Решение б/н Решение по делу №56 в отношении ООО «СибМед» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

«21» января 2010 года                                                                                     г. Новосибирск

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Лопаткина Т.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы;

Носкова И.Р. – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;

Скоп Е.А. – специалист-эксперт отдела рекламы;

Салтевский В.А. – специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков,

рассмотрев дело № 56, возбуждённое в отношении ООО «СибМед» по фактам размещения рекламных роликов комплекса «Гликоэрг» в эфире «Радио России» (г. Барнаул и г. Уфа) с признаками нарушения:

- п. 6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. (далее – Федеральный закон «О рекламе»), согласно которому в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, т.е. положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники;

- п. 1 ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О рекламе», согласно которому реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

в присутствии представителей:

заявителей – <…>, не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (уведомление о вручении № 63001119952944), <…>, не явился, извещён о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (уведомление о вручении № 63001119952913);

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, – ООО «СибМед» не явился, извещён о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (уведомление о вручении 63001119952951),

УСТАНОВИЛА

В Новосибирское УФАС России было передано Алтайским краевым УФАС России заявление <…> (Вх. № 7112 от 20.10.2009 г.) о трансляции в эфире «Радио России» (Алтайский край) информации следующего содержания: «Сахарный диабет приводит к снижению, а затем к потере зрения. Вызывает гангрену, а затем ампутацию. Приковывает миллионы людей на земле к ежедневным инъекциям инсулина. Новосибирские разработчики создали комплекс «Гликоэрг». Это не лекарство, это сенсация среди методов борьбы с сахарным диабетом. Телефон в Барнауле: 22-61-59».

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе», реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Следовательно, вышеописанная информация является рекламной, т.к. отвечает всем признакам определения рекламы.

Согласно материалам проверки, проведённой Алтайским краевым УФАС России, между ЗАО «Видео Интернешнл-Новосибирск» (Агентство) и ООО «СибМед» (рекламодатель) заключён Договор № 222 от 01.05.2009 г., в соответствии с Графиками размещения к которому в мае-сентябре 2009 г. на радиоканале «Радио России Барнаул» ежедневно кроме субботы и воскресенья по 25 сек с 858 до 2358 каждый час кроме 1258 и 1858 транслировалась вышеназванная реклама. В свою очередь ЗАО «Видео Интернешнл-Новосибирск» заключён договор с ЗАО «Видео Интернешнл «Трэнд». Предметом Договора № ВТ-081201-119Г от 01.12.2008 г. является оказание Компании (ЗАО «Видео Интернешнл-Новосибирск») в период с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. услуг по проведению рекламной кампании (рекламных кампаний) рекламного проекта «ВИ Новосибирск» путём размещения рекламы в региональном эфире радиоканала. А ЗАО «Видео Интернешнл «Трэнд» заключён комиссионный договор № ВТ-859/1107-2 от 14.11.2007 г. с ЗАО «Видео Интернешнл-Приоритет». В соответствии с данным договором Компания (ЗАО «Видео Интернешнл-Приоритет»), действуя в качестве комиссионера ВГТРК (на основании договора № 3959/1080 (АП-5/1107) от 14.11.2007 г.) поручило, а Агентство (ЗАО «Видео Интернешнл «Трэнд»), действуя в качестве комиссионера Компании и субкомиссионера ФГУП «ВГТРК», обязалось за комиссионное вознаграждение совершать сделки от своего имени, но за счёт Компании с заказчиками на оказание последним услуг по размещению региональной рекламы.

В материалах дела имеются Акты об оказании услуг и взаиморасчётах № ВТ-081201-119Г-0909А от 30.09.2009 г., № ВТ-081201-119Г-0809А от 31.08.2009 г., № ВТ-081201-119Г-0709А от 31.07.2009 г., № ВТ-081201-119Г-0609А от 30.06.2009 г. и № ВТ-081201-119Г-0509А от 31.05.2009 г. к Договору № ВТ-081201-119Г от 01.12.2008 г., по которому стороны (ЗАО «Видео Интернешнл-Новосибирск» и ЗАО «Видео Интернешнл «Трэнд») никаких претензий по оказанию услуг и их оплате друг к другу не имеют, следовательно, услуги оказаны в полном объёме.

Также имеются и Акты по договору № ВТ-859/1107-2 между ЗАО «Видео Интернешнл «Трэнд» и ЗАО «Видео Интернешнл-Приоритет» от 31.05.2009 г., 30.06.2009 г., 31.07.2009 г., 31.08.2009 г. и 30.09.2009 г.

Заявление по факту распространения аналогичной радиорекламы в республике Башкортостан было передано в Новосибирское УФАС России Прокуратурой Октябрьского района г. Новосибирска (Вх. № 7450 от 06.11.2009 г.). Информация следующего содержания: «Сахарный диабет приводит к снижению, а затем к потере зрения. Вызывает гангрену, а затем ампутацию. Приковывает миллионы людей на земле к ежедневным инъекциям инсулина. Если вы хотите избежать этого, то слушайте! Новосибирские разработчики создали комплекс «Гликоэрг». Это не лекарство, это сенсация среди методов борьбы с сахарным диабетом. Консультируйтесь о противопоказаниях. Заказывайте комплекс «гикоэрг». Телефон в Уфе: 229-45-75» распространялась в эфире «Радио России-УФА».

Согласно материалам проверки, производство и размещение рекламно-информационных материалов в эфире радиовещания осуществил филиал ФГУП «ВГТРК». Так, между ГТРК «Башкортостан» филиал ФГУП «ВГТРК» и ООО «СибМед» заключён Договор № 13/1 от 26.01.2009 г.

Также в материалах дела имеются Акты сдачи-приёмки выполненных работ от 31.03.2009 г. и от 30.04.2009 г. к Договору № 13/1 от 26.01.2009 г., по которому Заказчик (ООО «СибМед») претензий к Исполнителю (ГТРК «Баркортостан» филиал ФГУП «ВГТРК») не имеет, следовательно, услуги оказаны в полном объёме.

В аудиозаписях, предоставленных ООО «СибМед» имеются следующие фрагменты. Сначала текст рекламы констатирует факты: «Сахарный диабет приводит к снижению, а затем к потере зрения. Вызывает гангрену, а затем ампутацию. Приковывает миллионы людей на земле к ежедневным инъекциям инсулина». Следующий отрывок рекламного текста акцентирует внимание слушателей на том, что выход из сложившегося положения вещей есть: «Если вы хотите избежать этого, то слушайте! Новосибирские разработчики создали комплекс «Гликоэрг». Последнее предложение: «Это не лекарство, это сенсация среди методов борьбы с сахарным диабетом» свидетельствует не о том, что рекламируемое средство не является лекарством, а за счёт своей эмоциональной окраски подчёркивает особый целебный характер данной биологически активной добавки.

Согласно п. 6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, т.е. положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Также в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 25 вышеназванного Федерального закона, реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

Ответственность за нарушение вышеупомянутых требований несёт рекламодатель. В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. В данном случае рекламодателем (следовательно, нарушителем законодательства о рекламе) является ООО «СибМед».

В отзыве на определение о возбуждении дела (Вх. № 281 от 19.01.2010 г.) ООО «СибМед» своей вины не признаёт, считая, что «рассматриваемый рекламный ролик не может создавать впечатления, что товар является лекарством, в силу того, что в тексте рекламы было буквально указано, что препарат является биологически активной добавкой. «Это не лекарство, а сенсация…». Данная фраза указывает только на то, о чём в ней говорится. А эмоциональное восприятие не является критерием правовой оценки ненадлежащей рекламы».

Данный довод не принят Комиссией по следующему основанию. Согласно толковому словарю русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю., «сенсация»: 1) волнующее всех сильное впечатление от какого-нибудь события; 2) событие или сообщение, производящее такое впечатление. «Бороться» в соответствии с тем же толковым словарём: 1) нападая, стараться осилить в единоборстве; 2) сражаться или состязаться, стремясь победить; 3) стремиться уничтожить, искоренить; 4) добиваться чего-нибудь, преодолевая препятствия, трудности; 5) О чувствах, стремлениях: вступать в противоречие, в столкновение. Таким образом, рекламная фраза «это сенсация среди методов борьбы с сахарным диабетом» обозначает некий препарат, который всех сильно впечатлил как один из методов уничтожения, искоренения сахарного диабета. Однако в свидетельстве о гос. регистрации биологически активной добавки к пище «Гликоэрг» № 77.99.23.3.У.288.1.08 от 17.01.2008 г. сказано, что она является источником элеутерозидов, дополнительным источником липоевой кислоты, витаминов С, В1, содержащей магний, а в инструкции изготовителя ООО «НПП «Метамед» по применению комплекса «Гликоэрг» определено, что он является источником биологически активных веществ, улучшающих энергетический (углеводный) обмен при возрастных нарушениях и метаболическом синдроме, но нигде в документах не упоминается о комплексе «Гликоэрг» как о средстве, помогающем излечиться полностью или хотя бы частично от сахарного диабета. Показания комплекса «Гликоэрг»: 1) возрастные нарушения углеводно-жирового обмена (повышение глюкозы крови более 6,1 ммоль/л, повышение глюкозы крови через 2 часа после сахарной нагрузки более 7,8 ммоль/л, снижение холестерина липопротеидов высокой плотности у мужчин менее 0,9 ммоль/л; у женщин менее 1,0 ммоль/л, повышение общего холестерина крови более 5,0 ммоль/л, повышение триглицеридов крови более 1,7 ммоль/л; 2) избыточная масса тела и ожирение преимущественно при абдоминальном типе жироотложения у мужчин ОТ более 94 см, и/или ОТ/ОБ более 0,9; у женщин ОТ более 80 см, и/или ОТ/ОБ более 0,85; 3) активизация углеводного обмена в физиологическом суточном ритме.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства о рекламе, признаётся ненадлежащей (п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе»). Ненадлежащая реклама не допускается.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ № 508 от 17.08.2006 г.,

РЕШИЛА

1. Признать ненадлежащими рекламные ролики комплекса «Гликоэрг»: «Сахарный диабет приводит к снижению, а затем к потере зрения. Вызывает гангрену, а затем ампутацию. Приковывает миллионы людей на земле к ежедневным инъекциям инсулина. Новосибирские разработчики создали комплекс «Гликоэрг». Это не лекарство, это сенсация среди методов борьбы с сахарным диабетом. Телефон в Барнауле: 22-61-59» и «Сахарный диабет приводит к снижению, а затем к потере зрения. Вызывает гангрену, а затем ампутацию. Приковывает миллионы людей на земле к ежедневным инъекциям инсулина. Если вы хотите избежать этого, то слушайте! Новосибирские разработчики создали комплекс «Гликоэрг». Это не лекарство, это сенсация среди методов борьбы с сахарным диабетом. Консультируйтесь о противопоказаниях. Заказывайте комплекс «гикоэрг». Телефон в Уфе: 229-45-75», размещённые ООО «СибМед» в эфире «Радио России» (г. Барнаул) в мае-сентябре 2009 г. ежедневно кроме субботы и воскресенья и «Радио России» (г. Уфа) в марте-апреле 2009 г. соответственно, поскольку в них нарушены требования п. 6 ч. 5 ст. 5 и п. 1 ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «СибМед» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объёме «28» января 2010 г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                    Т.В. Лопаткина

Члены Комиссии                                                                                                И.Р. Носкова

                                                                                                                        Е.А. Скоп

                                                                                                                        В.А. Салтевский

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«21» января 2010 года                                                                                           г. Новосибирск

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Лопаткина Т.В. – заместитель руководителя управления-начальник отдела рекламы;

Носкова И.Р. – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;

Скоп Е.А. – специалист-эксперт отдела рекламы;

Салтевский В.А. – специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков,

на основании своего решения от «21» января 2010 г. по делу № 56 о признании ненадлежащими рекламных роликов комплекса «Гликоэрг», размещённых ООО «СибМед» в эфире «Радио России» (г. Барнаул) в мае-сентябре 2009 г. ежедневно кроме субботы и воскресенья и «Радио России» (г. Уфа) в марте-апреле 2009 г.,

и в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. (далее – Федеральный закон «О рекламе»), п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ

1. ООО «СибМед» в течение 5 (пяти) календарных дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: не допускать распространения рекламы с нарушением:

- п. 6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», согласно которому в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, т.е. положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники;

- п. 1 ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О рекламе», согласно которому реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

в т.ч. рекламных роликов комплекса «Гликоэрг»: «Сахарный диабет приводит к снижению, а затем к потере зрения. Вызывает гангрену, а затем ампутацию. Приковывает миллионы людей на земле к ежедневным инъекциям инсулина. Новосибирские разработчики создали комплекс «Гликоэрг». Это не лекарство, это сенсация среди методов борьбы с сахарным диабетом. Телефон в Барнауле: 22-61-59» и «Сахарный диабет приводит к снижению, а затем к потере зрения. Вызывает гангрену, а затем ампутацию. Приковывает миллионы людей на земле к ежедневным инъекциям инсулина. Если вы хотите избежать этого, то слушайте! Новосибирские разработчики создали комплекс «Гликоэрг». Это не лекарство, это сенсация среди методов борьбы с сахарным диабетом. Консультируйтесь о противопоказаниях. Заказывайте комплекс «гикоэрг». Телефон в Уфе: 229-45-75»

2. ООО «СибМед» (630102, г. Новосибирск, ул. Инская, 67) представить в Новосибирское УФАС России доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания до «26» февраля 2010 г.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с ч. 2.4 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                         Т.В. Лопаткина

Члены Комиссии                                                                                     И.Р. Носкова

                                                                                                             Е.А. Скоп

                                                                                                             В.А. Салтевский

Связанные организации

Связанные организации не указаны