Решение №054/01/18.1-952/2023 жалоба ООО «Энергия» (вх. №8221-ЭП/23 от 10.05.2023) на дейс... от 19 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-952/2023

19.05.2023                                                                                       г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев жалобу ООО «Энергия» (вх. №8221-ЭП/23 от 10.05.2023) на действия МУП г. Новосибирска «Горводоканал» при проведении электронного конкурса на выполнение работ по реконструкции системы управления декантеров №1, №2 (инв.№39688, инв.№ 39689). Включение в КСДУВ МУП г. Новосибирска «Горводоканал»,

в присутствии представителя ООО «Энергия» <...> представителей МУП г. Новосибирска «Горводоканал» <...>, <...>,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «Энергия» (вх. №8221-ЭП/23 от 10.05.2023) на действия МУП г. Новосибирска «Горводоканал» при проведении электронного конкурса на выполнение работ по реконструкции системы управления декантеров №1, №2 (инв.№39688, инв.№ 39689). Включение в КСДУВ МУП г. Новосибирска «Горводоканал».

Заявитель сообщает следующее.

12.04.2023г. в единой информационной системе было размещено извещение № 32312280554 о проведении электронного конкурса на выполнение работ по реконструкции системы управления декантеров №1, №2 (инв.№ 39688, инв.№ 39689). Включение в КСДУВ МУП г. Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ».

Желая подать заявку на участие в закупке, заявитель обнаружил следующие нарушения Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного конкурса, нарушающие права и интересы неограниченного круга лиц.

В силу п. 5 Извещения при проведении конкурса Заказчик вправе установить квалификационные требования к его участникам, при этом, квалификационные требования должны быть выражены в измеряемых единицах:

1) наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора;

2) положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг;

3) иные квалификационные требования, связанные с предметом закупки.

В п. 9.2. извещения установлены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг.

 Настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения договора при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее – заявка, предложение).

 В настоящих Правилах применяются следующие термины:

«оценка» – процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения договора, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены;

В документации о закупке в отношении не стоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены подкритерии, раскрывающие содержание не стоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по не стоимостным критериям оценки.

Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке Заказчиком предусматриваются подкритерии, то для каждого подкритерия устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким подкритериям, или шкала величин подкритериев, устанавливающая порядок их определения.

Сумма величин значимости подкритериев критерия оценки должна составлять 100 процентов.

Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки.

 Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).

 Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.

Согласно п. 21.Извещения Подкритериями не стоимостного критерия оценки «квалификация участника» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Оценка заявок (предложений) по не стоимостному критерию оценки «квалификация участника» производится в случае установления в документации о закупке подкритериев, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого Заказчику минимального или максимального значения подкритерия (п. 22. Извещения).

Исходя из п. 24. Информационной карты установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе:

1) Цена договора;

2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

1. Цена договора:

Значимость критерия 60%.

Коэффициент значимости критерия оценки = 0.6

Баллы по данному критерию рассчитываются в соответствии с п. 9.2 конкурсной документации.

Рейтинг по критерию оценки заявки равен количеству баллов, умноженному на соответствующую значимость критерия.

Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

  1. Квалификация участников закупки, в том числе наличие: 

Значимость критерия 40%.

Коэффициент значимости критерия оценки = 0.4.

Для оценки квалификации участник закупки в составе своей заявки должен приложить копию не более 3 договоров с копией акта (копиями актов) выполненных работ. В случае если участник закупки предоставил более 3 договоров, для оценки квалификации такого участника комиссией будут рассмотрены первые 3 договора, а именно:

  • если договоры, направленные по средствам электронной торговой площадки, представлены участником в виде отдельных файлов, то для оценки квалификации на странице второй части заявки сверху вниз отсчитывается 3 файла с договорами;
  • если договоры представлены участником закупки в виде архива, то для оценки квалификации сверху вниз отсчитываются первые 3 файла с договорами, содержащиеся в данном архиве.

 

№ п/п

Наименование показателя подкритерия «квалификация участника конкурса»

Максимальное значение в баллах

Основание для выставления баллов

1

С1 - наличие опыта выполнения монтажных и пусконаладочных работ многоуровневых распределенных автоматических систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) с использованием проблемно-ориентированного программного обеспечения на операторских станциях и средств передачи данных (АСУ ТП 3 категории сложности), объем данных работ по каждому договору, заключенному не ранее, чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке,  должен быть не ниже  25% от начальной (максимальной) цены договора.

Опыт выполнения работ подтверждается предоставлением следующих документов:

  1.          1. Копий исполненного  договора (контракта).

          2. Копий акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного договора (контракта).

100

Не предоставление и/или отсутствие подтверждающих документов, соответствующих требованиям данного критерия – 0 баллов

Предоставление подтверждающих документов, соответствующих требованиям,  по 1 (одному) договору – 20 баллов

Предоставление подтверждающих документов, соответствующих требованиям,  по 2-м (двум) договорам – 30 баллов

Предоставление подтверждающих документов, соответствующих требованиям,  по 3-м (трем) договорам – 40 баллов

2

С2 - наличие опыта выполнения монтажных и пусконаладочных работ автоматических систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) с использованием  программного обеспечения на базе WonderWare System Platform, объем данных работ по каждому договору, заключенному не ранее, чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке,  должен быть не ниже  25% от начальной (максимальной) цены договора.

Опыт выполнения работ подтверждается предоставлением следующих документов:

  1. 1. Копий исполненного  договора (контракта).

2. Копий акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного договора (контракта

3. Копиями технических заданий, либо копиями листов проектной документации, подтверждающими факт выполнения работ с использованием программного обеспечения на базе WonderWare System Platform.  Листы проектной документации должны быть оформлены в соответствии с ГОСТ 21.408-2013 «Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации автоматизации

Не предоставление и/или отсутствие подтверждающих документов, соответствующих требованиям данного критерия – 0 баллов

Предоставление подтверждающих документов, соответствующих требованиям,  по 1 (одному) договору – 20 баллов

Предоставление подтверждающих документов, соответствующих требованиям,  по 2-м (двум) договорам – 40 баллов

3

С3 - Наличие сертификатов о прохождении курсов обучения по программным продуктам Wonderware  System Platform, Historian, InTouch, Information Server. Подтверждается предоставлением копий сертификатов. В сертификате указывается Фамилия специалиста и организация, на которую он выдан.

Отсутствие сертификатов о прохождении курсов обучения – 0 баллов

Наличие 1 (одного) сертификата о прохождении курсов обучения – 10 баллов;

Наличие 2 (двух) сертификатов о прохождении курсов обучения -  20 баллов

 

В силу ст. 2 ч. 2. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Закон о закупках) Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

По мнению заявителя установленный в документации порядок оценки нестоимостных критерий является необъективным по нижеследующим обстоятельствам:

- 1) Заявителем установлено, что вышеуказанном порядке оценки отсутствует пропорциональная зависимость по установленным нестоимостным критериям и начисляемым количеством баллов участнику закупки, поскольку участникам закупки, представившим различное количество договоров 3 или 10 с соотносимым предметом договора/контракта качестве подтверждения соответствия установленному в документации подкритерию в соответствии пп. 1, 2 п. 24 «информационной карты», по  указанному критерию, будет присвоено одинаковое количество баллов, что свидетельствует об отсутствии объективности оценки по указанному критерию и ставит участников закупки в неравное положение при сопоставлении заявок таких участников, а также не позволяет однозначным образом выявить лучшее предложение в соответствии с требованиями пп. 2 п. 9.2. Извещения.

При таких обстоятельствах заявитель приходит к выводу об отсутствии объективности по указанным подкритериям, поскольку участником, представившим (например, 3 и 10 договоров/контрактов сопоставимого характера предмету закупки), будет присвоено одинаково максимальное количество баллов по подкритериям 1, 2 критерия «квалификация участника конкурса», что ставит участников закупки в неравное положение и не позволяет однозначным образом выявить лучшие условия исполнения договора.

2) Заказчиком необоснованно ограничен предмет принимаемых к оценке договоров (контрактов) по нестоимостному критерию в качестве подтверждения квалификации участников «наличие опыта выполнения монтажных и пусконаладочных работ автоматических систем управления технологическими процессами». Предметом контракта является реконструкция объекта в соответствии пп. 12 п. 21 Информационной карты «Требования, предъявляемые к участникам закупки» установлено требование соответствия участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки: наличие членства в СРО уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника закупки о цене договора. При указанных обстоятельствах сопоставимым опытом выполнения работ по предмету закупки является не только выполнение монтажных и пусконаладочных работ, но и строительство, сборка систем их реконструкция, а также их капитальный ремонт, указанное нарушение влечет за собой присвоение 0 балов участникам, обладающим достаточной квалификацией сопоставимой с предметом закупки.

3) В подкритерии квалификация участников С1 - наличие опыта выполнения монтажных и пусконаладочных работ многоуровневых распределенных автоматических систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) с использованием проблемно-ориентированного программного обеспечения на операторских станциях и средств передачи данных (АСУ ТП 3 категории сложности), объем данных работ по каждому договору, заключенному не ранее, чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке,  должен быть не ниже  25% от начальной (максимальной) цены договора и в подкритерии С2 - наличие опыта выполнения монтажных и пусконаладочных работ автоматических систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) с использованием  программного обеспечения на базе WonderWare System Platform, объем данных работ по каждому договору, заключенному не ранее, чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке,  должен быть не ниже  25% от начальной (максимальной) цены договора – заказчиком необоснованно установлены требование в подкритериях С1 и С2 к минимальной цене договора принимаемого к оценке в размере не ниже 25% от НМЦД указанное требование ограничивает возможность присвоения балов участникам в закупки имеющим опыт исполнения договора сопоставимого характера с ценной договора ниже 25% от НМЦД. Выполнение потенциальными участниками закупки, работ сопоставимого характера с ценой договора ниже 25% от НМЦД не указывает на отсутствие опыта у участника.

МУП г. Новосибирска «Горводоканал» представило следующие возражения на жалобу ООО «Энергетик».

МУП г. Новосибирска «Горводоканал» считает жалобу ООО «Энергетик» необоснованной по следующим основаниям.

По пункту №1 жалобы:

Поскольку для установления в конкурсной документации требований к квалификации участников конкурса отсутствует регламентирующий документ, ограничивающий значимость критериев оценки квалификации участников, Заказчик устанавливает значимость критериев самостоятельно. При установлении требований по подкритерию С1 Заказчик указал условие о необходимости наличия З-х(трех) договоров, соответствующих требованиям, для получения максимального количества баллов, что, по решению Заказчика, является достаточным для подтверждения требуемой квалификации участников. Данное требование установлено для всех участников конкурса в равной мере. Все участники, предоставившие 3 договора, соответствующие требованиям к квалификации, получают максимальное количество баллов.

По пункту №2 жалобы:

В соответствии с рабочей документацией, которая является неотъемлемой частью конкурсной документации, основными видами работ являются монтажные и пусконаладочные работы многоуровневых распределительных автоматических систем управления технологическими процессами.

Заказчиком установлено требование о наличии опыта выполнения монтажных и пусконаладочных работ, при этом, данные работы могут входить в состав работ как при строительстве, так и при реконструкции и при капитальном ремонте объекта. Договоры, предоставленные участником конкурса в составе заявки, на выполнение работ как по строительству, так и по реконструкции и по капитальному ремонту, содержащие в своем составе монтажные и пусконаладочные работы и соответствующие установленным требованиям, принимаются к рассмотрению и учитываются при оценке квалификации участника.

По пункту №3 жалобы

Заказчиком установлено требование в подкритериях С1 и С2 к минимальной цене договора, принимаемого к оценке, в размере, не ниже 25% от НМЦД. Данное требование установлено по следующей причине:

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 2571 о требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ , услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов правительства Российской Федерации при оценке работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта устанавливается следующее требование.

Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

  1. опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
  2. опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства

(за исключением линейного объекта).

Цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:

не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей.

Требование в данной закупке к минимальной цене договора установлено Заказчиком по аналогии с вышеуказанным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 2571. В целях создания более благоприятных условий для участников конкурса и расширения конкуренции Заказчиком установлена минимальная цена договора не ниже 25% от НМЦД.

Все оспариваемые ООО «Энергия» положения Закупочной документации распространяются на всех потенциальных участников закупки, которые находятся в равных условиях. Следовательно, недопущение, ограничение, устранение конкуренции отсутствует, ни одно из указанных заявителем доводов жалобы не препятствует участию в закупке, т.е не являются основанием для отклонения заявки.

Рассмотрев материалы жалобы, доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

12.04.2023 МУП «Горводоканал» объявлено о проведении электронного конкурса на выполнение работ по реконструкции системы управления декантеров №1, №2 (инв.№39688, инв.№ 39689). Включение в КСДУВ МУП г. Новосибирска «Горводоканал» (№ в ЕИС 32312280554).

Дата начала срока подачи заявок 12.04.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 10.05.2023 09:00.

В пункте 24 Информационной карте конкурса установлены критерии оценки заявок, изложенные заявителем.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

На основании ч. 2 ст. 2 Закона о закупках основным документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика является положение о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Исходя из изложенного целесообразность установления в закупочной документации тех или иных требований к участникам, критериев оценки поступающих от участников предложений не может выступать в качестве самостоятельного предмета оценки антимонопольного органа.

Действующим законодательством не запрещено установление заказчиком в качестве критериев оценки наличие определенной квалификации у участника закупки, включая опыт выполнения определенных работ, наличие надлежащим образом исполненных работ определённого объема.

Оспариваемые критерии оценки заявок распространяются на всех потенциальных участников закупки, не препятствуют участию в торгах, следовательно, ограничение конкуренции отсутствует.

Новосибирское УФАС России принимает доводы МУП г. Новосибирска «Горводоканал» о законности установления данных критериев.

Таким образом, в действиях заказчика МУП г. Новосибирска «Горводоканал» отсутствует нарушение порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Энергия» (вх. №8221-ЭП/23 от 10.05.2023) на действия МУП г. Новосибирска «Горводоканал» при проведении электронного конкурса на выполнение работ по реконструкции системы управления декантеров №1, №2 (инв.№39688, инв.№ 39689). Включение в КСДУВ МУП г. Новосибирска «Горводоканал» (№ в ЕИС 32312280554) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                    <...>

Члены Комиссии                <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны