Решение №054/06/32-56/2022 жалоба ООО «АТЛАССИС ТЕХНОЛОДЖИ» на действия комиссии по осу... от 14 января 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 054/06/32-56/2022
14 января 2022 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
с участием представителей уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» -
…
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «АТЛАССИС ТЕХНОЛОДЖИ» на действия комиссии по осуществлению закупок ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного конкурса №0851200000621008276 на оказание услуг по технической поддержке и обновлению единой системы голосового самообслуживания, начальная (максимальная) цена контракта 4000000 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «АТЛАССИС ТЕХНОЛОДЖИ» с жалобой на действия комиссии по осуществлению закупок ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного конкурса №0851200000621008276 на оказание услуг по технической поддержке и обновлению единой системы голосового самообслуживания.
Суть жалобы ООО «АТЛАССИС ТЕХНОЛОДЖИ» сводится к следующему.
ООО «АТЛАССИС ТЕХНОЛОДЖИ» считает, что показатель обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами, предусмотренный конкурсной документацией, нарушает права ООО «АТЛАССИС ТЕХНОЛОДЖИ» как потенциального участника закупки и ограничивает конкуренцию, поскольку не содержит возможности подтверждения обеспеченности трудовыми ресурсами наличием у участника необходимых специалистов, привлеченных по договорам гражданско-правового характера.
На основании вышеизложенного, податель жалобы просил выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На данную жалобу от уполномоченного учреждения поступили возражения следующего содержания.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрено никаких ограничений на заключение договоров гражданско-правового характера с лицами, которые уже осуществляют трудовую деятельность на основании трудовых договоров, то есть со штатными сотрудниками.
Привлечение лиц к работе на основании договоров гражданско-правового характера возможно в случаях, если данные договоры фактически не регулируют трудовые отношения между работником и работодателем, то есть физические лица по договору гражданско-правового характера выполняют иную оплачиваемую работу, не предусмотренную трудовым договором (Письмо Минтруда России от 13.08.2014 N 17-3/В-383).
Таким образом, работодатель вправе заключать со своими работниками гражданско-правовые договоры, однако отношения сторон по этим договорам не должны носить характер трудовых. В связи с чем, исполнитель вправе привлечь для оказания услуг штатных сотрудников, с которыми заключены трудовые договора, либо штатных сотрудников, с которыми также могут быть заключены гражданско-правовые договора, предусматривающие оказание услуг, составляющих предмет рассматриваемой закупки, в случае, если правоотношения, предусмотренные данными договорами, не относятся к трудовым обязанностям привлекаемых лиц.
Согласно п. 3 Правил оценки заявок участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее - Правила), оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Установление требования о наличии именно штатных сотрудников позволят заказчику предварительно оценить факторы, влияющие на способность победителя конкурса выполнить свои обязательства по контракту.
Наличие штатных сотрудников свидетельствует о том, что компания является стабильной, не «однодневной» и в таком случае возможность недобросовестного поведения со стороны потенциального исполнителя является менее вероятной, чем если бы в штате не состояло сотрудников.
В связи с чем, для заказчика наличие именно штатных сотрудников, которые будут привлекаться для оказания услуг, будет являться лучшим условием исполнения контракта, что соответствует пункту 3 Правил и не противоречит действующему законодательству о контрактной системе. В случае, если податель жалобы не соответствует данному критерию и не имеет в штате сотрудников, отвечающих требованиям конкурсной документации, то участник имеет право снизить предлагаемую цену контракта и, следовательно, получить более высокий балл по стоимостному критерию – цене контракта.
Победитель определяется по результатам суммированиях всех баллов (стоимостных и нестоимостных), если у участника закупки отсутствуют документы, подтверждающие какие-либо нестоимостные показатели, то это не лишает права участника закупки подать заявку на участие в конкурсе и не будет являться основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации.
На основании вышеизложенного, уполномоченное учреждение просило признать данную жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ №44-ФЗ) конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 32 ФЗ №44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 ФЗ №44-ФЗ порядок оценки окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила оценки заявок участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее - Правила).
Согласно Правилам для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации стоимостные и нестоимостные критерии оценки (п.4 Правил).
К нестоимостным критериям оценки относятся: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
По данной закупке был установлен нестоимостной критерий: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Возможные показатели нестоимостных критериев оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» предусмотрены п. 27 Правил: а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки.
При этом, ФЗ №44-ФЗ и Правилами не предусмотрены какие-либо требования к показателям, раскрывающим вышеуказанный нестоимостной критерий (за исключением некоторых случаев).
ФЗ №44-ФЗ и Правил следует, что заказчик самостоятельно определяет в конкурсной документации используемые показатели для оценки нестоимостных критериев.
Таким образом, заказчик вправе указать перечень сведений и документов, которыми участник закупки может подтвердить свою обеспеченность трудовыми ресурсами.
На основании изложенного, в соответствии с п.п. г) п.27 Правил в п.п. 2.2. п. 23 конкурсной документации был установлен показатель нестоимостного критерия «обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами»: 2.2.1. количество штатных сотрудников, которые будут привлекаться для оказания услуг, осуществляющих деятельность в сфере создания, модернизации, сопровождения, и технической поддержки информационно-коммуникационных систем, имеющих высшее образование в сфере информационно – коммуникационных технологий. Подтверждается списком штатных сотрудников с указанием должности и образования каждого сотрудника.
На усмотрение участника конкурса с согласия субъекта персональных данных к списку могут быть приложены другие подтверждающие документы: выписки из приказов/ копии приказов о приеме работника на работу и выписок из трудовых книжек, трудовые договоры, дипломы и иные документы.
При этом, законодательством Российской Федерации также не предусмотрено никаких ограничений на заключение договоров гражданско-правового характера с лицами, которые уже осуществляют трудовую деятельность на основании трудовых договоров, то есть со штатными сотрудниками.
Привлечение лиц к работе на основании договоров гражданско-правового характера возможно в случаях, если данные договоры фактически не регулируют трудовые отношения между работником и работодателем, то есть физические лица по договору гражданско-правового характера выполняют иную оплачиваемую работу, не предусмотренную трудовым договором (Письмо Минтруда России от 13.08.2014 N 17-3/В-383).
Таким образом, работодатель вправе заключать со своими работниками гражданско-правовые договоры, однако отношения сторон по этим договорам не должны носить характер трудовых. В связи с чем, исполнитель вправе привлечь для оказания услуг штатных сотрудников, с которыми заключены трудовые договора, либо штатных сотрудников, с которыми также могут быть заключены гражданско-правовые договора, предусматривающие оказание услуг, составляющих предмет рассматриваемой закупки, в случае если правоотношения, предусмотренные данными договорами не относятся к трудовым обязанностям привлекаемых лиц.
Согласно п. 3 Правил оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Тогда как, установление требования о наличии именно штатных сотрудников позволят заказчику предварительно оценить факторы, влияющие на способность победителя конкурса выполнить свои обязательства по контракту.
Наличие штатных сотрудников свидетельствует о том, что компания является стабильной, не «однодневной» и в таком случае возможность недобросовестного поведения со стороны потенциального исполнителя является менее вероятной, чем если бы в штате не состояло сотрудников.
В связи с чем, для заказчика наличие именно штатных сотрудников, которые будут привлекаться для оказания услуг, будет являться лучшим условием исполнения контракта, что соответствует пункту 3 Правил оценки и не противоречит действующему законодательству о контрактной системе. В случае, если податель жалобы не соответствует данному критерию и не имеет в штате сотрудников, отвечающих требованиям конкурсной документации, то участник имеет право снизить предлагаемую цену контракта и, следовательно, получить более высокий балл по стоимостному критерию – цене контракта.
Победитель определяется по результатам суммированиях всех баллов (стоимостных и нестоимостных), если у участника закупки отсутствуют документы, подтверждающие какие-либо нестоимостные показатели, то это не лишает права участника закупки подать заявку на участие в конкурсе, и не будет являться основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации.
На основании вышеизложенного, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного конкурса, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «АТЛАССИС ТЕХНОЛОДЖИ» на действия комиссии по осуществлению закупок ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного конкурса №0851200000621008276 на оказание услуг по технической поддержке и обновлению единой системы голосового самообслуживания необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.