Решение №054/01/14.8-1596/2019 по признакам нарушения ООО «Кремль» и ООО «Фортуна» ст. 14.... от 31 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 054/01/14.8-1596/2019

Резолютивная часть решения оглашена «19» декабря 2019 г.

Решение изготовлено в полном объеме «31» декабря 2019 г.                     г. Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии: <...> - заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы;

члены комиссии: <...> – главный специалист-эксперт отдела рекламы;

<...> – главный специалист-эксперт отдела рекламы;

рассмотрев дело № 054/01/14.8-1596/2019, возбужденное по признакам нарушения ООО «Кремль» (ИНН 5403016098, ОГРН 1165476092528) и ООО «Фортуна» (ИНН 5403047353, ОГРН 1195476007671) ст. 14.8 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении регулярных перевозок в границах г. Новосибирска в отсутствие заключённого с уполномоченным органом местного самоуправления г.Новосибирска в сфере транспортного обслуживания населения договора об осуществлении регулярных перевозок транспорта и багажа по муниципальному маршруту регулярных перевозок, по которым деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на территории г.Новосибирска осуществляют хозяйствующие субъекты, имеющие выданные в установленном порядке документы на оказание данных услуг населению,

в отсутствии:

- представителя ООО «ПАТП-1118» (не явился),

- представителя ООО «Кремль» (не явился),

- представителя ООО «Фортуна» (не явился),

- представителя ДТИДБК МЭРИИ (не явился),

УСТАНОВИЛА:

Новосибирским УФАС России по результатам рассмотрения заявления Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска (вх. № 2535 от 21.03.2019г.) по факту нарушения ООО «Кремль» антимонопольного законодательства при осуществлении нелегальных пассажирских перевозок по маршруту «Акатуйский ж/м – Магазин «Кристалл»», отмечается следующее.

В соответствии с п.7 ст. 4 Закона «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона «О защите конкуренции», хозяйствующий субъект – индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

П. 4 ст. 4 Закона «О защите конкуренции» установлено, что товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о конкуренции, недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из определения понятия «недобросовестная конкуренция» следует, что для квалификации совершенных деяний в качестве акта недобросовестной конкуренции, действия конкретного лица должны выполнять одновременно следующие условия:

- лицо, совершившее данное деяние, обладает признаком хозяйствующего субъекта (а также наличие конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами);

- наличие действия хозяйствующего субъекта (группы лиц);

- направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

- противоречие действия законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- совершенные действия способны причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.

ООО «ПАТП-1118» осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальному маршруту регулярных перевозок № 10 «с/х Левобережный - Акатуйский ж/м». Обществу выдана лицензия на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Сведения о маршруте № 10, в том числе о регистрационном номере 54МТ10/0116, перевозчике - ООО «ПАТП-1118» значатся в Реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Новосибирска, размещенном на официальном сайте города Новосибирска http://novo-sibirsk.ru. Указанный маршрут имеет Паспорт маршрута.

ООО «Кремль» (ИНН 5403016098, ОГРН 1165476092528) имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек и осуществляет перевозки транспортным средством марки Peugeot модели L4H2M2-A с государственным регистрационным знаком С5130С 154 по следующей схеме движения «Акатуйский ж/м - метро пл. Маркса (м. Кристалл)». Данный маршрут частично дублирует путь следования маршрута № 10.

Таким образом, рассматриваемые хозяйствующие субъекты действуют на одном товарном рынке и являются хозяйствующими субъектами – конкурентами на рынке пассажирских перевозок в границах города Новосибирска.

В соответствии с п. 3.5.1 Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 30.08.2016 № 3940, регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам выполняются в соответствии с условиями свидетельства, в том числе по установленным расписанию и пути следования.

В ходе мероприятий, проведенных в период с 25.02.2019 по 07.03.2019 контрольно-ревизорской службой МКУ «ЦУГАЭТ» установлен факт работы на линии нелегального перевозчика, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров транспортным средством марки Peugeot с государственным регистрационным знаком С5130С 154, принадлежащим ООО «Кремль», по схеме движения «Акатуйский микрорайон - Магазин «Кристалл». По результатам проверки в указанный период в интервале с 06.00 до 22.00 установлена регулярность осуществления пассажирских перевозок транспортным средством с государственным регистрационным знаком С 513 ОС 154 RUS, по направлению «Акатуйский микрорайон - Магазин «Кристалл».

ООО «Кремль» осуществляет перевозки по не установленному маршруту регулярных перевозок, сведения о котором отсутствуют в Реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Новосибирска.

Транспортное средство марки Peugeot с государственным регистрационным знаком С5130С 154 значится в договоре страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров № ENGX21856951893000, заключенному ООО «Кремль» с ПАО «САК Энергогарант».

Факт осуществления ООО «Кремль» регулярных перевозок пассажиров и багажа по установленному данным хозяйствующим субъектом маршруту «Акатуйский микрорайон - Магазин «Кристалл» подтверждается также размещенной в салоне указанного транспортного средства информацией о перевозчике - ООО «Кремль», информацией о договоре страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и схемой движения и опасных участков городского автобусного маршрута «Акатуйский микрорайон - Магазин «Кристалл».

Транспортное средство с государственным регистрационным знаком С5130С 154 находится в пользовании ООО «Кремль» на основании договора аренды транспортного средства от 10.01.2019г., заключенного с Латыповой А.А.

Согласно документам, представленным в адрес Новосибирского УФАС России, ООО «НСК 54» и ООО «Кремль» заключили договор фрахтования от 08.02.2019г., согласно которому ООО «Кремль» осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа пассажирским транспортом. Пунктом 3 дополнительного соглашения № 1 к данному договору фрахтования от 08.02.2019 определен маршрут и график оказания транспортных услуг по перевозке пассажиров:

«Наименование маршрута: ж/к Акатуйский - магазин Кристалл Остановочные пункты: остановка ж/к Акатуйский (остановочный павильон) - остановка Элсиб (остановочный павильон) - остановка Индустриальная (остановочный павильон) - остановка Торговый город Левобережный (остановочный павильон) - остановка пл. Сибиряков Гвардейцев (остановочный павильон) - остановка Издательство «Советская Сибирь» (остановочный павильон) - остановка Гвардейская в обратном направлении Вертковская (остановочный павильон) - остановка Покрышкина (остановочный павильон) - магазин Кристалл (остановочный павильон), далее в обратном направлении с остановками по требованию пассажиров, в обоих направлениях остановки по требованию пассажиров. Время работы: 06:00 -21:00. Интервал движения от конечного пункта (ж/к Акатуйский): 30 минут.

Согласно п. 100 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (ред. от 28.04.2015) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» пункты посадки (высадки) пассажиров, используемые для перевозок неопределенного круга лиц, могут совмещаться с остановочными пунктами маршрутов регулярных перевозок».

Между тем, в соответствии со статьей 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами.

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом по договору фрахтования, регулируются, в том числе Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Закон № 259-ФЗ).

Согласно ст. 5 Закона № 259-ФЗ перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.

Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 5 ст. 27 Закона № 259-ФЗ, если договором фрахтования предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.

При этом, заявителем представлены доказательства, подтверждающие факт работы на рассматриваемом транспортном средстве кондуктора, осуществляющего взимание платы за проезд и выдачу проездных талонов стоимостью 20 рублей.

Продажа билетов осуществляется только за наличный расчет, пассажирам выдаются чеки из терминала онлайн-кассы от ООО «Фортуна» (ИНН 5403047353, ОГРН 1195476007671). Чеки, полученные физическими лицами при проезде содержат реквизиты ООО Фортуна.

Несмотря на то, что ООО «Кремль» имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров АСС-54-000152 от 15.07.2016, сведения о нем, как о перевозчике, осуществляющем перевозку пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, не включены в Реестр, так же как и сведения о маршруте «Акатуйский микрорайон - магазин «Кристалл» (наименование маршрута приведено в соответствии с наименованием, указанным на схеме движения и опасных участков городского автобусного маршрута «Акатуйский микрорайон - Магазин «Кристалл», размещенной в салоне транспортного средства марки Peugeot модели L4H2M2-A с государственным регистрационным знаком С5130С 154) или маршруте «Акатуйский ж/м - метро пл. Маркса (магазин «Кристалл») (наименование маршрута приведено в соответствии с наименованием маршрута, указанным на трафарете, размещенном снаружи транспортного средства).

Из вышеизложенного следует вывод, что ООО «Кремль» имитирует оказание услуг заказной пассажирской перевозки по направлению «Акатуйский ж/м - метро пл. Маркса (м. Кристалл)», фактически осуществляя при этом регулярные перевозки пассажиров и багажа.

Таким образом, осуществление перевозок пассажиров по регулярному маршруту без надлежащим образом оформленных документов нарушает требования, установленные Положением об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах г. Новосибирска, утв. Постановлением мэрии г. Новосибирска №3940 от 30.08.19г.

Кроме того, осуществление ООО «Кремль» регулярных перевозок неопределенного круга лиц за плату, размер которой меньше установленного приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 13.11.2018 № 346-ТС регулируемого тарифа за перевозку пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в городском сообщении на одном товарном рынке с легальными перевозчиками - рынке услуг автомобильных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Новосибирска, т. е. в одинаковых географических границах, способно повлечь убытки добросовестных участников рынка, так как потенциальные пассажиры не видят существенных различий в перевозчиках.

Действия ООО «Кремль» (ИНН 5403016098, ОГРН 1165476092528), осуществляющего регулярные пассажирские перевозки без соответствующих разрешительных документов, влекут получение необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности (так как общество не несет расходы, связанные с ее осуществлением в части участия в проводимых департаментом конкурсах, приготовлением к осуществлению предпринимательской деятельности в части приобретения необходимого оборудования и прочего).

В соответствии с Аналитическим отчетом, подготовленным отделом товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России, по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке регулярных перевозок пассажиров автобусами на территории г.Новосибирска за период с июля 2018г. по август 2019г., установлено наличие конкурентных отношений между ООО «Кремль», ООО «Фортуна» и ООО «ПАТП-1118» на рынке регулярных перевозок пассажиров автобусами за период с июля 2018г. по август 2019г. на территории г. Новосибирска.

Кроме того, Новосибирским УФАС России установлено, что ООО «Фортуна» и ООО «Кремль» составляют одну группу лиц, на основании п.7 ст.9 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с п.9 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестной конкуренций считается действия хозяйствующего субъекта и группы лиц.

Таким образом, в данном случае присутствуют все обязательные критерии, которые позволяют квалифицировать действия хозяйствующих субъектов в качестве акта недобросовестной конкуренции, а именно наличие конкурентных отношений хозяйствующих субъектов на одном товарном рынке; направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; противоречие действия законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; способность действия причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.

Следовательно, действия группы лиц ООО «Фортуна» и ООО «Кремль» являются актом недобросовестной конкуренции.

На основании изложенного, «21» июня 2019г. Новосибирским УФАС России было вынесено Предупреждение № 2 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства ООО «Кремль» (ИНН 5403016098, ОГРН 1165476092528) и ООО «Фортуна» (ИНН 5403047353, ОГРН 1195476007671).

В соответствии с требованием, ООО «Кремль» и ООО «Фортуна» необходимо прекратить нарушение запрета на иные формы недобросовестной конкуренции, в соответствии со ст.14.8 Федерального закона «О защите конкуренции», а именно деятельности по осуществлению регулярных перевозок в границах г. Новосибирска в отсутствие заключённого с уполномоченным органом местного самоуправления г.Новосибирска в сфере транспортного обслуживания населения договора об осуществлении регулярных перевозок транспорта и багажа по муниципальному маршруту регулярных перевозок, по которым деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на территории г.Новосибирска осуществляют хозяйствующие субъекты, имеющие выданные в установленном порядке документы на оказание данных услуг населению.

Указанное нарушение хозяйствующим субъектам надлежало прекратить в срок до 19.07.2019г., о чем проинформировать антимонопольный орган.

В связи с тем, что ООО «Кремль» и ООО «Фортуна» своевременно не получили указанное Предупреждение и не имели возможности выполнить его в установленный срок, Новосибирским УФАС России срок исполнения Предупреждения был продлен до 16.08.2019г., о чем в адрес ООО «Кремль» и ООО «Фортуна» направлено соответствующее письмо.

В ответ на данное письмо, а также на Предупреждение № 2, ООО «Кремль» представлены пояснения (вх. № 5942э от 08.08.19), согласно которым ООО «Кремль» не осуществляет регулярных перевозок пассажиров и не создаёт недобросовестной конкуренции. Перевозки осуществлялись на основании договора фрахтования от 08.02.2019г., заключенного с ООО «НСК 54». Данная позиция не принимается Новосибирским УФАС России на основании изложенного выше.

В тоже время, Обществом не представлено документального подтверждения исполнения Предупреждения, в связи с чем Новосибирским УФАС России в адрес ООО «Кремль» было направлено очередное письмо с уведомлением о необходимости представить доказательства исполнения Предупреждения в установленные сроки. Ответ на данное письмо, а также документальное подтверждение исполнения Предупреждения ООО «Кремль» не представлено.

Ответ о выполнении Предупреждения № 2 от 21.06.19 ООО «Фортуна» также не представлен.

Таким образом, Предупреждение № 2 ООО «Кремль» и ООО «Фортуна» не исполнено. На основании ч.8 ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции», Новосибирским УФАС России возбуждено настоящее дело.

При рассмотрении дела Новосибирским УФАС России, на основании вышеизложенного, установлено, что действия ООО «Кремль» и ООО «Фортуна» по осуществлению регулярных перевозок в границах г. Новосибирска в отсутствие заключённого с уполномоченным органом местного самоуправления г.Новосибирска в сфере транспортного обслуживания населения договора об осуществлении регулярных перевозок транспорта и багажа по муниципальному маршруту регулярных перевозок, по которым деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на территории г.Новосибирска осуществляют хозяйствующие субъекты, имеющие выданные в установленном порядке документы на оказание данных услуг населению, содержат нарушение ст. 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».

25.09.2019г. на рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России директор ООО «ПАТП-1118» пояснил, что в настоящее время ООО «Кремль» не осуществляет рассматриваемую деятельность по маршруту «Акатуйский ж/м - метро пл. Маркса (м. Кристалл)». Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает выдачу Предписания о прекращении нарушения Федерального закона «О защите конкуренции» нецелесообразным.

20.11.2019г. Новосибирским УФАС России, по результатам рассмотрения дела 054/01/14.8-1596/2019 вынесено Заключение об обстоятельствах дела. Данное Заключение, в соответствии с ч.4 ст. 48.1 Закона «О защите конкуренции», было направлено сторонам по делу.

Возражений на Заключение об обстоятельствах дела в адрес Новосибирского УФАС России сторонами не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч.ч.1-4 ст.41, ч.1 ст.49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Кремль» (ИНН 5403016098, ОГРН 1165476092528; 630033, г.Новосибирск, улица Тюменская, дом 2, офис 304) и ООО «Фортуна» (ИНН 5403047353, ОГРН 1195476007671; 630033, г.Новосибирск, улица Тюменская, дом 2, офис 307) нарушившими:

ст. 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которой Не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

Нарушение выразилось в осуществлении регулярных перевозок в границах г. Новосибирска в отсутствие заключённого с уполномоченным органом местного самоуправления г. Новосибирска в сфере транспортного обслуживания населения договора об осуществлении регулярных перевозок транспорта и багажа по муниципальному маршруту регулярных перевозок, по которым деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на территории г.Новосибирска осуществляют хозяйствующие субъекты, имеющие выданные в установленном порядке документы на оказание данных услуг населению.

2. Не выдавать ООО «Кремль» и ООО «Фортуна» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КРЕМЛЬ"
ИНН 5403016098, ОГРН 1165476092528
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФОРТУНА"
ИНН 5403047353, ОГРН 1195476007671