Решение №56 Решение по делу № 56 в отношении ООО «Синтез» от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
«22» января 2009 г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы Лопаткина Т. В.,
члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела рекламы Скорнякова В. Н.,
специалист-эксперт отдела рекламы Виногорова Ю. В.,
специалист-эксперт отдела рекламы Скоп Е. А.,
рассмотрев дело N 56 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью «Синтез» на телеканале «Россия» рекламы магазина «Сибвез» - «30% в подарок», с признаками нарушения ч.7 ст.5 Федерального закона РФ от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,
в присутствии представителей:
заявителя <…>, адрес: <…>,
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - Общества с ограниченной ответственностью «Синтез» (далее – ООО «Синтез»), юридический адрес: 630112, г. Новосибирск, пр. Дзержинского, д. 4, почтовый адрес: 630015, г. Новосибирск, ул. Королева, д.17а,
представитель – <…>, действующий на основании доверенности,
УСТАНОВИЛА
В Новосибирское УФАС России поступило заявление <…> (вх. №№5948, 5949 от 14.10.2008г.) по факту распространения на телеканале «Россия» рекламы магазина «Сибвез» - «30% в подарок».
По мнению заявителя, данная реклама является недостоверной, т.к. заявленная в рекламе скидка дается на следующую покупку и только в размере 15%.
Новосибирским УФАС России проведена проверка, в результате которой установлено следующее.
На телевизионном канале «РТР-Новосибирск» (телеканал «Россия») в сентябре 2008г. размещались ролики следующего содержания:
«30% в подарок» ролик №1
Озвученный текст: «Не жди обещанного три года. Пользуйся бонусом уже в октябре. До 28 сентября купи технику в «Сибвезе» и получи в подарок 30% на следующую покупку. Стиральная машина «Whirlpool» за 9 тысяч 999 рублей и 3 тысячи рублей в подарок».
Продолжительность ролика 15 секунд. При этом на экране проходит 7 смен кадров. На 5 кадре (девятая секунда) изображена стиральная машина «Whirlpool AWG 292». Сверху и снизу надпись: «ДО 28 СЕНТЯБРЯ_СИБВЕЗ ЭЛЕКТРОНИКА • БЫТОВАЯ ТЕХНИКА» и «Товар сертифицирован. Количество товара ограничено. Цена действительна с 5.09.08 до 28.09.08. При покупке с 5.09.08 до 28.09.08 выдается карта с начисленной суммой в размере 30% от стоимости товара, которая дает право оплаты до 15% от стоимости последующей покупки в период с 29.09.08 до 20.10.08» соответственно.
На 6 кадре (11 секунда) к картинке стиральной машины прибавляются надписи: «СИБВЕЗ • ЭТО СЕРВИС_9999 руб._Новосибирск…_3000 руб. в подарок».
«30% в подарок» ролик №2
Озвученный текст: «Не жди обещанного три года. Пользуйся бонусом уже в октябре. До 28 сентября купи технику в «Сибвезе» и получи в подарок 30% на следующую покупку. Телевизор «Philips» 66 сантиметров за 16 тысяч 999 рублей и 5 тысяч 100 рублей в подарок».
Данный ролик аналогичен первому по временным промежуткам и количеству сменяемых кадров, с поправкой на товар (телевизор «PHILIPS» 26PFL5322S/60 66 см), стоимость (16 999 руб.) и сумму подарка (5 100 руб.)
Согласно п.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его товарам и их продвижение на рынке.
Таким образом, данные ролики являются рекламой, т.к. они адресованы неопределенному кругу лиц и направлены на привлечение внимания к магазинам бытовой техники «Сибвез» и товарам, реализуемым в данных магазинах, формирование или поддержание интереса к ним и продвижение на рынке.
В соответствии с п.7 ст.3 Закона о рекламе изготовитель или продавец товара (услуги) либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо признается рекламодателем. В данном случае рекламодателем является ООО «Синтез», что подтверждается следующими документами:
- Договор на размещение рекламы №42 от 01.01.2008г.;
- Доп. соглашение №1 к Договору №42 от 01.01.2008г.;
- Акт об оказанных услугах №10/5927/194 от 30.09.2008г. с приложением;
- счет-фактура №2976 от 30.09.2008г.
В п.3 ст.3 Закона о рекламе определено понятие товара – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре (услуге), об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с Правилами проведения акции «30% в подарок», покупатель, совершивший покупку стоимостью от 2000 рублей, в период с 05 по 28 сентября 2008г., получает бонусную карту. Карта дает право оплаты до 15% от стоимости товара, с надписью на ценнике «Оплата картами». Таким образом, покупатель сможет воспользоваться бонусной картой только в отношении определенной группы товаров, а не всего ассортимента магазина «Сибвез».
Данная информация является существенной, но в рекламных роликах отсутствует, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Следовательно, рассматриваемая реклама содержит нарушение ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
В Отзыве на Определение об отложении рассмотрения дела №56 по признакам нарушения законодательства РФ «О рекламе», <…>с нарушением не согласился. По его мнению, ООО «Синтез» не нарушало ч.7 ст.5 Закона о рекламе по следующим основаниям.
1. Закон «О рекламе» не раскрывает, что является существенной информацией. В соответствии с Федеральным Законом от 27.06.2006г. №149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информацией является – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Данный закон также не раскрывает, что является существенной информацией, он только устанавливает принцип, в соответствии с которым информация должна быть достоверной и своевременной. Информация, представленная в рекламных роликах, была достоверной и предоставлена своевременно.
2. В связи с тем, что количество товара, на который была предоставлена скидка до 15% при расчете за них картами, выданными в рамках проводимой акции, превышает 2000 (две тысячи) наименований, то не представляется возможным отразить это количество в рамках отведенного на рекламный ролик времени. Товары, на которые распространялась скидка, имели ценник, на котором было отражено, что предусматривается оплата бонусными картами. Также в бонусной карте была отражена информация следующего содержания: «Группы товаров, участвующих в акции, правила акции с учетом установленных ограничений уточняйте в магазинах «Сибвез» или на сайте www.sibvez.ru». Таким образом, информация дана была достоверная и предоставлена своевременно, до начала проведения акции.
Данные доводы не приняты Комиссией по следующим основаниям.
Согласно «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова, существенный – важный, необходимый. Часть 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускает умолчание в рекламе информации (ее части), которая является значимой и необходимой для того, чтоб сделать верный вывод о свойствах рекламируемого объекта, приобрести его и использовать надлежащим образом. Условие: отсутствие этой информации или неправильное ее изложение не позволяет правильно, адекватно воспринимать информацию, вводит в заблуждение и влияет на оценку и решение потребителей относительно товара.
В большинстве случаев нарушения настоящего запрета связаны с непредоставлением потребителю информации в полном объеме с целью привлечения интереса к уникальным свойствам товара (в действительности требующих соблюдения требований, которым удовлетворяет далеко не каждый). Из-за этого потребитель оказывается обманутым, рассчитывая на одни условия, а сталкиваясь с иными.
При этом информация следующего содержания: «Группы товаров, участвующих в акции, правила акции с учетом установленных ограничений уточняйте в магазинах «Сибвез» или на сайте www.sibvez.ru», напечатана непосредственно на бонусной карте, в рассматриваемом рекламном ролике данная информация отсутствует.
Также на рассмотрении дела №56 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, Л. В. Мищенко заявила, что пыталась приобрести в магазине «Сибвез» утюг и пылесос с использованием бонусной карты, но ей этого сделать не удалось. Продавец в магазине пояснил, что для получения скидки по бонусной карте, нужно приобрести другой пылесос за 7 000,00 руб. Таким образом, воспользоваться бонусной картой <…>не удалось.
За нарушение ч.7 ст.5 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель (ч.6 ст. 38 Закона о рекламе), т.е. ООО «Синтез».
В соответствии с п. 4 ст.3 Закона о рекламе, ненадлежащей признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Синтез» нарушившим ч.7 ст.5 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», согласно которому не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре (услуге), об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы, а рекламу:
«30% в подарок» ролик №1
Озвученный текст: «Не жди обещанного три года. Пользуйся бонусом уже в октябре. До 28 сентября купи технику в «Сибвезе» и получи в подарок 30% на следующую покупку. Стиральная машина «Whirlpool» за 9 тысяч 999 рублей и 3 тысячи рублей в подарок».
Продолжительность ролика 15 секунд. При этом на экране проходит 7 смен кадров. На 5 кадре (девятая секунда) изображена стиральная машина «Whirlpool AWG 292». Сверху и снизу надпись: «ДО 28 СЕНТЯБРЯ_СИБВЕЗ ЭЛЕКТРОНИКА • БЫТОВАЯ ТЕХНИКА» и «Товар сертифицирован. Количество товара ограничено. Цена действительна с 5.09.08 до 28.09.08. При покупке с 5.09.08 до 28.09.08 выдается карта с начисленной суммой в размере 30% от стоимости товара, которая дает право оплаты до 15% от стоимости последующей покупки в период с 29.09.08 до 20.10.08» соответственно.
