Решение №054/06/104-331/2024 в отношении ООО «Талион» от 14 февраля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 054/06/104-331/2024
«14» февраля 2024 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
<...>
в отсутствие представителей заказчика – Управления на транспорте МВД России по СФО и представителей ООО «Талион», уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев обращение Управления на транспорте МВД России по СФО о включении сведений об ООО «Талион» (ИНН 2722137470, 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 87, помещ. II (24-33)) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексному обслуживанию инженерных сетей, зданий, помещений, сооружений и прилегающей территории (извещение № 0151100007223000058),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение Управления на транспорте МВД России по СФО о включении сведений об ООО «Талион» (ИНН 2722137470, 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 87, помещ. II (24-33)) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексному обслуживанию инженерных сетей, зданий, помещений, сооружений и прилегающей территории (извещение № 0151100007223000058).
Суть обращения заказчика сводится к следующему.
25.12.2023 г. заказчиком с ООО «Талион» был заключен контракт на оказание услуг по комплексному обслуживанию инженерных сетей, зданий, помещений, сооружений и прилегающей территории.
В соответствии с п. 1.3 контракта срок оказания услуг по контракту – с 01.01.2024 г. по 20.12.2024 г.
Согласно п. 4.1 контракта исполнитель оказывает услуги собственными силами и с использованием собственных инструментов, оборудования, комплектующих материалов и запасных частей.
Допуск работников для оказания услуг осуществляется на основании письменной заявки исполнителя, в которой указываются полные паспортные данные всех работников, данные по транспорту, въезжающему на территорию объекта заказчика. Вышеназванная заявка предоставляется исполнителем заказчику в течение 5 рабочих дней с момента заключения государственного контракта.
В соответствии с п. 9 технического задания (приложение № 1 контракту) в случае возникновения аварийной ситуации, в том числе в нерабочее время, выходные (праздничные дни) заказчика, исполнитель обязан принять меры по устранению аварийной ситуации своими силами и за свой счет в течение 4 часов с момента получения исполнителем устной заявки от заказчика.
01.01.2024 г., 05.01.2024 г. и 09.01.2024 г. заказчик направил в адрес исполнителя заявки на оказание услуг по контракту. Указанные заявки были проигнорированы исполнителем.
10.01.2024 г. и 15.01.2024 г. заказчик разместил в ЕИС претензии, в которых сообщил о недопустимости нарушения условий контракта. Указанные претензии были проигнорированы исполнителем.
23.01.2024 г. заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение 23.01.2024 г. было размещено в ЕИС.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 23.01.2024 г., следовательно, 23.01.2024 г. исполнитель считается надлежащим образом уведомленным.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае – 05.02.2024 г.
В соответствии с ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в регламентированный десятидневный срок подрядчик не предпринял действий по исполнению обязательств по контракту.
08.02.2024 г. Новосибирским УФАС России в адрес ООО «Талион» было направлено уведомление с требованием о представлении письменных объяснений по факту неисполнения обязательств по контракту.
Вместе с тем, ООО «Талион» в адрес Новосибирского УФАС России пояснений о причинах неисполнения условий контракта не направило.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п. 15 порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. № 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 указанных Правил:
1) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
2) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта;
3) поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта или надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссии Новосибирского УФАС России и заказчику от ООО «Талион» не были представлены какие-либо документы и информация, подтверждающие невозможность исполнения контракта.
Таким образом, Управление на транспорте МВД России по СФО правомерно приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика подрядчиком в судебном порядке не обжаловано.
Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие добросовестного поведения в действиях организации, выраженное в непринятии мер к исполнению контракта.
Доказательств наличия объективных препятствий организации исполнить контракт в установленный срок не представлено.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Организацией не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о ней в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В силу положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, организация несет самостоятельные риски ведения ею предпринимательской деятельности и должна прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
Нарушений со стороны заказчика антимонопольным органом не установлено.
Включение сведений в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 № ВАС-5621/12).
Таким образом, поскольку ООО «Талион» не были исполнены обязательства по контракту, у Комиссии Новосибирского УФАС России нет правовых оснований для невключения сведений об ООО «Талион» в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО «Талион» (ИНН 2722137470, 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 87, помещ. II (24-33)), о <...> ООО «Талион» - <...> (<...>) сроком на 2 (два) года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.