Постановление №054/04/14.3-274/2019 в отношении ООО «МВМ» от 15 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №054/04/14.3-274/2019

о назначении административного наказания

 

«15» апреля 2019г.                                                                                                 г. Новосибирск

 

Заместитель руководителя управления –- начальник отдела рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области И.В. Волохина, рассмотрев протокол №054/04/14.3-274/2019 от 28.02.2019г. об административном правонарушении и материалы административного дела, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «МВМ» (ОГРН 1057746840095, ИНН 7707548740, дата регистрации: 05.05.2005, ул. Нижняя Красносельская, дом 40/12, корпус 20, г. Москва, 105066),

в отсутствии представителя ООО «МВМ» (уведомлено),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление редакции СМИ программы «Прецедент» (ООО «Прецедент ТВ») (вх. №5408э от 02.10.2018г.) по факту распространении информации (плакаты, ценники, иное) о предоставлении рассрочки в сети магазинов «М.Видео» в соответствии с условиями акции «0-0-25» с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе».

По мнению заявителя, при распространении рекламы не указаны существенные условия, а именно то, что для покупки товара по акции «0-0-25» необходимо приобрести любую услугу из дополнительного списка (льготное техобслуживание, улучшенная гарантия и прочее, от 2500р. каждая услуга), чем и был введен в заблуждение покупатель стиральной машины Samsung.

По результатам рассмотрения заявления Новосибирским УФАС России возбуждено дело №80/18 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

При рассмотрении дела №80/18 05.02.2019г. Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

В соответствии со ст.3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В магазине «М.Видео», расположенном по адресу: ул. Гоголя, д.13, г.Новосибирск, ТРЦ «Галерея» в сентябре-октябре 2018г. размещался плакат, содержащий следующую информацию:

-«*В 2018 ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 25 ЛЕТ С ОТКРЫТИЯ ПЕРВОГО МАГАЗИНА СЕТИ М.ВИДЕО

**АКЦИЯ «УМНАЯ РАССРОЧКА 0-0-25» НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПУБЛИЧНОЙ ОФЕРТОЙ ДЕЙСТВУЕТ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ КРЕДИТА С 14.08.2018 Г. ПО 08.10.2018 Г. КРЕДИТ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ КБ «РЕНЕССАНС КРЕДИТ» (ООО), ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА России № 3354 ОТ 26.04.2013Г. В АКЦИИ УЧАСТВУЮТ КОМПЛЕКТЫ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ТОВАРОВ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ И ТОВАРОВ И/ИЛИ УСЛУГ ИЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СПИСКА. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВЗНОС 0% ОТ ЦЕНЫ ТОВАРА. СРОК КРЕДИТОВАНИЯ 25 МЕСЯЦЕВ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА 9,92% ГОДОВЫХ, ПОЛНАЯ СТОИМОСТЬ КРЕДИТА СОСТАВЛЯЕТ 9,920% ГОДОВЫХ СУММА КРЕДИТА ОТ 3000 ДО 25000 РУБЛЕЙ ОРГАНИЗАТОР АКЦИИ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ СКИДКУ НА ТОВАР, В ИТОГЕ СУММА, ПОДЛЕЖАЩАЯ ВЫПЛАТЕ БАНКУ, НЕ ПРЕВЫШАЕТ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРА, ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ БАНКА НЕ ПРИОБРЕТАЮТСЯ. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПУБЛИЧНОЙ ОФЕРТОЙ. БАНК САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛИБО ОТКАЗЕ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КРЕДИТА БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРИЧИН. ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ, ПОДРОБНОСТИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ТОВАРОВ В КРЕДИТ В РАМКАХ АКЦИИ УТОЧНЯЙТЕ В МАГАЗИНАХ «М.ВИДЕО» ОРГАНИЗАТОР АКЦИИ И ПРОДАВЕЦ: ООО «М.ВИДЕО МЕНЕДЖМЕНТ» 105066 РОССИЯ, МОСКВА, УЛИЦА НИЖНЯЯ КРАСНОСЕЛЬСКАЯ, ДОМ 40/12, КОРПУС 20, ОГРН 1057745840095».

При этом информация выполнена в светлых тонах на темном фоне.

В отзыве на определение о возбуждении дела №80/18 ООО «М.видео Менеджмент» (далее – ООО «МВМ») изложено следующее.

Реклама акции «Умная рассрочка 0-0-25» осуществлялась на территории многих субъектов Российской Федерации, информация об акции размещалась во всех розничных магазинах ООО «МВМ». ООО «МВМ» включает в себя порядка 400 обособленных подразделений (магазинов) расположенных в различных субъектах РФ, соответственно во всех данных обособленных подразделениях (магазинах) была размещена информация о рекламной акции «Умная рассрочка 0-0-25».

В период с 14 августа 2018г. по 08 октября 2018г. включительно во всех розничных магазинах ООО «МВМ» действовала акция «Умная рассрочка 0-0-25» (далее по тексту - Акция). Акция действует на комплекты, состоящие из основного товара («iPhone8/X», «Смартфоны и планшеты», «Консоли», «Фотоаппараты», «Бытовая техника», «Компьютерная техника», «Телевизоры») и дополнительного товара (аксессуары или услуги). Сроки проведения акции и правила её проведения установлены Распоряжением №01-324/5Р от 30.07.2018г.

Суть акции заключается в том, что ООО «МВМ» в рамках акции предоставляет потребителю скидку на товары в комплекте, в связи с чем потребитель может купить в кредит товары, участвующие в акции со скидкой, что обеспечивает потребителю отсутствие переплаты по кредиту.

При желании потребителя участвовать в Акции и воспользоваться её выгодой, ему необходимо приобрести комплект, который будет состоять из основного товара и дополнительного товара или услуги.

При этом потребитель обладает возможностью приобрести интересующий его товар, не принимая участия в акции «Умная рассрочка 0-0-25» (т.е. приобрести товар вне комплекта), используя для расчета любые средства (наличный расчет/безналичный расчет) или путем оформления кредита на конкретный товар, но вне рамок акции «Умная рассрочка 0-0-25». Соответственно, потребитель сам принимает решение о необходимости участия в акции «Умная рассрочка 0-0-25», либо отсутствии такой необходимости.

В соответствии с дисклеймером, в рамках акции «Умная Рассрочка 0-0-25» кредит предоставлялся КБ «Ренессанс Кредит» (договора №3/Б-МВ/М от 01.12.2009г. заключенного между ООО «МВМ» и КБ «Ренессанс Кредит»).

Производство и доставка рекламных материалов распространяемых в магазинах, выполнялось ООО «ШИКО» на основании Договора выполнения работ № 01-1191/08-2016 от 02.09.2016г. Заказчиком, согласно данному договору, является ООО «МВМ». Размещение рекламных материалов акции «Умная рассрочка 0-0-25» в магазинах ООО «МВМ» осуществляли сотрудники магазинов ООО «МВМ».

По мнению ООО «МВМ», рекламная информация полностью соответствовала требованиям ФЗ «О рекламе» на основании следующего. ООО «МВМ» при проведении указанной акции в полном объеме соблюдало требования законодательства о рекламе. Так, в соответствии с требованиями закона было указано, что по акции «Умная рассрочка 0-0-25» потребителям Банком предоставляется кредит, было указано, за счет чего обеспечивается отсутствие переплаты за товар, приобретаемый в кредит, также на всех рекламных материалах присутствовала информация о том, что Банк вправе отказать в предоставлении кредита. В связи с тем, что реклама содержала рекламу финансовых услуг (кредит банка), содержание полностью соответствовало требованиям статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В рекламе присутствовали полностью соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара (кредит от Банка) и указание на факт необходимости приобретения комплекта товаров («...В акции участвуют комплекты, состоящие из товаров основных категорий и товаров и/или услуг из дополнительного списка.», что было указано как на плакатах, размещенных в магазинах, так и на ценниках, имеющихся на товаре).

Текст рекламы содержал полные, соответствующие действительности и требованиям статьи 28 ФЗ «О рекламе» сведения, исключающие возможность введения потребителей в заблуждение, и до каждого потребителя доводилась информация о том, что в рамках акции Банком выдается кредит, а не предоставляется рассрочка платежа, информацию о названии и лицензии кредитной организации, предоставляющей кредит, процентные ставки по кредиту, срок, на который выдается кредит, условия о его погашении.

Данные доводы рассмотрены Новосибирским УФАС России и не приняты по следующим основаниям.

В соответствии с ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Информация о необходимости приобретения услуги из дополнительного списка (льготное техобслуживание, улучшенная гарантия и прочее, от 2500р. каждая услуга), совместно с услугой «0-0-25» является существенной для потребителя, т.к. влияет на выбор не только товара, но и лица, оказывающего услуги по его реализации.

В случае если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера плаката и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

Также данный вывод был сделан 16.10.2018г. членами Экспертного совета по применению законодательства РФ о рекламе и антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции:

- текст, набранный мелким шрифтом в нижней части рекламного плаката, не воспринимается или плохо воспринимается потребителем;

- из текста не следует, что для покупки товара по акции «0-0-25» необходимо приобрести товар с условием «1+1» (основной товар+товар из дополнительного списка).

Таким образом, рассматриваемая рекламная информация содержит нарушение ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с ч.6 ст.38 Закона о рекламе, за нарушение требований ч.7 ст.5 Закона о рекламе несет ответственность рекламодатель. Рекламодателем, в силу п.5 ст.3 Закона о рекламе, является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как установлено материалами, рекламодателем в данном случае является ООО «МВМ» (ОГРН 1057746840095, ИНН 7707548740, дата регистрации: 05.05.2005, ул. Нижняя Красносельская, дом 40/12, корпус 20, г. Москва, 105066).

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России по делу №80/18 от 06.02.2019г. реклама, размещенная в сентябре-октябре 2018г. на территории Российской Федерации, о предоставлении рассрочки в сети магазинов «М.Видео» в соответствии с условиями акции «0-0-25», содержащую следующую информацию:

«*в 2018 году исполняется 25 лет с открытия первого магазина сети М.видео

**акция «умная рассрочка 0-0-25» не является публичной офертой действует при оформлении кредита с 14.08.2018 г. по 08.10.2018 г. кредит предоставляется КБ «Ренессанс Кредит» (ООО), лицензия Банка России №3354 от 26.04.2013г. в акции участвуют комплекты, состоящие из товаров основных категорий и товаров и/или услуг из дополнительного списка. Первоначальный взнос 0% от цены товара. срок кредитования 25 месяцев процентная ставка 9,92% годовых, полная стоимость кредита составляет 9,920% годовых сумма кредита от 3000 до 25000 рублей организатор акции предоставляет скидку на товар, в итоге сумма, подлежащая выплате банку, не превышает первоначальной стоимости товара, при условии, что дополнительные услуги банка не приобретаются. Не является публичной офертой. банк самостоятельно принимает решение о предоставлении либо отказе в предоставлении кредита без объяснения причин. перечень товаров, подробности приобретения товаров в кредит в рамках акции уточняйте в магазинах «М.Видео» организатор акции и продавец: ООО «М.Видео Менеджмент» 105066 Россия, Москва, улица Нижняя Красносельская, дом 40/12, корпус 20, ОГРН 1057745840095», признана ненадлежащей,

а ООО «М.Видео Менеджмент» (ОГРН 1057746840095, ИНН 7707548740, дата регистрации: 05.05.2005, ул. Нижняя Красносельская, дом 40/12, корпус 20, г. Москва, 105066), нарушившим ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе»:

- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно ч.4 ст. 38 ФЗ «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дата совершения административного правонарушения – сентябрь-октябрь 2018г.

Место совершения административного правонарушения – г. Новосибирск.

Нарушение указанной нормы Закона «О рекламе» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии ч.1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в действиях ООО «МВМ» (ОГРН 1057746840095, ИНН 7707548740, дата регистрации: 05.05.2005, ул. Нижняя Красносельская, дом 40/12, корпус 20, г. Москва, 105066), содержится правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения ООО «МВМ» к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Данное правонарушение совершено ООО «МВМ» впервые, не нанесло вредных последствий, не повлекло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не причинило имущественного ущерба.

Рассмотрев материалы дела, учитывая характер правонарушения, финансовое  положение лица, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, установленных ст. ст.4.2, 4.3 КоАП РФ, руководствуясь статьями 14.3, 23.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Признать Общество с ограниченной ответственностью ООО «МВМ» (ОГРН 1057746840095, ИНН 7707548740, дата регистрации: 05.05.2005, ул. Нижняя Красносельская, дом 40/12, корпус 20, г. Москва, 105066) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
  2. Применить к ООО «МВМ» (ИНН 7707548740) меру административной ответственности в виде штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.

 

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушений р/с 40101810900000010001 в Сибирском ТУ Банка России г. Новосибирска, БИК 045004001, получатель: УФК по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098 / КПП 540501001, КБК 161 1 16 26000 01 6000 140, ОКАТО 50401000000, УИН: 16100500000000054846, назначение платежа: административный штраф за нарушение законодательства о рекламе.

В соответствии с ч.5 ст.3 Кодека РФ об административных правонарушениях сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 – 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ч.1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 – 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Связанные организации

ООО "М.видео Менеджмент"
ИНН 7707548740, ОГРН 1057746840095