Решение №054/06/31-978/2021 жалоба ООО «ДЖУЛИ» на действия уполномоченного учреждения – ... от 21 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/31-978/2021

 

21 мая 2021 года                                                                                                                г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

 

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «ДЖУЛИ» на действия уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000621002238 на строительство канализационных очистных сооружений в р.п. Сузун Новосибирской области (3 этап), начальная (максимальная) цена контракта 40 845 700 руб. 98 коп.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «ДЖУЛИ» с жалобой на действия уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000621002238 на строительство канализационных очистных сооружений в р.п. Сузун Новосибирской области (3 этап).

Суть жалобы ООО «ДЖУЛИ» заключается в следующем.

Объектом закупки является выполнение работ по строительству канализационных очистных сооружений в р.п. Сузун Новосибирской области (3 этап).

Согласно п.3 ч.2 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе, к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В п.14.2.1 аукционной документации установлено дополнительное требование к участникам закупки, которое, по мнению подателя жалобы, не относится к объекту закупки: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта.

Вместе с тем, согласно размещенной в ЕИС проектной документации рассматриваемый объект закупки не является линейным объектом. Таким образом, в аукционной документации неправомерно установлено дополнительное требование в соответствии с п.2(1) приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление Правительства РФ № 99).

ГКУ НСО «УКСис» в возражениях на жалобу ООО «ДЖУЛИ» сообщило следующее.

В соответствии с ч.1 ст.105 Закона о контрактной системе участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Таким образом, Закон о контрактной системе предоставляет участникам закупки право на обжалование действий (бездействия) заказчика при условии, если такие действия (бездействия) нарушают права и законные интересы участника закупки на момент подачи жалобы.

Пунктом 1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Следовательно, в случаях, предусмотренных законодательством, участник закупки может осуществлять отдельные виды деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) или при наличии членства в саморегулируемой организации (далее – СРО), то есть обладать специальной правоспособностью.

Согласно пп.10 п.13.1.1 извещения, пп.10 п.14.1.1 документации о проведении электронного аукциона в соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с соблюдением условий, предусмотренных ч.3 ст.55.8 ГрК РФ Федерации. Данное требование не применяется к участникам аукциона, указанным в ч.2.1 и ч.2.2 ст.52 ГрК РФ.

В соответствии со сведениями, содержащимися в едином реестре членов СРО (http://reestr.nostroy.ru), ООО «Джули» не является членом какой-либо СРО.

Таким образом, по мнению уполномоченного учреждения, ООО «Джули» не может быть участником указанной закупки и претендовать на заключение контракта, следовательно, не является лицом, чьи права и законные интересы могут быть нарушены действиями заказчика.

ГКУ НСО «УКСис» считает, что жалоба ООО «Джули» не соответствует положениям ч.1 ст.105 Закона о контрактной системе, так как подана лицом, не имеющим право на обжалование действий заказчика.

Относительно довода жалобы, касающегося установления дополнительных требований к участникам закупки, возражений не представлено.

Изучив представленные материалы и доводы сторон по жалобе ООО «ДЖУЛИ», Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст.42 данного Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 ч.1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 данного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч.1.1 (при наличии такого требования) ст.31 данного Федерального закона.

Согласно п.3 ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе, к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ № 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к данному Постановлению.

Пунктом 2(1) приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ № 99 установлено, что при проведении закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения муниципальных нужд превышает 5 млн. рублей, к участникам закупки предъявляются следующие дополнительные требования: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта.

При этом, п.2 приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ № 99 установлено, что при проведении закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения муниципальных нужд превышает 5 млн. рублей, к участникам закупки предъявляются следующие дополнительные требования: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что выполнение работ по строительству канализационных очистных сооружений в р.п. Сузун Новосибирской области (3 этап) будет осуществляться в соответствии с проектной документацией, которая размещена в ЕИС. Также в ЕИС размещены результаты экспертизы проектной документации, проведенной ГБУ НСО «ГВЭ НСО» (положительное заключение экспертизы от 06.11.2019 № 54-1-0986-19 по проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, положительное заключение экспертизы от 31.10.2019 № 54-1-1-3-030029-2019 по проектной документации).

Вместе с тем, из положений проектно-сметной документации следует, что в рамках данной закупки должны быть осуществлены работы по строительству объекта капитального строительства «Канализационные очистные сооружения в р.п. Сузун Сузунского района Новосибирской области».

Так, в соответствии с проектом сметы контракта, размещенным в ЕИС, строительство канализационных очистных сооружений в р.п. Сузун Сузунского района Новосибирской области включает, в том числе, следующие виды работ: устройство полов, строительство комплектной трансформаторной подстанции, строительство дизельной подстанции, строительство сливной станции, устройство покрытия из асфальтобетона, устройство отмостки и т.д. Разделом 11 проектной документации предусмотрено здание, представляющее собой прямоугольник с размерами 30,0 м.*24,0 м.

В пункте 2.2 положительного заключения экспертизы содержатся сведения о зданиях (сооружениях), входящих в состав сложного объекта, применительно к которому подготовлена проектная документация:

1) Канализационные очистные сооружения - №1 (по ПЗУ).

2) Канализационная насосная станция №1 - №2 (по ПЗУ).

3) ДЭС АД200-Т400-2РБК - №3 (по ПЗУ).

4) Сливная станция хозяйственно-бытовых сточных вод - №4 (по ПЗУ).

5) КТПНт-КК-ВР-250/10/0,4 с ТМГ 250-10/0,4 - №5 (по ПЗУ).

6) Блочно-модульная котельная тип КМТ-600 2ПрА.

Кроме того, описанием объекта закупки предусмотрено также устройство фундаментов и оснований, устройство кровли, внутренние отделочные работы.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что уполномоченным учреждением неверно установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с п.2(1) приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ № 99, поскольку согласно сведениям, содержащимся в проектно-сметной документации, работы по строительству канализационных очистных сооружений в р.п. Сузун Сузунского района Новосибирской области не относятся к работам по строительству линейного объекта.

На заседании Комиссии представители ГКУ НСО «УКСис» не смогли пояснить в соответствии с какими документами было установлено данное требование. Заявили, что, по мнению уполномоченного учреждения, в проектной документации содержится больший объем работ, связанных с линейным объектом, нежели работ по строительству объекта капитального строительства. Вместе с тем, представители ГКУ НСО «УКСис» не представили какие-либо конкретные данные в отношении объемов указанных работ.

Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, уполномоченное учреждение нарушило требования, предусмотренные ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе.

Между тем, поскольку на участие в данной закупке не было подано ни одной заявки, Комиссия Новосибирского УФАС России полагает возможным не выдавать ГКУ НСО «УКСис» предписание об отмене закупки.

В отношении довода, заявленного ГКУ НСО «УКСис» в своих возражениях, Комиссия Новосибирского УФАС России сообщает следующее.

Частью 11 ст.105 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев, когда жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения. При этом, указанной нормой не предусмотрено возвращение жалобы подателю по основанию, указанному уполномоченным учреждением в своих возражениях.

Кроме того, в соответствии со ст.48, частями 2 - 3.1 ст.52, ч.1 ст.55.8 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ, требующих членства в СРО, устанавливает в документации о закупке соответствующее требование к участникам закупок о представлении документа, подтверждающего членство в СРО.

Следовательно, участник закупки для выполнения работ, требующих наличия членства в СРО, должен обладать специальной правоспособностью. Таким образом, физические лица, не обладающие указанной правоспособностью, в силу отраслевого законодательства не могут являться участниками закупок, например, на выполнение работ, требующих наличия членства в СРО.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме № ИА/3836/18 от 23.01.2018, при рассмотрении вопроса о принятии жалобы к рассмотрению, в случае поступления жалобы от физического лица на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о контрактной системе в случае отсутствия специальной правоспособности на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, и необходимом для выполнения обязательств по заключаемому договору, такая жалоба подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Таким образом, поскольку податель жалобы является юридическим лицом, указанное не распространяется на ООО «Джули».

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что жалоба ООО «Джули» на положения аукционной документации подана в соответствии с требованиями, предусмотренными ст.105 Закона о контрактной системе.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ДЖУЛИ» на действия заказчика – администрации Сузунского района Новосибирской области и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000621002238 на строительство канализационных очистных сооружений в р.п. Сузун Новосибирской области (3 этап) обоснованной.

2. Признать уполномоченное учреждение нарушившим ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны