Решение №054/06/31-1823/2020 жалоба ИП Морозова С.В. на действия МКУ «ЦРМЗ» и МКУ «УЖКХ» ... от 16 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №054/06/31-1823/2020

 

16 сентября2020 года г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

 

- зам. руководителя управления,председатель Комиссии;

 

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

 

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии,

с участием представителя уполномоченного учреждения –МКУ «ЦРМЗ» -

(по доверенности),

представители заказчика –МКУ «УЖКХ» г. Бердска, податель жалобы – ИП Морозов С.В.в заседании Комиссии Новосибирского УФАС России не участвовали, заказчик и податель жалобы уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев в дистанционном режиме жалобуИП Морозова С.В. на действия МКУ «ЦРМЗ» и МКУ «УЖКХ» г. Бердска при проведении электронного аукциона №0851300000120000279 на разработку проектно-сметной документации на ремонт проезжих частей ул. Спортивная (от ул. Вокзальная до ул. Пушкина), ул. Кирова (от ул. Ленина до ул. Маяковского), ул. Пушкина (от ул. Кирова до ул. Спортивная), ул. Островского (от ул. Кирова до ул. Спортивная) в городе Бердске, начальная (максимальная) цена контракта8267301,78руб.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратился ИП Морозов С.В. с жалобой на действия МКУ «ЦРМЗ» и МКУ «УЖКХ» г. Бердска при проведении электронного аукциона №0851300000120000279 на разработку проектно-сметной документации на ремонт проезжих частей ул. Спортивная (от ул. Вокзальная до ул. Пушкина), ул. Кирова (от ул. Ленина до ул. Маяковского), ул. Пушкина (от ул. Кирова до ул. Спортивная), ул. Островского (от ул. Кирова до ул. Спортивная) в городе Бердске.

Суть жалобы ИП Морозова С.В. сводится к следующему.

1. ИП Морозов С.В. считаетнедопустимым устанавливать требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий при осуществлении работ по разработке проектно-сметной документации.

2. Податель жалобы полагает, что при осуществлении данной закупки уполномоченное учреждениедолжно было применять типовые условия контрактов на выполнение проектных и (или) изыскательских работ, утвержденные Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.01.2020г. №10/пр.

На основании вышеизложенного, податель жалобы просит выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На данную жалобу от уполномоченного учреждения поступили возражения следующего содержания.

1. Уполномоченное учреждение полагает, что согласно п. 1) ч. 1 ст. 31 ФЗ №44-ФЗ, ч. 2 ст. 47 и ч. 4 ст. 48 ГрК РФ в п.п. 10) п. 14.1 в аукционной документации правомерно установлено требование о том, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий с соблюдением условий, предусмотренных ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ, участник закупки также должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования с соблюдением условий, предусмотренных ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ.

Установление требования о членстве только в одной саморегулируемой организации автоматически лишает заказчика права на получение выплат за счет средств соответствующего компенсационного фонда (ст. 55.16 ГрК РФ) при наличии недостатков в работах исполнителя.

2. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.01.2020 №10/пр вступает в силу с 01.01.2021г., таким образом включение типовых условий контрактов на выполнение проектных и (или) изыскательских работ на данный момент не является нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.

На основании вышеизложенного, уполномоченное учреждениепросит признать данную жалобу необоснованной.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В силу ч. 2 ст. 8 ФЗ №44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ №44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с ч. 6 ст. 31 ФЗ №44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Федерального закона.

Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.

Требования к лицам, осуществляющим работы по разработке проектной документации, установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

В силу ч. 5.2 ст. 48ГрК РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.

Согласно ч. 1 ст. 47ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

В соответствии с ч. 2 ст. 47ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В силу ч. 2 ст. 48ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Из положений ч. 4 ст. 48ГрК РФ следует, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

При этом в силу статьи 55.3ГрК РФ саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 55.8ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Положениями аукционной документации, в частности проектом муниципального контракта, не установлен запрет на привлечение субподрядчиков при исполнении контракта.

Кроме того, пунктом 7.1 проекта муниципального контракта установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, установленных контрактом, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом.

Согласно п.п. 10 п. 14.1 аукционной документации установлены требования к участникам закупки, а именно, в соответствии с ч. 2 ст. 47 ГрК РФ участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий с соблюдением условий, предусмотренных ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 48 ГрК РФ участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования с соблюдением условий, предусмотренных ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ.

В п. 16.2.4 аукционной документации установлено требование о представлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в п.п. 10 п. 14.1 документации об электронном аукционе, а именно, выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий по форме, которая утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 № 86, срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи (документ не требуется для участников аукциона, указанных в ч. 2.1 ст.47 и ч. 4.1 ст.48 ГрК РФ) и выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования по форме, которая утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 № 86, срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи (документ не требуется для участников аукциона, указанных в ч. 2.1 ст.47 и ч. 4.1 ст.48 ГрК РФ).

Исходя из приведенных норм ГрК РФ, а также положений аукционной документации, требование к участнику закупки о наличии членства в двух саморегулируемых организациях (в области архитектурно-строительного проектирования и в области инженерных изысканий), а также обязанность представить в заявке на участие в аукционе действующую на дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе выписку (копию такой выписки) как из реестра членов СРО в области инженерных изысканий, так и из реестра членов СРО архитектурно-строительного проектирования, членом которых должен являться именно участник закупки, не позволяют реализовать принцип, закрепленный в ч. 5.2 ст. 48ГрК РФ (возможность проведения проектных работ и координацию работ по инженерным изысканиям с привлечением субподрядной организации).

Учитывая, что объектом закупки являются работы по разработке проектной документации, следует устанавливать требования к участнику закупки о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.

Действия уполномоченного учреждения и заказчика, установивших в аукционной документации требование к участникамзакупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации в области инженерных изысканий нарушают требования ч. 6 ст. 31, ч. 5 ст.66ФЗ №44-ФЗ.

Правовая позиция о недопустимости установления требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий при осуществлении работ по разработке проектно-сметной документации соответствует единообразной практике применения Федеральной антимонопольной службой положений ФЗ №44-ФЗ и ГрК РФ, отраженной, в частности, в письмах ФАС России от 02.08.2019 N ДФ/67066/19, от 26.06.2018 N АГ/47983/18.

Довод жалобы обоснован.

2. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.01.2020 №10/пр вступает в силу с 01.01.2021г., таким образом включение типовых условий контрактов на выполнение проектных и (или) изыскательских работ на данный момент не может быть признано нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.

Довод жалобы не обоснован.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении аукционных заявок, иных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

Принимая во внимание то, что данное нарушение не повлекло принятие неправильного решения по результатам осуществления данной закупки, все поданные заявки допущены к участию в электронном аукционе, по результатам проведения электронного аукциона достигнуто существенное снижение начальной (максимальной) цены контракта (предложение о цене контракта ООО «ПРОЕКТ ИНЖИНИРИНГ» - 7399235,07 руб., предложение о цене контракта ООО «БЕРДСКСТРОЙПРОЕКТ» - 7440571,57 руб.), вторые части заявок данных участников закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации, руководствуясь пунктом 3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению жалоб, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Новосибирского УФАС России решила не выдавать предписание об отмене результатов данной закупки.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобуИП Морозова С.В. на действияМКУ «ЦРМЗ» и МКУ «УЖКХ» г. Бердскапри проведении электронного аукциона №0851300000120000279на разработку проектно-сметной документации на ремонт проезжих частей ул. Спортивная (от ул. Вокзальная до ул. Пушкина), ул. Кирова (от ул. Ленина до ул. Маяковского), ул. Пушкина (от ул. Кирова до ул. Спортивная), ул. Островского (от ул. Кирова до ул. Спортивная) в городе Бердскечастично обоснованной (обоснован довод жалобы №1).

2. Признать МКУ «ЦРМЗ» и МКУ «УЖКХ» г. Бердска нарушившими ч. 6 ст. 31,ч. 5 ст.66 ФЗ №44-ФЗ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны