Решение №63 Решение оп делу № 63 в отношении ООО «РФМ» от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
«22» января 2009 г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – Лопаткина Т.В.,
члены Комиссии - Скоп Е.А., Виногорова Ю.В., Скорнякова В.Н.,
рассмотрев дело № 63, возбужденное по результатам проверки Общества с ограниченной ответственностью «РФМ» (юридический адрес: 630091, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 5, фактический адрес: 630099, г. Новосибирск, ул. Военная, д. 2 подъезд 2, офис 13) на предмет соблюдения ФЗ «О рекламе» с признаками нарушения:
§ ч.1 ст. 14 закона о рекламе, согласно которому прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой;
§ ч.3 ст. 14 закона о рекламе, согласно которому общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа;
§ ч. 7 ст. 24 закона о рекламе, согласно которому реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов,
в присутствии: представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «РФМ» - <…> (доверенность),
У С Т А Н О В И Л А
Новосибирским УФАС России проведена инициативная проверка средства массовой информации – «Четыре Медиа» (4 канал ТВ-3) на предмет соблюдения Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ (далее – закон о рекламе).
Согласно Лицензии на осуществление телевизионного вещания (серия ТВ № 10110 от 04.05.2006 г.) вещание на 4 ТВК на территории г. Новосибирска и Новосибирской области осуществляет ООО «РФМ», Свидетельство о регистрации СМИ серии Эл №. ФС77-22879 от 26.12.2005 г. (учредитель ООО «РФМ»).
В результате проверки, проведенной Новосибирским УФАС России записи эфира от 14 мая 2008 г. года в период с 13.00 до 15.00 часов местного времени телепрограмм транслируемых на телеканале, представленной ЗАО «Фирма «АРС и Компания», установлено следующее (акт проверки от 31.07.2008 г., в акте указывается время от 00:00:00 до 01:59:59 – в соответствии с продолжительностью трансляции записи эфира).
В данный промежуток времени в эфире телеканала транслировались передача «Красотка», передача «Ваш доктор», передача «Клиника Борменталь», телевизионный сериал «Звездные врата».
В соответствии с указанным хронометражем установлено следующее:
1. Реклама в течение часа с 13.00 до 14.00 составила - 57 сек. (рекламный ролик телеканала «Домашний»)+ 10 мин.51 сек. (рекламный сюжет в передаче «Красотка» о комплексе для похудения «Афродита»)+ 54 сек. (рекламный ролик «Афродита») + 2 мин. 39 сек. (рекламный блок 1) + 2 мин.17 сек. (рекламный ролик метода для похудения «Доктор Борменталь») + 59 сек. (рекламный ролик канала «Домашний») + 50 сек. (спонсорская реклама в передаче «Прогноз погоды») + 14 сек. (рекламный ролик «теплица «Дачная») + 6 мин.24 сек. (рекламный сюжет в передаче «Ваш доктор» о приборе «Экопульс») – общее количество времени трансляции рекламы составляет - 25 мин.57 сек.
2. Реклама в течение часа с 14.00 до 15.00 составила – 2 мин.48 сек. (рекламный сюжет в программе «Ваш доктор» про прибор «Экопульс») + 50 сек. (спонсорская реклама в передаче «Прогнозе погоды») + 14 сек. (рекламный ролик «теплица Дачная») + 1 мин. 59 сек. (рекламный блок 2) + 1 мин.55 сек. (рекламный блок 3) + 1 мин.59сек. (рекламный блок 4) + 3 мин. (рекламный блок 5)- общее количество времени трансляции рекламы составляет – 12 мин.45 сек.
Кроме того, выявлены следующие нарушения (в хронологическом порядке, согласно акту проверки):
1) реклама комплекса для похудения «Афродита» (00:23:03-00:23:57 продолжительностью 54 сек.) – транслировалась сразу после программы «Красотка», без указания на спонсорство или без предварительного предупреждения о последующей рекламе (что указывает на признаки нарушения ч.1 ст. 14 закона о рекламе);
2) рекламный ролик теплицы (00:47:30-00:47:44 продолжительностью14 сек – после спонсорской рекламы в передаче «Прогноз погоды»; с 01:04:26 до 01:04:40 – после спонсорской рекламы в передаче «Прогноз погоды») - без предварительного предупреждения о последующей рекламе (что указывает на признаки нарушения ч.1 ст. 14 закона о рекламе);
3) рекламный сюжет про прибор «Экопульс» в передаче «Ваш доктор» (00:53:36-01:02:48 продолжительностью 9 мин.12 сек.) - транслировалась без указания возможных противопоказаний, необходимости проконсультироваться со специалистом либо ознакомиться с инструкцией (что указывает на признаки нарушения ч.7 ст. 24 закона о рекламе);
4) продолжительность рекламы в течение часа должна быть не более 15%, что составляет 9 минут от 60 минут вещания, фактически:
С 13.00 до 14.00 - составляет 25 мин.34 сек.;
С 14.00 до 15.00 - составляет 12 мин.45 сек.
(что указывает на признаки нарушения ч.3 ст. 14 закона о рекламе).
Согласно закону о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц, направленная на привлечения внимания к объекту рекламирования формирование или поддержания интереса к нему и продвижение его на рынке. Содержание рекламы приведено в акте проверки приложении № 1 к акту проверки.
Согласно ответу на запрос от 03.10.2008 г. № 06-4598, поступившему от ООО ИнтерМедиаГруп Сибирь» (газета «Телесемь» с программой телевизионных передач за 14.05.2008 г. 4 канале ТВ-3) (вх. № 5951 от 14.10.2008 г.) передача «Красотка» транслировалась 14.05.2008 г. с 13.00 до 13.20, передача «Ваш доктор» - с 13.20 до 13.40, передача «Клиника Борменталь» с 13.40 до 14.00 (согласно акту проверки указанная передача транслировалась с 13:29:54 до 13:42:35), сериал «Звездные врата» с 14.00 до 15.40.
Согласно ч.1 ст. 14 закона о рекламе, прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
Ч. 3 ст. 14 закона о рекламе установлено требование, по которому общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа.
В соответствии с ч. 7 ст. 24 закона о рекламе, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Рекламный сюжет в программе «Ваш доктор» о приборе для лечения псориатических поражений кожи «ECOPULSE», транслировался с 00:53:36 до 01:02:48 продолжительностью 9 минут 12 секунд с признаками нарушения ч.7 ст. 24 Закона о рекламе (реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения).
Согласно материалам дела, данный прибор является медицинским прибором для лечения псориатических поражений кожи «ECOPULSE» КВ-700 (Регистрационному удостоверению ФС № 2006/2387, сертификату соответствия № РОСС CN.АЯ46.В15066 (срок действия с 23.04.2008 г. по 22.04.2011 г.); Санитарно-эпидемиологическому заключению № 77.99.34.944.Д.003854.04.07 от 05.04.2007 г.).
Указанный рекламный сюжет размещался по договору № 12 от 20.03.2008 г. заключенному между ООО «Центр Рекламного Управления» и ООО «Омега-плюс». ООО «Центр Рекламного Управления» действует на основании агентского договора № 37 от 01.01.2008 г., заключенного с ООО «РА «Четверка». Согласно акту № 00000194 от 31.05.2008 г. и ответу на запрос № 16 от 23.09.2008 г., полученный от ООО «Центр Рекламного Управления» по данному акту производилась оплата с ООО «Рекламное Агентство «Четверка» за программу «Ваш доктор» («Экопульс»).
В свою очередь у ООО «РА «Четверка» заключен договор оказания услуг № 3 а от 20.02.2007 г. с ООО «РФМ», в соответствии с п. 2.1 которого заказчик (ООО «РА «Четверка») поручает, а компания (ООО «РФМ») обязуется обеспечивать оказание услуг по размещению рекламного и информационного материала в эфире телевизионного канала вещания 4 ТВК (СМИ «Четыре Медиа», 4 канал ТВ-3). ООО «РФМ» действует на основании лицензии на вещание СМИ «Четыре Медиа», следовательно, является рекламораспространителем.
Таким образом, при трансляции рекламы в телепрограммах на 4 канале «ТВ-3» ООО «РФМ» 14 мая 2008 г. года в период с 13.00 до 15.00 часов местного времени имеются признаки нарушения ч.1, ч.3 ст.14 и п. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона РФ от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
На основании ч.7 ст.38 Федерального закона РФ от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 14 и ч.7 ст. 24 Закона о рекламе.
Рекламораспространителем, в соответствии с п.7 ст.3 Федерального закона РФ от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что лицензия на вещание телепрограммы «Четыре Медиа», предоставляющая право осуществлять телевизионное вещание на 4 ТВК на территории г. Новосибирска и Новосибирской области, выдана ООО «РФМ», рекламораспространителем является ООО «РФМ».
Согласно п.4 абз. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается.
На заседание Комиссии Обществом был предоставлен отзыв, согласно которому Общество признает факт частичного нарушения ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ и не согласно со следующими доводами.
Рассматривая вменяемое нарушение ч.3 ст. 17 закона о рекламе Общество не согласно с порядком подсчета специалистами времени рекламы в акте проверки от 31.07.2008 г. Контрольная запись, предоставленная Обществом и фигурирующая в материалах дела, фиксировала трансляцию программ ТВ-3 и РФМ во временной промежуток с 12:52:30 до 14:52:30. Начало передачи «Красотка» соответствовало времени, заявленному в программе передач – 13:00 и на контрольной записи имеет временную отметку 0:07:32, в силу технических особенностей осуществления записи эфира. Поэтому подсчет времени рекламы, прошедшее на канале с 14:00 до 15:00 осуществлен неправильно и длительность рекламы составила 8 мин.53 сек. (1:59 (РБ №2) + 1:55 (РБ №3) + 1:59 (РБ №4) + 3:00(РБ №5)), что соответствует закону о рекламе и не превышает 15%.
ООО «РФМ» вменяется не ч. 3 ст. 17, а ч.3 ст. 14 закона о рекламе. Антимонопольным органом принимается во внимание вышеуказанный довод в части предоставления записи не с 13:00 до 15:00, а с 12: 52:30 до 14:52:30 (однако упоминания об этом факте не было не в одном сопроводительном письме не в каких-либо письменных пояснениях) и, таким образом, подсчет времени рекламы, прошедшей на канале с 14:00 до 15:00 составила 8 мин.53 сек. (1:59 (РБ №2) + 1:55 (РБ №3) + 1:59 (РБ №4) + 3:00 (РБ №5)). Вместе с тем, если отсчет времени исчисляется с 13:00 (как указано в программе передач), с момента выхода программы «Красотка», то в промежуток времени с 13:00 до 14:00 (14:00, согласно программе передач, время выхода сериала «Звездные врата) засчитывается следующая рекламная информация: 10 мин.51 сек. (рекламный сюжет в передаче «Красотка» о комплексе для похудения «Афродита») + 54 сек. (рекламный ролик «Афродита») + 2 мин. 39 сек. (рекламный блок 1) + 2 мин.17 сек. (рекламный ролик метода для похудения «Доктор Борменталь») + 59 сек. (рекламный ролик канала «Домашний») + 50 сек. (спонсорская реклама в передаче «Прогноз погоды») + 14 сек. (рекламный ролик «теплица «Дачная») + 9 мин.12 сек. (рекламный сюжет в передаче «Ваш доктор» о приборе «Экопульс») + 50 сек. (спонсорская реклама в передаче «Прогноз погоды») + 14 сек. (рекламный ролик «теплица «Дачная»). Общее количество времени трансляции рекламы с 13.00 до 14.00 составляет - 29 мин. 49 сек.
Вывод, отраженный в отзыве о том, что сюжеты в программе «Красотка» о комплексе для похудения «Афродита» и программе «Ваш доктор» о приборе «Экопульс» не являются рекламой ошибочен.
Согласно п. 1 абз. 1 ст. 3 закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Программа «Красотка», согласно программе передач, выходила с 13:00 (согласно акту проверки от 31.07.2008 г. с 13:07:32, рекламный сюжет выходил с 00:11:56, т.е. не с самого начала передачи). Именно с указанного времени начинается обсуждение комплекса «Афродита», он с небольшим интервалом во времени появляется в кадре то на близком расстоянии, то на отдаленном, т.е. ведущей и ее собеседником привлекается внимание телезрителей неопределенного круга лиц) к объекту рекламирования (комплексу «Афродите»), таким образом, рассказ о рекламируемом комплексе формирует и поддерживает интереса к нему и способствует его продвижению на рынке.
Аналогично и с прибором «Экопульс», о котором рассказывается в программе «Ваш доктор». Кроме того, довод Общества о том, что в программе «Ваш доктор» ведущей и доктором оговариваются противопоказания к применению с 00:59:30 по 01:01:00 трансляции программы и, следовательно, отсутствует нарушение ч.7 ст. 24 закона о рекламе не соответствует действительности. В силу ч. 7 ст. 24 закона о рекламе, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в телепрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «РФМ» (юридический адрес: 630091, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 5, фактический адрес: 630099, г. Новосибирск, ул. Военная, д. 2 подъезд 2, офис 13) нарушившим требования:
§ ч.1 ст. 14. закона о рекламе, согласно которому прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой;
§ ч.3 ст. 14 закона о рекламе, согласно которому общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа;
§ ч. 7 ст. 24. закона о рекламе, согласно которому реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов,
а следующую рекламу, распространенную 14 мая 2008 г. на канале 4 ТВК (СМИ «Четыре Медиа», канал ТВ-3), транслирующуюся в период с 13:00-14:00:
1) рекламный сюжет о комплексе для похудения «Афродита» показанный в программе «Красотка»;
2) рекламный ролик комплекса для похудения «Афродита» (продолжительностью 54 сек., после передачи «Красотка»);
3) рекламный блок № 1;
4) рекламный сюжет о методе для похудения Доктора Борменталя, показанный в передаче «Клиника Борменталь»;
5) рекламный ролик канала «Домашний»;
6) спонсорская реклама «Миасс-мебель», «Сибирский правовой центр», «Обьстройобъект», показанный в передаче «Прогноз погоды»;
7) рекламный ролик «теплица «Дачная» (продолжительность 14 сек., показанный после спонсорской рекламы в передаче «Прогноз погоды»);
8) рекламный сюжет о приборе для лечения псориатических поражений кожи «ECOPULSE», транслируемый в программе «Ваш доктор»;
рекламу, транслирующуюся в период с 14:00-15:00:
1) спонсорская реклама «Миасс-мебель», «Сибирский правовой центр», «Обьстройобъект», показанный в передаче «Прогноз погоды»;
2) рекламный ролик «теплица «Дачная» (продолжительность 14 сек., показанный после спонсорской рекламы в передаче «Прогноз погоды»), ненадлежащей рекламой.
2. Выдать ООО «РФМ» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме «23» января 2009 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Лопаткина Т.В.
Члены Комиссии Скоп Е. А.
Виногорова Ю. В.
Скорнякова В.Н.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
«22» января 2009 г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – Лопаткина Т.В.,
члены Комиссии - Скоп Е.А., Виногорова Ю.В., Скорнякова В.Н.,
на основании своего решения от 22 января 2009 г. по делу № 63, возбужденное по результатам проверки Общества с ограниченной ответственностью «РФМ» (юридический адрес: 630091, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 5, фактический адрес: 630099, г. Новосибирск, ул. Военная, д. 2 подъезд 2, офис 13) на предмет соблюдения ФЗ «О рекламе» с признаками нарушения требований:
§ ч.1 ст. 14. закона о рекламе, согласно которому прерывание телепрограммы или
телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой;
§ ч.3 ст. 14 закона о рекламе, согласно которому общая продолжительность распространяемой
в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа;
§ ч. 7 ст. 24. закона о рекламе, согласно которому реклама лекарственных средств,
медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. Обществу с ограниченной ответственностью ООО «РФМ» в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого прекратить распространение рекламы с нарушением требований:
§ ч.1 ст. 14. закона о рекламе, согласно которому прерывание телепрограммы или
телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой;
§ ч.3 ст. 14 закона о рекламе, согласно которому общая продолжительность распространяемой
в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа;
§ ч. 7 ст. 24. закона о рекламе, согласно которому реклама лекарственных средств,
медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
2. Обществу с ограниченной ответственностью ООО «РФМ» представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до «09» февраля 2009 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Лопаткина Т.В.
Члены Комиссии Скоп Е. А.
Виногорова Ю. В.
Скорнякова В.Н.