Решение №054/06/104-6/2023 обращение заказчика – АО «Информационные спутниковые системы... от 3 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/104-6/2023

 

«03» марта 2023 года                                                                                                    г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

 

 

в отсутствие

в присутствии ….

рассмотрев обращение заказчика – АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «РТК-Инжиниринг» (ИНН 3808222458, КПП 771601001) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 27.12.2021 № 31/21-Ф/А-779 на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по устройству систем автоматики в ИТП1 в корпусе № 1 в рамках проекта «Реконструкция и техническое перевооружение экспериментально-стендовой базы наземной обработки элементов космических аппаратов системы ГЛОНАСС в целях повышения их надежности и качества», ИКЗ 211245203489824520100100320324120410,

 

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение заказчика – АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева» (далее – АО «ИСС») о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «РТК-Инжиниринг» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 27.12.2021 № 31/21-Ф/А-779 на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по устройству систем автоматики в ИТП1 в корпусе № 1 в рамках проекта «Реконструкция и техническое перевооружение экспериментально-стендовой базы наземной обработки элементов космических аппаратов системы ГЛОНАСС в целях повышения их надежности и качества».

Из поступившего обращения Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

Между АО «ИСС» и ООО «PTK-Инжиниринг» заключен контракт от 27.12.2021 № 31/21-Ф/А-779 (далее – контракт).

В соответствии с п. 1.2 контракта, ООО «РТК-Инжиниринг» приняло на себя обязательство в установленный контрактом срок выполнить комплекс строительно-монтажных работ по устройству систем автоматики в ИТП1 в корпусе № 1 в рамках проекта «Реконструкция и техническое перевооружение экспериментально-стендовой базы наземной обработки элементов космических аппаратов системы ГЛОНАСС в целях повышения их надежности и качества» (далее – работы).

Согласно п. 3.1 контракта, исполнитель должен был выполнить работы не позднее 140 (ста сорока) дней с даты заключения контракта – то есть до 16.05.2022.

В установленный контрактом срок исполнителем работы выполнены не были, что является существенным нарушением исполнителем принятых на себя обязательств по контракту.

В адрес ООО «РТК-Инжиниринг» было направлено уведомление от 27.07.2022 № 779- 4/1199 о нарушении условий контракта в части срока выполнения работ.

В связи с существенной задержкой исполнения ООО «РТК-Инжиниринг» своих обязательств по контракту, АО «ИСС» в соответствии с пп. «а» п. 6.5 контракта приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

12.01.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в единой информационной системе (далее – ЕИС).

В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено исполнителю автоматически с использованием ЕИС 12.01.2023.

Следовательно, датой надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта считается дата автоматического направления в личный кабинет исполнителю посредством ЕИС решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, соответственно – 12.01.2023.

В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

23.01.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, контракт считается расторгнутым с 23.01.2023.

ООО «РТК-Инжиниринг» на запрос Новосибирского УФАС России о причинах неисполнения обязательств по контракту сообщило следующее.

В соответствии с п. 13.5 контракта исполнитель обязан открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства и уведомить в течение 3 (трех) календарных дней заказчика об открытии такого счета в письменном виде. Уведомление должно быть подписано руководителем, главным бухгалтером и заверено печатью.

Исполнитель в соответствии со взятыми на себя обязательствами приступил к выполнению работ по контракту, направил в адрес заказчика письмо (исх. от 01.01.2022 № 110122-163) в котором просило предоставить опросный лист и схемы на Щиты ЩР ИТП в связи с их отсутствием в проекте, также прислало информацию об ответственном лице.

В письме от 17.01.2022 № 170122-165 исполнитель запросил информацию у заказчика по оборудованию: «в связи с отсутствием оборудования в поставке ООО «РТК-Инжиниринг», а именно Щитов ЩР ИТП1 и ЩА ИТП1, а также опросных листов и принципиальных схем на оборудование КИПиА, просим Вас указать точные сроки поставки вышеуказанного оборудования на объект».

24.01.2022 исполнитель в письме № 240122-171 уведомил заказчика, что в январе 2022 года производитель увеличил срок поставки оборудования по контракту от 27.12.2021 № 31/21-Ф/А-779 и, что общество гарантирует исполнить свои обязательства по контракту, выразило готовность оплатить пени за каждый день просрочки связанные с просрочкой, также предоставило сроки поставки оборудования на объект. Исполнитель также сообщил, что 03.12.2021 обществом был сделан запрос производителю о сроках поставки оборудования, на что был получен ответ о том, что в течение 90 (девяноста) дней оборудование гарантированно будет доставлено на склад.

02.02.2022 в письме № 020122-5 исполнитель просил заказчика в максимально короткие сроки выслать оригинал контракта, для открытия лицевого счета для учета операций не участника бюджетного процесса в территориальных органах Федерального казначейства.

28.02.2022 в письме № 280222-23 исполнитель уведомил заказчика об открытии лицевого счета, и выслал реквизиты этого счета.

14.04.2022 в письме № 140422-66 исполнитель сообщил заказчику о том, что выполнение обязательств по контракту не представляется возможным в связи со сложившейся ситуацией на международном рынке и санкциями, введенными иностранными государствами против Российской Федерации, а именно, в работы включена поставка оборудования производства Siemens, однако в настоящее время оборудование Siemens недоступно к продаже на территории Российской Федерации.

При этом, в марте 2022 года специалистами ООО «РТК-Инжиниринг» была проведена работа по поиску и замене оборудования Siemens на аналоги. Одним из таких аналогов является оборудование Rosemount’ компании ПГ «Метран», но выяснилось, что данное оборудование российско-американского производства, соответственно, запрещено к поставке по государственному оборонному заказу.

Также ООО «РТК-Инжиниринг» предлагало заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон либо поменять существенные условия контракта и перезаключить его на перепроектирование систем.

11.05.2022 заказчик ответил на письмо от 14.04.2022 № 140422-66, в связи с чем 25.05.2022 в письме № 250522-89 исполнитель просил: «в связи с заменой применяемого оборудования просим Вас согласовать прилагаемую во вложении таблицу № 1 (датчики), также заказные листы к датчикам (приложение № 1, 2, 3) – их необходимо заполнить по согласованию с проектным институтом техническому специалисту заказчика.».

Не получив ответа на письмо от 25.05.2022 № 250522-89, исполнитель уведомил заказчика о том, что без согласования замены датчиков ООО «РТК-инжиниринг» не может приступить к выполнению комплекса строительно-монтажных работ по устройству систем автоматики в ИТП1 в корпусе № 1 в рамках проекта «Реконструкция и техническое перевооружение экспериментально-стендовой базы наземной обработки элементов космических аппаратов системы ГЛОНАСС в целях повышения их надежности и качества».

Также в связи со сложившейся ситуацией – длительным согласованием замены датчиков (составляет 55 дней), в соответствии с п. 6.4 контракта, п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) ООО «РТК-инжиниринг» предлагало расторгнуть контракт по соглашению сторон.

09.08.2022 в письме № 20220809-01 общество направило заказчику письмо, в котором была изложена переписка, и повторное предложение расторгнуть контракт по соглашению сторон.

Аналогичная информация направлялась письмами от 10.08.2022 № 100822-173, 19.09.2022 № 100922-190

19.01.2023 исполнителем также был дан ответ на решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

На основании вышеизложенного ООО «РТК-Инжиниринг» просило сведения об обществе в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.

16.02.2022 на электронной площадке «ЕЭТП» http://roseltorg.ru было размещено извещение № 0419100000521000032 на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по устройству систем автоматики в ИТП1 в корпусе №1 в рамках проекта «Реконструкция и техническое перевооружение экспериментально-стендовой базы наземной обработки элементов космических аппаратов системы ГЛОНАСС в целях повышения их надежности и качества».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 062 934,29 рублей.

Согласно протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15.12.2021 победителем электронного аукциона было признано ООО «РТК-Инжиниринг».

Так, между АО «ИСС» и ООО «РТК-Инжиниринг» был заключен контракт от 27.12.2021 № 31/21-Ф/А-779.

В соответствии с п. 1.2 контракта, ООО «РТК-Инжиниринг» приняло на себя обязательство в установленный контрактом срок выполнить комплекс строительно-монтажных работ по устройству систем автоматики в ИТП1 в корпусе № 1 в рамках проекта «Реконструкция и техническое перевооружение экспериментально-стендовой базы наземной обработки элементов космических аппаратов системы ГЛОНАСС в целях повышения их надежности и качества».

Согласно п. 3.1 контракта исполнитель должен был выполнить работы не позднее 140 (ста сорока) дней с даты заключения контракта – то есть до 16.05.2022.

Однако в установленный контрактом срок исполнителем работы выполнены не были, в связи с чем, АО «ИСС», в соответствии с пп. «а» п. 6.5 контракта, приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

12.01.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС.

В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

На основании изложенного, в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения заказчиком контракта установлено, что заказчик имел право на односторонний отказ от исполнения контракта, заказчиком соблюдена процедура одностороннего отказа от исполнения контракта.

При этом, по факту ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, Комиссия Новосибирского УФАС России отмечает следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе).

В соответствии с ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 № 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Правила № 1078).

В силу пп. а) п. 13 Правил № 1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пп. б) п. 13 Правил № 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в пп. «а» названного пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п.п. 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с п. 15 Правил № 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. «а» п. 13 указанных Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что надлежащее исполнение обязательств по контракту оказалось невозможным, помимо прочего, вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Также в материалы рассматриваемого обращения были представлены сведения и документы, подтверждающие принятие исполнителем мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Из смысла ст. 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств.

Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Таким образом, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что ООО «РТК-Инжиниринг» предпринимало меры, направленные на исполнение контракта, сведения, подтверждающие действительно недобросовестное поведение при исполнении контракта со стороны ООО «РТК-Инжиниринг», в материалах рассматриваемого обращения отсутствуют.

Комиссия Новосибирского УФАС России, руководствуясь ст. 15.1 Федерального закона № 275-ФЗ, ч. 10 ст. 99, ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078,

РЕШИЛА:

В удовлетворении обращения АО «ИСС» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «РТК-Инжиниринг» (ИНН 3808222458, КПП 771601001) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 27.12.2021 № 31/21-Ф/А-779 на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по устройству систем автоматики в ИТП1 в корпусе № 1 в рамках проекта «Реконструкция и техническое перевооружение экспериментально-стендовой базы наземной обработки элементов космических аппаратов системы ГЛОНАСС в целях повышения их надежности и качества», отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны