Определение №054/05/28-222/2023 в отношении ООО МКК «АСТФ от 20 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА №054/05/28-222/2023 И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ

 

«20» февраля 2023г.                                                                                                     г.Новосибирск

 

Председатель Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <...> – заместитель руководителя – начальник отдела по борьбе с картелями Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, рассмотрев материалы по факту распространения посредством размещения на конструкции баннера, содержащего информацию с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе»,

 

УСТАНОВИЛ:

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением, в том числе, антимонопольного законодательства, рекламы (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»).

В рамках осуществления государственного надзора за соблюдением требования, установленных Федеральным законом от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), Новосибирским УФАС Росси установлено размещение и распространение в сентябре-октябре 2022г. рекламы с признаками нарушения ст.ст.5,28 ФЗ «О рекламе» следующего содержания: «Займы под залог авто <...> avtocity-finance.ru 299 % autocity finance…». Место размещения: тротуар, напротив здания по ул.Кирова, д.44 (по ходу движения), ИНО 17343, 1536-1.

На рекламной конструкции (щит 3х6м), установленной на тротуаре, напротив здания по ул.Кирова, д.44 (по ходу движения), ИНО 17343, 1536-1, размещается баннер, содержащий следующую информацию: «Займы под залог авто<...> avtocity-finance.ru 299 % autocity finance».

В нижнем левом углу размещается надпись: «Займы предоставляет ООО МКК «АСТФ» реестр ЦБ РФ №2003550009526 от 20.02.2020г. Сумма от 250000 до 500000 рублей, срок от 1 дня до 2 лет, ставка 2,99% в месяц, 35,88 % годовых, действует в случае страхования жизни и здоровья заемщика».

Исполнение данной надписи: мелкий шрифт без каких-либо акцентов цветом, толщиной букв и т.п. снизу основного текста; выполнена белым шрифтом на черно-красном фоне.

В соответствии со ст.3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация является рекламной, т.к. по своему содержанию и способу распространения направлена на привлечения внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования – займу под залог авто со ставкой 2,99%.

В силу требований, установленных нормами ФЗ «О рекламе»:

- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (ч.7 ст.5);

- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество) (ч.1 ст.28);

- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (п.2 ч.2 ст.28);

- если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее (ч.3 ст.28).

Новосибирское УФАС России отмечает, что в рекламе существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

В случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера плаката и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

Исходя из места размещения баннера – рядом с проезжей частью, по пути следования транспорта, можно сделать вывод о том, что текст в нижней части рекламы для потребителя нечитаем.

Таким образом, информация о лице, оказывающем услуги, об условиях предоставления услуги (сумма, срок, ставка, обязанность страхования жизни), следовательно, влияющих на сумму доходов и расходов потребителя, а также на стоимость кредита, отсутствует.

Кроме того, согласно условиям акции, размещенным на сайте http://autocity-finance.ru, сумма займа зависит от рыночной стоимости транспортного средства. Следовательно, в случае рыночной стоимости транспортного средства ниже 250000 рублей, потребитель лишается возможности воспользоваться услугой по предоставлению займа на условиях, указанных в рекламе.

Следовательно, реклама не содержит информации, указание которой предусмотрено ч.1, п.2 ч.2, ч.3 ст.28 ФЗ «О рекламе».

При этом вышеуказанная информация является существенной для потребителя. Ее отсутствие вводит потребителя в заблуждение относительно условий предоставления услуги.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч.7 ст.5, ч.1, п.2 ч.2, ч.3 ст.28 ФЗ «О рекламе».

Ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст.5, п.2 ч.2, ч.3 ст.28 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель, ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе», как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Новосибирским УФАС России установлено, что рекламодателем является Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «АСТФ» (ОГРН: 1195476056490).

На основании п.2 ч.1 ст.33, ч.1, 2 ст.36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020г. №1922,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1.         Возбудить производство по делу № 054/05/28-222/2023 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

2.         Признать лицами, участвующими в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «АСТФ» (630102, г.Новосибирск, ул.Большевистская, д.43, оф. блок 1, ОГРН: 1195476056490, дата присвоения ОГРН: 31.07.2019, ИНН: 5401994430).

3. Назначить дело 054/05/28-222/2023 к рассмотрению на «17» марта 2023г. в 09-00 часов по адресу г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, к. 1007.

4. ООО МКК «АСТФ» до «15» марта 2023г. представить в адрес Новосибирского УФАС России отзыв на данное определение.

5. В связи со сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой и на основании указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и письма ФАС России от 19.03.2020 № ПЗ/21986/20 стороны уведомляются о возможности участия в заседании о нарушении законодательства РФ о рекламе путём использования систем видеоконференцсвязи (далее – ВКС) с использованием системы TrueConf.

Для участия в работе комиссии Новосибирского УФАС России посредством ВКС сторонам следует пройти по ссылке:<...> и ожидать сеанса связи. Наличие включенных видеокамеры и микрофона обязательно.

О возможности обеспечения связи сторонам сообщить заранее (не позднее, чем за два рабочих дня) по электронной почте to54@fas.gov.ru.

Обращаем внимание, что участие в рассмотрении дела в дистанционном формате возможно исключительно при заблаговременном (за 24 часа до планируемого заседания Комиссии) направлении на электронную почту to54@fas.gov.ru документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего интересы участника по делу, его контактных данных (номер телефона, электронный почтовый адрес), а также при предъявлении во время подключения к видеоконференцсвязи документов, удостоверяющих личность.

В случае неявки лиц, участвующих в деле или их представителей, дело № 054/05/28-222/2023 может быть рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Документы представляются в копиях, заверенных юридическим лицом, за подписью уполномоченного должностного лица, с сопроводительным письмом (с указанием перечня прилагаемых документов, количества листов и экземпляров в документе). В случае отсутствия какого-либо из перечисленных документов необходимы письменные пояснения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны