Решение №054/05/5-1081/2022 ООО «Баланс белого» от 2 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«02» августа 2022г.                                                                                                г.Новосибирск

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>

рассмотрев дело №054/05/5-1081/2022, возбужденное по факту распространения на сайте по адресу <...> статьи под заголовком: «Как в Академгородке выравнивают зубы и чем поражает уникальная клиника», с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в отсутствие заявителя: физическое лицо <…>,

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО «Баланс белого» (ОГРН 1195476071856) <...> (доверенность от 10.10.2019г.)

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России поступило заявление физического лица (вх.№5489-ИП/22 от 22.04.2022г.) по факту размещения в сети Интернет на сайте https://ngs.ru статьи о деятельности стоматологической клиники «Баланс белого» под заголовком: «Как в Академгородке выравнивают зубы и чем поражает уникальная клиника». По мнению заявителя, данная информация содержит нарушение п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе» в части утверждения об уникальности клиники.

По результатам рассмотрения заявления Новосибирским УФАС России возбуждено данное дело, при изучении обстоятельств которого установлено следующее.

В апреле 2022г. на сайте по адресу <...> размещалась статья под заголовком «Как в Академгородке выравнивают зубы и чем поражает уникальная клиника», в том числе, следующего содержания:

«Многие новосибирцы для ортодонтического лечения выбирают клинику «Баланс белого» — место, где высококвалифицированные врачи проведут лечение…

…Серьезный опыт наработан в «Балансе белого» в лечении с помощью инновационных элайнеров. Сейчас в клинике более 100 человек проходят лечение прозрачными элайнерами Invisalign — это топовые «гаджеты» для зубов, мировой тренд в исправлении прикуса. Главное преимущество этого метода в том, что лечение проходит незаметно для окружающих, так как капы прозрачные. Они легко снимаются на время еды и чистки зубов. Это ортодонтия будущего. За счет большого объема работ «Баланс белого» держит оптимальные цены на элайнеры…

«Баланс белого» работает без выходных с 9:30 до 20:30. Записывайтесь по телефону +7 (383) 299-10-15, вас примут в удобный вам день. «Баланс белого» ул.Академика Коптюга, 9 тел. +7(383)299-10-15 w-balance.ru Имеются противопоказания Необходима консультация специалиста На правах рекламы… Дата публикации: 29 марта 2022 год».

В соответствии со ст.3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация является рекламой, т.к. отвечает всем юридически значимым условиям определения рекламы. Объектом рекламирования является клиника «Баланс белого» и оказываемые данной клиникой услуги, в том числе, лечение прозрачными элайнерами Invisalign.

В силу требований, установленных п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пояснениями ООО «Баланс белого», статья о деятельности стоматологической клиники «Баланс Белого» размещена на сайте NGS.RU по адресу https://nus.ru/text/loneread/2022/03/29/70536179 с целью информирования имеющихся и потенциальных потребителей клиники, проживающих в Академгородке (г. Новосибирск), о возможности осуществления специалистами клиники ортодонтического лечения с использованием прозрачных элайнеров Invisalign производства компании Align Technology, Inc.

Название статьи «Как в Академгородке выравнивают зубы и чем поражает уникальная клиника» означает, что содержащаяся в статье информация адресована к кругу потребителей, проживающих в Академгородке, а слово «уникальный» указывает на то, что ни в одной другой стоматологической клинике, расположенной в Академгородке, нет специалиста, обладающего такой компетенцией в области использования элайнеров Invisalign, как в клинике ООО «Баланс Белого». Из размещенной на сайте компании Align Technology, Inc. https://www.invisalign.ru/find-a-doctor#v=results&z=630090&cy=ru&s=e информации следует, что в Академгородке имеется только один сертифицированный компанией - изготовителем элайнеров специалист - Татьяна Романова, врач клиники ООО «Баланс Белого».

Информация обо всех сертифицированных производителем специалистах, обладающих необходимой для лечения с использованием элайнеров квалификацией, размещена на указанном выше сайте компании Align Technology, Inc. https://www.invisalign.rip. Компания не осуществляет поставки элайнеров клиникам, не имеющим сертифицированных специалистов.

При этом, Татьяна Романова обладает статусом Platinum Elite Provaider, который означает признание компанией Align Technology, Inc. высокого уровня квалификации и опыта в области ортодонтического лечения с использованием элайнеров Invisalign.

Указание в названии спорной статьи слова «уникальный» не преследовало со стороны рекламодателя ООО «Баланс Белого» цели создать у потребителей недостоверного представления о том, что рекламируемая медицинская услуга, ее качества и свойства обладает какими-либо преимуществами перед другими участниками рынка стоматологических услуг, расположенных в иных, нежели чем Академгородок, местах.

Также данное название не преследовало цели получить какое-либо преимущество перед другими участниками стоматологического рынка, оказывающих такую же услугу.

В целях исключения возможного неправильного восприятия содержащейся в статье информации, как некорректной в отношении других участников рынка оказания ортодонтических услуг с использованием элайнеров, название статьи ООО «Баланс белого» изменено на: «Как в Академгородке выравнивают зубы и чем поражает сибирская клиника».

В связи с этим Общество считает, что в действиях ООО «Баланс Белого» отсутствуют признаки нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Рассмотрев доводы ООО «Баланс белого», Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно информации, указанной на сайте компании Align Technology, Inc. https://www.invisalign.ru/find-a-doctor#v=results&z=630090&cy=ru&s=e, в г.Новосибирске есть два авторизованных врача Invisalign: М. Тодер (клиника «Ай Дент», г.Новосибисрк, ул.Сибревкома, д.9) и Т. Романова, имеющих статус – Platinum Elite Provider.

Кроме того, в г. Новосибирске осуществляют деятельность еще 8 специалистов, сертифицированных компанией - изготовителем элайнеров, имеющих различные статусы.

Таким образом, Татьяна Романова не является единственным сертифицированным компанией - изготовителем элайнеров специалистом в г.Новосибирске, в том числе, со статусом Platinum Elite Provider.

Рекламодателями могут быть использованы различные лингвистические приемы для поддержания и формирования интереса к объекту рекламирования за счет его выделения из иных однородных товаров, то есть некорректное сравнение противоречит нормам деловой этики, именно поэтому не допустимы использование в рекламе таких понятий "первый", "только" и тому подобное.

Несмотря на то, что рассматриваемая статья содержит в себе две самостоятельные части: заголовок и основной текст, при определении значения и толкования, она должна рассматриваться в качестве единого целого. На это также указывает использование как в заголовке, так и в тексте, упоминание об объекте рекламирования – клиники.

Заголовок воспринимается потребителем как утверждение о том, что клиника, о которой сообщается в тексте, и соответственно услуга, оказываемая этой клиникой, является уникальной.

Использование слова «уникальная», исходя из содержания статьи, свидетельствует о том, что только клиника «Баланс белого» осуществляет ортодонтическое лечение, используя технологию с применением прозрачных элайнеров Invisalign производства компании Align Technology, Inc.

Вместе с тем, данный вывод представляет собой скрытое сравнение Общества с другими субъектами, осуществляющими деятельность по оказанию стоматологических услуг, а именно – ортодонтического лечения, может быть воспринято как утверждение, что только Общество использует современные достижения для того, чтобы исправить прикус.

 

В п.29 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано: информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе»)».

Использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

Академгородок является частью Советского района г. Новосибирска. В статье отсутствует информация о том, что Т.Романова единственный сертифицированный специалист в Академгородке, а не на территории г.Новосибирска, либо иной территориальной единицы.

При этом из содержания статьи, включая заголовок, следует, что Академгородок является местонахождением клиники, а не характеризует клинику, как уникальную именно для данной части г.Новосибирска. Это подтверждается и построением и содержанием заголовка: во-первых, вопрос «Как в Академгородке выравнивают зубы» и, во-вторых, вопрос «чем поражает уникальная клиника».

Возникающая многовариантность создает соответствующую смысловую неопределенность в понимании заголовка статьи и может быть воспринята читателем – потенциальным потребителем стоматологических услуг, как утверждение, содержащее указание на превосходство Общества перед иными стоматологическими клиниками.

Следовательно, утверждение в статье об уникальности клиники без указания конкретного подтвержденного критерия (уникальности только для Академгородка), не соответствует действительности.

Указывая в рекламе характеристику «уникальная» (т.е. единственная в своем роде, неповторимая), стоматологическая клиника «Баланс белого» привлекает внимание потребителя именно к своим услугам, что может привести к перераспределению потребительского спроса.

Т.е. стоматологическая клиника «Баланс белого» необоснованно получает преимущество перед другими участниками рынка стоматологических услуг.

На основании изложенного, Новосибирское УФАС России делает вывод о том, что использование в заголовке статьи слова "уникальная" применительно к клинике «Баланс белого» без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, создает впечатление о превосходстве общества перед другими хозяйствующими субъектами.

Таким образом, рассматриваемая рекламная информация содержит нарушение п. 1 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе», за нарушение требований ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Рекламодателем, в силу ст.3 ФЗ «О рекламе», является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно материалам данного дела, рекламодателем является ООО «Баланс белого» (ОГРН: 1195476071856, Дата присвоения ОГРН: 01.10.2019, ИНН: 5408025152. адрес: проспект Академика Коптюга, д.9, цокольный этаж, пом. 26-30, 32, 33, г.Новосибирск, 630090).

Таким образом, лицом, ответственным за нарушение ч.1 ст.18 ФЗ «О рекламе», является ООО «Баланс белого» (ОГРН: 1195476071856).

При этом Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что заголовок статьи, размещенной на сайте https://ngs.ru/text/longread/2022/03/29/70536179, изменен на «Как в Академгородке выравнивают зубы и чем поражает сибирская клиника», следовательно основания для выдачи предписания об устранении нарушения законодательства РФ о рекламе отсутсвуют.

В соответствии с п.4 ст.3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ 24.11.2020г. №1922

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламную информацию, распространенную в апреле 2022г. на сайте по адресу https://ngs.ru/text/longread/2022/03/29/70536179 в виде статьи под заголовком «Как в Академгородке выравнивают зубы и чем поражает уникальная клиника», ненадлежащей,

а ООО «Баланс белого» (ОГРН: 1195476071856) нарушившим п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе»:

- недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

2. Не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе ООО «Баланс белого».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «04» августа 2022 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны