Решение №054/06/33-2276/2023 в отношении ИЦиГ СО РАН от 8 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-2276/2023

 

«08» ноября 2023 года                                                                                                 г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

в присутствии представителей заказчика – ИЦиГ СО РАН (Институт цитологии и генетики СО РАН) –   (без доверенности),   (без доверенности),

в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «ФАРМ-СТ», уведомлено надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «ФАРМ-СТ» на действия заказчика – ИЦиГ СО РАН при проведении электронного аукциона № 0351400001223000041 на поставку медицинских изделий для нужд НИИТПМ -филиал ИЦиГ СО РАН, начальная (максимальная) цена контракта 570 053,30 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «ФАРМ-СТ» с жалобой на действия заказчика – ИЦиГ СО РАН при проведении электронного аукциона № 0351400001223000041 на поставку медицинских изделий для нужд НИИТПМ -филиал ИЦиГ СО РАН.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона № 0351400001223000041, протоколами, составленными при проведении закупки:

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 24.10.2023 г.;

3) дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 01.11.2023 г.;

4) на участие в электронном аукционе подана 1 заявка;

5) дата рассмотрения заявки на участие в электронном аукционе - 03.11.2023 г.;

6) заявка участника закупки признана соответствующей требованиям извещения о закупке.

Суть жалобы ООО «ФАРМ-СТ» заключается в следующем.

1. Заказчиком нарушены требования ч.3 ст.14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а именно, в извещении о проведении закупки не установлены ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Постановление Правительства № 102), а также не установлен запрет на допуск промышленных товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - Постановление Правительства РФ № 616).

2. Совокупности технических характеристик, указанных в описании объекта закупки, соответствует товар одного производителя, а именно, «Помпа инсулиновая MiniMed 720G» производства «Медтроник МиниМед», США.

3. Заказчиком допущены разночтения в составных частях извещения о проведении закупки, не обоснована чрезмерная излишняя детализация характеристик объекта закупки.

ИЦиГ СО РАН в возражениях на жалобу ООО «ФАРМ-СТ» пояснил следующее.

Заказчику требуются к поставке медицинские изделия для оказания медицинской помощи населению в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 N 2497 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (далее - Постановление Правительства РФ N 2497), Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 N 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» (далее - Распоряжение Правительства РФ N 3053-р), согласно которым для выполнения квот по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи требуются медицинские изделия, соответствующие следующим кодам НКМИ:

- 207640 – «Помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная»,

- 207650 – «Помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром».

Совокупности технических характеристик, указанных в описании объекта закупки соответствуют три модели инсулиновых помп, зарегистрированных на территории РФ:

- «Помпа инсулиновая MiniMed 780G с принадлежностями» (регистрационное удостоверение № РЗН 2022/17160 от 16.05.2022);

- «Помпа инсулиновая MiniMed 740G с принадлежностями» (регистрационное удостоверение № РЗН 2022/17156 от 16.05.2022),

- «Помпа инсулиновая MiniMed 720G с принадлежностями» (регистрационное удостоверение № РЗН 2022/17159 от 24.11.2022).

Технические характеристики требуемого к поставке медицинского изделия указаны заказчиком в соответствии с потребностями ИЦиГ СО РАН с учетом специфики деятельности на основании клинических рекомендаций по помповой инсулинотерапии и непрерывному мониторированию гликемии у больных сахарным диабетом.

Заказчиком при формировании извещения о проведении закупки применена позиция КТРУ 32.50.50.190-00000385 «Помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная», которая содержит код ОКПД 2 32.50.50.190. Указанный код ОКПД2 отсутствует в перечне медицинских изделий, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 102, а также в перечне промышленных товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 616.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Согласно ч.1 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

В соответствии ч ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заказчиком при формировании извещения о проведении закупки применена позиция КТРУ 32.50.50.190-00000385 «Помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная», которая содержит код ОКПД 2 32.50.50.190.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что медицинское изделие «помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная» с кодом ОКПД 2 32.50.50.190 отсутствует в перечнях медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 102, а также в перечне промышленных товаров, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 616.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком правомерно не установлены ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства № 102, а также не установлен запрет на допуск промышленных товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 616. Довод жалобы не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной систем заказчик при формировании описания объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно Распоряжению Правительства РФ № 3053-р в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, входят в том, числе, помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная (код НКМИ 207640), помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром (код НКМИ 207650).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 2497 терапевтическое лечение сахарного диабета и его сосудистых осложнений представляет собой комплексное лечение, включая установку средств суточного мониторирования гликемии с компьютерным анализом вариабельности суточной гликемии и нормализацией показателей углеводного обмена системой непрерывного введения инсулина (инсулиновая помпа).

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что требования, предусмотренные описанием объекта закупки, установлены в связи с особенностями деятельности заказчика, а именно, его специфическими потребностями и не противоречат требованиям действующего законодательства. Кроме того, в своих возражениям заказчик представил обоснование необходимости установления данных требований. Вместе с тем, в жалобе отсутствуют доказательства, подтверждающие необходимость исключения каких-либо требований, установленных заказчиком в описании объекта закупки.

Из материалов дела следует, что совокупности технических характеристик, указанных в описании объекта закупки соответствуют три модели инсулиновых помп одного производителя:

- «Помпа инсулиновая MiniMed 780G с принадлежностями» (регистрационное удостоверение № РЗН 2022/17160 от 16.05.2022);

- «Помпа инсулиновая MiniMed 740G с принадлежностями» (регистрационное удостоверение № РЗН 2022/17156 от 16.05.2022),

- «Помпа инсулиновая MiniMed 720G с принадлежностями» (регистрационное удостоверение № РЗН 2022/17159 от 24.11.2022).

Согласно ч. 2 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.

Комиссия Новосибирского УФАС России полагает, что необходимость формирования описания объекта закупки таким образом, чтобы ему соответствовали не менее двух товаров различных производителей, должно являться ориентиром для заказчика при существовании двух товаров различных производителей, имеющих схожие функциональные и качественные характеристики, удовлетворяющие потребностям заказчика.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика заявили, что установленным в описании объекта закупки характеристикам также соответствует «Система для самоконтроля глюкозы крови с возможностью введения инсулина «Акку-Чек Комбо» с принадлежностями» (регистрационное удостоверение от 07.04.2021 № ФСЗ 2010/08117). Однако заказчиком представлена информация о снятии с производства указанного товара, При этом, подателем жалобы не представлено информации и документов о том, какая модель помпы инсулиновой могла бы подойти заказчику, а также о том, какие характеристики, по мнению подателя жалобы, являются блокирующими и не позволяют поставить иной товар. Довод жалобы не нашел подтверждения.

3. Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение, формируемое с использованием единой информационной системы в сфере закупок, должно содержать информацию, предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила).

На основании п.4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп.«б» - пп.«г» и пп.«е» - пп.«з» п. 10 Правил формирования КТРУ.

В соответствии с подпунктом «а» п.5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев установления в соответствии с Постановлением Правительства РФ №878.

Пунктом 7 Правил установлено, что при проведении электронных процедур в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе, соответственно.

При этом, согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки также содержит составленное в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки, которое прилагается к такому извещению в форме электронного документа или образа бумажного документа, сформированных без использования ЕИС.

Указанное также подтверждается позицией Минфина РФ, изложенной в письме от 25.09.2023 № 24-03-09/90944.

Таким образом, при осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют позиции, извещение об осуществлении которой размещено в ЕИС с 01.10.2023:

  • описание объекта закупки в части характеристик, предусмотренных п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указывается в формируемом с использованием ЕИС извещении об осуществлении закупки на основании п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе;
  • описание объекта закупки, включающее также характеристики, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе (полное описание объекта закупки), прилагается к извещению в качестве документа, сформированного без использования ЕИС.

Таким образом, из указанных выше положений следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать характеристики объекта закупки без указания какого-либо обоснования.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком при формировании извещения о проведении закупки применена позиция КТРУ 32.50.50.190-00000385 «Помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная», которая не содержит информации о характеристиках медицинского изделия, ввиду чего заказчиком в структурированной форме извещения указано наименование товара в соответствии с примененной позицией КТРУ, а также приложен документ, сформированный без использования ЕИС, содержащий описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы не нашел своего подтверждения.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок были выявлены следующие нарушения.

Исходя из описания объекта закупки, а также пояснений представителей заказчика на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России, заказчику требуется к поставке медицинское изделие – помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром.

При этом, заказчиком применена позиция КТРУ 32.50.50.190-00000385 «Помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная», не соответствующая потребностям ИЦиГ СО РАН, поскольку согласно информации, указанной в КТРУ, данное медицинское изделие не имеет встроенного глюкометра.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком неверно была выбрана позиция КТРУ 32.50.50.190-00000385 «Помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная». Кроме того, каталог товаров, работ, услуг содержит позицию, отвечающую потребностям заказчика - 32.50.50.190-00000403 «Помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром». Заказчиком нарушены положения ч.3 ст.7, ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ № 145

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ФАРМ-СТ» на действия заказчика – ИЦиГ СО РАН при проведении электронного аукциона № 0351400001223000041 на поставку медицинских изделий для нужд НИИТПМ -филиал ИЦиГ СО РАН необоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим положения ч.3 ст.7, ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ № 145.

3. Выдать заказчику, аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны