Предупреждение №054/01/15-461/2023 в адрес администрации Краснозерского района Новосибирской об... от 24 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 054/01/15-461/2023

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

24 марта 2023 г.                                                                                                    г. Новосибирск

 

В действиях (бездействии) администрации Краснозерского района Новосибирской области (632902, Новосибирская область, Краснозерский район, рабочий поселок Краснозерское, улица Чкалова, 5, ОГРН: 1045405013191, Дата присвоения ОГРН: 29.12.2004, ИНН: 5427104716, КПП: 542701001) установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) в соответствии с поручением Федеральной антимонопольной службы (вх. № 2799э от 19.02.2020 г.) осуществляет контроль за соблюдением требований статьи 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), устанавливающей запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках на территории Новосибирской области.

В рамках антимонопольного контроля установлено, что Администрацией Краснозерского района Новосибирской области создано Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Краснозерского района Новосибирской области «Веселовское» (ИНН 5403065024).

Так, отделом товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России в рамках осуществления контроля за соблюдением установленного статьей 35.1 Закона о защите конкуренции запрета на создание, в том числе путем изменения видов деятельности унитарных предприятий, установлено следующее.

Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) 30.08.2021 создано Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Краснозерского района Новосибирской области «Веселовское» (далее – МУП ЖКХ «Веселовское») (ИНН 5403065024), учредителем которого является администрация Краснозерского района Новосибирской области.

Основным видом его деятельности согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.09.2021 являлось – 35.30.1 Производство пара и горячей воды (тепловой энергии).

Дополнительными видами его деятельности согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.09.2021 являлось:

- 35.30.14 Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными;

- 35.30.2 Передача пара и горячей воды (тепловой энергии);

- 35.30.3 Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);

- 35.30.4 Обеспечение работоспособности котельных;

- 35.30.5 Обеспечение работоспособности тепловых сетей;

- 35.30.6 Торговля паром и горячей водой (тепловой энергией);

- 36.00.1 Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд;

- 36.00.2 Распределение воды для питьевых и промышленных нужд

- 37.00 Сбор и обработка сточных вод;

- 52.21.22 Деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей;

- 68.20 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом;

- 81.29 Деятельность по чистке и уборке прочая;

- 81.30 Деятельность по благоустройству ландшафта.

В адрес МУП ЖКХ «Веселовское» был направлен запрос информации от 13.12.2022 № ЕМ/13184/22.

Из представленного ответа от 20.12.2022 (вх. № 20632-ЭП/22 от 20.12.2022) следует, что Постановлением администрации Краснозерского района Новосибирской области от 23.08.2021 № 735 утвержден устав МУП ЖКХ «Веселовское» (далее – Устав).

Согласно пункту 5.2 Устава предметом деятельности МУП ЖКХ «Веселовское» является осуществление деятельности по оказанию физическим и юридическим лицам услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе организации тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; услуги по передаче тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 5.3 Устава для достижения целей, установленных в п. 5.1 Устава, МУП ЖКХ «Веселовское» вправе осуществлять помимо деятельности, связанной с водоснабжение, водоотведение, передачей пара и горячей воды (тепловой энергии), в том числе такие виды как: производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, торговля паром и горячей водой (тепловой энергией), деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей, благоустройство территорий, а также другие виды деятельности, не запрещенные законодательством.

02.12.2021 Департаментом по тарифам Новосибирской области для МУП ЖКХ «Веселовское» установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тепловую энергию (мощность).

При этом производство пара и горячей воды (тепловой энергии) не относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Основным видом его деятельности согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.01.2023 является – 81.29 Деятельность по чистке и уборке прочая.

Дополнительными видами его деятельности согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.01.2023 являлось:

- 35.30.1 Производство пара и горячей воды (тепловой энергии);

- 35.30.14 Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными;

- 35.30.2 Передача пара и горячей воды (тепловой энергии);

- 35.30.3 Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);

- 35.30.4 Обеспечение работоспособности котельных;

- 35.30.5 Обеспечение работоспособности тепловых сетей;

- 35.30.6 Торговля паром и горячей водой (тепловой энергией);

- 36.00.1 Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд;

- 36.00.2 Распределение воды для питьевых и промышленных нужд;

- 37.00 Сбор и обработка сточных вод;

- 52.21.22 Деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей;

- 68.20 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом;

- 81.30 Деятельность по благоустройству ландшафта.

МУП ЖКХ «Веселовское» отмечает, что с 01.06.2022 не осуществляет деятельность в сфере водоснабжения и теплоснабжения, котельные и водопроводные сети переданы собственнику, в данный момент предприятие оказывает услуги по очистке снега.

Приказом от 01.11.2022 № 38 МУП ЖКХ «Веселовское» утверждены цены на услуги транспорта.

Основным видом деятельности МУП ЖКХ «Веселовское» с 16.11.2022 согласно сведениям из ЕГРЮЛ является деятельность по чистке и уборке прочая (код по ОКВЭД 81.29), которая не относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий, а также не попадают под иные исключения, установленные частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

В части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» перечислены сферы деятельности субъектов естественных монополий, к которым в том числе относятся: водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры; услуги по передаче тепловой энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

Администрацией Краснозерского района Новосибирской области запрос о выдаче заключения на создание МУП ЖКХ «Веселовское» с данными видами деятельности, в соответствии с частью 1 статьи 35.2 Закона о защите конкуренции в Новосибирское УФАС России не направлялся.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления  запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, МУП ЖКХ «Веселовское» изначально при создании имело основной вид деятельности, не подпадающий под исключение, предусмотренное для создания МУПов (п. 3 ч. 1 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции) (было создано в целях производства пара и горячей воды (тепловой энергии)), в настоящее время основной вид деятельности МУП ЖКХ «Веселовское» (деятельность по чистке и уборке прочая) не подпадает под исключения, предусмотренные ч. 1 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, при этом дополнительные виды деятельности (за исключением передачи пара и горячей воды (тепловой энергии)) не подпадают под исключения, предусмотренные ч. 1 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, а деятельность в сфере водоснабжения и теплоснабжения (в том числе, передачу пара и горячей воды (тепловой энергии)) МУП ЖКХ «Веселовское» не осуществляет с 01.06.2022 по причине того, что  котельные и водопроводные сети переданы собственнику.

Таким образом, МУП ЖКХ «Веселовское» в настоящее время осуществляет деятельность на конкурентном рынке, что может стать препятствием к выходу на указанный товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, и, как следствие, привести к недопущению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 35.4 Закона о защите конкуренции унитарное предприятие, которое создано или виды деятельности которого изменены с нарушением запрета, предусмотренного частью 1 статьи 35.1 данного Федерального закона, и которое не осуществляет виды деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 настоящего Федерального закона, подлежит ликвидации на основании предписания антимонопольного органа, выданного на основании подпункта «д» пункта 3 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, либо в судебном порядке по иску антимонопольного органа о ликвидации унитарного предприятия.

Под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное    физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность,      приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с нормами антимонопольного законодательства МУП ЖКХ «Веселовское» является хозяйствующим субъектом.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), а именно, запрещается непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 данного Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Таким образом, в действиях (бездействии) Администрации Краснозерского района Новосибирской области, выразившихся в создании МУП ЖКХ «Веселовское» в нарушение запретов, установленных частью 1 статьи 35.1. Закона о защите конкуренции, усматриваются признаки нарушения п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Новосибирское УФАС России на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем совершения Администрацией Краснозерского района Новосибирской области действий, предусмотренных п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, а именно ликвидации МУП ЖКХ «Веселовское» (ОГРН 1215400036500) в срок до 05.06.2023 года.

О выполнении предупреждения сообщить в Новосибирское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны