Решение №054/06/106-1208/2022 жалоба ООО «Ай-Ти Легион» на действия заказчика – ФКУ «ВСОУ ... от 11 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/106-1208/2022

 

«11» июля 2022 г.                                                                                                          г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

 

 

в отсутствие ….

рассмотрев жалобу ООО «Ай-Ти Легион» на действия заказчика – ФКУ «ВСОУ МТС МВД России» при проведении электронного аукциона № 0334100000222000102 (объект закупки – поставка организационной техники (Приоб ВВСТ и ВТИ иных тов, работ и услуг в рам ГОЗ в ЦО ГПВ)),

 

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «Ай-Ти Легион» на действия заказчика – ФКУ «ВСОУ МТС МВД России» при проведении электронного аукциона № 0334100000222000102 (объект закупки – поставка организационной техники (Приоб ВВСТ и ВТИ иных тов, работ и услуг в рам ГОЗ в ЦО ГПВ)).

Суть жалобы заключается в следующем.

При ознакомлении с положениями извещения об осуществлении закупки ООО «Ай-Ти Легион» усматривались нарушения Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила использования КТРУ), выразившиеся в следующем:

В техническом задании заказчик использовал при описании объекта закупки (МФУ и принтер) дополнительные характеристики: комплект поставки должен входить оригинальный стартовый черно-белый картридж c ресурсом не менее 15 000 страниц; поставляемый товар должен быть изготовленным не ранее 2022 г.

Заказчиком в приложении № 1 к извещению об электронном аукционе «ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ» были указаны характеристики товаров, которые кроме описания в соответствии с КТРУ содержали дополнительные характеристики - МФУ (КТРУ 26.20.18.000-00000069) и принтер (КТРУ 26.20.16.120-00000101). 

Как указывает податель жалобы дополнительные характеристики нельзя применять на основании пункта 5 Правил использования КТРУ. В соответствии с Перечнем радиоэлектронной продукции http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329382/e9657a964ff64bea48ac445d875f22bdba0f57af/, указанные коды КТРУ входят в список оборудования, где в соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ, указан запрет в отношении дополнительных характеристик.

Податель жалобы предоставил информацию из КТРУ где именно в отношении позиций: «МФУ» и «принтер» были указаны запреты в отношении дополнительных характеристик:

МФУ 26.20.18.000-00000069: https://zakupki.gov.ru/epz/ktru/printForm/view.html?printFormId=117178&source=defaultKtruPF

принтер 26.20.16.120-00000101: https://zakupki.gov.ru/epz/ktru/printForm/view.html?printFormId=117256&source=defaultKtruPF

В конце печатной формы в обоих случаях указано следующее:

 

Указание дополнительных характеристик запрещено

да

Реквизиты документа-основания для запрета указания дополнительных характеристик

Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 (ред. от 25.07.2020) "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра Российской радиоэлектронной продукции", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд")

 

У заказчика установлено ограничение допуска согласно постановления Правительства Российской Федерации № 878 от 10.07.2019 и условие допуска согласно Приказа Минфина России №126н от 04.06.2018.

Таким образом, как сообщает податель жалобы, Правительство Российской Федерации прямо запрещает заказчикам при закупках в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, использовать какие-либо иные характеристики такой продукции, кроме тех, что содержатся в КТРУ.

Податель жалобы указал, что позиции КТРУ 26.20.18.000-00000069 и 26.20.16.120-00000101 обязательны к применению с 14.04.2021 и имеют конечный перечень характеристик и никакие другие дополнительные характеристики применяться не могут.

В связи со всем вышеуказанным, податель жалобы просил рассмотреть обращение, обязать заказчика внести изменения в описание объекта закупки, приведя его в соответствие с Правилами использования КТРУ, и исключить дополнительные характеристики, кроме тех, что содержатся в карточке КТРУ 26.20.18.000-00000069 и 26.20.16.120-00000101.

На жалобу ООО «Ай-Ти Легион» от заказчика поступили возражения следующего содержания.

ФКУ «ВСОУМТС МВД России» не согласилось с приведенными подателем жалобы доводами по следующим основаниям.

Заказчик 27.06.2022 разместил в единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона на поставку организационной техники.

Согласно пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ, извещение об электронном аукционе содержит описание объекта закупки в соответствии с Правилами использования КТРУ и статьей 33 Федерального закона № 44-ФЗ (приложение 1 к извещению об электронном аукционе).

Описание закупаемого товара (МФУ и принтера) осуществлено исключительно с применением показателей, предусмотренных КТРУ. Одним из показателей является наличие в комплекте оригинального стартового черно-белого картриджа.

Картридж является дополнительным комплектующим расходным материалом, технологически и функционально связанным с объектом закупки, имеющим собственные технические характеристики, не относящиеся непосредственно к описанию функциональных, технических и качественных характеристик принтера и МФУ.

Поскольку в КТРУ отсутствует соответствующая позиция (картридж), заказчик осуществил его описание в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ.

ФКУ «ВСОУМТС МВД России» является снабжающей организацией подразделений МВД России и обязано обеспечить возможность эксплуатации закупаемого товара снабжаемыми подразделениями в течении времени, достаточного для последующего приобретения комплектующих расходных материалов.

Для обеспечения данной цели в комплекте поставки предусмотрены картриджи с ресурсом не менее 15000 страниц.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ поставляемый товар должен быть новым товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

При этом законодатель не ограничивает право заказчика установить требования к году выпуска товара, не являющегося непосредственно функциональной, технической, качественной характеристикой товара.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик при планировании и осуществлении закупок исходит из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

Согласно статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости в том числе достижения наилучшего результата.

Заказчик, устанавливая требование к году выпуска, руководствовался вышеуказанными принципами и исходил из целей приобретения новейшей модели товара.

Учитывая стремительное устаревание такого рода товаров на рынке, отсутствие в извещении об электронном аукционе в описании объекта закупки требования к году изготовления товара могло повлечь неэффективное расходование бюджетных средств с возможностью предложения товара по цене, превышающей его рыночную стоимость, которая зависит от года выпуска.

Также заказчик сообщил, что с момента начала спецоперации в феврале 2022 года большое количество производителей организационной техники приостановили поставки на территорию Российской Федерации на неопределенный срок, что в дальнейшем влечет проблемы с ремонтом, обслуживанием и приобретением комплектующих и расходных материалов к товару.

Изучив предоставленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона № 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правил использования КТРУ, следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил использования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России отмечает, что при формировании извещения заказчик, руководствуясь приведенными нормами, обязан установить код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.

Комиссией установлено, что ФКУ «ВСОУМТС МВД России» разместило извещение о проведении электронного аукциона от 27.06.2022 № 0334100000222000102 на поставку организационной техники.

Согласно информации об объекте закупки к поставке подлежит товар: многофункциональное устройство (МФУ) 26.20.18.000-00000069; принтер 26.20.16.120-00000101.

Таким образом, заказчиком были установлены коды позиций КТРУ, соответствующие закупаемому товару.

Вместе с тем установлено, что на ряду с обязательными к применению характеристиками заказчиком были использованы дополнительные характеристики (информация) к закупаемому товару.

Так, в описании объекта закупки заказчик использовал в том числе характеристики:

1) Качественные характеристики товара: поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), изготовленным не ранее 2022 г.

2) Требования к техническим характеристикам товара, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, безопасности товара, а также показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара потребностям заказчика: в комплект поставки должен входить оригинальный стартовый черно-белый картридж c ресурсом не менее 15 000 страниц.

В соответствии с каталогом товаров, работ, услуг применительно к рассматриваемым кодам предусмотрена характеристика «наличие в комплекте поставки оригинального стартового черно-белого картриджа», однако данная характеристика не сопровождается требованиями к ресурсу такого картриджа, также соответствующие коды позиций каталога товаров, работ, услуг не содержат требований к срокам изготовления товара.

Более того, если рассматривать данные требования к характеристикам закупаемого товара как дополнительную информацию, следует отметить, что заказчиком не было предусмотрено обоснование необходимости использования такой информации, что противоречит требованиям части 6 Правил использования КТРУ.

Необходимо отметить, что в рассматриваемой закупке были установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил использования КТРУ следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки.

При этом в силу частей 5, 6 Правил использования КТРУ заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ. В таком случае в описание товара, работы, услуги заказчикам надлежит включить обоснование необходимости использования Дополнительной информации.

Однако пункты 5а и 5б Правил использования КТРУ ограничивают вышеуказанное право заказчиков.

Так, из буквального толкования пункта 5 Правил использования КТРУ следует безусловная невозможность заказчиков при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции, указание на которую представлено в пункте 5а Правил использования КТРУ, указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции каталога.

Таким образом, если закупаемые товары, работы, услуги, в том числе закупаемые для целей реализации национальных проектов не попадают под ограничения, установленные пунктами 5а, 5б Правил использования КТРУ, то заказчик правомочен включать в описание объекта закупки дополнительную информацию с обоснованием необходимости ее включения. В иных случаях законодатель не наделяет заказчиков такими правами.

Комиссия Новосибирского УФАС России отмечает, что в рассматриваемом случае, заказчик устанавливает ограничение согласно постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878, использует имеющиеся коды позиций КТРУ, вместе с тем указывает дополнительные характеристики (информацию), которые не установлены в позициях КТРУ, соответствующих объектам закупки.

Таким образом, действия заказчика нарушают требования, установленные статьей 42 Федерального закона № 44-ФЗ, а также требования Правил использования КТРУ.

При проведении внеплановой проверки электронного аукциона от 27.06.2022 № 0334100000222000102 на поставку организационной техники на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России иных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявила.

Руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, Административным регламентом ФАС России, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Ай-Ти Легион» на действия заказчика – ФКУ «ВСОУ МТС МВД России» при проведении электронного аукциона от 27.06.2022 № 0334100000222000102 (объект закупки – поставка организационной техники (Приоб ВВСТ и ВТИ иных тов, работ и услуг в рам ГОЗ в ЦО ГПВ)) обоснованной.
  2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ.
  3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона. Комиссии по осуществлению закупок отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
  4. Передать материалы ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны