Решение №054/01/14.4-1554/2019 по факту нарушения антимонопольного законодательства ООО «Ма... от 31 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 054/01/14.4-1554/2019

Резолютивная часть решения оглашена «19» декабря 2019 г.

Решение изготовлено в полном объеме «31» декабря 2019 г.                     г. Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <…> - заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы;

члены комиссии: <…> – главный специалист-эксперт отдела рекламы;

<…> – главный специалист-эксперт отдела рекламы;

рассмотрев дело № 054/01/14.4-1554/2019, возбужденное по признакам нарушения ООО «Маслодом» (630099, город Новосибирск, улица Семьи Шамшиных, дом 4, квартира 61, ОГРН: 1065406044824, Дата присвоения ОГРН: 08.02.2006, ИНН: 5406341307) ч. 1 ст. 14.4 Закона «О защите конкуренции» выразившегося в регистрации товарного знака (знака обслуживания) № 684848,

в присутствии:

- представителя ООО «Маслодом» – <…> (доверенность от 01.07.2019г.),

- представителя ИП Плясунова <…> – <…> (доверенность от 15.07.2019г.)

УСТАНОВИЛА:

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление ИП Плясунова <…> (вх. № 4730 от 21.05.2019г.) по факту нарушения антимонопольного законодательства ООО «Маслодом», в части недобросовестной конкуренции.

Как указывает заявитель, Плясунов <…> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 28 мая 2009г. Межрайонной ИФНС России № 8 по Кемеровской Области.

Основным видом деятельности ИП Плясунова <…> является торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах (код ОКВЭД 47.30), в частности розничная торговля смазочными материалами и охлаждающими жидкостями для автотранспортных средств.

ИП Плясунов <…> в своей деятельности с 2009г. использует обозначение «МаслоДом» (коммерческое обозначение, согласно ст. 1538 ГК РФ) при реализации товаров и услуг (на различных вывесках, рекламной продукции, в сети Internet и т.д.).

Длительное время торговую деятельность ИП Плясунов <…> осуществляет по следующим адресам: г. Новокузнецк, ул. Кондомское 7, павильон 64 и г. Новокузнецк, ул. Строителей, 95.

В январе 2019г. ИП Плясунов <…> получил от ООО «Маслодом» Требование о прекращении незаконного использования коммерческого обозначения.

В данном требовании указано, что ООО «Маслодом», ИНН 5406341307, г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, д.4, кв.61, является собственником товарного знака «Маслодом», согласно решению о государственной регистрации товарного знака от 10.10.2018г. (дата подачи заявки - 07.02.2018г.).

Согласно требованию, ООО «Маслодом» просит ИП Плясунова <…> прекратить использование коммерческого обозначения «Маслодом».

ИП Плясунов <…>, в ответ на полученное требование (претензию) о прекращении незаконного использования коммерческого обозначения, направил в адрес ООО «Маслодом» письмо, в котором указал, что действия ООО «Маслодом» обладают признаками недобросовестной конкуренции, в связи с чем просил пояснить, с какой целью были получены исключительные права на товарный знак «Маслодом», при условии, что ООО «Маслодом» давно известно об использовании указанного обозначения ИП Плясуновым <…> при реализации им товаров и услуг, однородных с товарами ООО «Маслодом». Ответа от ООО «Маслодом» ИП Плясунов <…> не получил, что, по мнению заявителя, также указывает на недобросовестный характер действий ООО «Маслодом».

Таким образом, по мнению заявителя, последующее (после регистрации) поведение правообладателя, дают основания считать действия ООО «Маслодом» по регистрации прав на товарный знак актом недобросовестной конкуренции.

В соответствии с разъяснениями Суда по интеллектуальным правам, данным в Справке Суда по интеллектуальным правам от 21.03.2014 № СП-21/2, при рассмотрении судом вопроса о том, является ли регистрация обозначения в качестве товарного знака актом недобросовестной конкуренции, в качестве критерия недобросовестного поведения может быть принято во внимание последующее (после регистрации) поведение правообладателя.

Такое последующее поведение лица, зарегистрировавшего в качестве товарного знака обозначение, ранее использовавшееся им наравне с иными лицами (заявитель отмечает, что ООО «Маслодом» существует достаточно давно, но лишь спустя многие годы зарегистрировало право на товарный знак), например, может состоять в действиях по вытеснению конкурентов с рынка путем предъявления в суд требований о пресечении использования спорного обозначения.

Государственная регистрация исключительного права была получена ООО «Маслодом» 29.11.2018г. Сразу же после этого, в январе 2019г., ООО «Маслодом» обратилось к ИП Плясунову <…> с претензией, в которой требует прекратить использовать в своей деятельности коммерческое обозначение, которое ранее использовалось им на протяжении десяти лет.

ООО «Маслодом» знало, что ИП Плясунов <…> использует в своей деятельности обозначение «Маслодом», задолго до регистрации прав на товарный знак. Между сторонами имеются партнёрские отношения.

Данное обстоятельство подтверждается, в частности тем, что на официальном сайте ООО «Маслодом» (http://shell-sfo.ru/points/) магазин «Маслодом» (ИП Плясунов <…>) указан, как авторизованная точка продаж.

ИП Плясунов осуществляет рекламу своего магазина «Маслодом» (в разделе, аналогичном с деятельностью ООО «Маслодом»: автомасла) в популярной городской поисковой системе «ДубльГИС» с 2015г., что говорит о том, что ООО «Маслодом» (задолго до регистрации прав на товарный знак) было известно об использовании ИП Плясуновым <…> в своей деятельности обозначения «Маслодом».

Между сторонами имеются конкурентные отношения. Стороны осуществляют деятельность на одном товарном рынке. ИП Плясунов <…> осуществляет свою деятельность с использованием коммерческого обозначения «Маслодом» на одном товарном рынке с ООО «Маслодом», таким образом, являясь конкурентом данной организации. Одним из видов деятельности ИП Плясунова <…> является торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах (код ОКВЭД 47.30), в частности розничная торговля смазочными материалами и охлаждающими жидкостями для автотранспортных средств. Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, основными видами деятельности ООО «Маслодом» являются: торговля оптовая моторным топливом (код ОКВЭД 46.71.2), торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах (код ОКВЭД 47.30).

ООО «Маслодом» имеет филиалы в г.Новокузнецке (где осуществляет свою деятельность ИП Плясунов <…>), что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ, а также с официального сайта ООО «Маслодом».

Таким образом, ООО «Маслодом», является конкурентом, действующим на одном товарном рынке с ИП Плясуновым и, подавая заявку на регистрацию товарного знака «Маслодом», преследовало цель в виде недобросовестной конкуренции, о чем свидетельствует направление в адрес ИП Плясунова <…> (сразу после получения прав на товарный знак) требования о прекращении использования товарного знака «Маслодом».

Кроме того, если до даты приоритета товарного знака спорное обозначение использовалось третьими лицами (например, конкурентном, в том числе наравне с последующим правообладателем), регистрация товарного знака могла быть произведена исключительно с целью устранения присутствия третьих лиц на рынке определенного товара. Такая регистрация не соответствует основной функции товарного знака по индивидуализации товаров правообладателя.

27.05.19 ИП Плясунов <…> представил дополнения к жалобе, согласно которым 15 мая 2019г. сотрудником ИП Плясунова <…> было получено письмо на электронную почту от специалистов справочной информационной системы 2ГИС (г. Новосибирск).

В данном письме говорилось, что специалисты справочной информационной системы 2ГИС (г. Новосибирск) 6 мая 2019г. получили на электронную почту обращение от юрисконсульта ООО «Маслодом», в котором указано о якобы нарушении прав на товарный знак и содержится требование принять меры и удалить страницы нарушителей (то есть ИП Плясунова <…>, по мнению ООО «Маслодом»).

Новосибирским УФАС России возбуждено настоящее дело, в ходе рассмотрения которого ИП Плясуновым <…> также представлены дополнительные пояснения и документы.

Так в ответ на Определение об отложении рассмотрения дела от 20.09.2019г. ИП Плясуновым <…> представлены: копии сертификатов, подтверждающих статус авторизированной точки продажи (в которых идет указание, что ИП Плясунов использует обозначение: магазин «Маслодом»); копии писем контрагентов (были получены письма от основных поставщиков, с которыми сотрудничает ИП Плясунов <…>, в указанных письмах содержится указание, что со многими компаниями ИП Плясунов <…> работает, используя обозначение «Маслодом» с 2009- 2013г.г.), скриншот со страницы «ВКонтакте», на котором видно, что ИП Плясунов <…> использует обозначение «Маслодом» также и на визитках, скидочных картах.

В качестве подтверждения блокировки страницы «Маслодом» в социальных сетях ИП Плясунов <…> представил следующие документы: распечатка переписки с сотрудниками справочной системы 2ГИС (в том числе письмо-заявление юрисконсульта ООО «Маслодом»); распечатка переписки с администратором социальной сети «ВКонтакте».

Из представленной переписки с сотрудниками «2ГИС» (юрисконсульт 2ГИС) видно, что представитель ООО «Маслодом» обратился к ним с заявлением о нарушении прав на товарный знак.

Далее, на стр. 5 переписки представлено письмо представителя ООО «Маслодом» в адрес 2 ГИС, в котором указано: «направляю письмо о нарушении прав на товарный знак. Прошу принять меры и удалить страницы нарушителей».

Также, из переписки с администратором социальной сети «ВКонтакте» следует, что поводом для блокировки послужило именно «обращение правообладателей товарного знака».

В ответ на запрос Новосибирского УФАС России, ООО «Маслодом» представило следующие пояснения (вх. № 7331 от 31.07.19).

ООО «Маслодом» осуществляет деятельность на территории Новосибирской области и Сибирского Федерального округа, а также в городе Новокузнецке, по реализации моторного масла, смазочных материалов и охлаждающих жидкостей для автотранспортных средств.

В 2018 г. ООО «Маслодом» было принято решение зарегистрировать обозначение «Маслодом» в качестве товарного знака для использования в своей предпринимательской деятельности. Между ООО «Маслодом» и ООО «А Студия» был заключен договор на оказание услуг по регистрации товарного знака.

07 февраля 2018 г. (дата приоритета) была подана заявка, 10 октября 2018 г. Роспатентом принято решение о регистрации обозначения «Маслодом» в качестве товарного знака, а 29 ноября 2018 г. выдано свидетельство на товарный знак № 684848.

Таким образом, свидетельство на товарный знак № 684848 является подтверждением регистрации обозначения «Маслодом» в качестве товарного знака за его правообладателем ООО «Маслодом».

ООО «Маслодом» 07 ноября 2018 г. была направлена претензия (исх. № 72) в адрес ИП Плясунова <…> с требованием о прекращении использования в своей предпринимательской деятельности обозначения «Маслодом», являющегося сходным до степени смешения с товарным знаком и коммерческим обозначением, правообладателем которых является ООО «Маслодом», в связи со следующими обстоятельствами.

ООО «Маслодом» зарегистрировано в качестве юридического лица в 2006 г. То есть, с даты регистрации юридического лица 08 февраля 2006 г. ООО «Маслодом» приобрело и обладает исключительным правом на фирменное наименование, в том числе на его часть «Маслодом».

С 2006 г. ООО «Маслодом» осуществляет предпринимательскую деятельность по оптовой и розничной торговле смазочными материалами под обозначением «Маслодом». На протяжении длительного времени является официальным дистрибьютором смазочных материалов «Шелл» на территории СФО и входит в тройку крупнейших дистрибьюторов России.

Согласно содержащимся в ЕГРЮЛ сведениям ООО Маслодом» осуществляет следующие виды деятельности:

- основной: торговля оптовая моторным топливом, включая авиационный бензин;

- дополнительные: торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами, торговля оптовая неспециализированная, торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах, торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах, деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, исследование конъюнктуры рынка (приложение № 15).

Кроме этого, ООО «Маслодом» с начала осуществления предпринимательской деятельности использует наименование юридического лица «Маслодом» для индивидуализации своих торговых точек «Маслодом». В связи с чем, у ООО «Маслодом» возникло и непрерывно действует самостоятельное право на коммерческое обозначение «Маслодом» в отношении своих торговых предприятий.

Таким образом, обладая правом на фирменное наименование и коммерческое обозначение с 2006 г., и правом на товарный знак с 2018 г. ООО «Маслодом», в соответствии с законом, вправе запрещать их использование любым иным третьим лицам, занимающимся аналогичной деятельностью.

ИП Плясунов <…> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в 2009 г., то есть на 3 (три) года позднее, чем ООО «Маслодом». Следовательно, он не мог не знать об использовании обозначения «Маслодом» иным лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью по оптовой и розничной торговле смазочными материалами на территории СФО.

Также в отзыве на Определение о назначении дела от 21.08.2019г., ООО «Маслодом» дополнительно отмечает, что согласно п.6 ст. 1252 ГК РФ если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее.

ООО «Маслодом» могло в любой момент, начиная с 2006 г., предъявлять претензии ко всем иным лицам, незаконно использующим в своей деятельности обозначение, тождественное или сходное до степени смешения с фирменным наименованием, коммерческим обозначением и в дальнейшем с товарным знаком «Маслодом».

Однако до 2018 г. ООО «Маслодом» не было известно о том, что ИП Плясунов <…>, паразитируя на деловой репутации ООО «Маслодом», осуществляет предпринимательскую деятельность, незаконно используя обозначение «Маслодом», исключительное право на которое принадлежит ООО «Маслодом».

Как только законному правообладателю фирменного наименования, коммерческого обозначения и товарного знака «Маслодом» стало известно о нарушении его исключительных прав, в том числе ввиду оттока клиентов, ООО «Маслодом» обратился к ИП Плясунову <…> с требованием прекратить такое нарушение.

Согласно ст. 1474, 1515, 1539 ГК РФ правообладатель вправе обращаться за защитой нарушенного права, запрещать иным лицам незаконное использование в любой момент времени. Данное право возникает у правообладателя с момента регистрации юридического лица (право на фирменное наименование), начала фактического использования в своей деятельности (коммерческое обозначение), регистрации в государственных органах (товарный знак).

ООО «Маслодом» 07.11.2018 г. была направлена претензия в адрес ИП Плясунова <…> с требованием о прекращении использования в своей деятельности обозначения «Маслодом». Целью обращения с указанным требованием было мирное урегулирование сложившейся ситуации. В претензии не указывалось никаких денежных сумм в качестве компенсации. Однако ИП Плясунов <…> не только не прекратил незаконные действия, но и обратился в Новосибирское УФАС России с жалобой.

ООО «Маслодом» отмечает, что право на фирменное наименование - Общество с ограниченной ответственностью «Маслодом» - возникло в 2006 г., что подтверждается Копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица от 08.02.2006 г.; право на коммерческое обозначение возникло и непрерывно действует также с 2006 г.; право на товарный знак № 684848 «Маслодом» возникло 29.11.2018 г., что подтверждается Копией свидетельства № 684848 на товарный знак «Маслодом».

Таким образом, исключительное право на обозначение «Маслодом» возникло у ООО «Маслодом» в 2006 г. и действует по настоящее время.

Учитывая изложенное, Общество считает, что в действиях ООО «Маслодом», как добросовестного участника предпринимательских отношений, законного правообладателя, отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно ч.1 ст. 14.4 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку задолго до приобретения права на товарный знак №684848 «Маслодом» и регистрации Плясунова <…> в качестве индивидуального предпринимателя, ООО «Маслодом» приобрело и непрерывно использовало право на фирменное наименование и коммерческое обозначение «Маслодом».

Рассмотрев представленные материалы, выслушав представителей сторон Комиссия Новосибирского УФАС России отмечает следующее.

В силу п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона «О защите конкуренции», хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с аналитическим отчетом, подготовленным отделом товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России, по результатам анализа состояния конкуренции на рынке смазочных материалов, в том числе масел моторных и специальных жидкостей, на территории Новосибирской и Кемеровской области с января 2016г. по август 2019г., на территории Новосибирской области действовали ООО «Маслодом» и ИП Плясунов <…>

Таким образом, на основании представленных в деле документов, можно сделать вывод о наличии конкурентных отношений между ИП Плясунов <…> и ООО «Маслодом» на рынке смазочных материалов, в том числе масел моторных и специальных жидкостей, за период с января 2016г. по август 2019г. на территории Новосибирской и Кемеровской областей.

Согласно п.9 ст.4 Закона «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, признаются  недобросовестной конкуренцией.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.4 Федерального закона «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

Согласно представленным сведениям Плясунов Е..В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 2009 года. При этом с 2009 года ИП Плясунов использует обозначение «Маслодом» как коммерческое наименование своего магазина, что подтверждается копией характеристики торговой точки магазин «Маслодом» №2003 от 08.06.2009г., выданной начальником отдела торговли и развития предпринимательства Администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка.

В соответствии с Бланком заказа от 11.02.2015г, ИП Плясунов <…> размещает справочно-информационную, а также рекламную информацию о своем магазине «Маслодом» в электронном справочнике «2ГИС». Также ИП Плясуновым <…> представлены письма контрагентов, в которых сообщается, что данные лица работают с ИП Плясуновым <…> и отзываются о нем, как о надежном партнёре. Согласно данным письмам, ООО «Сибоил» работает с ИП Плясуновым <…> (магазин МаслоДом) с 2010 года.; ООО «Кузбасский рудник-Новокузнецк» с 2009 года; ООО «Юнитэк» с 2009 года; ООО «Проффойл» с 2013 года. Таким образом, ИП Плясунов <…> осуществляет предпринимательскую деятельность под коммерческим обозначением «МаслоДом» с 2009 года.

В силу ч. 6 ст. 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее, либо в случаях установления конвенционного или выставочного приоритета средство индивидуализации, которое имеет более ранний приоритет.

Таким образом, Новосибирское УФАС России отмечает, что коммерческое обозначение «Маслодом», используемое ИП Плясуновым <…>, как самостоятельный объект гражданских прав - средство индивидуализации, возникло раньше, чем была подана заявка на товарный знак «Маслодом», следовательно, имеет преимущество перед данным товарным знаком.

Как отмечалось ООО «Маслодом», общество использует наименование «Маслодом» с 2006г., следовательно, имеет приоритет перед ИП Плясуновым <…> В то же время, Комиссия Новосибирского УФАС России отмечает, что фирменное наименование также является самостоятельным объектом гражданских прав - средством индивидуализации, и приоритет фирменного наименования ООО «Маслодом» не является равнозначным приоритетом для товарного знака «Маслодом», зарегистрированного Обществом по свидетельству № 684848.

В соответствии с Актом фиксации информации № 1 от 20.09.2019г. на сайте http://shell-sfo.ru/, автомагазин ИП Плясунова <…> «Маслодом», расположенный по адресу: Кондомское шоссе, 7, павильон 64, указан как авторизированная точка продаж, наравне с рядом других продавцов.

В соответствии с Актом фиксации информации № 2 от 20.09.2019г., на сервисе просмотра архивных страниц сайтов, в архиве сайта http://shell-sfo.ru/ за 10.07.2016г., по ссылке https://web.archive.org/web/20160710032426/http://shell-sfo.ru:80/points/, автомагазин ИП Плясунова <…> «Маслодом», расположенный по адресу: Кондомское шоссе, 7, павильон 64, также указан как авторизированная точка продаж.

Соответственно, ООО «Маслодом» на протяжении многих лет знало об использовании ИП Плясуновым <…> коммерческого обозначения «Маслодом» в своей предпринимательской деятельности. Кроме того Общество указывало магазин ИП Плясунова <…> как авторизированную точку продаж на своем сайте http://shell-sfo.ru/. Следовательно, ООО «Маслодом» не расценивало действия ИП Плясунова <…>, как нарушающие права Общества.

ИП Плясуновым <…> и ООО «Маслодом»  представлены документы, подтверждающие продвижение обозначения «Маслодом» на товарном рынке (договоры на рекламу, договоры поставки, сведения об информации в справочнике «2ГИС»). Таким образом, еще до подачи ООО «Маслодом» заявки на регистрацию товарного знака, обозначение «Маслодом» обрело известность на рынке Новосибирской и Кемеровской областей благодаря действиям обоих хозяйствующих субъектов.

До момента регистрации товарного знака «Маслодом», ООО «Маслодом» не имело претензий к ИП Плясунову <…> по факту использования в предпринимательской деятельности обозначения, схожего с фирменным наименованием Общества. И только после регистрации обозначения в качестве товарного знака, Общество предъявило претензию заявителю, а также ряду сторонних компаний, в том числе ООО «ДубльГИС» с требованием удалить данные о магазине заявителя «Маслодом».

В материалах дела отсутствуют доказательства смешения магазинов «Маслодом»  ИП Плясунова <…> и ООО «Маслодом», в результате которого потребители и(или) контрагенты хозяйствующих субъектов были введены в заблуждение.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела Комиссией Новосибирского УФАС России, представителем заявителя неоднократно отмечалось, что от ООО «Маслодом» в адрес ИП Плясунова <…> не поступало предложений мирного урегулирования конфликта, с возможностью совместного использования спорного обозначения.

Из чего можно сделать вывод, что целью регистрации обозначения «Маслодом» являлось не стремление Общества защитить свои права на данное обозначение, а создание негативных последствий для конкурента.

Направление ООО «Маслодом» писем ООО «Дубльгис» и администрации социальной сети «ВКонтакте» для недопущения распространения на данных ресурсах информации о магазине «Маслодом» ИП Плясунова <…>, свидетельствует о намерении Общества создать препятствия ИП Плясунову <…> в осуществлении предпринимательской деятельности.

Удаление страниц, рекламы, справочной и иной информации о магазинах «Маслодом» ИП Плясунова <…>, с данных ресурсов влечет для ИП Плясунова <…> убытки в виде оттока клиентов (в связи с неполучением последних информации о магазине ИП Плясунова <…>), а также связанными с затратами на продвижение своих точек продаж под обозначением «Маслодом» на данных ресурсах.

Кроме того, данные действия ООО «Маслодом», в случае удаления информации о магазинах ИП Плясунова <…> под обозначением «Маслодом» с рассматриваемых ресурсов влекут наступление преимуществ для ООО «Маслодом», выраженных в отсутствии информации о конкуренте в данном сетевом пространстве. Таким образом, в случае если потребитель заинтересован в поиске на данных ресурсах магазина «Маслодом», он фактически лишается возможности получить информацию о магазине ИП Плясунова <…>

В соответствии с материалами дела, ООО «Маслодом» при регистрации товарного знака по свидетельству № 684848, знало о том, что данное обозначение уже используется, в том числе, ИП Плясуновым <…> в предпринимательской деятельности.

Таким образом, из материалов дела следует, что приобретая исключительное право на товарный знак, ООО «Маслодом» имело намерение создать иным хозяйствующим субъектам препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.

Исходя из вышеизложенного, действия ООО «Маслодом» по приобретению товарного знака формально осуществлялись в соответствии с требованиями закона, но, тем не менее, противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, поскольку ООО «Маслодом» получило Свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) на обозначение, которое до даты подачи заявки на регистрацию указанного товарного знака и его приобретения, уже использовалось при осуществлении предпринимательской деятельности на товарном рынке Российской Федерации.

Следовательно, действия ООО «Маслодом» нарушили требования ч.1 ст. 14.4 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившиеся в регистрации товарного знака (знака обслуживания) № 684848 в отношении 35, 37, 39 классов МКТУ.

21.11.2019г. Новосибирским УФАС России, по результатам рассмотрения дела 054/01/14.4-1554/2019 вынесено Заключение об обстоятельствах дела. Данное Заключение, в соответствии с ч.4 ст. 48.1 Закона «О защите конкуренции», было направлено сторонам по делу.

20.12.2019г. в качестве возражений на Заключение об обстоятельствах дела, ООО Маслодом представлен отзыв, согласно которому Общество в 2010 году пыталось осуществить регистрацию рассматриваемого обозначения «МАСЛОДОМ» в качестве товарного знака, для чего Обществом был заключен договор об оказании услуг с ООО «А Студия» от 31.03.2010г. В соответствии с данным договором, ООО «А Студия» осуществило патентный поиск среди зарегистрированных товарных знаков РФ и заявок, поданных на регистрацию в РФ с целью подготовки заключения относительно возможности регистрации товарного знака «МАСЛОДОМ».

Новосибирское УФАС России не принимает данный довод ООО «Маслодом» как обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии в действиях Общества нарушения антимонопольного законодательства. Факт заключения договора с ООО «А Студия» не является доказательством регистрации товарного знака «МАСЛОДОМ». Данный договор представлен в виде черно-белой копии, без оригинала, что не позволяет сличить копию с оригиналом. ООО «А Студия» ликвидировано в 2014 году, что не позволяет привлечь Общество в качестве третьего лица, и запросить пояснения по данному договору. В соответствии со сведениями ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО «А Студия» является Рекламная деятельность, дополнительными видами деятельности являются: производство писчебумажных изделий; производство прочих изделий из бумаги и картона; розничная торговля сувенирами, изделиями народных художественных промыслов, предметами культового и религиозного назначения, похоронными принадлежностями. Сведения об осуществлении Обществом деятельности в области оказания юридических, патентных, консультационных услуг в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, в  своих возражениях ООО «Маслодом» отмечает, что до момента регистрации товарного знака Общество уже предъявляло претензии ИП Плясунову <…> о прекращении использования обозначения «МАСЛОДОМ». Так Обществом представлен скриншот электронной переписки между <…> и <…>, директором ООО «Сибиндустритехмаш», в которой, в том числе, присутствует следующая фраза: «а еще уберите название Маслодом с ваших вывесок, иначе не выйдет у нас партнерство, особенно инвестиции».

Новосибирское УФАС России не принимает данный довод, поскольку данная переписка не является официальным письменным уведомлением, направленным одним хозяйствующим субъектом (ООО «Маслодом») другому (ИП Плясунову <…>). На данное письмо (фразу) не представлен ответ, с которым ООО «Маслодом» согласилось или не согласилось. Обществом не представлено сведений об обращении в суд или в антимонопольный орган за защитой своих прав. Таким образом, ООО «Маслодом» не доказано, что до момента регистрации товарного знака «МАСЛОДОМ», Общество имело претензии к ИП Плясунову <…> и не представлено документального подтверждения, что  ООО «Маслодом» установленными законом способами пыталось защитить свои права на обозначение «МАСЛОДОМ» ранее.

ИП Плясуновым <…> возражений на Заключение об обстоятельствах дела не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч.ч.1-4 ст.41, ч.1 ст.49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Маслодом» (630099, город Новосибирск, улица Семьи Шамшиных, дом 4, квартира 61, ОГРН: 1065406044824, Дата присвоения ОГРН: 08.02.2006, ИНН: 5406341307) нарушившими:

ч. 1 ст. 14.4 Федерального закона «О защите конкуренции» - не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

Нарушение выразилось в приобретении и использованием исключительного права на средство индивидуализации - товарный знак (знака обслуживания) № 684848, в отношении 35, 37, 39 классов МКТУ.

2. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МАСЛОДОМ"
ИНН 5406341307, ОГРН 1065406044824