Решение №054/06/33-2021/2022 обращение, содержащее материалы проверки ГУ МВД России по Кр... от 16 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-2021/2022

о результатах внеплановой проверки соблюдения

законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

«16» декабря 2022 года                                                                                                       г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

 

в отсутствие

рассмотрев обращение, содержащее материалы проверки ГУ МВД России по Красноярскому краю в отношении Отдела МВД России по г. Лесосибирску (ИНН 2454010557), указывающее на признаки нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупочных процедур в рамках государственного оборонного заказа,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступило обращение, содержащее материалы проверки ГУ МВД России по Красноярскому краю в отношении Отдела МВД России по г. Лесосибирску (ИНН 2454010557), указывающее на признаки нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупочных процедур в рамках государственного оборонного заказа.

  1. Материалами проверки ГУ МВД России по Красноярскому краю установлено, что в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 08.11.2021 № 0119100011221000015 на оказание в 2023 году услуг по сервисному и техническому обслуживанию оборудования телефонной связи АТС Коралл в рамках государственного оборонного заказа, вне рамок государственной программы вооружения, начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) составила 102 000,00 рублей.

Согласно п. 7.4.1 акта проверки, описание объекта закупки было произведено с нарушением п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

Так, при описании объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. В ином случае – заказчик должен обосновать в таком описании необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологий.

Порядок технической эксплуатации средств связи в МВД России определяется Наставлением по технической эксплуатации средств связи и автоматизации территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 30.11.2016 № 772, которым не предусмотрено проведение сервисного обслуживания средств связи. В ГОСТ 18322-2016 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения», введенном в действие приказом Росстандарта 28.03.2017 № 186-ст, отсутствует понятие «сервисное обслуживание». Таким образом, сервисное обслуживание не является частью технической эксплуатации средств связи.

В раздел 1.5 описания объекта закупки включены 6 наименований услуг, подлежащих выполнению в рамках сервисного и технического обслуживания оборудования телефонной связи АТС Коралл Р800, с описанием задачи каждой их них: консультация специалистов заказчика; дистанционный аудит (обследование) АТС; дистанционная настройка параметров АТС; настройка параметров; обслуживание оборудования АТС «Коралл» в соответствии с регламентом; обслуживание прикладного ПО.

При этом не определена периодичность их оказания, указано лишь количество обслуживании каждой из них – 12.

Вместе с тем, большинство из перечисленных услуг носят ситуативный характер, подлежат оказанию нерегулярно, по запросу (например, обеспечение ремонтно- восстановительных работ вышедшего из строя оборудования, консультации и тп.). Кроме того, оказание консультационных услуг и проведение дистанционного аудита не входит в перечень операций технического обслуживания, определенных Наставлением и Регламентом технического обслуживания АТС «Коралл»; планами-графиками технического обслуживания предусматривается квартальное, полугодовое и годовое техническое обслуживание средств связи (Т01, ТО2, ТОЗ). Проведение ежемесячного ТО, операции которого включены в описание объекта закупки, не предусмотрены.

Также в описании объекта закупки указаны отдельные виды работ, не подпадающие под понятие техническое обслуживание и не предусмотренные Регламентом, которые фактически выполняются в текущем режиме силами сотрудников ИТСиЗИ: создание транков, транковых групп и их настройка; расшивка кабеля; создание внутренней нумерации для единого номерного поля с другими АТС «Коралл» и т.д.

Таким образом, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ заказчиком при включении в описание объекта закупки требований, работ, периодичности оказания услуг, не соответствующих техническим регламентам и стандартам, не обоснована необходимость их применения.

Аналогичное описание объекта закупки предусмотрено заказчиком при осуществлении закупки на оказание услуг по сервисному и техническому обслуживанию оборудования телефонной связи АТС Коралл Р800, в рамках государственного оборонного заказа, вне рамок государственной программы вооружения с 01.01.2022 до 31.12.2022 (извещение от 22.10.2020 № 0119100011220000002).

По установленному факту заказчиком были представлены пояснения следующего содержания.

По результатам проведения электронного аукциона от 08.11.2021 № 0119100011221000015 на оказание в 2023 году услуг по сервисному и техническому обслуживанию оборудования телефонной связи АТС Коралл в рамках государственного оборонного заказа, вне рамок государственной программы вооружения был заключен контракт от 29.11.2021 № 2123188201162002454010557/2021-116 между Отделом МВД России по г. Лесосибирску и ООО «Полюс-С».

В контракт были включены работы, предусмотренные в соответствии с руководством по эксплуатации учрежденческо-производственных АТС типа «КОРАЛЛ-Р» (УПАТС Коралл-Р), предоставленным производителем данного оборудования АО «Коралл-Телеком» (г. Москва).

Комиссия Новосибирского УФАС России проанализировав представленные в материалы проверки информацию и документы установила следующее.

Отделом МВД России по г. Лесосибирску было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 08.11.2021 № 0119100011221000015 на оказание услуг по сервисному и техническому обслуживанию оборудования телефонной связи АТС «Коралл» в 2023 году, в рамках государственного оборонного заказа, вне рамок государственной программы вооружения, начальная (максимальная) цена контракта НМЦК составила 102 000,00 рублей.

Установлено, что в раздел 1.5 описания объекта закупки включены 6 наименований услуг, подлежащих выполнению в рамках сервисного и технического обслуживания оборудования телефонной связи АТС Коралл Р800, с описанием задачи каждой их них: консультация специалистов заказчика; дистанционный аудит (обследование) АТС; дистанционная настройка параметров АТС; настройка параметров; обслуживание оборудования АТС «Коралл» в соответствии с регламентом; обслуживание прикладного ПО.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В рассматриваемом случае, заказчиком представлена информация о соответствии установленных требований руководству по эксплуатации учрежденческо-производственных АТС типа «Коралл-Р».

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в ходе осуществления процедуры определения поставщика запросов на разъяснение положений документации об электронном аукционе участниками закупки не подавалось.

В материалы проверки не было представлено информации и документов, подтверждающих, что рассматриваемые действия заказчика привели к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Доказательств того, что действия заказчика носят существенный характер и повлияли или могли повлиять на результаты определения поставщика, не установлено.

Таким образом, в результате осуществления внеплановой проверки закупок (извещения от 08.11.2021 № 0119100011221000015, от 22.10.2020 № 0119100011220000002) Комиссия Новосибирского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

  1. Как указано в п. 7.4.2 акта проверки, формирование НМЦК произведено с нарушением ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, согласно разделу 4 аукционной документации, НМЦК определена методом сопоставимых рыночных цен (анализом рынка), на основе коммерческих предложений, поступивших от ООО «Телеа» (ИНН 7722354523), ООО «Полюс-С» (ИНН 2466269723) и ООО «Промфокус» (ИНН 2465330164), не являющегося участником рынка закупаемой услуги согласно данным ЕГРЮЛ.

Содержание коммерческих предложений идентично: ежемесячная стоимость услуги в них определена путем суммирования, зарплаты специалиста за 25 часов оказания каждой из услуг, включенных в описание объекта закупки: консультации специалистов заказчика, дистанционного аудита (обследования) АТС, дистанционной настройки параметров АТС, настройки параметров, обслуживания оборудования АТС «Коралл» в соответствии с регламентом и прикладного ПО. Общая стоимость услуги на 2023 год, указанная в коммерческих предложениях, сформирована путем умножения ежемесячной суммарной заработной платы специалистов на 12 месяцев.

Вместе с тем, как указывалось в п. 7.4.1 акта проверки, большинство из данных услуг носят ситуативный характер, подлежат оказанию нерегулярно, по запросу, т.е. не осуществляются ежемесячно в объеме 25 часов каждая. Кроме того, часть услуг не предусмотрена Наставлением и Регламентом. Таким образом, использование данных коммерческих предложений для формирования НМЦК влечет за собой ее завышение.

Аналогичным образом сформирована НМЦК по закупке от 22.10.2022 № 0119100011220000002: применено 3 коммерческих предложения, по содержанию и цене аналогичные вышеописанным, в том числе коммерческое предложение ИП Скворцова Александра Владимировича (ИНН 246519707851), не являющегося участником рынка закупаемой услуги. При этом, во всех коммерческих предложениях допущена идентичная ошибка: в заголовке указано наименовании услуги «сервисное и техническое обслуживание оборудования телефонной связи АТС Коралл Р 800, установленного в здании ОМВД России по г. Лесосибирску», в тексте коммерческого предложения указано телефонное оборудование АТС Коралл Р500.

Таким образом, при формировании НМЦК не соблюдены требования ч. 5 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ, что выразилось в использовании при обосновании НМЦК с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информации о цене услуг, полученной от исполнителей, не осуществляющих оказание идентичных услуг, планируемых к закупке, а также на основе ценовых предложений, включающих условия оказания услуг, не сопоставимые с реальной потребностью в них.

Также актом проверки установлен факт, что НМЦК сформирована как сумма цен 6 видов услуг, заказчиком в извещениях в разделе «Объекты закупки» указана единица измерения - месяцы, количество - 12.

 В калькуляции к государственному контракту также не прописана стоимость каждого вида услуги, входящей в состав сервисного и технического обслуживания оборудования АТС «Коралл».

По результатам определения поставщика по указанным закупкам были заключены контракты № 2020/58 от 10.11.2020 (период оказания услуг - с 01.01.2022 по 31.12.2022), № 2021/116 от 29.11.2021 (период оказания услуг - с 01.01.2023 по 20.12.2023) с единственным участником - ООО «Полюс-С» по цене, соответствующей НМЦК - 102 000,00 рублей.

 

Комиссия Новосибирского УФАС России проанализировав представленные в материалы проверки информацию и документы установила следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 20 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги (приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

В соответствии с п. 3.5.2, п. 3.6.2 вышеназванных Методических рекомендаций идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией, однородными признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

В соответствии с п. 3.10.1, п. 3.10.2 вышеназванных Методических рекомендаций запрос на предоставление ценовой информации, направляемый потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю), и (или) запрос о предоставлении ценовой информации, размещаемый в ЕИС (на официальном сайте или иных сайтах) или в печатных изданиях, может содержать подробное описание объекта закупки, включая указание единицы измерения, количества товара, объема работы или услуги; перечень сведений, необходимых для определения идентичности или однородности товара, работы, услуги, предлагаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с ч. 5 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с ч. 18 названной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

Таким образом, в результате осуществления внеплановой проверки закупок (извещения от 08.11.2021 № 0119100011221000015, от 22.10.2020 № 0119100011220000002) Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что выявленные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в рассматриваемой части нашли свое подтверждение.

Заказчиком нарушены требования ч. 2, ч. 3, ч. 5 ст. 22 Федерального закона 44-ФЗ, что предусматривает наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по вышеперечисленным нарушениям истек.

Руководствуясь ч. 10 ст. 99, п. 2 ч. 22 ст. 99, п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ Комиссия Новосибирского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

Установить в действиях Отдела МВД России по г. Лесосибирску нарушения ч. 2, ч. 3, ч. 5 ст. 22 Федерального закона 44-ФЗ.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны