Решение №054/05/24-602/2019 в отношении ООО «Новосибирск Химфарм» от 18 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 054/05/24-602/2019

 

Резолютивная часть решения оглашена «05» июня 2019 г.       

Решение в полном объеме изготовлено «18» июня 2019 г.                              г. Новосибирск.                                                                              

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы;

члены комиссии:  Ю.В. Виногорова – главный специалист-эксперт отдела рекламы,

       М.О. Хрипченко - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,

рассмотрев дело №054/05/24-602/2019, по факту распространения в январе, феврале 2019 года рекламных плакатов на фасаде (окнах) аптеки «Добрый доктор»,  с признаками нарушения ч.7 ст.24  Федерального закона от 13.03.2006г. №38-Ф3 «О рекламе» (далее - Закона «О рекламе»),

в отсутствии представителя заявителя – физическое лицо (не явился);

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Новосибирск Химфарм» по Доверенности  от 15.04.19г. Луневой И.Ф.,

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх.№ 721э от 08.02.19г.) по факту распространения в январе, феврале 2019 года рекламных плакатов на фасаде (окнах) аптеки «Добрый доктор», расположенной на 1 этаже жилого дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Линейная, д. 45 с информацией следующего содержания: «В этой аптеке фальсификата нет  Только качественные лекарства Гомеопатический центр Стодаль Циннабсин  Дантинорм  Имеются противопоказания , необходимо проконсультироваться со специалистом», «Лечебная косметика  Подушка ортопедическая ОРТОПЕДИЯ ДЛЯ ВСЕХ_ Вита мишки Компливит Укрепляй иммунитет Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом», с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Новосибирским УФАС России по данному факту возбуждено дело, в ходе рассмотрения которого установлено следующее.

Реклама, на основании ч.1 ст.3 Закона «О рекламе» - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация, отвечает всем указанным признакам рекламы, соответственно, является рекламой.

Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (ч.2 ст.3 Закона «О рекламе»). 

Объектом рекламирования являются лекарственные препараты и медицинские изделия, продаваемые в аптеке  «Добрый доктор».

В соответствии с ч.7 ст.24 Закона «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Актом расчета размера предупредительной надписи о 27.03.2018г. Новосибирским УФАС России установлено, что на рассматриваемом рекламном плакате присутствует необходимая предупредительная надпись о наличии противопоказаний при применении лекарственных средств и необходимости консультации специалиста перед их применением, однако, размер предупредительной надписи, составляющей 3,8% рекламной площади, не соответствует соотношению 5% (и более) к 100% рекламного пространства, что является нарушением требований ч.7 ст.24 Закона «О рекламе».

Ответственность за несоблюдение требований ч. 7 ст. 24 Закона «О рекламе» несет рекламодатель (ч.6 ст.38 Закона «О рекламе») и рекламораспространитель (ч.7 ст.38 Закона «О рекламе»).  Рекламодатель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (ч.5 ст.3 Закон «О рекламе»).  Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (ч.7 ст.3 Закон «О рекламе»).

В распоряжении Новосибирского УФАС России имеются документы, согласно которым, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в аптечном пункте «Добрый Дгоктор», расположенном на 1 этаже жилого дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Линейная, д. 45, является ООО «Новосибирск Химфарм».

ООО «Новосибирск Химфарм» сообщило (вх№ 2255 от 14.03.19г.), что в январе, феврале 2019 года на фасаде (окнах) аптеки «Добрый доктор» были размещены плакаты с информацией следующего содержания:  «В этой аптеке фальсификата нет Только качественные лекарства Гомеопатический центр Стодаль Циннабсин Дантинорм Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом», «Лечебная косметика Подушка ортопедическая ОРТОПЕДИЯ ДЛЯ ВСЕХ Вита мишки Компливит Укрепляй иммунитет Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом».

Согласно положениям Договора оказания услуг от 20.08.2018г., заключенного между ООО «Новосибирск Химфарм» и «…»., макет данных плакатов разрабатывал «…»Печать и монтаж данных конструкция были осуществлены ООО «Югора» (Счет на оплату №371 от 04.09.18г., Акт №440 от 18.09.18г., Акт 423 от 10.09.18г.).

Вместе с тем, как следует из представленных Обществом документам, лицом, определившим объект рекламирования, а также заказчиком на разработку дизайна макета и лицом, осуществившем оплату за услуги «монтаж и печать», является ООО «Новосибирск Химфарм». То есть, Общество инициировало разработку и установку данной рекламной конструкции, как следствие, ООО «Новосибирск Химфарм» является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой информации.

Как пояснило Общество, продукция: «Вита мишки», «Компливит» и «Доппельгерц актив от А до Цинка», согласно инструкциям к применению,- являются витаминными комплексами, которые производится синтетическим путём. Витаминные комплексы, в отличие от биологически активных и пищевых добавок, относятся к лекарственным препаратам, поскольку обязательно проходят тщательные клинические испытания сначала на животных, потом на людях-добровольцах. «Стодаль», «Циннабсин», «Дантинорм» являются гомеопатическими средствами, а не биологически активными добавками и пищевыми добавками, а, следовательно, для рекламы данных средств применяются такие же ограничения, какие действуют для лекарственных средств, в соответствии со ст. 24 ФЗ «О рекламе». Кроме того, рассматриваемая информация содержит предупреждение «о необходимости проконсультироваться со специалистом».

В Отзыве на Определение о возбуждении дела от 05.04.19г. (вх№4126 от 30.04.19г.), ООО «Новосибирск Химфарм» изложило позицию, в силу которой по произведенным Обществом расчетам рекламного макета и предупредительной надписи, размер площади занимаемой предупреждением составляет 4,18%. На изготовленном макете информация о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалиста размещена внизу макета, практически во всю ширину и набрана черным цветом на светлом фоне. Данное обстоятельство позволяет без усилий воспринимать информацию потребителями рекламы. По состоянию на 11 марта 2019 года, плакаты были демонтированы.

05.06.19г. на рассмотрении дела Комиссией, представитель ООО «Новосибирск Химфарм» поддержал позицию, изложенную ранее в Отзыве.

Рассмотрев материалы, имеющиеся в данном деле, Новосибирское УФАС России приходит к следующему выводу.

 Расчеты размеров рассматриваемой предупредительной надписи, произведенные Новосибирским УФАС России (3,8%) и ООО «Новосибирск Химфарм» (4,1%) отличаются на 0,38%. Однако, данные результаты не отменяют наличие факта нарушения рекламного законодательства в части соблюдения соотношения предупредительной надписи к общему размеру рекламного пространства (5% к 100%).

Следовательно, в действиях ООО «Новосибирск Химфарм» имеется нарушение ч. 7 ст. 24 Закона «О рекламе», при размещении на фасаде (окнах) аптеки «Добрый доктор», расположенной на 1 этаже жилого дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Линейная, д. 45, рекламы с предупредительной надписью «о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалиста» ненадлежащего размера.

Поскольку ООО «Новосибирск Химфарм» не представило в материалы данного дела документальные подтверждения прекращения размещения рассматриваемой рекламы, Комиссия приходит к выводу о целесообразности выдачи ООО «Новосибирск Химфарм» предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

 

1.Признать информацию, распространенную в январе, феврале 2019 года на фасаде (окнах) аптеки «Добрый доктор», на 1 этаже жилого дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Линейная, д. 45 следующего содержания: «В этой аптеке фальсификата нет  Только качественные лекарства Гомеопатический центр Стодаль Циннабсин  Дантинорм  Имеются противопоказания , необходимо проконсультироваться со специалистом», «Лечебная косметика  Подушка ортопедическая ОРТОПЕДИЯ ДЛЯ ВСЕХ  Вита мишки Компливит Укрепляй иммунитет Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом», ненадлежащей рекламой,

а ООО «Новосибирск Химфарм» (ИНН 5402542161, 630105, г. Новосибирск, ул. Линейная, 45) нарушившим требования ч.7 ст. 24 Закона «О рекламе», согласно которой реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

2.Выдать ООО «Новосибирск Химфарм» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

 

Связанные организации

ООО «Новосибирск Химфарм»
ИНН 5402542161, ОГРН 1115476102928