Решение №054/06/14-614/2023 жалоба ООО «МИКРОСИСТЕМЫ» на действия заказчика – ИФП СО РАН от 12 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/14-614/2023

«12» апреля 2023 года                                                                                                      г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии …

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «МИКРОСИСТЕМЫ» на действия заказчика – ИФП СО РАН при проведении электронного аукциона № 0351100006023000005 на поставку настольного сканирующего электронного микроскопа, начальная (максимальная) цена контракта 8 000 000,00 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «МИКРОСИСТЕМЫ» с жалобой на действия заказчика – ИФП СО РАН при проведении электронного аукциона 0351100006023000005 на поставку настольного сканирующего электронного микроскопа (далее – Оборудование).

Суть жалобы ООО «МИКРОСИСТЕМЫ» заключается в следующем.

Заказчиком неправомерно применены условия, предусмотренные пп. а) п.1.3 Приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Приказ Минфина России № 126н).

Заявка ООО «МИКРОСИСТЕМЫ» № 113864679 была допущена к участию в электронном аукционе, так как заявка № 113908928 содержала указание на страну происхождения оборудования – Российская Федерация, но не содержала подтверждающие документы и (или) информацию в соответствии с требованиями п.3(1) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее – Постановление Правительства РФ № 878).

В связи с тем, что в заявке № 113908928 была продекларирована страна происхождения оборудования – Российская Федерация, а в заявке победителя электронного аукциона ООО «МИКРОСИСТЕМЫ» продекларирована страна происхождения – Китай, аукционной комиссией заказчика было принято решение о заключении контракта с ООО «МИКРОСИСТЕМЫ» по цене, сниженной на 20 процентов, в соответствии с пп. а) п.1.3 Приказа Минфина России № 126н.

Таким образом, по мнению подателя жалобы, применение условий, предусмотренных пп. а) п.1.3 Приказа Минфина России № 126н, неправомерно, так как в составе заявки № 113908928 не представлены подтверждающие документы и (или) информация о том, что страной происхождения товара является Российская Федерация.

ИФП СО РАН в возражениях на жалобу ООО «МИКРОСИСТЕМЫ» сообщило следующее.

Данная закупка осуществлялась в рамках реализации федерального проекта «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров» национального проекта «Наука и университеты».

В извещении об осуществлении закупки были установлены условия допуска товара, происходящего из иностранных государств или группы иностранных государств в соответствии с Приказом Минфина России № 126н и ограничения допуска радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 878.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона было подано 3 заявки:

- заявка № 113864679 от ООО «МИКРОСИСТЕМЫ», в заявке указана страна происхождения оборудования - Китай;

- заявка № 113908928 от ООО «Залер», в заявке указана страна происхождения оборудования – Российская Федерация;

- заявка № 113898433 от ООО «Фарма», в заявке указана страна происхождения оборудования – Китай.

В связи с тем, что в заявке ООО «Залер» была указана страна происхождения оборудования – Российская Федерация, но заявка не содержала подтверждающие документы и (или) информацию в соответствии с п.3(1) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, аукционная комиссия ИФП СО РАН не отклонила заявки, содержащие предложения о поставке оборудования, происходящего из иностранных государств (за исключением государств – членов ЕАЭС).

При этом, в соответствии с п.1.6 Приказа Минфина России № 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях к Приказу Минфина России № 126н, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе) наименования страны происхождения товара.

Таким образом, на основании того, что в заявке ООО «Залер» была указана страна происхождения оборудования – Российская Федерация, а в заявке победителя электронного аукциона ООО «МИКРОСИСТЕМЫ» указана страна происхождения оборудования – Китай, аукционная комиссия заказчика приняла решение о заключении контракта с ООО «МИКРОСИСТЕМЫ» по цене, сниженной на 20 процентов, в соответствии с пп. а) п.1.3 Приказа Минфина России № 126н.

На основании вышеизложенного, заказчик просил признать жалобу ООО «МИКРОСИСТЕМЫ» необоснованной.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе заявка участника закупки должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.3 и ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если данным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные ст.14 Закона о контрактной системе запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Объектом закупки является настольный сканирующий электронный микроскоп, при этом заказчиком установлены ограничения допуска радиоэлектронной продукции и условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, а именно:

- условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Приказом Минфина России № 126н;

- ограничения допуска радиоэлектронной продукции в рамках мер по стимулированию производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 878.

 Согласно п.1.6 Приказа Минфина России № 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях к Приказу Минфина России № 126н является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ № 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень к Постановлению Правительства РФ № 878, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.

Подтверждением производства радиоэлектронной продукции является:

- номер реестровой записи из реестра, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);

- номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);

- копия сертификата по форме СТ-1.

 Как следует из документов, представленных ООО «РТС-тендер», на участие в закупке подано 3 заявки, при этом к поставке предложены оборудование иностранного происхождения (Китай) (заявки с номерами: 113864679, 113898433), а также заявка с оборудованием российского производства (заявка с номером 113908928).

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 05.04.2023 г. все заявки участников признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям, установленным в извещении о закупке.

При этом, как следует из информации, содержащейся в составе заявок участников закупки, ни одна из заявок не содержит предусмотренной п.3(1) Постановления Правительства РФ № 878, информации о происхождении необходимого к поставке оборудования.

Таким образом, Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 878 не подлежало применению, поскольку не соблюдено условие, предусмотренное п.3(1) Постановления Правительства РФ № 878.

В соответствии с пп. а) п.1.3 Приказа Минфина России № 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в Приложении № 2 к Приказу Минфина России № 126н и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).

Данная закупка осуществляется в рамках реализации федерального проекта «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров» национального проекта «Наука и университеты».

По результатам проведения электронного аукциона победителем признано ООО «МИКРОСИСТЕМЫ» (заявка с номером 113864679), заявка которого содержит предложение о поставке оборудования иностранного происхождения (Китай).

Вместе с тем, участник закупки с номером заявки 113908928 предложил к поставке оборудование, указав страну происхождения товара - Российская Федерация.

Согласно п.1.6 Приказа Минфина России № 126н участнику закупки требуется только указать (декларировать) в заявке наименование страны происхождения товара.

Таким образом, положения Приказа Минфина России № 126н не обязывают участника закупки предоставлять документы, подтверждающие страну происхождения товара, в том числе предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 878, так как указанные нормативные правовые акты применяются для разных целей при процедуре определения поставщика, а также предполагают различный механизм подтверждения страны происхождения товара.

На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России не усматривает нарушений в действиях заказчика в части применения условий пп. а) п.1.3 Приказа Минфина России № 126н. Довод жалобы ООО «МИКРОСИСТЕМЫ» не нашел своего подтверждения.

 При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок выявлено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

В описании объекта закупки заказчиком установлено требование об оснащении закупаемого оборудования программным обеспечением, которое должно иметь функцию архива изображений и функцию анализа изображений (проведение линейных измерений, проведение угловых измерений на полученных изображениях), следовательно, заказчиком должен был быть установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ № 1236) или включено в извещение о проведении закупки обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.

Вместе с тем, в нарушение положений ч.3 ст.14, п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ № 1236 заказчиком данный запрет установлен не был, обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, не размещено.

В действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу ООО «МИКРОСИСТЕМЫ» на действия заказчика – ИФП СО РАН при проведении электронного аукциона № 0351100006023000005 на поставку настольного сканирующего электронного микроскопа необоснованной.

2) Признать заказчика нарушившим ч.3 ст.14, п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе и положения Постановления Правительства РФ № 1236.

3) Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4) Передать материалы ответственному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны