Решение №054/06/30-1179/2021 жалоба ИП Смирнова А.О. на действия заказчика – администраци... от 22 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/30-1179/2021

 

22 июня 2021 года                                                                                                             г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ИП Смирнова А.О. на действия заказчика – администрации Краснозерского района Новосибирской области при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0151300046821000031 на выполнение научно-исследовательской работы по разработке комплексной схемы организации дорожного движения Краснозерского района Новосибирской области, начальная (максимальная) цена контракта 900 000 руб. 00 коп.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратился ИП Смирнов А.О. с жалобой на действия заказчика – администрации Краснозерского района Новосибирской области при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0151300046821000031 на выполнение научно-исследовательской работы по разработке комплексной схемы организации дорожного движения Краснозерского района Новосибирской области.

Суть жалобы ИП Смирнова А.О. заключается в следующем.

21.05.2021 были внесены изменения в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме и в конкурсную документацию открытого конкурса в электронной форме № 0151300046821000031. Так, заказчиком было установлено, что участниками закупки могут являться только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

По мнению подателя жалобы, заказчик ограничил возможность участия в закупке для лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.

Согласно положениям ч. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 данной статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом, начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о контрактной системе планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

В п.п. 5, 6, 7 ст. 16 Закона о контрактной системе указано, что планы-графики формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете. В планы-графики включается с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае указанная в ч. 2 данной статьи информация вносится в планы-графики закупок на весь срок планируемых закупок; план-график формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями данной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; план-график формируется государственным, муниципальным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями в соответствии с требованиями данной статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, государственного, муниципального унитарных предприятий и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения соответственно плана финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий.

Следовательно, ИП Смирнов А.О. считает, что заказчик обязан сформировать план-график, утвердить его и осуществлять закупки в соответствии с графиком.

Законодательство предусматривает возможность внесения изменений в план-график (п. 8 ст. 16 Закона о контрактной системе), однако такие изменения могут быть внесены не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки (п. 9 ст. 16 Закона о контрактной системе), а размещать в извещении информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках, запрещено (п. 10 ст. 16 Закона о контрактной системе).

Таким образом, для проведения закупки среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций указанная информация должна содержаться в плане-графике, в извещении о проведении закупки, а также в документации о закупке.

Кроме того, при публикации плана-графика в единой информационной системе заказчик обязан поставить «галочку» в графе «Закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций». Возможность установки «галочки» предусмотрена разделом 3.7.1 «Руководства пользователя. Официальный сайт ЕИС_редизайн (версия 6.2.2)».

Вместе с тем, согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.07.2015 № Д28и-2044 в соответствии с функционалом официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru при размещении информации на официальном сайте преимущества, предусмотренные ч. 4 ст. 27 Закона о контрактной системе (ограничения, предусмотренные ст. 30 Закона о контрактной системе), указываются в извещении об осуществлении закупки как преимущества.

Администрация Краснозерского района Новосибирской области в возражениях на жалобу ИП Смирнова А.О. сообщила следующее.

Порядок формирования, изменения плана-графика, информация о закупках, которая указывается в плане-графике, установлены Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279 «Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации».

Данное постановление не содержит требование об указание в плане-графике информации об установлении ограничения в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе. Данное ограничение устанавливается при формировании или изменении закупки.

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе.

Для достижения годового показателя было принято решение о внесении изменений в извещение о проведении рассматриваемой закупки и в конкурсную документацию, а именно, было установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (участниками закупки могут являться только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации).

Заказчик считает, что администрацией Краснозерского района Новосибирской области не были нарушены требования Закона о контрактной системе, поскольку        в соответствии с п. 4 ст. 54.2, п. 6 ст. 54.3  Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме и в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно ч. 4 ст. 54.2 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме. При этом, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений в единой информационной системе до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Также в соответствии с п. 6 ст. 54.3 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме. При этом, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Таким образом, законодательством установлен запрет только на изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Иных запретов, в частности, не допускающих изменений в части установления ограничения, предусмотренного ч. 30 Закона о контрактной системе, законодательством о контрактной системе не установлено.

Кроме того, Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279 «Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации» не содержит требования об обязательном указании в плане-графике ограничения, предусмотренного ч. 30 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского России считает, что заказчик не нарушил требования законодательства о контрактной системе, установив ограничение в части допуска к участию в закупке только субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций путем внесения изменений в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме и в конкурсную документацию.

Также в соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 27 Закона о контрактной системе преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.

Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в п. 1 ч. 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Таким образом, установление заказчиком требования об участии в закупке только субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде ограничения и/или предоставления преимущества признается соответствующим положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Доводы жалобы подтверждения не нашли.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного открытого конкурса в электронной форме, а также действий конкурсной комиссии при рассмотрении заявок, выявлены иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

1. Разделом 7 проекта контракта (ответственность сторон) предусмотрена возможность предоставления обеспечения исполнения контракта как в виде представления банковской гарантии, так и в виде перечисления денежных средств.

Вместе с тем, в случае обеспечения исполнения контракта банковской гарантией размер такого обеспечения составляет 10% от цены контракта, а в случае перечисления денежных средств - 5% от цены контракта.

Таким образом, заказчиком нарушены положения ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, поскольку проект контракта содержит различную информацию в части размера обеспечения исполнения контракта.

2. В силу ч. 30 ст. 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с ч. 1 ст. 96 данного Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.

Вместе с тем, в нарушение ч. 30 ст. 34 Закона о контрактной системе вышеуказанные положения в проекте контракта не содержатся.

3. Документацией об открытом конкурсе в электронной форме установлено ограничение в части допуска к участию в закупке только субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций. Вместе с тем, в документации об открытом конкурсе в электронной форме не предусмотрены специальные нормы, применяемые при проведении закупки для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.

3.1. Документация об открытом конкурсе в электронной форме не содержит указание на то, что в случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона предусмотренный настоящей частью размер обеспечения исполнения контракта, в том числе, предоставляемого с учетом положений ст. 37 настоящего Федерального закона, устанавливается от цены, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. Заказчиком нарушены положения ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе.

3.2. Документация об открытом конкурсе в электронной форме также не содержит указание на случаи, при которых обеспечение исполнения контракта не предоставляется участниками закупки в соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе, которая определяет указанные случаи для участника закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, в частности: в случае представления участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом, сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. Таким образом, заказчиком нарушена ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе.

4. В соответствии с ч. 7 ст. 54.7 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать, в том числе, информацию о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в п. 3 ч. 1 ст. 32 данного Федерального закона.

Однако протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме № 0151300046821000031 от 21.06.2021 не содержит информацию о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям. Таким образом, конкурсной комиссией нарушены положения ч. 7 ст. 54.7 Закона о контрактной системе.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Смирнова А.О. на действия заказчика – администрации Краснозерского района Новосибирской области при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0151300046821000031 на выполнение научно-исследовательской работы по разработке комплексной схемы организации дорожного движения Краснозерского района Новосибирской области необоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим ч. 3 ст. 7, ч. 30 ст. 34, ч. 6, ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе.

3. Признать конкурсную комиссию нарушившей ч. 7 ст. 54.7 Закона о контрактной системе.

4. Выдать заказчику и конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны