Решение б/н Решение по делу №53 в отношении департамента транспорта и до... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

           «31» октября 2008                                                                                              г. Новосибирск

 

           Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

           Ельчанинов А. А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

           Долженкова Е. В. - главный государственный инспектор отдела контроля органов власти, член

                                            Комиссии,

           Донских В. А. - главный специалист- эксперт отдела контроля органов власти,

           рассмотрев дело № 53 от 14.09.2008г. по признакам нарушения департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

           в присутствии представителей:

           департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска: <…>, заместителя начальника управления пассажирских перевозок мэрии г. Новосибирска, по доверенности; <…>, консультанта-юриста управления пассажирских перевозок мэрии г. Новосибирска, по доверенности,

           индивидуального предпринимателя <…>,

УСТАНОВИЛА

           В Новосибирское УФАС России из прокуратуры г. Новосибирска поступило заявление ИП <…>с жалобой на действия департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска.

           Суть заявления состоит в следующем.

           <…>выполняет пассажирские перевозки по маршруту № 1232 «Вокзал Новосибирск Главный - Ключ-Камышенское плато» на основании заключенного с МУ «ЦУГАЭТ» по итогам конкурса договора сроком действия до 2013г. В соответствии с условиями конкурса договором предусмотрено 7 единиц подвижного состава. При этом для участия в конкурсе ИП <…>приобретены в кредит 7 автобусов городского типа большой вместимости, о чем заявителем с МУ «ЦУГАЭТ» заключен предварительный договор на осуществление пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети г. Новосибирска.

           Заявитель сообщил, что с недавнего времени на данном маршруте по разрешению начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса <…> стало осуществлять перевозки ООО «Перевозчик», что приносит убытки заявителю. ИП <…>считает, что ООО «Перевозчик» работает на маршруте № 1232 незаконно, поскольку не участвовало в конкурсе.

 

           В связи с рассмотрением данного заявления Новосибирское УФАС России направило в мэрию г. Новосибирска запрос № 05-3811 от 27.08.2008г. о нормативном обосновании допуска ООО «Перевозчик» к пассажирским перевозкам на маршруте № 1232.

           Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска письмом № 01-7136 от 09.09.2008г. и 24-2462 от 17.09.2008г. сообщил следующее.

           ИП <…> по договору с МУ «ЦУГАЭТ», заключенному по результатам конкурса, до 07.05.2008г. обслуживала маршрут № 1232 7-ю единицами подвижного состава. В связи с систематическим нарушением договорных обязательств в части выполнения транспортной работы в мае 2008г. ИП <…> отказалась от 3-х выходов расписания. Анализ выполненной работы показал, что с ноября 2007г. по апрель 2008г. при наличии 2-х резервных автобусов транспортная работа выполнена в среднем на 70 %.

           В целях улучшения транспортного обслуживания студентов Новосибирского государственного педагогического университета (в соответствии с обращением ректора университета) и населения строящегося жилмассива «Ключ-Камышенское плато» были дополнительно заключены договоры на осуществление пассажирских перевозок с ООО «Магистраль» (4 единицы) и ООО «Перевозчик» (7 единиц).

           В соответствии со ст. 12 Закона Новосибирской области № 112-ОЗ 07.06.2007г. «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области» привлечение перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения осуществляется на основании договора об организации пассажирских перевозок на условиях временной работы на маршрутах регулярного сообщения (без проведения конкурса) в случае неисполнения действующим перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа.

           При этом департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска представил копию заявления ИП <…>от 07.05.2008г. в адрес МУ «ЦУГАЭТ» об отказе в пользу ООО «Магистраль» от выходов №№ 1-3 на маршруте № 1232. Также представлены копии объяснений ИП <…>от 26.12.2006г., 07.08.2007г., 03.10.2007г. и заявления о пролонгации договора от 19.06.2008г., свидетельствующие о невыполнении плана рейсов ИП <…>

           Также департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска представил приказ департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска № 149-од от 23.05.2008г., в соответствии с п. 1.1. которого на маршруте № 1232 количество выходов увеличивается до 15 единиц.

           При рассмотрении заявления Новосибирским УФАС России установлено.

           В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона Новосибирской области № 112-ОЗ 07.06.2007г. «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области», привлечение перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения осуществляется на основании договоров об организации пассажирских перевозок уполномоченными органами:

           1) по результатам конкурсов на право заключения договора об организации пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения;

           2) на условиях временной работы на маршрутах регулярного сообщения на срок не более 1 года в следующих случаях:

           а) если потребность в пассажирских перевозках по маршрутам обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие действия непреодолимой силы);

           б) неисполнения действующим перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа, включая отказ от исполнения договора на выполнение пассажирских перевозок и (или) досрочное расторжение договора на выполнение пассажирских перевозок;

           в) признания конкурса несостоявшимся;

           г) приостановления действия лицензии и (или) договора на право работы по указанному маршруту перевозчика, обязанного оказывать транспортное обслуживание по конкретному маршруту;

           д) в случаях пробной обкатки вновь открываемых маршрутов до проведения конкурса. Пробная обкатка вновь открываемого маршрута в случае непроведения конкурса по итогам обкатки может проводиться не чаще, чем один раз в три года.

           Порядок привлечения перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок по результатам конкурса либо на условиях временной работы определяется уполномоченным органом в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами (п. 2 ст. 12 данного закона).

           Пунктом 5.1 Порядка привлечения перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярного сообщения в г. Новосибирске (далее - Порядок), утвержденного постановлением мэрии г. Новосибирска № 452 от 16.06.2008г., определены аналогичные условия привлечения перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок без проведения конкурса на условиях временной работы. Иных условий для привлечения перевозчиков к выполнению перевозок без проведения конкурса, кроме установленных, не предусмотрено.

           При этом п. 5.2 Порядка установлено, что решение о привлечении перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок без проведения конкурса принимается начальником департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска. Согласно п. 5.3 Порядка договор об организации пассажирских перевозок на условиях временной работы заключается начальником департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса от имени мэрии города Новосибирска на срок не более года.

           Таким образом, по сообщению департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, привлекая ООО «Перевозчик» к выполнению пассажирских перевозок на маршруте 1232 без проведения конкурса на условиях временной работы, департамент основывался на п.п. б) п. 1 ст. 12 Закона НСО № 112-ОЗ и абз. 3 п. 5.1 Порядка, а именно: «в случае неисполнения действующим перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа, включая отказ от исполнения договора и (или) досрочное расторжение договора».

           Новосибирское УФАС России считает, что указанные положения нормативных актов не дают департаменту транспорта права привлекать на маршрут без конкурса дополнительные транспортные средства в неограниченном количестве, а только в том количестве, которое соответствует количеству не выполняемых действующим перевозчиком выходов.

           Поскольку ИП <…> отказалась от выполнения 3-х выходов расписания, департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска был вправе привлечь временно, на срок не более года, без проведения конкурса, перевозчика на эти выходы, что и было сделано (выходы №№ 1-3 на маршруте № 1232 переданы ООО «Магистраль»).   Договором между МУ «ЦУГАЭТ» и ИП <…> предусмотрено право МУ «ЦУГАЭТ» расторгнуть договор в случае нарушения перевозчиком условий договора, невыполнения обязательств о перевозке пассажиров в плановом объеме (п. 2.2.3). Однако договор с ИП <…> не расторгнут, следовательно, по оставшимся 4-м выходам ею правомерно выполняются перевозки.

           Очевидно, что при проведении конкурса по маршруту № 1232 и заключении договора с ИП <…>на 7 единиц транспорта департамент учитывал потребность в транспортных средствах на данном маршруте. При выявлении потребности населения в увеличении транспорта на данном маршруте департамент с целью удовлетворения этой потребности должен был провести конкурс в соответствии с Законом НСО № 112-ОЗ и Порядком.

           Однако департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска в 2 раза увеличил количество выходов на маршруте № 1232 и без проведения конкурса привлек к работе на них ООО «Перевозчик», предоставив ему 7 дополнительных выходов.           Тем самым департамент транспорта создал ООО «Перевозчик» преимущественные условия деятельности по сравнению с другими перевозчиками, которые могли бы претендовать на осуществление перевозок по дополнительным выходам.

           Приказом № 153 от 14.10.2008г. и определением от 14.10.2008г. Новосибирское УФАС России в отношении департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска возбудило и назначило к рассмотрению дело № 53 по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в ограничении конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров на маршруте № 1232 «Вокзал Новосибирск Главный - Ключ-Камышенское плато» путем создания преимущественных условия деятельности ООО «Перевозчик» в форме привлечения его к выполнению пассажирских перевозок на данном маршруте без проведения конкурса.

           В объяснениях по существу дела (письмо № 24-2846 от 24.10.2008г.) Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска сообщил, что в соответствии со ст. 12 Закона Новосибирской области «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области» привлечение перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения осуществляется на основании договора об организации пассажирских перевозок на условиях временной работы на маршрутах регулярного сообщения (без конкурса) как в случае неисполнения действующим перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа, так и в случаях пробной обкатки вновь открываемых маршрутов.

В целях улучшения транспортного обслуживания департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска принял решение об увеличении количества выходов на маршруте № 1232 и привлек ООО «Перевозчик» для выполнения временной обкатки дополнительных выходов на маршруте.

           На заседании Комиссии стороны подтвердили свои доводы, изложенные ранее.

           Довод департамента транспорта о том, что в данном случае ООО «Перевозчик» был привлечен без конкурса с целью пробной обкатки дополнительных выходов на маршруте, Комиссия не принимает. Статьей 12 Закона Новосибирской области № 112-ОЗ от 07.06.2007г. и пунктом 5.1 Порядка привлечения перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярного сообщения в г. Новосибирске не предусмотрено возможности привлечения перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок без проведения конкурса в случае пробной обкатки дополнительных выходов на маршруте. Привлечение перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок без конкурса, временно, допустимо только в случаях пробной обкатки вновь открываемых маршрутов до проведения конкурса. Комиссия считает, что допуск на действующий маршрут № 1232 дополнительных выходов не является открытием нового маршрута, в связи с чем ссылка департамента транспорта на ст. 12 Закона Новосибирской области № 112-ОЗ от 07.06.2007г. необоснованна.

           Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска не представил сведений об обследовании маршрута, предшествовавшем принятию решения об увеличении в 2 раза количества выходов на маршруте № 1232.

           В связи с изложенным Комиссия считает, что департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска созданы преимущественные условия деятельности ООО «Перевозчик», что приводит к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров на маршруте № 1232, поскольку другие перевозчики оказались лишены возможности претендовать на работу по дополнительным выходам, и является нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

           Основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

           Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА

           1. Признать департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» путем ограничения конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров на маршруте № 1232 «Вокзал Новосибирск Главный - Ключ-Камышенское плато», выразившемся в привлечении ООО «Перевозчик» к осуществлению перевозок на данном маршруте без проведения конкурса.

           2. Обратиться в арбитражный суд с иском о расторжении договора № 424 от 19.06.2008г. на осуществление пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети г. Новосибирска, заключенного департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска с ООО «Перевозчик».

           3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

           Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

           Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

           Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

           Председатель Комиссии                                                                                           А. А. Ельчанинов

           Члены Комиссии                                                                                                       Е. В. Долженкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны