Решение №054/06/18-1424/2024 в отношении Сибирского банка ПАО «Сбербанк» от 7 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/06/18-1424/2024

07.06.2024                                                                                                               г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу  ООО ОО «Драккар»  (вх. №  9881/24 от 29.05.2024) на действия Сибирского банка ПАО «Сбербанк» при проведении на электронной площадке  АО «Сбербанк-АСТ» адресного запроса предложений среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора охраны Сибирского банка ПАО «Сбербанк» (ЗП-8100122169), в присутствии представителей Сибирского банка ПАО «Сбербанк» <...>(по доверенности №283-Д от 27.04.2022г.), <...> (по доверенности №85-Д от 26.02.2024г.),  <...> (по доверенности №76-Д от 22.03.2022г.);  представителя ООО ОО «Драккар»  <...> (по доверенности б/н от 15.05.2024г),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО ОО «Драккар»  (вх. №  9881/24 от 29.05.2024) на действия Сибирского банка ПАО «Сбербанк» при проведении на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ» адресного запроса предложений среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора охраны Сибирского банка ПАО «Сбербанк» (ЗП-8100122169).

Заявитель сообщает следующее.

20.05.2024 в нарушение указанного в документации закупочной процедуры срока (23.05.2024) конкурсной комиссией ПАО Сбербанк были подведены итоги адресного запроса предложений по ЗП - 8100122169 (Услуги охраны), которые отражены в протоколе № 47 § 02.

Согласно содержанию вышеуказанного протокола за время подачи заявок поступило две заявки, №778 и №8223. Заявка №8223 была подана ООО ОО «Драккар» и была отклонена конкурсной комиссией заказчика из-за несоответствия конкурсной документации, а именно по причине нарушения п.1.11, раздела 2 «Требования к участникам закупки» - отсутствие разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему (в соответствии со статьей 22 ФЗ №150 «Об оружии». Такой вывод комиссии является незаконным, и сделан в нарушение требований закупочной документации процедуры, т.е. в нарушение положений пп.1 п. 10. ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Действительно, в разделе 2 закупочной документации содержится более 10 пунктов с требованиями к участникам закупки, среди которых есть требования о наличии необходимых лицензий и свидетельств, в частности лицензии на осуществление частной охранной деятельности, а также разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему.

Но подавая заявку на участие в закупке претендент, как следует из закупочной документации, должен выполнить требования к составу заявки, согласно п.4.1 документации, т.е. подавая заявку должен приложить все документы, указанные в п.4.1. Данные требования состоят из 4 блоков, в которых содержится обширный перечень документов, которые необходимо приложить к заявке. Если обратиться к группе №3, то последним пунктом указано требование приложить копию лицензии/выписки из реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности, которую ООО ОО «Драккар», как и все остальные документы по списку приложило. Однако в данном списке нет требования приложить разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему, при этом заявка ООО ОО «Драккар» отклонена по причине отсутствия среди документов разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, которое естественно у общества имеется и общество соответствует такому требованию заказчика.

Таким образом, заявитель полагает, что действия конкурсной по отклонению комиссии нарушают права ООО ОО «Драккар» на участие в закупке на равных условиях с иными участниками. Все требования к составу заявки и документы, указанные в п. 4.1. закупочной документации участником выполнены, предоставлены по списку.

Заявитель полагает, закупочная документация составлена некорректно по той причине, что раздел 2 хоть и содержит требования к участникам закупки, но большая часть этих; требований никак не  должна подтверждаться документально, судя по разделу 4, в котором содержится конкретный перечень документов, прилагаемых к заявке и он полностью выполнен ООО ОО «Драккар».  Например, в 1.7. раздела 2 документации содержится требование об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков, однако в перечне документов (раздел 4) нет требования предоставить выписку или справку из такого реестра, или в п. 1.6. раздела 2 содержится требование об отсутствии судимости у руководителя, бухгалтера, однако в перечне документов (раздел 4) нет требования предоставить какие-либо документальные доказательства тому.

При этом в п. 1.11. раздела 2 есть требование к участнику о наличии лицензии на осуществление частной охранной деятельности и о наличии разрешения на хранение и использование оружия, но в разделе 4 среди перечня обязательных документов есть только требование предоставить копию лицензии на осуществление частной охранной деятельности или выписки из реестра лицензий, при этом обязанности предоставить разрешение на хранение и использование оружия в разделе 4 нет. Умышленно это сделано заказчиком или от невнимательности, но факт в том, что какие-то требования к участнику он должен подтверждать документально, а какие-то нет и следуя логике комиссии непонятно какие. По логике комиссии заявка любого участника может быть формально отклонена из-за такого пробела в закупочной документации. Не приложил справку об отсутствии судимости у бухгалтера - заявка отклоняется, хотя в перечне документов такого документа нет, но в требовании к участнику оно указано.

Такие пробелы в закупочной документации ПАО Сбербанк привели к нарушению прав участника ООО ОО «Драккар», так как его заявка была отклонена по формальным основаниям он лишился возможности участвовать в закупке, победить в ней, заключить договор.

Наряду с нарушением пп.1 п. 10. ст.3, комиссией нарушено и положение пп.4 п.10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", так как фактически к участнику предъявлено требование предоставить документы, которые не предусмотрены перечнем документов согласно документации о закупке.

Сибирским банком ПАО «Сбербанк» представлено в Новосибирское УФАС России следующее возражение на жалобу ООО ОО «Драккар».

В ответ на уведомление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее по тексту - Управление) от 31.05.2024 № СИ/6443/24, поступившее в рамках рассмотрения жалобы ООО ОО "ДРАККАР" (далее по тексту - Заявитель) на действия ПАО Сбербанк в лице Сибирского банка ПАО Сбербанк (далее - Банк, Заказчик) при проведении Адресного запроса предложений среди СМСП на право заключения договора на услуги охраны Сибирского банка ПАО Сбербанк (ЗП-8100122169, процедура на АО «Сбербанк-АСТ»: извещение № СБ2024-0091 (ЗП А), на сайте <...>) (далее по тексту - Адресный запрос, Закупка), направляем истребованные Управлением документы и сообщаем следующее.

Оспариваемая процедура - Адресный запрос предложений среди СМСП на право заключения договора на услуги охраны Сибирского банка ПАО Сбербанк.

Текущий статус закупочной процедуры согласно документации:

 20.05.2024г. - подведены итоги, Протокол о подведении итогов Адресного запроса опубликован 21.05.2024. Договор подписан 31.05.2024 до поступления уведомления от Управления, уведомление о поступлении жалобы участникам Закупки направлено.

В соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее по тексту - Закон №223-Ф3, Закон о закупках), Положения о закупках ПАО Сбербанк №2348-3 от 04.06.2020 (далее - Положение о закупках), сведения о закупочной процедуре и ее итогах, размещены в полном объеме на ЭТП АО «Сбербанк-АСТ».

Согласно доводам жалобы:

1. Закупка проводится с нарушением требований Закона о закупках, а именно:

1.1. Нарушено положение пп.1 п.10 ст.3 и пп.4 п.10 ст.З Закона №223-Ф3, а именно участнику предъявлено требование предоставить документы, которые не предусмотрены перечнем документов согласно документации о закупке. Заявитель считает отклонение заявки неправомерным.

С доводами жалобы Заявителя Банк не согласен, считает их необоснованными по следующим основаниям.

Закупочная процедура была проведена Банком в соответствии с целями и принципами, определенными в Законе №223-Ф3 и Положении о закупках.

1. Заявителем не выполнено обязательное условие, предъявляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим услуги вооруженной охраны, являющейся предметом Закупки.

25.04.2024г. в Единой информационной системе, а также на электронной площадке по адресу электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» <...> Заказчиком было размещено извещение о закупке № 32413547751.

Согласно данным закупочной документации, начальная максимальная цена договора - 101 616 210,00 (Сто один миллион шестьсот шестнадцать тысяч двести десять) руб. 00 коп. руб. с учетом всех налогов и сборов.

В соответствии с разделом 5. Технического задания предметом закупки является услуги охраны, начальная (максимальная) цена лота (с учетом НДС) формируется исходя из стоимости 1 часа оказываемых услуг и ориентировочного объема услуг, указанного в Таблице 2 Технического задания

 

п/п

Наименование и местонахождение охраняемого имущества*

Количество

постов

охраны

Наличие

служебного

оружия

Время охраны

Прим.

Ориентир, кол-во часов на 36 месяцев

НМЦ Тариф за час охраны, рублей

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

3/3

Да

24 часа ежедневно

-

78840

525,00

 

1

Административное здание в г. Новосибирск, «Конф.»

1/1

Да

пн.-пт. с 08:00 до 19:00 суб., вск., пр. дни -вых

-

8184

670,00

 

 

1/1

Нет

12 часов ежедневно

ст. смены

13140

610,00

 

 

 

1/1

Нет

пн.-пт. с 08:30 до 17:30 суб., вск., пр. дни –вых.

бюро

пропусков

6696

640,00

1/1

Да

12 часов ежедневно

РТУ

13140

655,00

2

Административное здание в г. Новосибирск, «Конф.»

2/2

Да

24 часа ежедневно

-

52560

525,00

1/1

Да

пн.-пт. с 08:30 до 19:00, суб. с 8.30 до 16.30, вск, пр. дни - вых.

-

9020

680,00

                   

Данная таблица отображает местонахождение охраняемого имущества, необходимый объем постов и наличие служебного оружия.

Пунктом 4.2.1 Технического задания конкретизируются виды оказываемых услуг в рамках закупки, определенных согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон):

1) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных п.7 части четвертой ст. 3 Закона;

2) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части четвертой ст. 3 Закона;

Пунктом 4.2.2. Технического задания установлены требования к личному составу исполнителя, а именно: Охранник должен иметь удостоверение частного охранника, выданное в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, личную карточку охранника, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности или его территориальным органом, а также разрешение на хранение и ношение при исполнении служебных обязанностей служебного оружия (при его использовании при исполнении Договора).

Дополнительно, Техническим заданием п. 4.5 указаны Требования к участникам закупки в момент исполнения договора, согласно которого исполнитель обязан обеспечить наличие и непрерывное действие в течение всего срока оказания услуг по договору необходимых разрешений и лицензий для исполнения договора, выданных ему и/или иным лицам, привлекаемым для исполнения договора с согласия Банка (лицензия на осуществление частной охранной деятельности; разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему (РХИ)).

С учетом высокой степени ответственности по обеспечению безопасности сотрудников и клиентов Банка Заказчик подробно изложил в Техническом задании предмет закупки в виде оказания охранных услуг вооружённой охраной.

В соответствии со ст. 11 Закона оказание услуг, указанных в техническом задании, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, предоставленную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.

Согласно ст.22 Федерального закона № 150 «Об оружии» от 13.12.1996 (далее - Закон об оружии) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и использование оружия.

Учитывая требования вышеуказанного законодательства и возможность обеспечения оказания услуг участниками, обладающими соответствующий квалификацией в соответствии с предметом закупки, Заказчиком установлено в документации обязательное условие (Раздел 2, требования к участникам закупки) предъявляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг по вооружённой охране, являющейся предметом Закупки, а именно:

п. 1.11 «наличие необходимых лицензий или свидетельств о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию (регулированию) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом закупки:

- Лицензия на осуществление частной охранной деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или Постановлением Правительства Российской Федерации;

- Разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему (в соответствии со статьей 22 Закона об оружии, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или Постановлением Правительства Российской Федерации».

К участию в Адресном запросе подали заявки на участие в данной закупочной процедуре: ООО ОО «ДРАККАР», ООО ЧОП «Подразделение Охраны».

Как ранее указано, в разделе требований к участникам предусмотрено наличие лицензии и разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему

По данному требованию ООО ОО «Драккар» в составе заявки не предоставил информацию о наличии разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему (в соответствии со статьей 22 Закона об оружии).

Согласно ст.9.2. Закона об оружии в целях осуществления учета и контроля за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, формируются и ведутся в электронном виде реестры лицензий и разрешений.

При этом проверка наличия соответствующего разрешения на хранение и использование оружия и патронов не могла быть осуществлена Заказчиком самостоятельно ввиду отсутствия в составе заявки информации о реквизитах такого разрешения. Информация о наличии соответствующего разрешения также не указана Заявителем в соответствующем разделе Письма о подаче заявки на участие в Адресном запросе предложений (Раздела 4, подраздел 4.3. «Формы документов» Форма 1 Раздела 4).

При этом требования технического задания предусматривают наличие соответствующего разрешения на момент подачи соответствующей заявки, в связи с необходимостью начала оказания услуг в максимально короткие сроки - с даты заключения договора.

Предоставленные Заявителем в составе документации письмо об опыте работы №62 от 06.05.2024г. не содержит информации об оказании услуг по вооруженной охране и не содержат информации о наличии у Заявителя соответствующего разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему.

С учетом значимости данной закупки для обеспечения безопасности сотрудников и клиентов Банка, отсутствие информации о соответствующей квалификации и наличии разрешений является критичным несоответствием заявки Участника требованиям закупочной документации, в силу того, что предмет закупки - физическая вооруженная охрана, что ставит под сомнение возможность оказание услуг вооруженной охраны Участником закупки.

Вторым участником закупки соответствующие разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему предоставлено в составе заявки.

Согласно п. 3.1.9 Раздела 3 закупочной документации «Основные условия (правила) проведения закупок ПАО Сбербанк», Банк вправе отклонять (не допускать к участию, исключать из состава Участников) Заявки Участников Закупки, не соответствующих требованиям, установленным в Извещении, Документации.

В силу того, что критерии, указанные в п. 1.11 раздела 2 «Требования к участникам закупки» являются обязательными, а не оценочными, заявка участника была отклонена и не рассматривалась в оценке в соответствии с разделом 6 «Порядок и методика оценки и сопоставления заявок».

Необходимо также отметить, что п. 4.2.4. Положения о закупках предусмотрено право Участника любых Закупочных процедур обращаться к Банку с вопросами о разъяснении положений Извещения, Документации. Данным правом Заявитель не воспользовался.

Таким образом, Заявителем неверно толкуется порядок предоставления информации и требования к составу заявки, в соответствии с документацией.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», в т.ч. ч. 13 указанной статьи, организатор торгов просит признать жалобу необоснованной.

Рассмотрев материалы жалобы, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

ПАО «Сбербанк России» в лице филиала Сибирский банк ПАО Сбербанк объявлено о проведении адресного запроса предложений в электронной форме по поставке услуги  ЗП – 8100122169 (Услуги охраны).

Дата подачи заявок 25.04.2024.

Дата и время окончания подачи заявок 13.05.2024 18:00.

Дата окончания рассмотрения заявок и подведения итогов закупки 23.05.2024.

На участие поступили 2 заявки.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что фактически подведение итогов закупки состоялась 20.05.2024, что не соответствует разделу 1. Документации закупочной процедуры среди СМСП адресного запроса предложений, и могло ввести в заблуждение участников данной процедуры.

Пунктом 4.1. Раздела 4 Документации закупочной процедуры среди СМСП адресного запроса предложений  установлены требования к участникам закупки (а также перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям).

Группа 3 «Документы о государственной регистрации. Учредительные документы».

Для юридического лица:

 - Для юридических лиц, зарегистрированных после 1 июля     2017 года - Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц по форме Р 5007. Для юридических лиц, зарегистрированных в период с 3 июля 2013 года по 1 июля 2017 - Свидетельство о государственной регистрации юридического лица по форме  Р51003, дополнительно может быть представлен к нему ЛИСТ ЗАПИСИ по форме Р50007. Для юридических лиц, зарегистрированных в период с 1 июля 2002 года по 3 июля 2013 года - Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, по форме Р51001. Для юридических лиц, созданных до 01.07.2002 - Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 по Р57001;

- Учредительные документы, включая все внесенные в них изменения (Устав и учредительный договор, или Устав);

- Копия выписки из реестра акционеров для организаций с      формой собственности публичное акционерное общество (ПАО) с наименованием акционеров, владеющих долей 20% и более акционерного капитала, с указанием для юридических лиц: ОПФ, наименования, ИНН, доли участия в уставном капитале; для физических лиц: фамилии, имени, отчества, паспортных и регистрационных данных, доли участия в уставном капитале;

Документы, подтверждающие избрание и назначение лица, действующего от имени юридического лица без доверенности (далее - руководитель), если от имени юридического лица действует не руководитель, дополнительно к указанным документам представляется доверенность, выданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, и документ, подтверждающий назначение на должность, и\или иной документ(ы), подтверждающий(щие) полномочия представителя (в частности, если представителем выступает юридическое лицо дополнительно представляется соответствующий договор и документы, подтверждающие полномочия лиц, действующих от имени юридического лица);

- Решение об одобрении или о совершении крупной сделки, либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица, и если для участника процедуры закупки, поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, или обеспечение Заявки/обеспечение исполнения договора, является крупной сделкой.

- Копия лицензии / выписки из реестра лицензий действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности в соответствии с Федеральным законом № 2487-1 от 11.03.1992 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» на следующие виды услуг:

- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 3 ФЗ № 2487-1 от 11.03.1992;

- обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 3 ФЗ № 2487-1 от 11.03.1992».

В закупочной документации отсутствует указание о предоставлении участниками адресного запроса предложений Разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, и каких-либо иных документов для подтверждения указанным требованиям помимо указанных в Разделе 4 Документации закупочной процедуры среди СМСП адресного запроса предложений.

ООО ОО «Драккар» представило  форму заявки на участие в запросе котировок, в которой содержится информация о том, что участник сообщает о соответствии требованиям документации адресного запроса предложений.

Согласно протоколу подведения итогов адресного запроса предложений от 20.05.2024 заявка ООО ОО «Драккар» отклонена в связи с отсутствием «Разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему (в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 150 «Об оружии» от 13.12.1996 в действующей редакции), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или Постановлением Правительства Российской Федерации. Поскольку закупочной документацией не предусмотрено представление в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника требованиям адресного запроса предложений,  отклонение заявки ООО ОО «Драккар» по данному основанию неправомерно.

Таким образом, Сибирским банком ПАО «Сбербанк» допущено нарушение порядка организации и проведение торгов.

Поскольку 31.05.2024 по результатам  адресного запроса предложений заключен договор, основания для выдачи заказчику предписания об отмене закупки отсутствуют.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО ОО «Драккар» (вх. №  9881/24 от 29.05.2024) на действия  Сибирского банка ПАО «Сбербанк» при проведении на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ»  адресного запроса предложений среди СМСП на право заключения договора на услуги охраны Сибирского банка ПАО Сбербанк (ЗП-8100122169) обоснованной.
  2. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны