Решение №054/06/100-91/2023 обращение Госкорпорации «Роскосмос» от 22 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/100-91/2023

о результатах внеплановой проверки соблюдения

законодательства о государственном оборонном заказе и законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

«22» февраля 2023 года                                                                                                г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

 

в отсутствие представителей АО «Красноярский машиностроительный завод»,

рассмотрев обращение Госкорпорации «Роскосмос», содержащее материалы проверки соблюдения АО «Красноярский машиностроительный завод» требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок,

                                                                   УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) поступило обращение Госкорпорации «Роскосмос», содержащее материалы проверки соблюдения АО «Красноярский машиностроительный завод» требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Проверяемый период: с 2019 года по май 2022 года.

В проверяемом периоде закупки общества проводились в соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ, в редакции действующей на соответствующую дату) в связи с реализацией мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса», постановлений Правительства Российской Федерации об утверждении государственного оборонного заказа на соответствующий период, заключенных договоров о предоставлении бюджетных инвестиций по объектам капитального строительства, а также в целях оказания услуг по аудиту годовой (финансовой) отчетности в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

По результатам проверки Госкорпорация «Роскосмос» установила следующее.

  1. В соответствии с ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты заключения (изменения, расторжения, исполнения) контракта заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информацию о заключении (изменении, расторжении, исполнении) контракта, для включения в реестр контрактов, заключенных заказчиками.

В нарушение ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ информация об изменении контракта по закупке с реестровым номером 0419100000215000011 (дополнительное соглашение от 16.02.2022 № 31) не направлена в реестр государственных контрактов.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав имеющиеся в материалах проверки информацию и документы, в том числе, размещенные в единой информационной системе, установила следующее.

В результате осуществления внеплановой проверки закупки с реестровым номером 0419100000215000011, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что выявленные Госкорпорацией «Роскосмос» нарушения нашли свое подтверждение.

Рассматриваемые действия заказчика нарушают требования ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по указанному нарушению истек.

  1. При исполнении контракта по закупке с реестровым номером 0419100000215000011 сторонами неоднократно принимались решения об изменении существенных условий контракта.

Установлено, что между АО «Красноярский машиностроительный завод» и АО «ОДЦ УГР» заключен контракт от 10.11.2015 № 2.150.1184 на выполнение работ по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение литейного и заготовительного производства» Корпус 20. Цех крупногабаритной листовой штамповки № 10» на сумму 818 027 000,00 рублей со сроком выполнения работ до 25.11.2017.

Так, в период проведения проверки, сторонами заключены дополнительные соглашения, повлекшие увеличение стоимости контракта на 49 782 344,72 рублей.

При этом отмечается, что при заключении дополнительных соглашений отсутствует указание на применяемую соответствующую норму Федерального закона № 44-ФЗ.

Кроме того, отмечается не системный характер заключения соглашений об изменений существенных условий контракта, изменения условий контракта оформлялись по факту выполнения и приемки работ по контракту.

Так, в дополнительном соглашении № 25 от 02.10.2019 указано на корректировку проектной документации по объекту, в связи с чем, по определенным ЛCP исключен ряд работ, а также включен в объем ряд иных работ, что повлияло на увеличение цены контракта на 6 412 647,51 рублей.

Спустя два дня после изменения условий контракта сторонами согласовано дополнительное соглашение № 26 от 04.10.2019, в котором также указано на корректировку проектной документации, исключение ряда работ из ЛCP, в связи с чем, цена уменьшена на 6 941 224,66 рублей. Также отмечается, что принятие дополнительного соглашения № 26 от 04.10.2019 потребовало возврата подрядчиком ранее выплаченного заказчиком аванса на приобретение оборудования и выполнение исключаемого объема работ.

Спустя девять месяцев сторонами согласовано дополнительное соглашение № 27 от 30.06.2020, основанием которого также явилась необходимость корректировки проектной документации, изменение объема работ, стоимость контракта увеличена на 17 712 377,21 рублей.

Аналогично оформлены дополнительные соглашения № 28 от 16.12.2020, № 30 от 14.04.2021, № 31 от 16.02.2022.

При этом, как указано в своде проверки, в соответствии с положениями п. 9 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ допускается однократное изменение по соглашению сторон существенных условий контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в случае если по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика контракт не исполнен в установленный в контракте срок.

Учитывая изложенное, при изменении условий контракта, заказчиком допущено нарушение п. 9 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав имеющиеся в материалах проверки информацию и документы, в том числе, размещенные в единой информационной системе, установила следующее.

В результате осуществления внеплановой проверки закупки с реестровым номером 0419100000215000011 Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что выявленные Госкорпорацией «Роскосмос» нарушения нашли свое подтверждение частично.

По смыслу положений ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ, а также требований ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики выполняемых работ, а также материалов, которые должны использоваться при выполнении работ, должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в контракте.

Частью 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ также установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в указанной статье случаях.

В рассматриваемом случае, положения п. 9 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ, изложенные в своде нарушений, действовали в редакции до 31.12.2021.

При этом, в соответствии с пп. 1.3 п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ допускается изменение существенных условий контракта при его исполнении при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также по контрактам, предусмотренным ч.ч. 16 и 16.1 ст. 34 названного Федерального закона. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком были нарушены положения п. 9 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ в редакции, действующей до 31.12.2021, при этом, в настоящее время, основания квалифицировать действия (бездействия) заказчика как совершение административного правонарушения, отсутствуют.

  1. В соответствии с положениями ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

При осуществлении закупки с реестровым номером 0419100000215000011, в нарушение ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ заказчиком несвоевременно произведена оплата по актам приемки выполненных работ от 15.03.2022 №№ 189, 190, от 06.10.2021 № 186.

При осуществлении закупки с реестровым номером 0419100000215000025, в нарушение ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ заказчиком несвоевременно произведена оплата по актам приемки выполненных работ от 11.10.2021 № 93, от 01.11.2021 № 95, от 07.10.2021 № 92, от 01.11.2021 № 96.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав имеющиеся в материалах проверки информацию и документы, в том числе, размещенные в единой информационной системе, установила следующее.

В результате осуществления внеплановой проверки закупок с реестровыми номерами 0419100000215000011, 0419100000215000025, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что выявленные Госкорпорацией «Роскосмос» нарушения нашли свое подтверждение.

Рассматриваемые действия заказчика нарушают требования ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по указанным нарушениям истек.

  1. В нарушение ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ информация об исполнении контракта по закупке № 0419100000220000036 (счет-фактура от 13.08.2021 № 20, счет-фактура от 13.08.2021 № 21, счет-фактура от 25.10.2021 № 22) направлена в реестр государственных контрактов несвоевременно (30.11.2021).

В нарушение ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ информация об оплате контракта по закупке № 0419100000220000036 (платежные поручения от 27.08.2021 № 7574, от 27.08.2021 № 7583, от 01.11.2021 № 10234) направлена в реестр государственных контрактов несвоевременно (30.11.2021).

Аналогичное нарушение выявлено при осуществлении закупки с реестровым номером 0419100000220000013, информация об оплате контракта (платежное поручение от 22.11.2021 № 10844) направлена в реестр государственных контрактов несвоевременно (16.03.2022).

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав имеющиеся в материалах проверки информацию и документы, в том числе, размещенные в единой информационной системе, установила следующее.

В результате осуществления внеплановой проверки закупок с реестровыми номерами 0419100000220000036, 0419100000220000013, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что выявленные Госкорпорацией «Роскосмос» нарушения нашли свое подтверждение.

Рассматриваемые действия заказчика нарушают требования ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по указанным нарушениям истек.

  1. При осуществлении закупки с реестровым номером 0419100000217000014 в нарушение ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ в единой информационной системе не размещена информация об исполнении контракта – акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 (от 21.03.2019 № 31-1, от 23.04.2019 №№ 32-1, 33-1, 34-1, 35-1, 36-1, от 11.06.2019 №№ 37-1, 38-1, 39-1, от 19.07.2019 № 40-1), справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 (от 21.03.2019 № 31, от 23.04.2019 №№ 32, 33, 34, 35, 36, от 11.06.2019 №№ 37, 38, 39, от 19.07.2019 № 40).

Аналогичное нарушение выявлено при осуществлении закупок:

-           реестровый номер закупки 0419100000220000036: в нарушение ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ в единой информационной системе не размещена информация об исполнении контракта – акт сдачи-приемки от 13.08.2021 № 1, акт сдачи-приемки выполненных работ по контракту от 13.08.2021 № 2, акт сдачи-приемки по контракту от 13.08.2021 № 3, акт сдачи-приемки выполненных работ от 13.08.2021 № 4; акт сдачи-приемки от 25.10.2021 № 5, акт сдачи-приемки выполненных работ от 25.10.2021 № 6;

-           реестровый номер закупки 0419100000220000013: в нарушение ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ в единой информационной системе не размещена информация об исполнении контракта – акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 (от 14.12.2020 №№ 1-1, 1-2, 1-3, 1-4, от 15.12.2020 №№ 2-1, 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6), справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 (от 14.12.2020 № 1, от 15.12.2020 № 2);

-           реестровый номер закупки 0419100000215000011: в нарушение ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ в единой информационной системе не размещена информация об исполнении контракта (акты от 21.03.2019 № 138, от 22.03.2019 № 139, от 23.04.2019 № 140, от 27.05.2019 № 141, от 03.06.2019 №№ 142, 143, от 08.07.2019 № 144, от 09.08.2019 №№ 145, 146, от 06.09.2019 № 147, от 20.09.2019 №№ 148, 149, 150, от 10.10.2019 № 151, от 29.10.2019 № 152 от 26.11.2019 № 154, от 28.11.2019 № 153, от 02.12.2019 №№ 155, 156, 157, от 16.12.2019 №№ 158, 159, от 30.04.2020 № 160, от 01.06.2020 №№ 161, 162, от 05.06.2020 № 163; от 25.06.2020 № 164, от 30.06.2020 № 165, от 11.08.2020 № 166, от 21.08.2020 №№ 167, 168, от 10.09.2020 № 169, от 05.10.2020 №№ 170, 171, от 12.10.2020 № 172, от 05.11.2020 №№ 173, 174, от 16.12.2020, от 18.12.2020 № 173, от 21.12.2020 № 172, от 23.12.2020 № 178, от 12.02.2021 № 179, от 16.03.2021 № 180, от 17.03.2021 № 181, от 16.04.2021 № 182, от 23.04.2021 № 183, от 15.07.2021 № 184, от 23.08.2021 № 185, от 06.10.2021 № 186, от 12.11.2021 № 187, от 20.12.2021 № 188, от 15.03.2022№№ 189,193; акты пуска товара (оборудования) в эксплуатацию от 22.09.2019 № 26, от 28.11.2019, от 01.06.2020 № 28, от 17.07.2020 № 29, от 12.10.2020 № 31, от 21.12.2020 № 31, от 23.04.2021 № 32, от 17.03.2022 № 33);

-           реестровый номер закупки 0419100000215000025: в нарушение ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ в единой информационной системе не размещена информация об исполнении контракта (акты от 26.09.2019 № 77, от 23.12.2019 №№ 78, 79, от 12.01.2021 № 80, от 15.03.2021 № 81, от 27.05.2021 №№ 82, 83, от 27.07.2021 № 84, от 06.08.2021 № 85, от 13.08.2021 № 86, от 24.09.2021 №№ 87, 88, 89, от 07.09.2021 № 90, от 05.10.2021 № 91, от 07.10.2021 № 92, от 11.10.2021 № 93, от 01.11.2021 №№ 94, 95, 96, от 18.11.2021 № 97, от 01.12.2021 №№ 98, 99, от 17.12.2021 №№ 100, 102, от 15.12.2021 № 101, от 20.12.2021 № 103, от 23.12.2021 №№ 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, акты ввода оборудования в эксплуатацию от 24.09.2021 №№ 105, 131, от 06.08.2021 № 2).

- в нарушение п. 10 ч. 2 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки с реестровым номером 0419100000220000036 в реестр государственных контрактов не включена информация о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта (претензия от 13.01.2022 № 150/15-2022)

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав имеющиеся в материалах проверки информацию и документы, в том числе, размещенные в единой информационной системе, установила следующее.

Поступившая информация, а также материалы проверки, не содержит документов, подтверждающих установленные нарушения, в связи с чем, Новосибирское УФАС России не может объективно оценивать действительность поступившей информации, как свидетельствующей об установлении нарушений требований законодательства Российской Федерации, а, равно как и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

  1. В соответствии с ч. 6 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В связи с нарушением условий контрактов заказчиком осуществлялась претензионно-исковая работа.

Однако в ряде случаев выявлены нарушения в действиях заказчика, в том числе, случаи не привлечения/несвоевременного привлечения контрагентов к ответственности по контракту, неверного расчета размера штрафных санкций.

Так, при исполнении контракта по закупкам с реестровыми номерами 0419100000215000011, 0419100000215000025, в связи с просрочкой исполнения контрагентом обязательств, заказчиком не предъявлено требование о взыскании неустойки в адрес контрагента.

В соответствии с ч. 2 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии со ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствии с ч. 7 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

В соответствии с условиями п. 11.1.8 контракта по закупке № 0419100000215000011 сдача объекта генеральным подрядчиком и его приемка, осуществляется в разумный срок, необходимый для приемки, и оформляется актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма № КС-14), подписанный всеми членами приемочной комиссии.

В нарушение ч. 7 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ и условий контракта сторонами не составлен акт приемки законченного строительством объекта (форма № КС-14).

Аналогично, подрядчиком нарушен срок исполнения контракта по закупке с реестровым номером 0419100000215000025, однако заказчиком не реализована обязанность по привлечению подрядчика к ответственности, требование об удержании обеспечения исполнения контракта также не предъявлено.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав имеющиеся в материалах проверки информацию и документы, в том числе, размещенные в единой информационной системе, установила следующее.

В соответствии с ч. 7 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

В нарушение ч. 7 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ и условий контракта сторонами не составлены акты приемки законченного строительством объекта (форма № КС-14).

В действиях заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по указанному нарушению истек.

Также, Комиссия Новосибирского УФАС России сообщает следующее.

Условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в силу ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ является существенными.

В нарушение требований, установленных ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ заказчиком не предъявлялось требование об уплате неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, при этом, в рассматриваемом случае, указанное нарушение является формальным.

Руководствуясь ч. 10 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ, ст. 15.1, п. 10 ч. 1 ст. 15.2, ч. 4 ст. 15.4 Федерального закона № 275-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать заказчика - АО «Красноярский машиностроительный завод», нарушившим ч. 13.1 ст. 34, ч. 7 ст. 94, п. 9 ч. 1 ст. 95, ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ (в редакциях, действующих на дату совершения нарушения).
  2. Материалы ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности не передавать, в связи с истечением сроков давности.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны