Решение б/н Решение по делу №58 в отношении физического лица от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
18 августа 2010г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Т. В. Лопаткина – Заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: Ю. В. Виногорова – главный специалист-эксперт отдела рекламы,
Е. А. Скоп – специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело №58 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении физического лица по факту размещения в газете «Навигатор» №16 (732) от 30.04.2010г. статьи «На сколько лет вы выглядите?», в №17 (733) на стр.21 рекламного макета следующего содержания: «Клиника «Медпрактика» Лиц. 5401000268 9.03.2006г. Лиц. 5401000518 8.10.2009г. Консультации: - диспорт, - удаление новообразований (папилломы, невусы, бородавки, родинки, шипицы, сосуд. звездочки, молюск). Гистология. Радиохирургия, электрокоагуляция, лазер. Лечение рубцов, стрий, повышенной потливости, алопеции, акне и посакне. «Медпрактика»: Ильича, 23, Красина, 68. Необходима консультация специалистов клиники» с признаками нарушения:
- п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе»: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
- п.7 ст.7 Закона «О рекламе»: не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений;
- ч.7 ст. 24 Закона «О рекламе»: реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства),
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона «О рекламе» - «…»., «…»,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило заявление гр.. (вх. 3525 от 19.05.2010г.) в отношении салона-парикмахерской «Мирра клуб» по факту распространения последними в газете «Навигатор» №16 (732) от 30.04.2010г. на стр.21 информации с признаками нарушения Закона «О рекламе».
Новосибирским УФАС России проведена проверка, в результате которой установлено следующее.
В газете «Навигатор» №16 (732) от 30.04.2010г. размещена статья «На сколько лет вы выглядите?» следующего содержания:
- «Вы замечали, что одни женщины выглядят на 10 лет моложе, а другие, увы, намного старше своего возраста? Почему это происходит? О типах старения кожи и современных возможностях коррекции и профилактики этого процесса расскажет врач-дерматолог, косметолог, специалист по инъекционным техникам «…». (далее описаны типы старения кожи лица) Для каждого типа ведется индивидуальный подбор корректирующих методов: 1 этап. Укрепление эпидермального барьера проводится при всех типах старения, в т.ч. и профилактически для молодой кожи с 25 лет (пилинги, профессиональный уход, дермабразия). Важна регулярность! 2 этап. После 35 лет практически у каждой женщины наблюдается снижение тонуса мышц лица: опускаются уголки губ, начинается процесс формирования Брылей, второго подбородка. Поэтому необходимо укреплять тонус мышц лица (микротоки, тонизация-массаж, ботулотоксин при гипертонусе, аппаратный лифтинг). 3 этап. Моделирующие программы (1,2,4 тип – ревитализация, 3,4 тип – биоармирование нитями, контурное моделирование, ботокс). Грамотное, рациональное сочетание проверенных методов коррекции возрастных изменений позволяет добиться выраженного эффекта омоложения и замедлить процесс старения. Врач-дерматолог, косметолог клиники «Медпрактика» «…» приглашает на эстетические, уходовые косметологические процедуры и консультации. Клиника «Медпрактика»: ул. Ильича, 23, ул. Красина, 68 ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ КОНСУЛЬТАЦИЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ»;
в №17 (733) на стр.21 размещен макет следующего содержания:
- «Клиника «Медпрактика» Лиц. 5401000268 9.03.2006г. Лиц. 5401000518 8.10.2009г. Консультации: - диспорт, - удаление новообразований (папилломы, невусы, бородавки, родинки, шипицы, сосуд. звездочки, молюск). Гистология. Радиохирургия, электрокоагуляция, лазер. Лечение рубцов, стрий, повышенной потливости, алопеции, акне и посакне. «Медпрактика»: Ильича, 23, Красина, 68. Необходима консультация специалистов клиники».
Согласно ст.3 Закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Следовательно, рассматриваемая информация является рекламой, т.к. отвечает всем требованиям определения рекламы. Объектом рекламирования в данном случае выступают услуги: укрепление эпидермального барьера (пилинги, профессиональный уход, дермабразия), укрепление тонуса мышц лица (микротоки, тонизация-массаж, ботулотоксин при гипертонусе, аппаратный лифтинг), моделирующие программы (ревитализация, биоармирование нитями, контурное моделирование, ботокс); а также диспорт, удаление новообразований (папилломы, невусы, бородавки, родинки, шипицы, сосуд. звездочки, молюск), гистология, радиохирургия, электрокоагуляция, лазер, лечение рубцов, стрий, повышенной потливости, алопеции, акне и посакне.
В материалах дела представлен Договор №5/1-1 о представлении услуг от 15.01.2010г., заключенный между ООО Издательский Дом «Навигатор» и ООО «Клиника Медицинская практика».
При этом в результате проверки установлено, что данные рекламные макеты были поданы врачом-дерматологом «…» Данная информация подтверждается Заявками на размещение макетов в №16, №17 газеты «Навигатор», подписанные данным физическим лицом, а также пояснениями ООО «Клиника «Медицинская практика» и «…».
Кроме того, оплата размещения данных макетов ООО «Клиника «Медицинская практика» не производилась (подтверждается Актами сверки).
Следовательно, в данном случае, рекламодателем является физическое лицо – «…».
В соответствии с п.2 ч.3 ст.5 Закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
В соответствии с п.7 ст.7 Закона «О рекламе», не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
В соответствии с ч.7 ст. 24 Закона «О рекламе», реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Новосибирским УФАС России был сделан запрос в Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Новосибирской области о разъяснении: относится ли к медицинским услугам и подлежит ли лицензированию (по каким видам работ и услуг) такие виды услуг как: пилинг, дермабразия, (использование инъекционных и иных методик, связанных с нарушением кожного покрова (введение «Ботокса, «Диспорт», контурное моделирование, биоармирование нитями), удаление новообразований, лечение рубцов, стрий, повышенной потливости, алопеции, акне, посакне, укрепление эпидермального барьера, укрепление тонуса мышц лица, моделирующие программы.
В ответе на запрос указано следующее.
В соответствии с приказом Минздрава РФ от 10.04.2001г. №113 «О введении в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги» (вместе с отраслевым классификатором ОК ПМУ 91500.09.0001-2001), медицинской услугой являются:
- пилинг,
- дермабразия, (использование инъекционных и иных методик, связанных с нарушением кожного покрова (введение «Ботокса, «Диспорт», контурное моделирование, биоармирование нитями)
- удаление новообразований,
- лечение рубцов, стрий, повышенной потливости, алопеции, акне, посакне.
На основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 мая 2007г. №323 «Об утверждении порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи», все вышеперечисленные услуги подлежат лицензированию, как работа (услуга), выполняемая при осуществлении доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу и как работа (услуга), выполняемая при амбулаторно-поликлинической, в том числе специализированной медицинской помощи по дерматовенерологии, косметологии.
2. Виды услуг
- укрепление эпидермального барьера,
- укрепление тонуса мышц лица,
- моделирующие программы, относятся к медицинским услугам и подлежат лицензированию по специальности косметология терапевтическая.
3. В соответствии с Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 и №31 «Об утверждении Тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих «к требованиям к профессии косметика, осуществляющего массаж лица, шеи и кожи головы, чистку лица гигиеническую, вакуумную и др., наложение питательных, дезинфицирующих масок, проведение отшелушивающих процедур, парафиновые укутывания кистей рук, поправку бровей, окраску бровей и ресниц, завивку ресниц, умение наносить макияжи, относятся знание основ анатомии и физиологии, строения и свойств кожи; правил и способов выполнения работ; устройств и правил эксплуатации применяемого оборудования и инструмента; видов материалов, препаратов, их назначения и норм расхода; правил санитарии и гигиены; правил обслуживания клиентов, а также требуется медицинское образование.
Таким образом, для осуществления всех вышеперечисленных работ требуется получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно пояснениям «…», статья «На сколько лет вы выглядите?» носит информационный характер, в ней она как врач-дерматолог, косметолог рассказывает о многих антивозрастных методах коррекции. На практике «…» данные методы не применяет. При этом данная информация в статье отсутствует. Таким образом, создается впечатление о том, что врач-дерматолог, косметолог клиники «Медпрактика» «…» оказывает услуги, описанные в статье.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ (ред. от 31.05.2010) «О лицензировании отдельных видов деятельности»), лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
«…» не является юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, следовательно, не может иметь лицензии на осуществление медицинской деятельности, и таковой не имеет.
Кроме того, пометка «Воспользуйтесь консультацией специалиста», имеющаяся в рекламе, составляет менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства), что не соответствует требованиям ч. 7 ст.24 Закона о рекламе.
Таким образом, вышеуказанная информация, размещенная в газете «Навигатор» №16 (732) от 30.04.2010г., содержит нарушения п.7 ст.7, ч.7 ст.24 Закона «О рекламе».
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ (ред. от 31.05.2010) «О лицензировании отдельных видов деятельности»), в документе, подтверждающем наличие лицензии, в том числе указываются:
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
- фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
- лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 17 настоящего Федерального закона).
В рекламе, размещенной в газете «Навигатор» №17 (733) от 07.05.2010г. указаны Лицензии №5401000268 от 09.03.2006г., №5401000518 от 08.10.2009г. Данные Лицензии выданы ООО Клиника «Медицинская практика».
При этом Лицензия №ЛО-54-01-000518 от 08.10.2009г. выдана на осуществление следующих работ и услуг: осуществление доврачебной медицинской помощи по: сестринскому делу. При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: педиатрии, терапии.
Лицензия №54-01-000268 от 09.03.2006г. выдана ООО «Клиника «Медицинская практика» на осуществление следующих работ и услуг: доврачебная помощь: медицинский массаж, сестринское дело. Амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому: акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология, гастроэнтерология, кардиология, неврология, отоларингология, психотерапия, терапия, функциональная диагностика, хирургия, колопроктология, эндоскопия, стоматология терапевтическая, стоматология ортопедическая, стоматология хирургическая, ультразвуковая диагностика, урология. Прочие работы и услуги: экспертиза временной нетрудоспособности, профилактическая медицина.
Согласно ответу «…», указанные в рекламе услуги подлежат лицензированию, как работа (услуга), выполняемая при осуществлении доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу и как работа (услуга), выполняемая при амбулаторно-поликлинической, в том числе специализированной медицинской помощи по дерматовенерологии, косметологии, по специальности косметология терапевтическая.
Следовательно, указанные в рекламе Лицензии не дают право на осуществление рекламируемых услуг, что является нарушением п.2 ч.3 ст.5, п.7 ч.7.
Кроме того, пометка «Необходима консультация специалистов клиники», имеющаяся в рекламе, составляет менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства), что не соответствует требованиям ч. 7 ст.24 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение требований ч.3 ст.5, ст.7, ч.7 ст.24 несет рекламодатель, т.е. – «…».
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламную статью «На сколько лет вы выглядите?», размещенную в газете «Навигатор» №16 (732), а также рекламу следующего содержания: «Клиника «Медпрактика» Лиц. 5401000268 9.03.2006г. Лиц. 5401000518 8.10.2009г. Консультации: - диспорт, - удаление новообразований (папилломы, невусы, бородавки, родинки, шипицы, сосуд. звездочки, молюск). Гистология. Радиохирургия, электрокоагуляция, лазер. Лечение рубцов, стрий, повышенной потливости, алопеции, акне и посакне. «Медпрактика»: Ильича, 23, Красина, 68. Необходима консультация специалистов клиники», размещенную в газете «Навигатор» №17 (733) на стр.21, ненадлежащей,
а «…» нарушившей:
- п.2 ч.3 ст.5 Закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
- п.7 ст.7 Закона «О рекламе», не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений;
- ч.7 ст. 24 Закона «О рекламе», реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
2. Выдать «…» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 23 августа 2010г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________Т. В. Лопаткина
Члены Комиссии _____________Ю. В. Виногорова
_____________Е. А. Скоп
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе
18 августа 2010г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела №49 о нарушении законодательства РФ о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Т. В. Лопаткина – Заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: Ю. В. Виногорова – главный специалист-эксперт отдела рекламы,
Е. А. Скоп – специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 18 августа 2010г. по делу №58 в отношении «…» о признании рекламной статьи «На сколько лет вы выглядите?», размещенной в газете «Навигатор» №16 (732), а также рекламной информации следующего содержания: «Клиника «Медпрактика» Лиц. 5401000268 9.03.2006г. Лиц. 5401000518 8.10.2009г. Консультации: - диспорт, - удаление новообразований (папилломы, невусы, бородавки, родинки, шипицы, сосуд. звездочки, молюск). Гистология. Радиохирургия, электрокоагуляция, лазер. Лечение рубцов, стрий, повышенной потливости, алопеции, акне и посакне. «Медпрактика»: Ильича, 23, Красина, 68. Необходима консультация специалистов клиники», размещенной в газете «Навигатор» №17 (733) на стр.21, ненадлежащей рекламой,
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. «…» в течение 5 (пяти) календарных дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006г. «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), а именно, не допускать распространения рекламы с нарушением:
- п.2 ч.3 ст.5 Закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
- п.7 ст.7 Закона «О рекламе», не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений;
- ч.7 ст. 24 Закона «О рекламе», реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства),
в т.ч. вышеуказанной рекламной информации, размещенной в газете «Навигатор» №16 (732), №17 (733)
2. «…» представить в Новосибирское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 06 сентября 2010г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________Т. В. Лопаткина
Члены Комиссии _____________Ю. В. Виногорова
_____________Е. А. Скоп