Решение №56 Решение по делу № 56 в отношении ООО «Синтез» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

           «22» января 2009                                                                                           г. Новосибирск

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: Заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы Лопаткина Т. В.,

члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела рекламы Скорнякова В. Н.,

       специалист-эксперт отдела рекламы Виногорова Ю. В.,

       специалист-эксперт отдела рекламы Скоп Е. А.,

рассмотрев дело N 56 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью «Синтез» на телеканале «Россия» рекламы магазина «Сибвез» - «30% в подарок», с признаками нарушения ч.7 ст.5 Федерального закона РФ от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,

в присутствии представителей:

заявителя <…>, адрес: <…>,

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - Общества с ограниченной ответственностью «Синтез» (далее – ООО «Синтез»), юридический адрес: 630112, г. Новосибирск, пр. Дзержинского, д. 4, почтовый адрес: 630015, г. Новосибирск, ул. Королева, д.17а,

представитель – <…>, действующий на основании доверенности,

УСТАНОВИЛА

 

В Новосибирское УФАС России поступило заявление <…> (вх. №№5948, 5949 от 14.10.2008г.) по факту распространения на телеканале «Россия» рекламы магазина «Сибвез» - «30% в подарок».

По мнению заявителя, данная реклама является недостоверной, т.к. заявленная в рекламе скидка дается на следующую покупку и только в размере 15%.

Новосибирским УФАС России проведена проверка, в результате которой установлено следующее.

На телевизионном канале «РТР-Новосибирск» (телеканал «Россия») в сентябре 2008г. размещались ролики следующего содержания:

«30% в подарок» ролик №1

Озвученный текст: «Не жди обещанного три года. Пользуйся бонусом уже в октябре. До 28 сентября купи технику в «Сибвезе» и получи в подарок 30% на следующую покупку. Стиральная машина «Whirlpool» за 9 тысяч 999 рублей и 3 тысячи рублей в подарок».

Продолжительность ролика 15 секунд. При этом на экране проходит 7 смен кадров. На 5 кадре (девятая секунда) изображена стиральная машина  «Whirlpool AWG 292». Сверху и снизу надпись: «ДО 28 СЕНТЯБРЯ_СИБВЕЗ ЭЛЕКТРОНИКА • БЫТОВАЯ ТЕХНИКА» и «Товар сертифицирован. Количество товара ограничено. Цена действительна с 5.09.08 до 28.09.08. При покупке с 5.09.08 до 28.09.08 выдается карта с начисленной суммой в размере 30% от стоимости товара, которая дает право оплаты до 15% от стоимости последующей покупки в период с 29.09.08 до 20.10.08» соответственно.

На 6 кадре (11 секунда) к картинке стиральной машины прибавляются надписи: «СИБВЕЗ • ЭТО СЕРВИС_9999 руб._Новосибирск…_3000 руб. в подарок».

«30% в подарок» ролик №2

Озвученный текст: «Не жди обещанного три года. Пользуйся бонусом уже в октябре. До 28 сентября купи технику в «Сибвезе» и получи в подарок 30% на следующую покупку. Телевизор «Philips» 66 сантиметров за 16 тысяч 999 рублей и 5 тысяч 100 рублей в подарок».

Данный ролик аналогичен первому по временным промежуткам и количеству сменяемых кадров, с поправкой на товар (телевизор «PHILIPS» 26PFL5322S/60 66 см), стоимость (16 999 руб.) и сумму подарка (5 100 руб.)

Согласно п.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его товарам и их продвижение на рынке.

Таким образом, данные ролики являются рекламой, т.к. они адресованы неопределенному кругу лиц и направлены на привлечение внимания к магазинам бытовой техники «Сибвез» и товарам, реализуемым в данных магазинах, формирование или поддержание интереса к ним и продвижение на рынке.

В соответствии с п.7 ст.3 Закона о рекламе изготовитель или продавец товара (услуги) либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо признается рекламодателем. В данном случае рекламодателем является ООО «Синтез», что подтверждается следующими документами:

- Договор на размещение рекламы №42 от 01.01.2008г.;

- Доп. соглашение №1 к Договору №42 от 01.01.2008г.;

- Акт об оказанных услугах №10/5927/194 от 30.09.2008г. с приложением;

- счет-фактура №2976 от 30.09.2008г.

В п.3 ст.3 Закона о рекламе определено понятие товара – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с  ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре (услуге), об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с Правилами проведения акции «30% в подарок», покупатель, совершивший покупку стоимостью от 2000 рублей, в период с 05 по 28 сентября 2008г., получает бонусную карту. Карта дает право оплаты до 15% от стоимости товара, с надписью на ценнике «Оплата картами». Таким образом, покупатель сможет воспользоваться бонусной картой только в отношении определенной группы товаров, а не всего ассортимента магазина «Сибвез».

Данная информация является существенной, но в рекламных роликах отсутствует, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Следовательно, рассматриваемая реклама содержит нарушение ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

В Отзыве на Определение об отложении рассмотрения дела №56 по признакам нарушения законодательства РФ «О рекламе», <…>с нарушением не согласился. По его мнению, ООО «Синтез» не нарушало ч.7 ст.5 Закона о рекламе по следующим основаниям.

1. Закон «О рекламе» не раскрывает, что является существенной информацией. В соответствии с Федеральным Законом от 27.06.2006г. №149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информацией является –  сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Данный закон также не раскрывает, что является существенной информацией, он только устанавливает принцип, в соответствии с которым информация должна быть достоверной и своевременной. Информация, представленная в рекламных роликах, была достоверной и предоставлена своевременно.

2. В связи с тем, что количество товара, на который была предоставлена скидка до 15% при расчете за них картами, выданными в рамках проводимой акции, превышает 2000 (две тысячи) наименований, то не представляется возможным отразить это количество в рамках отведенного на рекламный ролик времени. Товары, на которые распространялась скидка, имели ценник, на котором было отражено, что предусматривается оплата бонусными картами. Также в бонусной карте была отражена информация следующего содержания: «Группы товаров, участвующих в акции, правила акции с учетом установленных ограничений уточняйте в магазинах «Сибвез» или на сайте www.sibvez.ru». Таким образом, информация дана была достоверная и предоставлена своевременно, до начала проведения акции.

Данные доводы не приняты Комиссией по следующим основаниям.

Согласно «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова, существенный – важный, необходимый. Часть 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускает умолчание в рекламе информации (ее части), которая является значимой и необходимой для того, чтоб сделать верный вывод о свойствах рекламируемого объекта, приобрести его и использовать надлежащим образом. Условие: отсутствие этой информации или неправильное ее изложение не позволяет правильно, адекватно воспринимать информацию, вводит в заблуждение и влияет на оценку и решение потребителей относительно товара.

В большинстве случаев нарушения настоящего запрета связаны с непредоставлением потребителю информации в полном объеме с целью привлечения интереса к уникальным свойствам товара (в действительности требующих соблюдения требований, которым удовлетворяет далеко не каждый). Из-за этого потребитель оказывается обманутым, рассчитывая на одни условия, а сталкиваясь с иными.

При этом информация следующего содержания: «Группы товаров, участвующих в акции, правила акции с учетом установленных ограничений уточняйте в магазинах «Сибвез» или на сайте www.sibvez.ru», напечатана непосредственно на бонусной карте, в рассматриваемом рекламном ролике данная информация отсутствует.

Также на рассмотрении дела №56 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, Л. В. Мищенко заявила, что пыталась приобрести в магазине «Сибвез» утюг и пылесос с использованием бонусной карты, но ей этого сделать не удалось. Продавец в магазине пояснил, что для получения скидки по бонусной карте, нужно приобрести другой пылесос за 7 000,00 руб. Таким образом, воспользоваться бонусной картой <…>не удалось.

За нарушение ч.7 ст.5 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель (ч.6 ст. 38 Закона о рекламе), т.е. ООО «Синтез».

В соответствии с п. 4 ст.3 Закона о рекламе, ненадлежащей признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1  статьи 36 Федерального  закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Синтез» нарушившим ч.7 ст.5 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», согласно которому не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре (услуге), об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы, а рекламу:

«30% в подарок» ролик №1

Озвученный текст: «Не жди обещанного три года. Пользуйся бонусом уже в октябре. До 28 сентября купи технику в «Сибвезе» и получи в подарок 30% на следующую покупку. Стиральная машина «Whirlpool» за 9 тысяч 999 рублей и 3 тысячи рублей в подарок».

Продолжительность ролика 15 секунд. При этом на экране проходит 7 смен кадров. На 5 кадре (девятая секунда) изображена стиральная машина  «Whirlpool AWG 292». Сверху и снизу надпись: «ДО 28 СЕНТЯБРЯ_СИБВЕЗ ЭЛЕКТРОНИКА • БЫТОВАЯ ТЕХНИКА» и «Товар сертифицирован. Количество товара ограничено. Цена действительна с 5.09.08 до 28.09.08. При покупке с 5.09.08 до 28.09.08 выдается карта с начисленной суммой в размере 30% от стоимости товара, которая дает право оплаты до 15% от стоимости последующей покупки в период с 29.09.08 до 20.10.08» соответственно.

На 6 кадре (11 секунда) к картинке стиральной машины прибавляются надписи: «СИБВЕЗ • ЭТО СЕРВИС_9999 руб._Новосибирск…_3000 руб. в подарок».

«30% в подарок» ролик №2

Озвученный текст: «Не жди обещанного три года. Пользуйся бонусом уже в октябре. До 28 сентября купи технику в «Сибвезе» и получи в подарок 30% на следующую покупку. Телевизор «Philips» 66 сантиметров за 16 тысяч 999 рублей и 5 тысяч 100 рублей в подарок», размещенную на телеканале «Россия»,

 ненадлежащей.

Нарушение выражено в том, что воспользоваться бонусной картой, полученной по акции 30% в подарок, для оплаты товара, потребитель может только в том случае, если на ценнике имеется пометка «Оплата картами», что в рекламе не указано.

2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Синтез» (юридический адрес: 630112, г. Новосибирск, пр. Дзержинского, д. 4, почтовый адрес: 630015, г. Новосибирск, ул. Королева, д.17а) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.  

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «27» января 2009 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Председатель Комиссии                                                                                     Т. В.  Лопаткина

           Члены Комиссии                                                                                                 Ю. В.Виногорова

                                                  Е. А.Скоп

                                                  В. Н.Скорнякова

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

           «22» января 2009                                                                                                        г. Новосибирск

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: Заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы Лопаткина Т. В.,

члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела рекламы Скорнякова В. Н.,

       специалист-эксперт отдела рекламы Виногорова Ю. В.,

       специалист-эксперт отдела рекламы Скоп Е. А.,

на основании своего решения от 22 января 2009г. по делу № 56 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Синтез» (юридический адрес: 630112, г. Новосибирск, пр. Дзержинского, д. 4, почтовый адрес: 630015, г. Новосибирск, ул. Королева, д.17а) о признании рекламы:

«30% в подарок» ролик №1

Озвученный текст: «Не жди обещанного три года. Пользуйся бонусом уже в октябре. До 28 сентября купи технику в «Сибвезе» и получи в подарок 30% на следующую покупку. Стиральная машина «Whirlpool» за 9 тысяч 999 рублей и 3 тысячи рублей в подарок».

Продолжительность ролика 15 секунд. При этом на экране проходит 7 смен кадров. На 5 кадре (девятая секунда) изображена стиральная машина  «Whirlpool AWG 292». Сверху и снизу надпись: «ДО 28 СЕНТЯБРЯ СИБВЕЗ ЭЛЕКТРОНИКА • БЫТОВАЯ ТЕХНИКА» и «Товар сертифицирован. Количество товара ограничено. Цена действительна с 5.09.08 до 28.09.08. При покупке с 5.09.08 до 28.09.08 выдается карта с начисленной суммой в размере 30% от стоимости товара, которая дает право оплаты до 15% от стоимости последующей покупки в период с 29.09.08 до 20.10.08» соответственно.

На 6 кадре (11 секунда) к картинке стиральной машины прибавляются надписи: «СИБВЕЗ • ЭТО СЕРВИС 9999 руб.Новосибирск…3000 руб. в подарок».

«30% в подарок» ролик №2

Озвученный текст: «Не жди обещанного три года. Пользуйся бонусом уже в октябре. До 28 сентября купи технику в «Сибвезе» и получи в подарок 30% на следующую покупку. Телевизор «Philips» 66 сантиметров за 16 тысяч 999 рублей и 5 тысяч 100 рублей в подарок», размещенной на телеканале «Россия», ненадлежащей,

и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Синтез» в течение 5 (пяти) календарных дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006г. «О рекламе», а именно:

- не допускать распространения рекламы с нарушением ч.7 ст.5 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», согласно которому не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре (услуге), об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В случае проведения акции, аналогичной акции «30% в подарок», не допускать отсутствия в рекламном материале информации о том, что воспользоваться бонусом (включая бонусную карту), полученным по акции, потребитель сможет только в отношении определенной группы товаров, а не всего ассортимента магазинов.

2. Обществу с ограниченной ответственностью «Синтез» (юридический адрес: 630112, г. Новосибирск, пр. Дзержинского, д. 4, почтовый адрес: 630015, г. Новосибирск, ул. Королева, д.17а), представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 05 февраля 2009 г.                

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

           Председатель Комиссии                                                                                Лопаткина Т. В.

           Члены Комиссии                                                                                             Виногорова Ю. В.

                                  Скоп Е. А.

                                                   Скорнякова В. Н.

Связанные организации

Связанные организации не указаны