Решение №054/06/33-2021/2022 обращение, содержащее материалы проверки ГУ МВД России по Кр... от 16 декабря 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 054/06/33-2021/2022
о результатах внеплановой проверки соблюдения
законодательства о контрактной системе в сфере закупок
«16» декабря 2022 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
в отсутствие …
рассмотрев обращение, содержащее материалы проверки ГУ МВД России по Красноярскому краю в отношении Отдела МВД России по г. Лесосибирску (ИНН 2454010557), указывающее на признаки нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупочных процедур в рамках государственного оборонного заказа,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступило обращение, содержащее материалы проверки ГУ МВД России по Красноярскому краю в отношении Отдела МВД России по г. Лесосибирску (ИНН 2454010557), указывающее на признаки нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупочных процедур в рамках государственного оборонного заказа.
- Материалами проверки ГУ МВД России по Красноярскому краю установлено, что в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 08.11.2021 № 0119100011221000015 на оказание в 2023 году услуг по сервисному и техническому обслуживанию оборудования телефонной связи АТС Коралл в рамках государственного оборонного заказа, вне рамок государственной программы вооружения, начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) составила 102 000,00 рублей.
Согласно п. 7.4.1 акта проверки, описание объекта закупки было произведено с нарушением п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).
Так, при описании объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. В ином случае – заказчик должен обосновать в таком описании необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологий.
Порядок технической эксплуатации средств связи в МВД России определяется Наставлением по технической эксплуатации средств связи и автоматизации территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 30.11.2016 № 772, которым не предусмотрено проведение сервисного обслуживания средств связи. В ГОСТ 18322-2016 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения», введенном в действие приказом Росстандарта 28.03.2017 № 186-ст, отсутствует понятие «сервисное обслуживание». Таким образом, сервисное обслуживание не является частью технической эксплуатации средств связи.
В раздел 1.5 описания объекта закупки включены 6 наименований услуг, подлежащих выполнению в рамках сервисного и технического обслуживания оборудования телефонной связи АТС Коралл Р800, с описанием задачи каждой их них: консультация специалистов заказчика; дистанционный аудит (обследование) АТС; дистанционная настройка параметров АТС; настройка параметров; обслуживание оборудования АТС «Коралл» в соответствии с регламентом; обслуживание прикладного ПО.
При этом не определена периодичность их оказания, указано лишь количество обслуживании каждой из них – 12.
Вместе с тем, большинство из перечисленных услуг носят ситуативный характер, подлежат оказанию нерегулярно, по запросу (например, обеспечение ремонтно- восстановительных работ вышедшего из строя оборудования, консультации и тп.). Кроме того, оказание консультационных услуг и проведение дистанционного аудита не входит в перечень операций технического обслуживания, определенных Наставлением и Регламентом технического обслуживания АТС «Коралл»; планами-графиками технического обслуживания предусматривается квартальное, полугодовое и годовое техническое обслуживание средств связи (Т01, ТО2, ТОЗ). Проведение ежемесячного ТО, операции которого включены в описание объекта закупки, не предусмотрены.
Также в описании объекта закупки указаны отдельные виды работ, не подпадающие под понятие техническое обслуживание и не предусмотренные Регламентом, которые фактически выполняются в текущем режиме силами сотрудников ИТСиЗИ: создание транков, транковых групп и их настройка; расшивка кабеля; создание внутренней нумерации для единого номерного поля с другими АТС «Коралл» и т.д.
Таким образом, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ заказчиком при включении в описание объекта закупки требований, работ, периодичности оказания услуг, не соответствующих техническим регламентам и стандартам, не обоснована необходимость их применения.
Аналогичное описание объекта закупки предусмотрено заказчиком при осуществлении закупки на оказание услуг по сервисному и техническому обслуживанию оборудования телефонной связи АТС Коралл Р800, в рамках государственного оборонного заказа, вне рамок государственной программы вооружения с 01.01.2022 до 31.12.2022 (извещение от 22.10.2020 № 0119100011220000002).
По установленному факту заказчиком были представлены пояснения следующего содержания.
По результатам проведения электронного аукциона от 08.11.2021 № 0119100011221000015 на оказание в 2023 году услуг по сервисному и техническому обслуживанию оборудования телефонной связи АТС Коралл в рамках государственного оборонного заказа, вне рамок государственной программы вооружения был заключен контракт от 29.11.2021 № 2123188201162002454010557/2021-116 между Отделом МВД России по г. Лесосибирску и ООО «Полюс-С».
В контракт были включены работы, предусмотренные в соответствии с руководством по эксплуатации учрежденческо-производственных АТС типа «КОРАЛЛ-Р» (УПАТС Коралл-Р), предоставленным производителем данного оборудования АО «Коралл-Телеком» (г. Москва).
Комиссия Новосибирского УФАС России проанализировав представленные в материалы проверки информацию и документы установила следующее.
Отделом МВД России по г. Лесосибирску было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 08.11.2021 № 0119100011221000015 на оказание услуг по сервисному и техническому обслуживанию оборудования телефонной связи АТС «Коралл» в 2023 году, в рамках государственного оборонного заказа, вне рамок государственной программы вооружения, начальная (максимальная) цена контракта НМЦК составила 102 000,00 рублей.
Установлено, что в раздел 1.5 описания объекта закупки включены 6 наименований услуг, подлежащих выполнению в рамках сервисного и технического обслуживания оборудования телефонной связи АТС Коралл Р800, с описанием задачи каждой их них: консультация специалистов заказчика; дистанционный аудит (обследование) АТС; дистанционная настройка параметров АТС; настройка параметров; обслуживание оборудования АТС «Коралл» в соответствии с регламентом; обслуживание прикладного ПО.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В рассматриваемом случае, заказчиком представлена информация о соответствии установленных требований руководству по эксплуатации учрежденческо-производственных АТС типа «Коралл-Р».
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в ходе осуществления процедуры определения поставщика запросов на разъяснение положений документации об электронном аукционе участниками закупки не подавалось.
В материалы проверки не было представлено информации и документов, подтверждающих, что рассматриваемые действия заказчика привели к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Доказательств того, что действия заказчика носят существенный характер и повлияли или могли повлиять на результаты определения поставщика, не установлено.
Таким образом, в результате осуществления внеплановой проверки закупок (извещения от 08.11.2021 № 0119100011221000015, от 22.10.2020 № 0119100011220000002) Комиссия Новосибирского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
- Как указано в п. 7.4.2 акта проверки, формирование НМЦК произведено с нарушением ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ.
Так, согласно разделу 4 аукционной документации, НМЦК определена методом сопоставимых рыночных цен (анализом рынка), на основе коммерческих предложений, поступивших от ООО «Телеа» (ИНН 7722354523), ООО «Полюс-С» (ИНН 2466269723) и ООО «Промфокус» (ИНН 2465330164), не являющегося участником рынка закупаемой услуги согласно данным ЕГРЮЛ.
Содержание коммерческих предложений идентично: ежемесячная стоимость услуги в них определена путем суммирования, зарплаты специалиста за 25 часов оказания каждой из услуг, включенных в описание объекта закупки: консультации специалистов заказчика, дистанционного аудита (обследования) АТС, дистанционной настройки параметров АТС, настройки параметров, обслуживания оборудования АТС «Коралл» в соответствии с регламентом и прикладного ПО. Общая стоимость услуги на 2023 год, указанная в коммерческих предложениях, сформирована путем умножения ежемесячной суммарной заработной платы специалистов на 12 месяцев.
Вместе с тем, как указывалось в п. 7.4.1 акта проверки, большинство из данных услуг носят ситуативный характер, подлежат оказанию нерегулярно, по запросу, т.е. не осуществляются ежемесячно в объеме 25 часов каждая. Кроме того, часть услуг не предусмотрена Наставлением и Регламентом. Таким образом, использование данных коммерческих предложений для формирования НМЦК влечет за собой ее завышение.
Аналогичным образом сформирована НМЦК по закупке от 22.10.2022 № 0119100011220000002: применено 3 коммерческих предложения, по содержанию и цене аналогичные вышеописанным, в том числе коммерческое предложение ИП Скворцова Александра Владимировича (ИНН 246519707851), не являющегося участником рынка закупаемой услуги. При этом, во всех коммерческих предложениях допущена идентичная ошибка: в заголовке указано наименовании услуги «сервисное и техническое обслуживание оборудования телефонной связи АТС Коралл Р 800, установленного в здании ОМВД России по г. Лесосибирску», в тексте коммерческого предложения указано телефонное оборудование АТС Коралл Р500.
Таким образом, при формировании НМЦК не соблюдены требования ч. 5 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ, что выразилось в использовании при обосновании НМЦК с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информации о цене услуг, полученной от исполнителей, не осуществляющих оказание идентичных услуг, планируемых к закупке, а также на основе ценовых предложений, включающих условия оказания услуг, не сопоставимые с реальной потребностью в них.
Также актом проверки установлен факт, что НМЦК сформирована как сумма цен 6 видов услуг, заказчиком в извещениях в разделе «Объекты закупки» указана единица измерения - месяцы, количество - 12.
В калькуляции к государственному контракту также не прописана стоимость каждого вида услуги, входящей в состав сервисного и технического обслуживания оборудования АТС «Коралл».
По результатам определения поставщика по указанным закупкам были заключены контракты № 2020/58 от 10.11.2020 (период оказания услуг - с 01.01.2022 по 31.12.2022), № 2021/116 от 29.11.2021 (период оказания услуг - с 01.01.2023 по 20.12.2023) с единственным участником - ООО «Полюс-С» по цене, соответствующей НМЦК - 102 000,00 рублей.
Комиссия Новосибирского УФАС России проанализировав представленные в материалы проверки информацию и документы установила следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 20 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги (приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).
В соответствии с п. 3.5.2, п. 3.6.2 вышеназванных Методических рекомендаций идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией, однородными признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.
В соответствии с п. 3.10.1, п. 3.10.2 вышеназванных Методических рекомендаций запрос на предоставление ценовой информации, направляемый потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю), и (или) запрос о предоставлении ценовой информации, размещаемый в ЕИС (на официальном сайте или иных сайтах) или в печатных изданиях, может содержать подробное описание объекта закупки, включая указание единицы измерения, количества товара, объема работы или услуги; перечень сведений, необходимых для определения идентичности или однородности товара, работы, услуги, предлагаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с ч. 5 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с ч. 18 названной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Таким образом, в результате осуществления внеплановой проверки закупок (извещения от 08.11.2021 № 0119100011221000015, от 22.10.2020 № 0119100011220000002) Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что выявленные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в рассматриваемой части нашли свое подтверждение.
Заказчиком нарушены требования ч. 2, ч. 3, ч. 5 ст. 22 Федерального закона 44-ФЗ, что предусматривает наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по вышеперечисленным нарушениям истек.
Руководствуясь ч. 10 ст. 99, п. 2 ч. 22 ст. 99, п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ Комиссия Новосибирского УФАС России,
РЕШИЛА:
Установить в действиях Отдела МВД России по г. Лесосибирску нарушения ч. 2, ч. 3, ч. 5 ст. 22 Федерального закона 44-ФЗ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.