Решение №054/01/18.1-2727/2023 в отношении АО «РЭС» от 22 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №054/01/18.1-2727/2023

22 декабря 2023 года                                                                                              г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев посредством ВКС жалобу общества с ограниченной ответственностью «Воронежский Трансформатор» (далее – ООО «Воронежский Трансформатор») (вх. № 23650-ЭП/23 от 13.12.2023 г.) на действия заказчика Акционерного общества «Региональные электрические сети» (далее – АО «РЭС») при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку трансформаторов силовых ТДТН (извещение № 32313040257 на сайте <...>),

в присутствии представителя ООО «Воронежский Трансформатор» - <...> (представитель по доверенности № 23-38 от 01.03.2023),

в присутствии представителя АО «РЭС» - <...> (представитель по доверенности), <...> (представитель по доверенности № 299/21 от 09.09.2021 г.),   

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «Воронежский Трансформатор» (вх. № 23650-ЭП/23 от 13.12.2023 г.) на действия заказчика АО «РЭС» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку трансформаторов силовых ТДТН (извещение № 32313040257 на сайте <...>).

Заявитель сообщает следующее.

Настоящее обращение в антимонопольный орган обусловлено тем, что при организации и проведении торгов допущены нарушения, направленные на грубое нарушение конкуренции, которые выразились в следующем:

АО «РЭС» была опубликована процедура на ЕЭТП «Росэлторг» № 32313040257 от 04.12.2023 (<...>).

По мнению подателя жалобы, аукционная документация содержит условия, которые заведомо являются невыполнимыми и ограничивают круг потенциальных поставщиков:

1. Предполагается закупка двух единиц трансформаторов ТДТН-16000/110 У1 для объекта ПС «Текстильная» (п. 2.1., п. 2.2. Извещения)

2. Срок окончания подачи заявок 20.12.2023 (п. 5.2. Извещения)

2. Срок подведения итогов аукциона 25.12.2023 (п. 5.5. Извещения)

3. Срок поставки трансформаторов 31.12.2023. (п. 9. Информационной карты закупок - п. 14 Документации о закупке).

4. Место поставки трансформаторов «г. Новосибирск, ул. Сибсельмашевская, д. 95» (п. 2.5. Извещения)

Принимая во внимание место поставки оборудования «г. Новосибирск, ул. Сибсельмашевская, д. 95», условие о том, что оборудование должно являться новым и изготавливаться по отдельному техническому заданию АО «РЭС», а также срок изготовления такого оборудования составляет 3-6 месяцев (что полагаем, также сможет подтвердить любой российский изготовитель такого Оборудования), то выполнение обозначенных условий закупки заведомо невозможно.

Таким образом, нарушение прав и законных интересов заявителя ООО «Воронежский Трансформатор» нарушаются следующими действиями Заказчика: установление невыполнимых сроков поставки оборудования в аукционной документации.

Фактически действия заказчика необоснованно сужают круг потенциальных участников торгов, что противоречит целям Закона о защите конкуренции, а именно цели создания необходимых условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Указанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

АО «РЭС» представило следующие возражения на жалобу.

АО «РЭС» считает жалобу ООО «Воронежский Трансформатор» необоснованной ввиду следующего.

АО «РЭС» является территориальной сетевой организацией Новосибирской области с государственным участием, которая осуществляет эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт, реконструкцию электрических сетей, от нормального функционирования которых зависит качество, надежность и безопасность электроснабжения потребителей Новосибирской области.

Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности и направленностью в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 г. № 11017/10 по делу № А06-6611/2009; Определения ВС РФ от 31.07.2017 г. по делу № А40-3315/2016).

Согласно закупочной документации АО «РЭС» необходима поставка 2-ух трансформаторов силовых ТДТН-160000/110 У1, с техническими характеристиками согласно техническому заданию, с НМЦ за единицу 66 900 000,00 руб. без НДС.

Согласно техническому заданию силовые трансформаторы должны соответствовать требованиям:

– ГОСТ Р 52719-2007 Национальный стандарт Российской Федерации. Трансформаторы силовые. Общие технические условия (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 09.04.2007 N 60-ст);

– ГОСТ 12965-85;

– ГОСТ 11677-85.

В соответствии с приложением № 1 к документации о закупке допускаются аналоги/эквиваленты по техническим характеристикам, не ухудшающим заявленные в техническом задании.

В закупочной документации установлено, что:

– сам аукцион должен состояться 22.12.2023 г.;

– срок поставки трансформаторов – 31.12.2023 г.

Срок поставки трансформаторов обусловлен объективными потребностями АО «РЭС» как территориальной сетевой организации, выполняющей государственную, высоко значимую социальную функцию по обеспечению надлежащего электроснабжения потребителей Новосибирской области.

Закупаемые АО «РЭС» трансформаторы должны быть оперативно установлены в рамках реконструкции ПС 110 кВ Юрьевская (в целях замены трансформаторов 2х10 МВа) на основании:

– инвестиционной программы АО «РЭС» на 2021-2025 гг.;

– схемы и программы развития электроэнергетических систем России на 2023-2028 годы (утвержденной приказом Минэнерго России).

От ПС 110 кВ Юрьевская осуществляется электроснабжение 9 населенных пунктов (численность населения 2 985 чел.), 1 котельная, 1 больница, 2 школы.

Необходимо иметь в виду, что в текущем году произошел резкий рост нагрузок по ПС Юрьевская, в режиме n-1.

Динамика замера нагрузок критична:

– 28.11.2023 при отключении 1 трансформатора, загрузка оставшегося в работе составляла 98 %,

– по состоянию на 13.12.2023 зафиксировано – 126 %, что существенно превышает допустимые параметры.

Кроме того, в процессе работы трансформатора в режиме перегрузки происходит повышенный износ витковой изоляции, что сокращает срок его службы.

Ввиду указанного было принято решение о закупке оборудования «в параллель» с разработкой проектной документации, в целях начала работ в 1-ом квартале 2024 г.

Техническое задание было сформировано с усредненными техническими характеристиками трансформатора, для привлечения максимально возможного количества участников ТЗП, с расчетом, что у кого-либо из потенциальных поставщиков есть в наличии уже готовое изделие.

При этом стоит иметь в виду, что согласно протоколу от 02.08.2023 г. Межотраслевой совет потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Губернаторе Новосибирской области принял решение рекомендовать Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области утвердить корректировку инвестиционной программы АО «РЭС» (далее – ИПР АО «РЭС») на 2021-2025 годы в части 2023 г.

В отношении инвестиционного проекта «Замена трансформаторов 2х10 МВА на 2х16 МВА ПС 110 кВ Юрьевская» (ID К_54.0533.010503):

• источник финансирования (в части выполнения проектно-изыскательских работ) утвержден в составе ИПР АО «РЭС» 2021-2025 гг. в части 2023 г. Приказом Министерства ЖКХиЭ НСО № 111-нпа от 14.08.2023 г. (опубликован на официальном сайте МЖКХиЭ НСО <...>);

• источник финансирования (в части выполнения строительно-монтажных работ) утвержден в составе ИПР АО «РЭС» 2021-2025 гг. в части 2024-2025 гг. Приказом Министерства ЖКХиЭ НСО № 164-нпа от 13.10.2023 г. (опубликован на официальном сайте МЖКХиЭ НСО https://mjkh.nso.ru/page/1040).

Торгово-закупочные процедуры на выполнение проектно-изыскательских работ:

  • 10.10.2023 – первый торги признаны несостоявшимися, не подано ни одной заявки;
  • 30.11.2023 – победитель ООО «ДОРСВЕТПРОЕКТ»;
  • договор подряда № ИП-а-69-23-02861 заключен 12.12.2023 г.

Письмом № 8623 от 13.12.2023 г. ООО «ДОРСВЕТПРОЕКТ» в целях оперативного и надлежащего изготовления проектной и рабочей документации запросило у АО «РЭС» необходимые исходные данные в отношении трансформаторов, которые будут установлены на ПС Юрьевская в процессе реконструкции.

Указанное обстоятельство объективно обусловливает необходимость поставки трансформаторов до установленного Обществом срока.

Стоит учитывать, что на участие в процедуре уже подано 3 заявки.

В случае, если торги по каким-либо причинам не состоятся, Общество будет вынуждено повторно проводить торги с уже увеличенным сроком поставки, что в свою очередь смещает сроки реализации на много дальше и многократно увеличивает риски для общества.

Законность и обоснованность поведения АО «РЭС» при проведении закупки подтверждается правоприменительной практикой:

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.02.2017 N Ф10-5895/2016 по делу N А08-1770/2016:

Прокуратура необоснованно полагала, что Департамент установил заведомо неисполнимые сроки исполнения обязательств по государственному контракту (фактически на исполнение контракта отводится три дня), что привело к ограничению конкуренции, прав предпринимателей, неэффективному расходованию бюджетных средств.

Вывод антимонопольного органа, сделанный в оспариваемом решении, о том, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не ограничивает заказчика в установлении срока поставки товара удовлетворяющего его требования, а поэтому заказчик вправе установить любой срок поставки товаров в зависимости от своих потребностей, соответствует положениям Закона N 44-ФЗ.

Кроме того, срок исполнения обязательств по оплате государственного контракта осуществлялся за счет средств бюджета Белгородской области в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в текущем 2015 финансовом году, что указывает на невозможность изменения срока поставки товара, так как закупка проводилась в декабре 2015 года.

Решение Московского областного УФАС России от 24.11.2021 по делу N 050/06/45962эп/2021:

Срок окончания исполнения обязательства, не позднее: 10 дн. от даты заключения контракта.

Установленный заказчиком срок выполнения работ определен исходя из потребности Заказчика, не свидетельствует о том, что включение вышеуказанного требования влечет за собой ограничение конкуренции и количества участников данной закупки, поскольку указанное требование предъявляется в равной мере ко всем участникам закупки, не создавая преимущественного положения определенным хозяйствующим субъектам.

Согласно ст. 33 Закона о контрактной системе возможна поставка эквивалента материалов - это значит, что поставщики вправе подобрать и другие светильники, соответствующие параметрам, которые прописаны в смете или превосходящие их. Для обеспечения конкуренции в смете указана конкретная модель светильника с минимальными требуемыми характеристиками с возможностью поставить аналог.

При этом было подано 4 заявки от участников, выразивших согласие на выполнение работ на условиях документации об Аукционе, что свидетельствует о готовности участников Аукциона исполнить обязательства, предусмотренные проектом контракта документации об Аукционе.

Изучив документы и сведения, представленные на заседании Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления сроков выполнения работ не противоречат нормам Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, представитель Заявителя не представил документов и сведений, однозначно свидетельствующих о невозможности выполнения работ в установленные Заказчиком сроки.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

04.12.2023 АО «РЭС» разместило в ЕИС извещение № 32313040257 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку трансформаторов силовых ТДТН (извещение № 32313040257 на сайте <...>).

Дата начала срока подачи заявок - 04.12.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 22.12.2023 14:00.

Дата подведения итогов - 26.12.2023.

Место поставки товаров: г. Новосибирск, ул. Сибсельмашевская, д. 95 (ПС "Текстильная").

Планируемый срок поставки: до 31 числа соответствующего месяца поставки.

Сроки (периоды) поставки товаров: декабрь 2023 г.

Относительно довода заявителя об установлении невыполнимых сроков поставки оборудования в аукционной документации установлено следующее.

Согласно пояснениям АО «РЭС», срок поставки трансформаторов обусловлен объективными потребностями АО «РЭС» как территориальной сетевой организации, выполняющей государственную, высоко значимую социальную функцию по обеспечению надлежащего электроснабжения потребителей Новосибирской области, а именно:

Закупаемые АО «РЭС» трансформаторы должны быть оперативно установлены в рамках реконструкции ПС 110 кВ Юрьевская (в целях замены трансформаторов 2х10 МВа) на основании:

– инвестиционной программы АО «РЭС» на 2021-2025 гг.;

– схемы и программы развития электроэнергетических систем России на 2023-2028 годы (утвержденной приказом Минэнерго России).

От ПС 110 кВ Юрьевская осуществляется электроснабжение 9 населенных пунктов (численность населения 2 985 чел.), 1 котельная, 1 больница, 2 школы.

В 2023 году произошел резкий рост нагрузок по ПС Юрьевская, в режиме n-1.

Динамика замера нагрузок следующая:

– 28.11.2023 при отключении 1 трансформатора, загрузка оставшегося в работе составляла 98 %,

– по состоянию на 13.12.2023 зафиксировано – 126 %, что существенно превышает допустимые параметры.

Указанные изменения оцениваются АО «РЭС» как критичные.

Кроме того, в процессе работы трансформатора в режиме перегрузки происходит повышенный износ витковой изоляции, что сокращает срок его службы.

Ввиду указанного было принято решение о закупке оборудования «в параллель» с разработкой проектной документации, в целях начала работ в 1-ом квартале 2024 г.

Техническое задание было сформировано с усредненными техническими характеристиками трансформатора, для привлечения максимально возможного количества участников ТЗП, с расчетом, что у кого-либо из потенциальных поставщиков есть в наличии уже готовое изделие.

Согласно протоколу от 02.08.2023 г. Межотраслевой совет потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Губернаторе Новосибирской области принял решение рекомендовать Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области утвердить корректировку инвестиционной программы АО «РЭС» (далее – ИПР АО «РЭС») на 2021-2025 годы в части 2023 г.

В отношении инвестиционного проекта «Замена трансформаторов 2х10 МВА на 2х16 МВА ПС 110 кВ Юрьевская» (ID К_54.0533.010503):

•          источник финансирования (в части выполнения проектно-изыскательских работ) утвержден в составе ИПР АО «РЭС» 2021-2025 гг. в части 2023 г. Приказом Министерства ЖКХиЭ НСО № 111-нпа от 14.08.2023 г.;

•          источник финансирования (в части выполнения строительно-монтажных работ) утвержден в составе ИПР АО «РЭС» 2021-2025 гг. в части 2024-2025 гг. Приказом Министерства ЖКХиЭ НСО № 164-нпа от 13.10.2023 г.

Торгово-закупочные процедуры на выполнение проектно-изыскательских работ:

  • 10.10.2023 – первый торги признаны несостоявшимися, не подано ни одной заявки;
  • 30.11.2023 – победитель ООО «ДОРСВЕТПРОЕКТ»;
  • договор подряда № ИП-а-69-23-02861 заключен 12.12.2023 г.

Письмом № 8623 от 13.12.2023 г. ООО «ДОРСВЕТПРОЕКТ» в целях оперативного и надлежащего изготовления проектной и рабочей документации запросило у АО «РЭС» необходимые исходные данные в отношении трансформаторов, которые будут установлены на ПС Юрьевская в процессе реконструкции.

На участие в процедуре на момент рассмотрения жалобы подано 3 заявки.

Таким образом, исчерпывающих оснований, указывающих на ограничение конкуренции, не установлено.

В действиях заказчика ООО «Воронежский Трансформатор» (вх. № 23650-ЭП/23 от 13.12.2023 г.) на действия заказчика АО «РЭС» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку трансформаторов силовых ТДТН (извещение № 32313040257 на сайте https://zakupki.gov.ru/) не усматривается нарушение порядка организации и проведения торгов.

Не применима ссылка подателя жалобы на часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше-ниях, так как закупка проводилась в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Воронежский Трансформатор» (вх. № 23650-ЭП/23 от 13.12.2023 г.) на действия заказчика Акционерного общества «Региональные электрические сети» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку трансформаторов силовых ТДТН (извещение № 32313040257 на сайте <...>) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны