Решение №054/06/54.3-1257/2021 жалоба ООО «РТФ» на действия заказчика – ГКУ НСО «Территориа... от 28 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/54.3-1257/2021

 

28 июня 2021 года                                                                                                             г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «РТФ» на действия заказчика – ГКУ НСО «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0851200000621003006 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документаций и выполнению изыскательских работ на ремонт автомобильных дорог в Маслянинском и Черепановском районах Новосибирской области, начальная (максимальная) цена контракта 4 901 410 руб. 00 коп.,

 

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «РТФ» с жалобой на действия заказчика – ГКУ НСО «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0851200000621003006 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и выполнению изыскательских работ на ремонт автомобильных дорог в Маслянинском и Черепановском районах Новосибирской области.

Суть жалобы ООО «РТФ» заключается в следующем.

По мнению подателя жалобы, установленный заказчиком в п.23.8 конкурсной документации нестоимостной критерий оценки конкурсных заявок не соответствует требованиям ч.8 ст.32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и п.1 правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила оценки).

Так, в соответствии с п.1 Правил оценки правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.

Согласно п. б) ч.2 Правил оценки к нестоимостным критериям оценки относится, в частности, квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Заказчик в документации открытого конкурса в электронной форме установил такие критерии оценки заявок как «цена контракта» и «квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации». По критерию «квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» заказчиком определен показатель – опыт участника закупки по выполнению работ сопоставимого характера и объема.

При этом, по указанному показателю учитывается опыт участника конкурса за период с 01.01.2019 по настоящее время по разработке проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования за исключением автомобильных дорог улично-дорожной сети, находящихся в границах населенных пунктов.

При оценке заявок участников закупки учитываются копии исполненных государственных (муниципальных) контрактов, заключенных в период с 2019 по настоящее время, цена каждого из которых должна составлять не менее 3 000 000 рублей 00 копеек, с приложением оформленных надлежащим образом актов приемки выполненных работ (оказанных услуг), подтверждающих выполнение работ (оказание услуг) в полном объеме и положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и/или положительных заключений государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости на такие контракты.

Таким образом, в соответствии с конкурсной документацией при оценке заявок участников конкурсной комиссией учитывается опыт участника закупки по выполнению работ сопоставимого характера и объема.

Объектом данной закупки является выполнение работ по разработке проектной и рабочей документаций и выполнению изыскательских работ на ремонт автомобильных дорог в Маслянинском и Черепановском районах Новосибирской области.

Вместе с тем, в качестве опыта участника конкурса учитываются исполненные контракты на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования за исключением автомобильных дорог улично-дорожной сети, находящихся в границах населенных пунктов.

Таким образом, по мнению подателя жалобы, заказчиком установлены требования к опыту выполнения работ, который не сопоставим с объектом закупки.

Кроме того, по мнению ООО «РТФ», установленное заказчиком требование о представлении договоров/контрактов, стоимость каждого из которых составляет практически 100% от начальной (максимальной) цены контракта, создает неравные условия для участников рынка и ограничивает круг потенциальных участников конкурса, что не отвечает требованиям законодательства о контрактной системе.

ГКУ НСО «УКСис» и ГКУ НСО «ТУАД» в возражениях на жалобу ООО «РТФ» сообщили следующее.

Возможные показатели нестоимостных критериев оценки «квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» предусмотрены п.27 Правил оценки.

Предметом закупки является выполнение работ по разработке проектной и рабочей документаций и выполнению изыскательских работ на ремонт автомобильных дорог в Маслянинском и Черепановском районах Новосибирской области (код позиции КТРУ 71.12.39.000-00000016 – проведение инженерных изысканий для подготовки проектной документации автомобильной дороги. 71.12.19.100 – услуги по инженерно-техническому проектированию прочих объектов, кроме объектов культурного наследия. Код по ОКПД2 71.12.39 услуги в области геологических, геофизических и взаимосвязанных изыскательных работ прочие, не включенные в другие группировки).

Согласно п.3 Правил оценки оценка – это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

При этом, отсутствие в заявке на участие в закупке сведений, подтверждающих опыт работ по выполнению проектно-изыскательских работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, не может являться основанием для отстранения такого участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не может повлиять на оценку заявки такого участника в случае установления такого показателя.

Законом о контрактной системе не предусмотрены требования о том какие показатели должны быть установлены в конкурсной документации, следовательно, заказчик наделен правом самостоятельно определять такие показатели в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта.

Таким образом, в случае наличия в документации о закупке показателя «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» критерия «квалификация участников закупки» заказчик самостоятельно устанавливает требования к порядку подтверждения наличия опыта у участников закупки, а также раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки. Указанное подтверждается позицией Минфина России, изложенной в письме от 17.04.2020 № 24-05-05/30961.

Кроме того, Законом о контрактной системе и Правилами оценки не предусмотрены какие- либо ограничения в части временного периода, в течение которого должны быть исполнены контракты, не установлены цены контрактов, представляемые участниками закупки в качестве подтверждения наличия соответствующего опыта.

Объектом закупки является выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и выполнению изыскательских работ на ремонт автомобильных дорог в Маслянинском и Черепановском районах Новосибирской области. При этом, в конкурсной документации установлено, что при оценке заявок участников учитывается опыт по разработке проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования, что согласуется с объектом данной закупки.

Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) разграничивает работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и работы по разработке проектной документации и инженерным изысканиям.

Выполнение работ по разработке проектной документации и инженерным изысканиям является самостоятельным видом работ, что также подтверждается приказом Минстроя России от 14.01.2020 № 10/пр «Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение проектных и (или) изыскательских работ и информационной карты типовых условий контракта».

Таким образом, по мнению заказчика и уполномоченного учреждения, в качестве подтверждения опыта выполнения соответствующих работ по данной закупке требуется опыт именно на проектные работы в отношении автомобильных дорог.

Более того, для соблюдения требований Закона о контрактной системе заказчику необходимо установить такие показатели, чтобы определить лучшие условия, а не идентичные, что было отражено в конкурсной документации.

Так, заказчику в рамках данной закупки требуется определить исполнителя с большим опытом в проектировании автодорожной отрасли, кроме того, проектные документации на выполнение строительства, реконструкции и капитального ремонта проходят обязательную государственную вневедомственную экспертизу в силу положений ст.49 ГрК РФ и постановления Правительства РФ от 05.03.2007 № 145.

Ввиду того, что выполнение работ по разработке проектной и рабочей документаций и выполнению изыскательских работ на ремонт автомобильных дорог не предусматривает наличие у участников закупки членства в СРО, а при осуществлении проектных работ на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт подрядчики обязаны состоять в СРО в сфере архитектурного проектирования и инженерных изысканий, заказчик в целях определения лучшего исполнителя по контракту установил, что при оценке заявок участников учитывается опыт по разработке проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования, что, по мнению ГКУ НСО «ТУАД» и ГКУ НСО «УКСис», не нарушает положения Закона о контрактной системе и Правил оценки.

На основании изложенного, уполномоченное учреждение и заказчик считают, что положения конкурсной документации не ограничивают количество участников закупки.

Изучив представленные материалы и доводы сторон по жалобе ООО «РТФ», Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.

В силу ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе, предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правилами оценки.

Так, согласно п.4 Правил оценки определяются следующие нестоимостные критерии оценки:

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

- квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Предметом контракта, на право заключения которого проводится данный открытый конкурс в электронной форме, является выполнение работ по разработке проектной и рабочей документаций и выполнение изыскательских работ на ремонт автомобильных дорог в Маслянинском и Черепановском районах Новосибирской области.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в документации открытого конкурса в электронной форме заказчик установил такие критерии оценки заявок, как «цена контракта» и «квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации». По критерию «квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» заказчиком определен показатель - опыт участника закупки по выполнению работ сопоставимого характера и объема.

По данному показателю учитывается опыт участника конкурса за период с 01.01.2019 по настоящее время по разработке проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования за исключением автомобильных дорог улично-дорожной сети, находящихся в границах населенных пунктов.

При оценке заявок участников закупки учитываются представленные в составе конкурсной заявки копии исполненных государственных (муниципальных) контрактов (договоров), заключенных в период с 2019 по настоящее время, цена каждого из которых должна составлять не менее 3 000 000,00 (пять миллионов) рублей 00 копеек, с приложением оформленных надлежащим образом актов приемки выполненных работ (оказанных услуг), подтверждающих выполнение работ (оказание услуг) в полном объеме и положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и/или положительных заключений государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости на такие контракты.

Правила оценки определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.

Таким образом, довод заказчика и уполномоченного учреждения о том, что опыт по разработке проектной документации на ремонт автомобильных дорог не оценивается в связи с тем, что целью заказчика является выявление лучших условий исполнения контракта, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, является несостоятельным, так как лучшие условия определяются из предложенных участниками закупки. В данном же случае заказчик, установив такой показатель нестоимостного критерия в конкурсной документации, создал условия, при которых участники закупки, имеющие опыт по разработке проектной документации на ремонт автомобильных дорог, находятся в неравных условиях с участниками, представившими документы, подтверждающие наличие опыта выполнения работ по разработке проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог.

Также не находит своего подтверждения довод заказчика и уполномоченного учреждения о том, что, исключив данные виды работ, заказчик обеспечил участие в закупке исключительно квалифицированных подрядчиков, так как для выполнения работ по разработке проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог необходимо быть членом СРО, а также ввиду того, что проектные документации на данные виды работ проходят обязательную государственную вневедомственную экспертизу, на основании следующего.

При оценке заявок участников закупки учитываются представленные в составе конкурсной заявки копии исполненных государственных (муниципальных) контрактов (договоров). Таким образом, оценке подлежат только те контракты, которые уже были исполнены, следовательно, участники закупки подтверждают наличие у них соответствующего опыта выполнения работ (в данном случае выполнение работ по разработке проектной и рабочей документаций и выполнению изыскательских работ на ремонт автомобильных дорог).

Кроме того, объектом закупки является выполнение работ по разработке проектной и рабочей документаций и выполнению изыскательских работ на ремонт автомобильных дорог в Маслянинском и Черепановском районах Новосибирской области. По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, заказчиком при установлении нестоимостного критерия оценки на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документаций и выполнению изыскательских работ необходимо также учитывать вид работ, на выполнение которых разрабатывается проектная и рабочая документации и выполняются изыскательские работы.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком неправомерно исключен опыт по разработке проектной документации на ремонт автомобильных дорог, поскольку такой опыт полностью соответствует предмету рассматриваемой закупки и является сопоставимым. Заказчиком нарушены положения ч.8 ст.32 Закона о контрактной системы, Правил оценки. В указанной части доводы жалобы нашли подтверждение.

При этом, ни Законом о контрактной системе, ни Правилами оценки не предусмотрены ограничения в части стоимости контрактов, которые могут быть представлены участниками закупки для оценки значений показателей. Таким образом, заказчик вправе самостоятельно определить стоимость таких контрактов для оценки опыта участников закупки. В данной части доводы жалобы подтверждения не нашли.

Исходя из изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе, однако, поскольку на участие в закупке на момент рассмотрения жалобы было подано 9 заявок, Комиссия Новосибирского УФАС России полагает возможным не выдавать заказчику – ГКУ НСО «ТУАД» предписание об отмене закупки.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного открытого конкурса в электронной форме, а также действий конкурсной комиссии при рассмотрении заявок, иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «РТФ» на действия заказчика – ГКУ НСО «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0851200000621003006 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и выполнению изыскательских работ на ремонт автомобильных дорог в Маслянинском и Черепановском районах Новосибирской области частично обоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе, Правила оценки, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1085.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны