Решение №50 Решение по делу № 50 в отношении администрации муниципальног... от 10 апреля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

 «28» июля 2009 года                                                                           г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Гаврилов С.Г. - руководитель управления, председатель Комиссии;

Бориленко Н.Д. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и

                               естественных монополий, член Комиссии;

Климина О.Ю. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

                                         член Комиссии,

рассмотрев дело № 50 от 29.06.2009г. по признакам нарушения администрацией муниципального образования г. Купино Новосибирской области и индивидуальным предпринимателем <…>статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА

По заданию ФАС России была проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства при взаимодействии органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке ритуальных услуг. В соответствии с заданием, нарушением антимонопольного законодательства является передача в ведение предприятий общественных кладбищ и наделение предприятий функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установления режима работы кладбищ, что подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 12027/27 от 23.09.2008г.

В результате проведения проверки администрации муниципального образования г. Купино Новосибирской области были выявлены следующие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения (ст. 14).

В силу ст.25 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления. Однако Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, возможность передачи кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе обладающего статусом специализированной службы, не предусмотрена.

Кладбище на территории г. Купино является муниципальной собственностью. Согласно протоколу № 1 от 31.03.2006г. аукциона (несостоявшегося), земельный участок площадью 45Га, на котором располагается кладбище, передан в аренду ИП <…>для организации похоронного бюро с выполнением всего комплекса работ и услуг по захоронению. Между администрацией г. Купино и ИП <…>заключен договор № 26 аренды земельного участка от 10.05.2006г., срок действия которого 49 лет (п. 2.1). В п.1.1 договора указано, что земельный участок предоставлен для размещения кладбища.

Кроме того, 28.04.2006г. между администрацией г. Купино и ИП <…>заключен договор на производство работ по оказанию ритуальных услуг в г.Купино. Согласно пп.2.1 указанного договора ИП <…>обязан принять на условиях аренды сроком на 49 лет городское кладбище с обязательствами по его содержанию. Срок действия указанного договора истек 08.04.2007 г.

Администрация г. Купино Новосибирской области, ИП <…>в возражение по делу сообщили Новосибирскому УФАС России, что заключением рассматриваемого договора аренды земельного участка не ограничивают доступ хозяйствующих субъектов на рынок ритуальных услуг. Соответственно, ответчики считают, что их действия не нарушают антимонопольное законодательство.

Комиссия Новосибирского УФАС России на своем заседании выслушала доводы представителя администрации города Купино Новосибирской области <…>индивидуального предпринимателя <…>., изложенные в возражении по делу.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заключение администрацией г. Купино Новосибирской области и ИП <…>. договора аренды земельного участка (кладбища) для организации похоронного бюро с выполнением комплекса работ и услуг по захоронению нарушает ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно ст.16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (п.4 указанной статьи).

Передача муниципального кладбища в аренду не предусмотрена действующим законодательством. Согласно абз. 1 ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.  Исходя из смысла договора аренды, арендатор не обязан предоставлять имущество в пользование иным лицам, если иное не установлено законом или соглашением сторон. В соответствии с пунктом 4.3.1 Договора  № 26 от 10.05.2006г. аренды земельного участка между администрацией г. Купино и ИП <…>. арендатор имеет право использовать земельный участок на условиях, установленных договором. Данным договором установлено право арендатора на передачу своих прав по договору третьим лицам с согласия арендодателя (п. 4.3.3, 4.3.4). Рассматриваемым договором аренды земельного участка не предусмотрена обязанность арендатора предоставить доступ на земельный участок (кладбище) иным хозяйствующим субъектам для осуществления погребения, оказания иных ритуальных услуг. Кроме того, главой 20 Гражданского кодекса РФ установлено право законного владельца имущества, в том числе арендатора, требовать устранения нарушения его прав на данное имущество.  В связи с этим заключение договора о передаче администрацией муниципального образования г. Купино муниципального кладбища в аренду ИП <…>. может привести к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг в части ограничения доступа на данный рынок иных хозяйствующих субъектов. Следовательно, договор аренды земельного участка (кладбища) № 26, заключенный 10.05.2006г. между администрацией г. Купино Купинского района НСО и ИП <…>нарушает статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции» (соответственно ст. 8 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», действовавшего на момент заключения договора аренды).

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 16, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА

1. Признать администрацию муниципального образования г.Купино Новосибирской области и индивидуального предпринимателя <…>нарушившими статью 16 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (соответственно ст. 8 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», действовавшего на момент заключения договора аренды), что выразилось в заключение договора № 26 от 10.05.2006г. аренды земельного участка для размещения кладбища, а также договора б/н 28.04.2006г. на производство работ по оказанию ритуальных услуг в г. Купино.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи администрации муниципального образования города Купино Новосибирской области, индивидуального предпринимателю <…>предписания о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения, для чего расторгнуть договор №26 от 10.05.2006 аренды земельного участка.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                                      С.Г. Гаврилов

Члены Комиссии                                                                                  Н.Д. Бориленко

                                                                                                               О.Ю. Климина

Связанные организации

Связанные организации не указаны