Решение б/н Решение по делу №51 в отношении администрации Здвинского сел... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 31 октября 2013 г.      г. Новосибирск

Решение в полном объеме изготовлено 11 ноября2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела по правонарушению законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Щукина С.А. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

рассмотрев дело № 51, возбужденное 02.10.2013 г. по признакам нарушения администрацией Здвинского сельсовета Здвинского района Новосибирской области (ул. Калинина, д. 2, с. Здвинск, Здвинский район, Новосибирская область 632951) части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», в отсутствии «…», в присутствии «…»

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба гр. «…» о признаках нарушения антимонопольного законодательства в нормах административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и утверждению градостроительного планаземельного участка в виде отдельного документа, утвержденного постановлением администрации Здвинскогосельсовета от 22.03.2013г. № 40 (далее - административный регламент).

«…» сообщил, что является лицом, имеющим намерение воспользоваться своим правом на возведение индивидуального жилого дома на территории Новосибирской области.

В процессе выбора земельного участка для строительства индивидуального жилого дома заявитель ознакомился с действующим федеральным законодательством и с местными нормативными актами, регулирующими выдачу разрешительной документации для строительства индивидуального жилого дома, такими как выдача Градостроительного плана земельногоучастка (далее ГПЗУ)и Разрешения на строительство (далее РнС).

Ознакомившись с регламентом администрации Здвинского сельсовета по выдаче ГПЗУ, «…» обнаружил в регламенте требования, которые не соответствуют действующем законодательству и нарушают право на возведение индивидуального жилого дома, препятствуя ему в получении ГПЗУ, а так же любому другому лицу, обратившемуся за выдачей ГПЗУ, а именно требование предоставить документы, не предусмотренные Градостроительным кодексом РФ.

«…» считает, что требование предоставить какие-либо документы за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица, а также основания для отказа в выдаче ГПЗУ нарушают ст.15 Закона РФ «О защитеконкуренции».

Согласно ст.8 ФЗ от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об  организации  предоставления государственных и муниципальных услуг», подготовка и утверждение ГПЗУ в виде отдельного документа является муниципальной услугой предоставляемой администрацией муниципального образования предоставляемой на бесплатной основе.

Требования в регламенте муниципального образования, закрепляющие необходимость предоставления заявителем дополнительных документов, кроме установленных Градостроительным кодексом РФ, противоречат действующему законодательству.

Так, согласно п.1.ч.1 ст.7 ФЗ от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги предоставление градостроительного плана земельного участка урегулированы Градостроительным кодексом РФ.

Градостроительный кодекс РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам:

В случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 статьи 46 ГК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.

Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы(п.17 ст.46 ГрК РФ).

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования ГПЗУ и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Такая позиция отражена в:- определении Верховного суда от 09.08.2012г. № АТТЛ12-449, - письме Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК11/ГС «О предоставлении государственной услуги по выдаче градостроительного плана», - определении Верховного Суда РФ от 27 марта 2013 г. N 6-КГ12-11.

Несмотря на то, что законодательством не предусмотрено предоставление со стороны заявителя дополнительных документов для получения ГПЗУ, администрация Здвинского сельсовета самостоятельно определила список документов в административном регламенте, который, по её мнению, необходим для получения ГПЗУ, в том числе топографическую съемку, чем создала препятствия в получении бесплатной муниципальной услуги, а так же создала необходимость получать и оплачивать дополнительные услуги третьих лиц по изготовлению топографической съемки, что является недопустимым.

Согласно письму Госстроя от 17.12.2012г. № 3427-ВК/П/ГС для выдачи ГПЗУ органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт <...> или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет). Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч. 20 ст. 45 ГрК РФ). Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в ст. 46 ГрК РФ.

Ни один из документов, указанных в административном регламенте, не связан с получением и изготовлением ГПЗУ.

Руководствуясь п. 5 ч. 2 ст. 39, п. 1 ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Новосибирским УФАС России в отношении администрации Здвинского сельсовета Здвинского района Новосибирской области возбуждено дело (приказ от 30.09.2013г. № 295) по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Администрация Здвинского сельсовета Здвинского района Новосибирской области сообщила (письмо вх.3083э от29.10.2013г.) следующее.

В целях приведения муниципального нормативного правового акта администрации Здвинского сельсовета Здвинского района Новосибирской области в соответствии с действующим законодательством, постановление администрации Здвинского сельсовета Здвинского района Новосибирской области от 22.03.2013г. №40 «Об утверждении административного регламента администрацииЗдвинского сельсовета Здвинского района Новосибирской области «Предоставление муниципальных услуг по  подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа»», утратило силу.

Постановлением администрации Здвинского сельсовета Здвинского района Новосибирской области от 23.10.2013г. № 107 утвержден административный регламент администрации Здвинского района Новосибирской области по «Подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа».

Рассмотрев материалы дела, доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

П. 2.6. административного регламента предоставления Администрацией Здвинского сельсовета Здвинского района муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка (утвержденного постановлением от 22.03.2013г.№ 40) установлен перечень документов, которые прилагаются к заявлению физического или юридического лица о выдачи градостроительного плана земельного участка, а именно:

1)  Заявление;

2)  правоустанавливающие документы на земельный участок;

3)         кадастровый паспорт земельного участка;

4)         топографическая съемка земельного участка (на дату подачи заявления);

5)         правоустанавливающие документы на объекты недвижимости;

6)         действующие технические паспорта на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке;

7)         технические условия на подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения для объектов строительства и реконструкции (при наличии);

8)         схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта капитального строительства  (при наличии).

Пп. 1-2 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ) осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

ГПЗУ относится к градостроительной документации и является документом, в котором зафиксирована информация, позволяющая идентифицировать земельный участок (содержит кадастровый номер <...> определить его местоположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства.

Для выдачи ГПЗУ органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов территории с проектами межевания в их составе.

ГПЗУ - публичный документ, в котором отражается вся имеющаяся информация о конкретном земельном участке, подтверждающий признание публичной властью конкретного объекта, содержащиеся в нем сведения и порядок о возможном использовании земельного участка (градрегламенты, плотность застройки, этажность и иные показатели), которые необходимы в целях подготовки проектной документации. Ч. 17 ст.46 ГрК РФ установлено, что орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельнбго участка и утверждает его.

Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт <...> или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет).

Требование предоставления не предусмотренных ГрК РФ документов, может привести к необоснованной оплате лицом, обративщимся за выдачей градостраительного плана земельного участка услуг третьих лиц по изготовлению данных документов (в частности, топографического и кадастрового плана).

Ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности п. 9ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Таким образом, постановлением администрации Здвинскогосельсовета от 22.03.2013г. № 40, утвержден административный регламент, которым на хозяйствующих субъектов, желающих получить муниципальную услугу - подготовка и утверждение градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа, были наложены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренные действующим законодательством, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Постановлением администрации Здвинского сельсовета Здвинского района Новосибирской области от 23.10.2013г. № 107 постановление № 40 от 22.03.2013 г. признанно утратившим силу, утвержден новый административный регламент администрации Здвинского района Новосибирской области по «Подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа».

Однако в данном регламенте, утвержденном 23.10.2013г., также существует неоднозначные требования к заявлению. А именно абз. 12 п. 1.4 регламента установлено, в частности, что через единый портал может быть направлено заявление на предоставление  муниципальной услуги в форме электронного документа и документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги.

Следовательно, данная формулировка дает возможность администрации Здвинского сельсовета запрашивать дополнительные  документы, не предусмотренные Градостроительным кодексом, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и является нарушением ч.1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Администрации Здвинского сельсовета Здвинского района Новосибирской области не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт <...> или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет).

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, п. 1 ч. 1 ст. 48, ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1.   Признать администрацию Здвинского сельсовета Здвинского района Новосибирской области нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в утверждении постановлением администрации Здвинского сельсовета № 107 от 23.10.2013г. административного регламента администрации Здвинского сельсовета Здвинского района Новосибирской области «Предоставление муниципальных услуг по  подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа», нормы которого (неопределенность формулировки в абз. 12 п. 1.4) могут привести к необоснованному требованию о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством при выдачи градостроительного плана, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2.         Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи администрации Здвинского сельсовета Здвинского района Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного закондательства. С целью прекращения нарушения администрации Здвинского сельсовета Здвинского района Новосибирской области необходимо внести в регламент от 23.10.2013г. № 107 изменения, исключающие возможность требования с заявителей при предоставлении муниципальной услуги по выдачи градостроительного плана земельного участка документов, не предусмотренных Градостроительным кодексом.

3.         Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

11 ноября 2013 г.                                                                                                   г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Щукина С.А. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 11 ноября 2013 года по делу  № 51 о нарушении Администрацией Здвинского сельсовета Здвинского района Новосибирской области (почтовый адрес: ул. Калинина, 2, с. Здвинск Здвинский район, Новосибирская область, 632951) ч. 1 ст. 15  Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

4.   Администрации Здвинского сельсовета Здвинского района Новосибирской области (почтовый адрес: ул. Калинина, 2, с. Здвинск Здвинский район, Новосибирская область, 632951) в срок до 13.12.2013 г. прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: внести изменения в административный регламент администрации Здвинского сельсовета Здвинского района Новосибирской области «Предоставление муниципальных услуг по подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа», утвержденный постановлением администрации Здвинского сельсовета № 107 от 23.10.2013г. в части исключения норм, которые могут привести к необоснованному требованию о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством при выдачи градостроительного плана.

Об исполнении данного предписания с приложением копий подтверждающих документов Администрации Здвинского сельсовета Здвинского района Новосибирской области необходимо сообщить в Новосибирское УФАС России в срок до 20.12.2013 г.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны