Решение №054/06/33-2016/2019 в результате проведения внеплановой проверки в отношении Сиб... от 25 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-2016/2019

25 октября 2019 года                                                                                  г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Сухоплюев Д.В.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

 

Заргаров А.М.

- зам. начальника отдела контроля закупок, зам. председателя Комиссии;

Можейкин М.А.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в результате проведения внеплановой проверки по материалам плановой ведомственной проверки ФТС России в период с 17.06.2019г. по 28.06.2019г. в отношении Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы России (далее – заказчик, СТУ ФТС России), проведенной согласно п. 2 ч. 15 ст. 99 ФЗ от 05.04.2014г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России из ФАС России поступили материалы плановой ведомственной проверки ФТС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок Сибирским таможенным управлением ФТС России, проведенной за период с 17.06.2019г. по 28.06.2019г.

Федеральная таможенная служба России в акте указала, что ею была осуществлена в период с 17.06.2019г. по 28.06.2019г. выборочная проверка порядка организации и проведения 31 процедуры определения поставщиков, а также порядка исполнения контрактов, заключенных по результатам указанного числа конкурентных процедур.

Изучив информацию, представленную Федеральной таможенной службой России, информацию, размещенную в единой информационной системе, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

  1. Электронный аукцион № 0151100008917000156 на поставку комплектующих и запасных частей для оборудования видеостены проводился с применением ограничений и условий допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 968 от 26.09.2016г. Вместе с тем, в извещении о закупке указанное требование не было установлено. Заказчик нарушил п. 10 ч. 1 ст. 42 ФЗ № 44-ФЗ.
  2. ФТС России в акте проверки указала на наличие в действиях СТУ ФТС России нарушений п. 6 ч. 1 ст. 73 ФЗ № 44-ФЗ при проведении запроса котировок № 0151100008918000045, а именно, в извещении об указанной закупке не установлены преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со ст. 29 ФЗ № 44-ФЗ.

Норма п. 6 ч. 1 ст. 73 ФЗ № 44-ФЗ утратила силу с 01.07.2018г. Таким образом, в данных действиях заказчика в настоящее время нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок не усматривается.

  1. ФТС России в акте проверки указала на наличие в действиях СТУ ФТС России (далее - заказчик) нарушений п. 5 ч. 5 ст. 63 ФЗ № 44-ФЗ при проведении электронных аукционов №№ 0151100008918000134, 0151100008918000090 и запроса котировок № 0151100008918000021, а именно, в извещениях об указанных закупках не установлены преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со ст. 30 ФЗ № 44-ФЗ.

Норма п. 5 ч. 5 ст. 63 ФЗ № 44-ФЗ о необходимости в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 ФЗ № 44-ФЗ указывать преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 ФЗ № 44-ФЗ, утратила силу с 01.07.2018г. Таким образом, в данных действиях заказчика при проведении электронных аукционов №№ 0151100008918000134, 0151100008918000090 нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок в настоящее время не усматривается. Кроме того, норма п. 5 ч. 5 ст. 63 ФЗ № 44-ФЗ не распространяет свое действие на отношения, складывающиеся вокруг такого способа определения поставщика, как запрос котировок.

  1. Электронный аукцион № 0151100008917000177 на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту легковых, грузовых автомобилей, микроавтобусов был опубликован 15.12.2017г. Сроком окончания подачи заявок согласно опубликованному извещению являлось 23.12.2017г. 9:00. 18.12.2017г. заказчиком были внесены изменения в документацию о данной закупке, при этом, срок окончания подачи заявок был оставлен без изменения.

Согласно ч. 6 ст. 63 ФЗ № 44-ФЗ (в ред. от 01.05.2019г.) в течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Таким образом, имело место сокращение сроков подачи заявок на участие в определении поставщика, чем заказчик нарушил ч. 6 ст. 63 ФЗ № 44-ФЗ. Указанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 8 ст. 7.30 ФЗ № 44-ФЗ.

  1. Электронные аукционы №№ 0151100008918000106, 0151100008918000107, 0151100008918000108 были опубликованы 14.11.2018г., 14.11.2018г., 15.11.2018г., соответственно.

В документациях о данных закупках были установлены требования о применении условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155. Указанный подзаконный нормативный акт утратил силу с 04.11.2018г. Таким образом, установление в документациях о закупках требований о применении нормативных актов, утративших силу, являлось неправомерным. Заказчик нарушил ч. 3 ст. 14 ФЗ № 44-ФЗ.

  1. Согласно п. 10 ч. 1 ст. 64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о контрактной службе, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта.

Документации о закупках №№ 0151100008918000099, 0151100008917000156, 0151100008918000178, 0151100008918000091, 0151100008918000103, 0151100008918000108, 0151100008918000081, 0151100008918000106, 0151100008918000107, 0151100008918000089, 0151100008918000049, 0151100008918000134, 0151100008918000188, 0151100008918000136, 0151100008918000135, 0151100008918000178, 0151100008918000011, 0151100008918000169, 0151100008918000139, 0151100008918000090 содержали информацию о наличии у заказчика контрактной службы, а также об ответственных за заключение контракта лицах.

По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, Законом о контрактной системе не определены параметры полноты информации, предусмотренной п. 10 ч. 1 ст. 64 ФЗ № 44-ФЗ, которая должна содержаться в документации о закупке, а именно, ФЗ № 44-ФЗ не обязывает заказчика включать информацию о лицах, входящих в состав контрактной службы. Ввиду указанного, в данных действиях заказчика отсутствуют нарушения ФЗ № 44-ФЗ.

  1. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 63 ФЗ № 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 ФЗ № 44-ФЗ указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Извещение об электронном аукционе № 0151100008918000089 содержит указание на установление единых требований к участникам в соответствии с ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Таким образом, извещение о закупке содержит требование о соответствии участников закупки п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, о необходимости наличия у участников закупки аттестата аккредитации органа по аттестации, выданного уполномоченным органом, в соответствии с требованиями по технической защите информации, содержащей государственную тайну, утвержденными приказом ФСТЭК России 20.10.2016 № 025, лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, выданную в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензии ФСТЭК России на осуществление мероприятий и оказание услуг в области защиты государственной тайны и лицензии ФСТЭК России на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации, выданных уполномоченным органом, в соответствии с требованиями по технической защите информации, содержащей государственную тайну, утвержденных приказом ФСТЭК России 20.10.2016 № 025.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в данных действиях заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок.

  1. Описание объекта закупки электронного аукциона № 0151100008918000092 на поставку многофункциональных устройств содержит требования к изменяемым и неизменяемым характеристикам МФУ. В числе требований к неизменяемым характеристикам товара содержится требование к году выпуска товара – «не ранее 2017г».

Пункт 2.2 документации содержит инструкцию по заполнению заявок на участие в данной закупке, которая предусматривает, что сведения, содержащиеся в заявке участника электронного аукциона, не должны допускать двусмысленных толкований. Вместе с тем, в данной инструкции не содержится конкретных запретов в отношении использования тех или иных символов при заполнении заявок участниками. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что поскольку показатель товара «год выпуска товара – не ранее 2017г.» относится согласно описанию объекта закупки к неизменяемым показателям, и инструкция не содержит запрета в заявке описывать данным показатель с использованием слов «не ранее», требования описания объекта закупки носят однозначный характер.

В данных действиях заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок.

  1. Пункт 2.2 документаций о закупках с номерами извещений, оканчивающихся на №№ 177, 134, 188, 136, 135, 178, 011, 169, 139, 090, 156, 078, 091, 103, 108, 081, 106, 107, 089, 049 содержит следующую информацию. Участник электронного аукциона вправе подать только одну заявку на участие в аукционе. Заявка на участие в аукционе, подготовленная участником электронного аукциона, а также вся корреспонденция, которой обмениваются участник электронного аукциона заказчик с оператором ЭП, должны быть на русском языке. Сведения, содержащиеся в заявке участника электронного аукциона, не должны допускать двусмысленных толкований.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что указанная в п. 2.2 документаций о закупках информация является инструкцией по заполнению заявок. Таким образом, в данных действиях заказчика отсутствуют нарушения ФЗ № 44-ФЗ.

  1. В соответствии с ч. 4 ст. 65 ФЗ № 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Ответы на запросы о разъяснении положений документаций по электронным аукционам № 0151100008918000092, 0151100008918000089 (2 из 3) размещены в ЕИС в виде документов с небуквенными символами. Таким образом, предмет запроса в данных ответах заказчика отсутствует. Заказчик нарушил ч. 4 ст. 65 ФЗ № 44-ФЗ.

Ответ заказчика на запрос о разъяснении положений документации электронного аукциона № 0151100008918000081 содержит информацию о том, что заказчик принял замечания участника к сведению и им будут внесены изменения в документацию о закупке. В указанных действиях заказчика отсутствуют нарушения законодательства о закупках.

  1. На основании п. 6 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44-ФЗ заказчик заключил контракт с единственным поставщиком (номер извещения - 0151100008919000015). В соответствии с ч. 2 ст. 93 ФЗ № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 ч. 1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

Извещение № 0151100008919000015 было подписано электронной цифровой подписью и направлено на размещение в Единой информационной системе – главным таможенным инспектором отдела организации закупок Шандура А.В. 14.03.2019г. Фактическое размещение в ЕИС указанной информации произошло 15.03.2019г. Контракт был заключен 20.03.2019г. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что действия, направленные на исполнение нормы ч. 2 ст. 93 ФЗ № 44-ФЗ, заказчиком были совершены в установленном Законом о контрактной системе порядке, при этом, особенностям интеграции ЕИС с используемым программным обеспечением заказчика, приведшим к нарушению сроков публикации информации в ЕИС, Комиссией Новосибирского УФАС России не может быть дана однозначная оценка.

  1. Согласно п. 1.2.4 описания объекта закупки товар должен быть новым. Согласно п. 4.1.3 контракта № 0151100008918000090-0001925-01 на поставку расходных материалов и комплектующих для принтеров и копировально-множительных аппаратов поставщик обязан поставить товар новый, не бывший в употреблении, невосстановленный, неперезаправленный, соответствующий техническим характеристикам, установленным фирмами-производителями. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что контракт был заключен на условиях, предусмотренных документацией о закупке, и, таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушения.
  2. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 103 ФЗ № 44-ФЗ объект закупки, цена контракта (отдельного этапа исполнения контракта) и срок исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), цена единицы товара, работы или услуги, наименование страны происхождения или информация о производителе товара в отношении исполненного контракта подлежат включению в реестр контрактов.

Приложение № 2 к контракту № 0151100008918000090-0001925-01, размещенному в реестре контрактов, не содержит информацию о цене единицы товара и количестве товара.

Таким образом, заказчик нарушил ч. 2 ст. 103 ФЗ № 44-ФЗ.

  1. Федеральной таможенной службой России в акте проверки применена нестандартная нумерация, а именно, реестровые номера контрактов не соотносятся с внутренними номерами контрактов. Ввиду указанного, не представляется возможным установить контракты с какими реестровыми номерами соответствуют контрактам с внутренними номерами заказчика №№ 091, 089, 081, 129ГК, 91ГК, 126ГК, 127ГК. Таким образом, факт допущения заказчиком нарушений не может быть установлен.
  2. В течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 ч. 2 ст. 103 ФЗ № 44-ФЗ информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена ч. 2 ФЗ № 44-ФЗ и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пп. 8, 10, 11 и 13 ч. 2 ФЗ № 44-ФЗ, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

ФТС в акте проверки указывает, что нарушения порядка и сроков размещения информации в реестре контрактов заказчиком допущены по контрактам №№ 177, 188, 136, 178, 169, 081, 089, 049, 129ГК, 105ГК, 91ГК, 126ГК, 89ГК, 156/17, 078, 091, 103, 108, 099, 134, 135, 011, 139, 9ГК, 092, 106, 107, 127ГК. Поскольку реестровые номера контрактов не сопровождаются буквенными символами, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что данные номера контрактов относятся к внутренней нумерации, присваиваемой заказчиком. Ввиду того, что не представляется возможным установить контракты с какими реестровыми номерами соответствуют контрактам с внутренними номерами №№ 177, 188, 136, 178, 169, 081, 089, 049, 129ГК, 105ГК, 91ГК, 126ГК, 89ГК, 156/17, 078, 091, 103, 108, 099, 134, 135, 011, 139, 9ГК, 092, 106, 107, 129ГК, 127ГК, Комиссия Новосибирского УФАС России не может установить в действиях заказчика нарушение порядка и сроков размещения информации предусмотренной ч. 2 ст. 103 ФЗ № 44-ФЗ, подлежащей размещению в соответствии с ч. 3 ст. 103 ФЗ № 44-ФЗ.

Установление в действиях СТУ ФТС России нарушений, относящихся к вопросам соответствия информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, соблюдения требований о нормировании в сфере закупок товаров, работ, услуг, соответствия информации об идентификационных кодах закупок, определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемой с единственным поставщиком, применения мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком условий контракта, проверки соответствия поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, использования поставленного товара, работы, услуги не относятся к полномочиям ФАС России и ее структурных подразделений в соответствии со ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 – 7.32, 7.32.5, ч. 7 ст. 19.5, ст. 19.7.2 настоящего Кодекса). Сроки давности привлечения к административной ответственности по ряду нарушений, допущенных заказчиком в 2017, 2018гг. при размещении информации в ЕИС по контрактам, в отношении которых была проведена данная проверка, истекли.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать заказчика – СТУ ФТС России нарушившим ч. 3 ст. 14, ч. 1 ст. 42, ч. 6 ст. 63, ч. 2 ст. 102 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны