Определение №054/05/7-112/2023 Определение о прекращении производства по делу № 054/05/7-11... от 27 апреля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА
ПО ДЕЛУ № 054/05/7-112/2023
«27» апреля 2023 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <...>
члены Комиссии: <...>
рассмотрев дело № 054/05/7-112/2023, возбужденное по факту распространения рекламной информации в поисковой системе «Яндекс», с признаками нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»)
в присутствии: лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
представителя ООО «Яндекс» - <...>
в отсутствие: заявителя – физическое лицо (не явился, уведомлен надлежащим образом),
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО «Наше здоровье» (не явился, уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
ФАС России наделила Новосибирское УФАС России полномочиями по рассмотрению заявления физического лица (вх. № 19264-ЭП/22 от 01.12.2022г.) о нарушении Закона «О рекламе» по факту распространения рекламной информации в поисковой системе «Яндекс» следующего содержания:
«Вывод из запоя! Анонимно 100%. Выезд на дом. Мотивируем… chelyabinsk.narkospas24.ru>Вывод-из-Запоя Реклама Вывод из запоя. Выезд на дом 24/7. Начните лечение сейчас! Звоните/ /Анонимно/ /Выездные бригады/ /Бесплатная консультация/ /Работаем 24/7/ /Современные препараты/ /Мед.лицензия/ /Опытные наркологи/ /Обратный звонок/ /Нам доверяют/ /Консультация/ /Вызвать нарколога/ /Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом/».
По указанному факту возбуждено данное дело, в ходе рассмотрения которого установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемая информация является рекламой, поскольку отвечает всем признакам рекламы. Объектом рекламирования выступают медицинские услуги по выводу из запоя.
Из заявления по факту размещения рекламы следует, что в сети Интернет размещена информация об оказании медицинских услуг, таких как вывод из запоя при отсутствии лицензии на оказание медицинской деятельности.
Согласно п. 46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») на осуществление медицинской деятельности требуется лицензия (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).
В силу ч.1 ст.13 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются, в том числе адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не предусмотренному лицензией, в заявлении о переоформлении лицензии указывается этот адрес.
С учетом изложенного, организации имеют право оказывать медицинскую помощь при условии непосредственного обращения пациентов (в том числе из других регионов) по адресам мест осуществления медицинской деятельности, указанным в лицензиях этих организаций.
Специалистами Новосибирского УФАС России произведен осмотр указанного сайта, по результатам осмотра установлено, что сайт https://chelyabinsk.narkospas24.ru/ представляет собой сайт компании ООО «Наше здоровье». На сайте можно ознакомиться с услугами, ценами, контактами компании. Кроме того, указана лицензия Л041-01137-77/00293272 ООО «Наше здоровье», адрес, указанный в лицензии: г. Москва, ул. Дубининская, д. 68.
Согласно ответу ООО «Яндекс» (вх. № 1469/23 от 26.01.2023г.), рекламная информация, указанная в заявлении, размещена в рамках договора, заключенного между ООО «Яндекс» и ООО «Наше здоровье» (ОГРН 1147746027417, ИНН 7705550380, юридический адрес: 115054, г.Москва, ул.Дубининская, д.68, почтовый адрес: 115035, г.Москва, Овчинниковская наб., 22/25 с.1, кв.88), на условиях Оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ», расположенной в сети Интернет по адресу: https://yandex.ru /legal/oferta_direct/ (далее – Оферта). Договор между ООО «Яндекс» и ООО «Наше здоровье» был заключен посредством акцепта ООО «Наше здоровье» Оферты в порядке, предусмотренном разделом 7 Оферты.
ООО «Яндекс» письмом вх. № 5680-ЭП/23 от 31.03.2023г. пояснило, что реклама была размещена в полном соответствии Закону «О рекламе», поскольку она представляла собой рекламу услуг нарколога, являющихся медицинской деятельностью, то есть лицензируемым видом деятельности, имелась действующая лицензия № ЛО-77-01-008464, выдана ООО «Наше здоровье». Указание на какие-либо адреса осуществления деятельности в рекламе не содержались.
Реклама была размещена с целью того, чтобы любой желающий мог обратиться в медицинскую организацию. Закон «О рекламе» не содержит положений, обязывающих указывать данные лицензии непосредственно в самом тексте рекламы.
Таким образом, по мнению ООО «Яндекс», Общество со своей стороны проявило должную осмотрительность, предприняло все зависящие от него меры по соблюдению Закона «О рекламе» и осуществило проверку рекламы на соответствие требованиям Закона «О рекламе».
ООО «Яндекс» пояснило, что в тексте рекламы и на странице перехода отсутствовало какое-либо указание на города, отличные от места осуществления медицинской деятельности, указанной в лицензии. Ключевые фразы в содержание рекламы не входят.
Кроме того, ООО «Яндекс» отмечает, при показе любой рекламы в сервисе «Яндекс.Директ» может использоваться настройка определенного географического таргетинга (т.е. использование регионов показа), что означает, что реклама будет показываться той аудитории, которая находится в выбранном регионе показа или интересуется им. Геотаргетинг – это показ рекламы пользователям, имеющим IP-адреса компьютеров (или прокси-серверов) в сети Интернет, по сведения Яндекса относящиеся к заданному географическому региону, или выбравшим в настройках информационных ресурсов Яндекс в сети Интернет заданный географический регион в качестве региона местонахождения, или указавшим в поисковом запросе заданный географический регион, или наиболее частые координаты местонахождения которых по сведениям Яндекса соответствуют заданному географическому региону.
Географический таргетинг на какой-либо регион не означает, что рекламируемые услуги оказываются именно на территории этого региона, поскольку указание на конкретное место, где оказываются услуги, содержится в самой рекламе, а именно в ее тексте и на странице перехода.
Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что рекламная информация, указанная в заявлении, распространялась с соблюдением Закона «О рекламе». Поскольку в тексте рекламы отсутствует указание на адрес оказания услуги по которому оказываются услуги, а рекламодатель – ООО «Наше здоровье» имеет лицензию на оказание медицинских услуг.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела наличие фактов нарушения Закона «О рекламе» не подтвердилось.
Руководствуясь п.п.а) п. 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, Комиссия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Производство по делу № 054/05/7-112/2023 прекратить в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения Закона «О рекламе» в действиях ООО «Яндекс», ООО «Наше здоровье» при распространении контекстной рекламы в поисковой системе «Яндекс».
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>