видеоконференцсвязи документов, удостоверяющих личность.

Явка представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, с надлежащим образом оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна.

В случае неявки лиц, участвующих в деле или их представителей, дело может быть рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны