Решение №054/01/10-1955/2019 в отношении МУП «ЕУК ЖКХ» от 19 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 054/01/10-1955/2019

Резолютивная часть решения объявлена  19.02.2020 года                           г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме    02.03.2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…> – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

<…> – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии на заседании:

со стороны ответчика МУП «ЕУК ЖКХ» - <…>, действующей по доверенности от 20.11.2019, <…>, действующей по доверенности от 20.11.2019,

в отсутствие заявителя - <…>, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

рассмотрев дело № 054/01/10-1955/2019 от  14.10.2019 г. по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием Ордынского района Новосибирской области «Единая управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством» (сокращенное наименование МУП «ЕУК ЖКХ») (ИНН 5434137695, 633261, Новосибирская область, р.п. Ордынское, пр. Революции, д. 17) части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

На рассмотрение в Новосибирское УФАС России поступило коллективное обращение жителей п. Петровский Ордынского района Новосибирской области с жалобой на действия муниципального унитарного предприятия Ордынского района Новосибирской области «Единая управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством» (сокращенное наименование МУП «ЕУК ЖКХ») по увеличению в 2019 году тарифа на вывоз ЖБО с 25,50 руб. за 1 м3 до 131,58 руб. за 1 м3.

Заявителями представлены приказы МУП «ЕУК ЖКХ» об утверждении тарифов на вывоз ЖБО: приказ №21 от 01.03.2018 г, согласно которому с 07.03.2018г. тариф составляет 118 руб. за 1 м3, и приказ №124 от 19.12.2018 г., в соответствии с которым с 01.01.2019 г. тариф составляет 131,58 руб. за 1 м3. Также заявителями приложены квитанции, подтверждающие, что в марте 2017г. и в марте 2018 года они оплачивали услугу по вывозу ЖБО по тарифу 25,55 руб. за 1 м3 , а в марте 2019 года тариф составил 131,58 за 1 м3 .

Таким образом, из представленных заявителями документов можно сделать вывод, что территории п. Петровский Ордынского района Новосибирской области тариф на вывоз ЖБО с марта 2018 года вырос в 5 раз.

Новосибирским УФАС были направлены запросы информации в адрес Администрации Ордынского района Новосибирской области (исх. № 02-9249 от 30.07.19, № 02-9825 от 13.08.19) и МУП «ЕУК ЖКХ» (исх. № 02-9250 от 30.07.19, № 02-9831 от 13.08.19).                                                                                                                           В ответах на указанные запросы информации Администрация Ордынского района Новосибирской области сообщила, что МУП «ЕУК ЖКХ»  является организацией, оказывающей услугу по вывозу ЖБО на территории Ордынского района и приложила копии Приказов МУП «ЕУК ЖКХ» об утверждении тарифов на вывоз ЖБО № 21 от 01.03.18,  № 124 от 19.12.18, а также распоряжение от 10.01.17, согласно которому стоимость 1 мвывоза ЖБО 84,90 руб.

МУП «ЕУК ЖКХ» в соответствии с запросом информации исх. №02-9250 от 30.07.2019 г. надлежало представить в адрес Новосибирского УФАС России правовое и экономическое обоснование увеличения в 2019 году цены на услугу вывоза ЖБО, правовое и экономическое обоснование установления тарифа на услуги вывоза ЖБО в размере 25,55 руб. в 2017 г. и 131,58 руб. в 2019 г. с приложением калькуляции стоимости услуг и иных подтверждающих документов за 2017-2019 г.

В ответ на указанный запрос информации МУП «ЕУК ЖКХ» предоставило копию приказа №21 от 01.03.2018 г, согласно которому с 07.03.2018г. тариф составляет 118 руб. за 1 м3, и копию приказа №124 от 19.12.2018 г., в соответствии с которым с 01.01.2019 г. тариф составляет 131,58 руб. за 1 м3, а также расчет стоимости услуг по вывозу ЖБО от 01.03.18 и от 18.12.2018г.  Кроме того, в ответе на указанный запрос информации МУП «ЕУК ЖКХ» указало, что, так как на территории обслуживаемых муниципальных образований нет водоотведения, потребители заключают договоры с организацией, осуществляющей вывоз ЖБО, тариф на данную услугу не был установлен. Учитывая, что государственное регулирование тарифов в отношении услуг по сбору и вывозу ЖБО не осуществляется (ФЗ от 07.12.11 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») МУП «ЕУК ЖКХ» произвело расчет стоимости данной услуги методом экономически обоснованных затрат.

В ответе на вышеуказанный запрос информации предприятие не представило обоснование увеличения тарифа на вывоз ЖБО с 25,55 руб. до 131,58 руб. за 1 м. куб.

 На повторный запрос Новосибирского УФАС России исх. №02-9831 от 13.08.2019 в адрес  МУП «ЕУК ЖКХ» о предоставлении обоснования установления тарифа на услуги вывоза ЖБО в размере 25,55 руб. за 1 м3 в 2017-2018гг., с приложением калькуляции и подтверждающих документов, ответ предоставлен не был. В связи с этим, Постановлением от 27.09.19№ 054/04/19.8-1763/2019 МУП «ЕУК ЖКХ» было привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ за не предоставление информации по требованию антимонопольного органа.

Кроме этого, жителями п. Петровский Ордынского района Новосибирской области в Новосибирское УФАС России дополнительно были представлены квитанции на услуги МУП «ЕУК ЖКХ», из которых следует, что в марте 2018 г. и сентябре 2018 года, несмотря на наличие приказа №21 от 01.03.2018 г, согласно которому с 07.03.2018г. тариф составляет 118 руб. за 1 м3, услуги ЖБО оплачивались по тарифу 25,55 руб. за 1 м3 , а в 2019 году тариф увеличился до 131,58 руб. за 1 м3.

Таким образом, МУП «ЕУК ЖКХ» не представлено никакого обоснования роста тарифа  на вывоз ЖБО в 5 раз.

Согласно части 5 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О водоснабжении и водоотведении" абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Поскольку на территории п. Петровский Ордынского района Новосибирской области отсутствует централизованное водоотведение и соответственно отсутствует установленный уполномоченным органом тариф на водоотведение,  заявители должны заключить договоры, с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов, и оплачивать данные услуги по тарифам, установленным такой организацией. 

Частью 1 статьи 10 ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с позицией ФАС России (письмо исх. № ИА/58547/16 от 25.08.2016 «О разъяснении отдельных вопросов применения антимонопольного законодательства к отношениям с участием информационно-расчетных центров»), под неопределенным кругом потребителей следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь всех в процесс в качестве заявителей, заинтересованных лиц, указать всех в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении конкретного дела.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

 

Согласно Аналитическому отчету отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России  на основании пункта 1 части 1 статьи 5 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлены признаки доминирующего положения МУП «ЕУК ЖКХ» с долей более 50% на рынке услуг по вывозу ЖБО за период с 01.01.2017 по 01.07.2019 г.

Таким образом, действия МУП «ЕУК ЖКХ» по необоснованному увеличению тарифа на оказание услуги по вывозу ЖБО с 25,55 руб. до 131,58 руб. за 1м3 являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке и  приводят к ущемлению прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.

На основании изложенного, Новосибирским УФАС России издан Приказ от 14.10.2019г. № 211 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МУП «ЕУК ЖКХ» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

 

На заседании Комиссии 21.11.2019 Новосибирского УФАС России в рамках рассмотрения дела № 054/01/10-1955/2019 представитель ответчика сообщил следующее.

МУП «ЕУК ЖКХ» не могло своевременно предоставить документы, подтверждающие установление тарифа на вывоз ЖБО в размере 25,55 руб., а также его правовое и экономическое обоснование. После запроса у учредителей МУП «ЕУК ЖКХ» информации об экономическом обосновании тарифа в 25,55 руб., Администрация Ордынского района пояснила, что данный тариф был перенесен из базы ООО «ВТК», ранее оказывающей данные услуги.  Тариф 25,55 руб. был установлен решением Совета депутатов Петровского сельсовета Ордынского района Новосибирской области №24 от 30.11.2015 г.

Таким образом, до момента начала управления новым руководителем муниципальным предприятием, а именно с 03.11.2016 г. по 01.02.2018 г., потребителям выставлялся счет по тарифу в 25,55 руб. за 1 м3. С 01.02.2018 г. после назначения нового директора предприятия было принято решение произвести расчет стоимости данной услуги методом экономически обоснованных затрат и был установлен новый тариф в размере 118,40 руб., который ошибочно не был применен в п. Петровский для жителей МКД и им продолжали производить начисление по тарифу в размере 25,55 руб. Только в 2019 г., после установления тарифа в размере 131,58 руб., плата за ЖБО в п. Петровский стала начисляться корректно.

 

В рамках рассмотрения дела № 054/01/10-1955/2019 ответчиком представлены письменные пояснения (вх. №844 от 21.01.2020 г.), суть которых в следующем.

Расчет стоимости услуг по вывозу ЖБО на 2019 г. МУП «ЕУК ЖКХ» был составлен в период действия 2018 финансового года. В связи с чем расчет ожидаемой себестоимости был составлен по фактически имеющимся бухгалтерским данным, учитывая прогнозируемые затраты, а также объемы вывозки за 2018 год.

Заработная плата в расчете стоимости услуги приведена по штатному расписанию, ГСМ рассчитаны по нормам расхода топлива. На один рейс по вывозу ЖБО трудозатраты составляют 1 час.

Заработная плата водителя ассенизаторской машины в соответствии со штатным расписанием на 2018 год составляла 168 060,44 руб. в год (85,05 руб. в час. (247 рабочих дней по 8 часов)).

Отчисления в социальные фонды – страховые взносы (30,2% от з/п) составляют 25,69 руб. (85,05 руб.*0,0302).

Итого затраты на заработную плату с отчислениями составляют 110,74 руб. в час.

Затраты на ГСМ рассчитаны исходя из базовой нормы расхода бензина на 100 км пробега, а также нормы расхода на закачку/выкачку с учетом повышающих надбавок, установленных Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденными распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 года №АМ-23-р.

Норма расхода на 100 км пробега составляет 27 литров, за 1 закачку/выкачку-0,7 л.

Повышения к базовым нормам рассчитаны с учетом Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» и составляют:

- за срок эксплуатации более восьми лет -10%;

- за работу в населенном пункте с численностью населения до 100 тыс. человек -5%;

- за работу в зимнее время (с 01.11 до 14.04) в Новосибирской области -12%, таким образом средняя надбавка за год составляет 5,5% ((5,5*1,12+6,5*1)/12).

- за выполнение транспортного процесса при маневрировании на пониженных скоростях, движении задним ходом - 20%;

Итоговый процент надбавок составляет 40,5%.

Таким образом, норма расхода бензина на 100 км пробега с учетом надбавок составляет 27*1,405=37,935 руб.; норма расхода на закачку/выкачку с учетом надбавки за срок эксплуатации составляет 0,7+10% =0,77.

Итого норма расхода бензина на 1 рейс составляет 37,935*3/100=1,14 +0,77=1,91 л, затраты на топливо в расчете составляют 78,35 руб.

Фактический расход топлива по данным бухгалтерского учета МУП «ЕУК ЖКХ» составляет  125,01 руб. на 1 рейс машины  (2487975,73/75025,405*3,8). Нормы расхода масел приведены в Методических рекомендациях «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». Расход смазочных материалов по норме -3 л на 100 л. общего нормируемого расхода топлива.

Фактическая стоимость смазочных материалов составляет 12,06 руб. на 1 рейс (238160/75025,405*3,8)*9,5% к стоимости топлива.

Общехозяйственные расходы. Расходы, связанные с управлением предприятием, которые невозможно сразу отнести на производство, учитываются на счете 26 «общехозяйственные расходы». В состав расходов входят затраты по содержанию аппарата управления МУП «ЕУК ЖКХ» и аппарата управления на местах (в сельских поселениях).

Согласно учетной политике МУП «ЕУК ЖКХ» общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам.

Рост общехозяйственных расходов относительно уровня 2017 года обусловлен тем, что увеличилась структура предприятия (передано 15 муниципальных образований на обслуживание), соответственно увеличился штат предприятия, расходы на заработную плату, ГСМ, аренду помещений и прочие.

Прочие расходы. Затраты по данной статье МУП «ЕУК ЖКХ» составили 7 662 229,07 руб., объем вывезенного ЖБО 75025,405 куб. м.; себестоимость 1 куб. м. составляет 102,13 руб. (7662229,07/75025,405*3,8).

В расчете использована рентабельность 25% с целью приближения цены данной услуги к рыночной на территории Ордынского района. Так как МУП «ЕУК ЖКХ» является коммерческой организацией, оказание нерегулируемой услуги, ниже себестоимости ее обеспечения, противоречит уставу предприятия.

По результатам деятельности МУП «ЕУК ЖКХ» в 2018 году был проведен анализ выручки и себестоимости, в том числе и услуги по вывозу ЖБО.

В результате анализа МУП «ЕУК ЖКХ» установлено следующее:

-Объем вывезенного ЖБО составил 75025,405 куб. м;

-Выручка составила 5 998 982 руб.;

-Себестоимость составила 7 662 229,07 руб.;

-Убыток составил 1 663 247,07 руб.

На основании вышеуказанного, МУП «ЕУК ЖКХ» считает, что данное увеличение тарифа на вывоз ЖБО с 25,50 руб. за 1м3 до 131,58 руб. за 1 м3 является обоснованным.

Для того, чтобы затраты, вложенные в данный вид деятельности, окупились, уровень цены на услугу по вывозу ЖБО в 2018 году должен был быть на уровне 102,13 рубля + НДС -18%, т.е. 120,51 руб. за 1м3.

Для того, чтобы услуга по вывозу ЖБО превышала порог рентабельности МУП «ЕУК ЖКХ» тариф должен был превышать 120,51 руб. за 1 м3. Таким образом, из расчета фактических затрат в 2019 г. стоимость должна была составлять 122,56 руб. за 1 м3.

Проанализировав фактические расходы за 2018 год МУП «ЕУК ЖКХ» сделало вывод, что на 2019 год цена услуги установлена на уровне 2018 года с увеличением на 7,4%.

Также необходимо учитывать, что в рассматриваемом периоде произошел рост заработной платы (увеличение размера МРОТ), рост цен на ГСМ и иные расходы.

 

К вышеуказанным письменным пояснениям ответчиком приложены следующие документы:

  1. Расчет ожидаемой себестоимости вывоза ЖБО за 2018 г.;
  2. Выписка из штатного расписания, справка о заработной плате;
  3. Выписка из Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»;
  4. Ведомость амортизации ОС за 2018 г.;
  5. Копии ПТС;
  6. Копии путевых листов;
  7. ОСВ по счету 26 за 2018 г., распределение общехозяйственных расходов;
  8. ОСВ по счету 20.04, учитывающая затраты по вывозу ЖБО;
  9. Выписка из счета 62 (Продажи) за 2018 г. в части услуги по вывозу ЖБО.

 

Новосибирское УФАС России относительно заявленных ответчиком  доводов отмечает следующее. 

Согласно п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов, утв.  Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 (ред. от 30.06.2018) (далее Правила № 155) жидкие бытовые отходы - хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и сбрасываемые в сооружения и устройства, не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения и предназначенные для приема и накопления сточных вод. В соответствии с пп. 10-11 Правил № 155 цена услуг по вывозу жидких бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами. Цена услуг по вывозу жидких бытовых отходов, а также иные условия договора об оказании этих услуг устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными нормативными актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

В соответствии с п. 6 Правил № 155 исполнитель - коммерческая организация не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги. Таким образом, вывоз жидких бытовых отходов является социально значимой услугой в сфере ЖКХ и вопрос обоснованности цены на данную услугу затрагивает интересы неопределенного круга граждан.                 Согласно Аналитическому отчету отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России  от 17.12.2019 г. на основании пункта 1 части 1 статьи 5 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» МУП «ЕУК ЖКХ» занимает доминирующее положение на рынке услуг по вывозу ЖБО за период с 01.01.2017 по 01.07.2019  на территории Ордынского района Новосибирской области с долей более 50%.                                  Соответственно, на предприятие распространяется запрет на злоупотребление своим доминирующим положением на  рынке услуг по вывозу ЖБО, установленный антимонопольным законодательством (частью 1 ст. 10 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В рамках рассмотрения настоящего дела в антимонопольный орган не представлен расчет (калькуляция) тарифа на услугу вывоза ЖБО в размере 25,55 руб. за 1 м3, в связи с этим оценить в динамике наличие (отсутствие) роста затрат на оказание данной услуги, а также темп роста затрат, что являлось бы основанием для соответствующего повышения тарифа на оказание данной услуги, не представляется возможным. Однако, МУП «ЕУК ЖКХ», представлен расчет стоимости услуги по вывозу ЖБО в размере 131,58 руб./куб.м. на 2019 год. Необходимо отметить, что данный тариф утвержден Приказом директора предприятия № 124 от 19.12.2018г., непосредственно расчет стоимости услуги утвержден директором предприятия 18.12.2018, то есть тариф рассчитывался и устанавливался в последний месяц финансового года при наличии фактических бухгалтерских данных почти за полный финансовый год. В связи с этим, антимонопольным органом, в целях проверки обоснованности повышения тарифа на услугу по вывозу ЖБО с 25,55 руб. за 1 м3 до 131,58 за 1 м3  проанализированы состав и  величина затрат, включенных в расчет (калькуляцию) стоимости услуги по вывозу ЖБО в размере 131,58 руб./куб.м., исходя из представленных предприятием данных бухгалтерского учета за 2018год.  

 Трудозатраты, заработная плата, страховые взносы

 Согласно представленным пояснениям и калькуляции тариф на услугу по вывозу ЖБО рассчитан, исходя из того, что  трудозатраты на один рейс составляют 1 час. При этом ответчиком представлены  путевые листы водителей за 2018-2019гг., из которых следует, что за один восьми часовой рабочий день (в путевых листах указано время выезда из гаража 9-00 и возвращения в гараж 18-00) водитель делает от 14 до 17 рейсов по вывозу ЖБО. Таким образом, на один рейс приходится не более 0,57 часа. (8 часов/14 рейсов). Согласно справке о заработной плате, средняя заработная плата водителя в 2018 году составила 13 928, 88 руб. В 2018 году было 247 рабочих дня, соответственно 20,6 рабочих дней в месяц (247/12 месяцев). Следовательно, средняя заработная плата водителя в час составляет 84,5 рубля (13928,88руб./20,6дн./8ч.). Таким образом, затраты по заработной плате в расчете на один рейс составят 48,2 руб. (84,5руб.*0,57ч.), при этом в калькуляции заложены затраты на заработную плату водителя 85,05 руб. на один рейс, то есть завышены более чем на 40%. Соответственно, отчисления в социальные фонды-страховые взносы (30,2% от з/п) будут составлять 14,6руб. на рейс, а не 25,69 руб., как заложено в расчете тарифа.

ГСМ и смазочные материалы

Согласно представленным пояснениям в расчет тарифа на услуги по вывозу ЖБО  заложена норма расхода бензина -1,91л. на 1 рейс и соответственно затраты на топливо в размере 78,35 руб. на рейс. Из этого следует, что стоимость 1 литра бензина, заложенная в расчет тарифа составляет 41,02 руб.  (78,35/1,91). В соответствии с представленными пояснениями при расчете нормы расхода ГСМ предприятием применены 4 повышающих коэффициента, предусмотренных Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утв. распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ23-р: за срок эксплуатации более восьми лет – 10%, за работу в населенном пункте с численностью населения до 100 тыс. человек – 5%, за работу в зимнее время  - 5,5%, за выполнение транспортного процесса при маневрировании на пониженных скоростях, движении задним ходом – 20%. Применение 4 указанных повышающих коэффициентов увеличило базовую норму расхода ГСМ на 40,5%.

 

Антимонопольным органом проанализированы сведения о расходе ГСМ, указанные в путевых листах водителей за 2018-2019гг. Из приложения №5 к Методическим рекомендациям следует, что при определении нормативного расхода топлива используются данные из путевых листов. Вывоз ЖБО осуществляется на ТС марки КО503В2 и ТС марки ГАЗ 53. В путевых листах отражено движение горючего (остаток при выезде и возвращении), а также количество рейсов, расход по норме и фактический расход. Исходя из этих данных, можно определить фактический и нормативный расход горючего по каждому из ТС, на которых осуществляется вывоз ЖБО, в том числе в расчете на один рейс. Согласно путевым листам по ТС марки КО503В2 установлено следующее:

20.08.19 фактический расход ГСМ составил 19,3л на 14 рейсов, то есть 1,38 литров на рейс; расход по норме указан 17л, то есть 1,2 литра на рейс.

09.10.19 фактической расход ГСМ составил 21,7 на 14 рейсов, 1,55 литров на рейс; расход по норме указан 17л, то есть 1,2 литра на рейс.

20.03.19 фактический расход ГСМ составил 22,6 на 17 рейсов, то есть 1,32 литра на рейс; расход по норме указан 17л, то есть 1литр на рейс.

02.04.18 фактический расход ГСМ составил 24,86 на 15 рейсов, то есть 1,65 литра на рейс; расход по норме указан 17л, то есть 1,13 литра на рейс.

13.04.18 фактический расход ГСМ составил 24,60 на 15 рейсов, то есть 1,63 литра на рейс; расход по норме указан 17л, то есть 1,13 литра на рейс.

18.07.18 фактический расход ГСМ составил 24,90 на 15 рейсов, то есть 1,66 литра на рейс; расход по норме указан 17л, то есть 1,13 литра на рейс.

25.11.18 фактический расход ГСМ составил 26 на 15 рейсов, то есть 1,73 литра на рейс; расход по норме указан 19л, то есть 1,26 литра на рейс.

06.11.18 фактический расход ГСМ составил 26,4 на 15 рейсов, то есть 1,93 литра на рейс; расход по норме указан 19л, то есть 1,26 литра на рейс

05.01.18 фактический расход ГСМ составил 24,09 на 14 рейсов, то есть 1,72 литра на рейс; расход по норме указан 18,7 л, то есть 1,33 литра на рейс.

Согласно путевым листам по ТС марки ГАЗ 53 установлено следующее:

20.03.19 фактический расход ГСМ составил 24,9 л на 14 рейсов, то есть 1,78 литров на рейс; расход по норме указан 30,2л, то есть 2,1 литра на рейс.

05.04.18 фактический расход ГСМ составил 22,4 л на 15 рейсов, то есть 1,49 литров на рейс; расход по норме указан 27л, то есть 1,8 литра на рейс.

24.04.18 фактический расход ГСМ составил 25,4 л на 14 рейсов, то есть 1,81 литров на рейс; расход по норме указан 27л, то есть 1,92 литра на рейс.

27.07.18 фактический расход ГСМ составил 29 л на 16 рейсов, то есть 1,81 литров на рейс; расход по норме указан 27л, то есть 1,69 литра на рейс.

22.11.18 фактический расход ГСМ составил 40,1 л на 15 рейсов, то есть 2,67 литров на рейс; расход по норме указан 30,3 л, то есть 2,01 литра на рейс.

14.11.18 фактический расход ГСМ составил 28,6 л на 15 рейсов, то есть 1,9 литров на рейс; расход по норме указан 30,2 л, то есть 2,01 литра на рейс.

10.01.18 фактический расход ГСМ составил 25 л на 14 рейсов, то есть 1,78 литров на рейс; расход по норме в путевом листе не указан.

22.01.18 фактический расход ГСМ составил 25 л на 14 рейсов, то есть 1,78 литров на рейс; расход по норме в путевом листе не указан.

 

Из анализа вышеизложенных сведений следует, что фактический расход ГСМ и норма расхода ГСМ, которая принимается предприятием к учету по путевым листам (особенно по ТС марки КО503В2),  преимущественно ниже 1,91л. на 1 рейс, заложенного в расчет стоимости услуг по вывозу ЖБО.

Так, в зимнее время года (январь), когда расход топлива максимальный, фактический расход ГСМ по ТС КО503В2 составил 1,72 литра на рейс, по ТС ГАЗ 53-1,78 литра, соответственно затраты на ГСМ составили 70,55 руб. на рейс по ТС КО503В2 и 73,01 руб. по ТС ГАЗ 53 (исходя из стоимости ГСМ 41.02руб./л, принятой предприятием в расчете).  В летнее время (август) затраты на ГСМ ТС КО503В2 составляли 1,38 л. или 68,09 руб. на рейс, что существенно ниже нормы 1,91 л. на рейс, заложенный в тариф.   

Как указывалось выше, в расчете стоимости услуг по вывозу ЖБО заложены затраты на ГСМ в размере 78,35 руб. на рейс и затраты на масла и смазочные материалы 7,5. руб. на рейс (9,5% от затрат на ГСМ).

 В связи с этим антимонопольный орган считает применение максимального количества повышающих коэффициентов, предусмотренных методическими рекомендациями, а именно 4 коэффициентов в совокупности к базовой норме расхода ГСМ, в данном случае необоснованным.

 

Амортизация

В соответствии с представленными ответчиком пояснениями расчет амортизации произведен на основании бухгалтерских данных.   Изучив представленные данные, антимонопольным органом установлено следующее.                                                       Согласно ведомости амортизации основных средств за 2018 год амортизация ОС за 2018 год составила 247 260,10 рублей. Исходя из представленных данных, фактический объем вывезенного ЖБО за 2018 год составил 75025,405 куб. м. Таким образом, амортизация в расчете на 1 куб.м. вывезенного ЖБО составляет: 247 260,10/75025,405=3,29 руб./куб.м. В связи с этим,  амортизация в расчете на один рейс составит: 3,29*3,8(объем загрузки ЖБО одной машины)=12,5 руб. При этом, в представленной калькуляции амортизация заложена в размере 20 руб. на 1 рейс, то есть относительно фактической величины амортизация завышена на 60%.

 

Общехозяйственные расходы

В соответствии с представленными ответчиком пояснениями согласно учетной политике предприятия общепроизводственные расходы распределяются пропорциональным доходам. Рост общехозяйственных расходов уровня 2017 года обусловлен тем, что увеличилась структура предприятия (передано 15 муниципальных образований  на обслуживание), соответственно увеличился штат предприятия, расходы на заработную плату, ГСМ, аренду помещений и прочие. Расшифровка общехозяйственных расходов отражена в ведомости по счету 26.

Изучив представленные материалы, антимонопольный орган приходит к следующим выводам. Довод относительно увеличения структуры предприятия в связи с передачей на обслуживание 15 муниципальных образований не может являться обоснованием роста общехозяйственных расходов в составе тарифа на вывоз ЖБО на 20%, ввиду того, что как указано выше, общепроизводственные расходы распределяются пропорциональным доходам. Передача на обслуживание 15 муниципальных образований неизбежно влечет увеличение объема оказываемых предприятием услуг и соответственно увеличение доходов (выручки от оказания данных услуг), то есть базы для распределения ОХР. Также необходимо отметить, что в представленном  МУП «ЕУК ЖКХ» расчете ожидаемой себестоимости вывоза ЖБО за 2018 год существенно занижен объем вывезенного ЖБО, а именно 46 980,99 куб.м., поскольку как следует из представленных сведений о продажах за 2018 год (приложение 9 к письму вх. №844 от 21.01.2020 г.) фактический объем вывезенного ЖБО за 2018 год составил 75025,405 куб. м., то есть на 60% больше чем указано в расчете себестоимости данной услуги. Таким образом, для расчета себестоимости  использовался объем услуг, заниженный в 1,5 раза. Поскольку расчет стоимости услуги утвержден 18.12.2018г. (в последний месяц финансового года), предприятие обладало бухгалтерскими данными о фактически значительно большем объеме оказанных услуг.

Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 26 за 2018 год (Общехозяйственные расходы) общая сумма выручки составила 72 079 892 руб., общая сумма общехозяйственных расходов составила 4 421 659,84руб., из них на вывоз ЖБО распределено  расходов на сумму  226 872,80 руб. Таким образом, на услугу по вывозу ЖБО приходится 5,13% от общей суммы ОХР.  Поскольку, как указывалось выше, фактический объем вывезенного ЖБО за 2018 год составил 75025,405 куб. м, общехозяйственные расходы в расчете на один куб.м. вывезенных ЖБО составляют: 226 875,80 /75025,405=3,02 руб./куб.м., а на один рейс:3,02*3,8(объем загрузки ЖБО одной машины)=11,47руб. При этом, в представленной калькуляции общехозяйственные расходы заложены 11,40 руб. на 1 куб.м. или 43,31 руб. на один рейс, то есть завышены в 3,7 раза.

 

На заседании Комиссии 19.02.2020 г. Новосибирского УФАС России в рамках рассмотрения дела № 054/01/10-1955/2019 представитель ответчика поддержал ранее представленные доводы.

 

На основании изложенного, антимонопольный орган приходит к выводу, что величина затрат на ГСМ, масла и смазочные материалы, заработную плату, амортизацию и общехозяйственные расходы, заложенная в расчет (калькуляцию) стоимости услуги на вывоз ЖБО в размере 131, 58 руб./куб.м. на 2019 год является завышенной, что подтверждается фактическими данными бухгалтерского учета. Норма прибыли для данного вида деятельности законодательно не установлена, при этом необходимо отметить, что несмотря на завышение вышеуказанных затрат, предприятием в тариф также заложена рентабельность на уровне 25%. В связи с этим, учитывая социальную значимость оказываемой предприятием услуги по вывозу ЖБО, повышение тарифа на вывоз ЖБО с 25,55 руб. до 131,58 руб. за 1мне может быть признано обоснованным.                                                                                                          Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, действия МУП «ЕУК ЖКХ», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по вывозу ЖБО, выразившиеся в экономически необоснованном увеличении тарифа на вывоз ЖБО с 25,55 руб. до 131,58 руб. за 1м3, приводят к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, следовательно, нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 45, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать МУП «ЕУК ЖКХ» занимающим доминирующее положение на рынке услуг по вывозу ЖБО на территории Ордынского района Новосибирской области, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Признать МУП «ЕУК ЖКХ» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем необоснованного увеличения тарифа на вывоз ЖБО с 25,55 руб. до 131,58 руб. за 1м3, что приводит к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

3. Выдать МУП «ЕУК ЖКХ» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: установить экономически обоснованный тариф на услугу по вывозу ЖБО.

Связанные организации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ОРДЫНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ"
ИНН 5434137695, ОГРН 1155476055481