На 6 кадре (11 секунда) к картинке стиральной машины прибавляются надписи: «СИБВЕЗ • ЭТО СЕРВИС_9999 руб._Новосибирск…_3000 руб. в подарок».
«30% в подарок» ролик №2
Озвученный текст: «Не жди обещанного три года. Пользуйся бонусом уже в октябре. До 28 сентября купи технику в «Сибвезе» и получи в подарок 30% на следующую покупку. Телевизор «Philips» 66 сантиметров за 16 тысяч 999 рублей и 5 тысяч 100 рублей в подарок», размещенную на телеканале «Россия»,
ненадлежащей.
Нарушение выражено в том, что воспользоваться бонусной картой, полученной по акции 30% в подарок, для оплаты товара, потребитель может только в том случае, если на ценнике имеется пометка «Оплата картами», что в рекламе не указано.
2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Синтез» (юридический адрес: 630112, г. Новосибирск, пр. Дзержинского, д. 4, почтовый адрес: 630015, г. Новосибирск, ул. Королева, д.17а) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме «27» января 2009 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Т. В. Лопаткина
Члены Комиссии Ю. В.Виногорова
Е. А.Скоп
В. Н.Скорнякова
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
«22» января 2009 г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы Лопаткина Т. В.,
члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела рекламы Скорнякова В. Н.,
специалист-эксперт отдела рекламы Виногорова Ю. В.,
специалист-эксперт отдела рекламы Скоп Е. А.,
на основании своего решения от 22 января 2009г. по делу № 56 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Синтез» (юридический адрес: 630112, г. Новосибирск, пр. Дзержинского, д. 4, почтовый адрес: 630015, г. Новосибирск, ул. Королева, д.17а) о признании рекламы:
«30% в подарок» ролик №1
Озвученный текст: «Не жди обещанного три года. Пользуйся бонусом уже в октябре. До 28 сентября купи технику в «Сибвезе» и получи в подарок 30% на следующую покупку. Стиральная машина «Whirlpool» за 9 тысяч 999 рублей и 3 тысячи рублей в подарок».
Продолжительность ролика 15 секунд. При этом на экране проходит 7 смен кадров. На 5 кадре (девятая секунда) изображена стиральная машина «Whirlpool AWG 292». Сверху и снизу надпись: «ДО 28 СЕНТЯБРЯ СИБВЕЗ ЭЛЕКТРОНИКА • БЫТОВАЯ ТЕХНИКА» и «Товар сертифицирован. Количество товара ограничено. Цена действительна с 5.09.08 до 28.09.08. При покупке с 5.09.08 до 28.09.08 выдается карта с начисленной суммой в размере 30% от стоимости товара, которая дает право оплаты до 15% от стоимости последующей покупки в период с 29.09.08 до 20.10.08» соответственно.
На 6 кадре (11 секунда) к картинке стиральной машины прибавляются надписи: «СИБВЕЗ • ЭТО СЕРВИС 9999 руб.Новосибирск…3000 руб. в подарок».
«30% в подарок» ролик №2
Озвученный текст: «Не жди обещанного три года. Пользуйся бонусом уже в октябре. До 28 сентября купи технику в «Сибвезе» и получи в подарок 30% на следующую покупку. Телевизор «Philips» 66 сантиметров за 16 тысяч 999 рублей и 5 тысяч 100 рублей в подарок», размещенной на телеканале «Россия», ненадлежащей,
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. Обществу с ограниченной ответственностью «Синтез» в течение 5 (пяти) календарных дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006г. «О рекламе», а именно:
- не допускать распространения рекламы с нарушением ч.7 ст.5 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», согласно которому не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре (услуге), об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В случае проведения акции, аналогичной акции «30% в подарок», не допускать отсутствия в рекламном материале информации о том, что воспользоваться бонусом (включая бонусную карту), полученным по акции, потребитель сможет только в отношении определенной группы товаров, а не всего ассортимента магазинов.
2. Обществу с ограниченной ответственностью «Синтез» (юридический адрес: 630112, г. Новосибирск, пр. Дзержинского, д. 4, почтовый адрес: 630015, г. Новосибирск, ул. Королева, д.17а), представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 05 февраля 2009 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Лопаткина Т. В.
Члены Комиссии Виногорова Ю. В.
Скоп Е. А.
Скорнякова В. Н.