Решение №054/01/18.1-89/2021 жалоба ООО «ЭнергоКомплект-Групп» на действия заказчика торг... от 25 января 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
054/01/18.1-89/2021
25января2021года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
…
рассмотрев посредством ВКС жалобуОбщества с ограниченной ответственностью «ЭнергоКомплект-Групп» (далее – ООО «ЭнергоКомплект-Групп») (вх. № 433э от 14.01.2021 года) на действия заказчика торгов Акционерного общества «Региональные электрические сети» (далее – АО «РЭС») при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку вводов высоковольтных (извещение № 32009746879 на сайте https://zakupki.gov.ru),
….
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «ЭнергоКомплект-Групп» (вх. № 433э от 14.01.2021 года) на действия заказчика торгов АО «РЭС» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку вводов высоковольтных (извещение № 32009746879 на сайте https://zakupki.gov.ru).
Заявитель сообщает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с подп. б п. 3 ч. 13 ст. 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения: результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе: оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.
При этом указание только на пункты положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка, не отменяет обязанность Заказчика указывать конкретные основания отклонения заявки.
В настоящем случае податель жалобы указывает на осуществление Заказчиком закупки, в том числе с нарушением положений Закона о закупках (в частности, на нарушение со стороны заказчика ч. 1 ст. 3, ч. 13 ст. 3.2 Закона о закупках) при проведении закупочной процедуры, что является основанием для принятия жалобы к рассмотрению, поскольку содержит доводы об осуществлении закупки с нарушением требований Закона о закупках.
Таким образом, жалоба содержит основания, предусмотренные п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, а антимонопольный орган обязан выполнить свои функции (полномочия) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, возложенные на него законодательством, в рамках своей компетенции и в установленном процессуальном порядке.
При таких обстоятельствах полномочия административного органа определены ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, ч. 2 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, п. 5.3.2.8 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре 32009746879, заявка Общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоКомплект-Групп» № 535100 не допущена на основании несоответствия пункту 8.9 Извещении об осуществлении конкурентной закупки. Согласно Извещению об осуществлении конкурентной закупки п. 8.9: «К оценке не допускаются участники конкурентной процедуры при предложении товаров, работ, услуг, не соответствующих требованиям, указанным в документации о закупке и приложениях к ней».
По мнению подателя жалобы заявка № 535100 полностью соответствуют требованиям закупочной документации.
В протоколе отсутствует четкое и недвусмысленное обоснование принятого заказчиком решения о причинах отклонения заявки № 535100, действия Заказчика, по мнению подателя жалобы, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 3, части 13 статьи 3.2 Закона о закупках, препятствуют участникам закупки в будущем не допускать формирования предложения в соответствии с требованиями Заказчика, создают искусственные барьеры для формирования заявки. К числу основополагающих принципов закупочной деятельности закон относит принцип информационной открытости, прозрачности закупочных процедур (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках). Применительно к составлению протоколов рассмотрения поданных участниками заявок, их оценки и сопоставления соблюдение принципа информационной открытости означает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на то, каким именно положениям закупочной документации и в какой собственной части эта заявка не соответствует, либо причины начисления того или иного количества баллов поданным заявкам (если оценка и сопоставление таких заявок осуществляются на основании присвоения баллов), а также причины признания той или иной заявки победителем закупочной процедуры с тем, чтобы исключить возможность Заказчика (Организатора закупки) в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения. Участникам же закупки должна быть предоставлена возможность, в случае несогласия с соответствующим решением Заказчика (Организатора закупки), оспорить его в установленном законом порядке, в связи с чем не опубликование указанной информации непосредственно затрагивает права и законные интересы участников закупочных процедур.
Такой правовой подход наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Податель жалобы указывает, что в настоящем случае указанный протокол содержит лишь общие формулировки о причинах отклонения заявки № 535100 без обоснования принятия такого решения, в частности, отсутствует обоснование принятия решения о признании предложенного товара не соответствующим требованиям, указанным в закупочной документации.
Учитывая отсутствие в протоколе четкого и недвусмысленного обоснования принятого Заказчиком решения о причинах отклонения заявки, ООО «ЭнергоКомплект-Групп» считает, что в действиях Заказчика имеются нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 3, части 13 статьи 3.2 Закона о закупках.
Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре 32009746879 подтверждается, что четыре заявки из пяти были отклонены по идентичным причинам, а именно: «не соответствует п. 8.9 Извещения об осуществлении конкурентной закупки».
АО «РЭС»предоставилоследующие возражения на доводы жалобы.
АО «РЭС» полагает, что обоснованно отклонило заявку ООО «ЭнергоКомплект-Групп» ввиду предложения указанным участником высоковольтного ввода, не соответствующего требованиям, указанным в документации о закупке.
01.12.2020 г. АО «РЭС» разместило на электронной торговой площадке www.roseltorg.ruи в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ruИзвещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку вводов высоковольтных.
Согласно п. 2.2 Извещения количество поставляемого товара и краткое описание предмета закупки определено в Приложении № 1 (перечень позиций) к закупочной документации.
Согласно Приложению № 1 к закупочной документации АО «РЭС» проводило конкурс в целях закупки вводов высоковольтных ГКВП III-90-126/2000 ИВУЕ.686.352.232 (24 шт.).
При этом в п. 2.10 Извещения и Приложении № 1 к закупочной документации АО «РЭС» в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» указало на допустимость предложения участниками эквивалентов/аналогов с техническими характеристиками, не ухудшающими заявленные.
В силу п. 8.9 Извещения к оценке не допускаются участники конкурса при предложении товаров, не соответствующих требованиям, указанным в документации о закупке и приложениях к ней.
В соответствии с техническими характеристиками ввода высоковольтного для выключателей ГКВП III-90-126/2000 ИВУЕ.686.352.232, размещенными,в частности, на официальном сайте завода-изготовителя данноговыключателя (МОСИЗОЛЯТОР) (https://mosizolvator.ru/files/nodus_items/0000/0470/document-470-1362393138.pdf),ток термической стойкости в течение 3 секундIth, кА - 50.
Тип: Черт. номер: ГКВПШ-90-126/2000 01 ИВУЕ.686352.232 Ввод конденсаторного типа с внутренней RIP-изоляцией и полимерной внешней изоляцией для выключателей
Особенности конструкции:
|
Рис. 1 Технические данные ввода высоковольтного ГКВП III-90-126/2000 ИВУЕ. 686.352.232
В соответствии с техническим предложением ООО «ЭнергоКомплект-Групп» (согласно жалобе заявка № 535100) последним был предложен ввод для выключателей с RIP изоляцией для наружной установки с полимерной внешней изоляцией FBRGL-126/2000
Номер чертежа: ОСХ.302.050.087, Номенклатурный номер <...> S. При этом указанный участник приложил к заявке инструкцию по эксплуатации трансформаторного ввода и образец паспорта на линейный ввод.
Согласно представленному ООО «ЭнергоКомплект-Групп» техническому описанию ток термической стойкости в течение 2 секунд Ith, кА - 50.
Технические характеристики: |
|
|
|
Напряжение наибольшее рабочее 50/60 Гц |
Um |
кВ |
126 |
Напряжение наибольшее рабочее (фаза-земля) |
Um (phase-eaith) |
кВ |
73 |
Напряжение испытательное для измерения уровня частичных разрядов (ЧР) |
UPD |
кВ |
126 |
Уровень ЧР: |
PD level |
пКл |
<5 |
Напряжение испытательное 50Гц в течение 1 минуты: |
Up |
кВ |
230 |
Напряжение испытательное грозового импульса полной волны 1.2/50 мкс: |
BILjfll waye |
кВ |
550 |
Номинальный ток: |
Ir |
A |
2 000 |
Максимальный рабочий ток: Imax |
Imax |
A |
2 000 |
Сечение проводника: при Imax |
Сobductorcross section |
mm2 |
960 |
Ток термической стойкости в течение 2 секунд: |
Ith [2s] |
кА |
50 |
Ток динамической стойкости |
Id |
kA |
125 |
Длина пути дуги: |
FO distance |
MM |
1 140 |
Длина пути утечки: не менее |
Creep age distance |
MM |
3 906 |
Температура окружающей среды: |
Ambient temperature |
°C |
-60...+55 |
Температура трансформаторного масла: максимальная / максимальная среднесуточная |
Transf. oil temperature |
°C |
+ 100/ +90 |
Испытательная консольная нагрузка в течение 1 минуты при комнатной температуре, прилагаемая под прямым углом относительно оси ввода на внешнем выводе: |
Cantilever test load |
H |
4 000 |
Уровень напряжения радиопомех, измеренный при 1,1Uxp/√3 |
|
mkB |
<2500 |
Масса: |
Mass |
КГ |
150 |
Рис. 2. Технические характеристики ввода FBRGL-126/2000 Номер чертежа: ОСХ.302.050.087 |
Необходимо отметить, что закупка высоковольтных вводов осуществляется АО «РЭС» в целях их установки на выключатели на объектах электросетевого хозяйства, от которых осуществляется электроснабжение большого количества потребителей, социально-значимых объектов.
Продолжительность времени протекания тока короткого замыкания, в течение которого оборудование не повреждается, напрямую влияет на его прочность (чем больше время протекания короткого замыкания, тем прочнее оборудование). Следовательно, термическая стойкость ввода в течение 3 секунд позволяет в большей степени обеспечивать бесперебойное и надежное функционирование оборудования объектов электросетевого хозяйства.
Таким образом, ООО «ЭнергоКомплект-Групп» предложило для поставки ввод высоковольтный, имеющий технические характеристики, не соответствующие заявленным АО «РЭС» требованиям.
При таких обстоятельствах АО «РЭС» обоснованно отклонило заявку ООО «ЭнергоКомплект-Групп» ввиду предложения указанным участником высоковольтного ввода, не соответствующего требованиям, указанным в документации о закупке, правомерно указав на несоответствие данной заявки п. 8.9 Извещения.
Исходя из законодательства, правоприменительной практики, документации о закупке, ссылка в протоколе на несоответствие пункту 8.9 Извещения об осуществлении конкурентной закупки в качестве основания отклонения заявки ООО «ЭнергоКомплект-Групп» является достаточной и не свидетельствует о нарушении принципа информационной открытости закупки.
Согласно ч. 13 ст. 3.2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:
- дата подписания протокола;
- количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
- результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;
- результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);
- причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;
- иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
Протокол рассмотрения АО «РЭС» первых частей заявок на участие в конкурсе № 32009746879 содержит все требуемые сведения, в том числе, основание отклонения заявки ООО «ЭнергоКомплект-Групп» № 535100 посредством указания на ее несоответствие п. 8.9 Извещения об осуществлении конкурентной закупки.
Подпункт «б» п. 3 ч. 13 ст. 3.2 № 223-ФЗ обязывает заказчика указать в протоколе положение документации о закупке, которым не соответствует заявка, и не закрепляет обязанности по дополнительному обоснованию причины отклонения заявки.
Как было указано ранее, согласно п. 8.9 Извещения к оценке не допускаются участники конкурса при предложении товаров, не соответствующих требованиям, указанным в документации о закупке и приложениях к ней.
Таким образом, АО «РЭС» четко указало основание отклонения заявки № 535100.
Содержание закупочной документации и протокола, составленного по итогам рассмотрения первых частей заявок, в совокупности позволяет участнику закупки проверить и оценить правомерность отклонения его заявки.
ООО «ЭнергоКомплект-Групп», являющееся профессиональным участником хозяйственного оборота, имеет возможность сравнить технические характеристики ввода высоковольтного ГКВП III-90-126/2000 ИВУЕ.686.352.232 с характеристикамипредложенного им аналога и обнаружить несоответствие.
Участник, убежденный в том, что предложенный им товар соответствует требованиям закупочной документации, в любом случае не лишен возможности обратиться с жалобой в антимонопольный орган в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
При таких обстоятельствах в действиях АО «РЭС» отсутствует нарушение ч. 1 ст. 3, ч. 13 ст. 3.2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Позиция АО «РЭС» подтверждается правоприменительной практикой (правовая позиция Арбитражного суда Московского округа, отраженная в Постановлении от 03.12.2020 г. по делу № А40-23216/2019).
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
АО «РЭС»осуществляет закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон №223-ФЗ) на основании Положенияо закупках товаров, работ, услуг для нуждАО «РЭС»(далее – Положение), утвержденного Советом директоров АО «РЭС» (протокол № 15 от 18.05.2020 г.), а также в соответствии с Документацией о закупке для проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку вводов высоковольтных (далее – Документация).
01.12.2020года в Единой информационной системе в сфере закупки (далее - ЕИС) АО «РЭС»опубликовало извещение № 32009746879 о проведении торгов в форме конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку вводов высоковольтных (извещение № 32009746879 на сайте https://zakupki.gov.ru).
11.12.2020 ООО «ЭнергоКомплект-Групп» подало заявку на участие в закупке. Заявке присвоен номер <...> .
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» целями регулирования настоящего Федерального закона, в частности, является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно п. 2.2. Извещения, количество поставляемого товара и краткое описание предмета закупки определено в Приложении № 1 (перечень позиций) к закупочной документации.
Согласно Приложению № 1 к закупочной документации АО «РЭС» проводило конкурс в целях закупки вводов высоковольтных ГКВП III-90-126/2000 ИВУЕ.686.352.232 (24 шт.).
Согласно п. 2.10 Извещения и Приложению № 1 к закупочной документации АО «РЭС» в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» указало на допустимость предложения участниками эквивалентов/аналогов с техническими характеристиками, не ухудшающими заявленные.
В соответствии с требуемыми заказчику техническими характеристиками ввода высоковольтного для выключателей ГКВП III-90-126/2000 ИВУЕ.686.352.232, размещенными на официальном сайте завода-изготовителя данного выключателя (МОСИЗОЛЯТОР), ток термической стойкости в течение 3 секунд Ith, кА - 50.
В соответствии с техническим предложением ООО «ЭнергоКомплект-Групп» последним был предложен ввод для выключателей с RIP изоляцией для наружной установки с полимерной внешней изоляцией FBRGL-126/2000.Согласно представленному ООО «ЭнергоКомплект-Групп» техническому описанию ток термической стойкости в течение 2 секунд Ith, кА - 50.
Таким образом, ООО «ЭнергоКомплект-Групп» предложило товар, имеющий технические характеристики, не соответствующие заявленным АО «РЭС» требованиям.
Заказчик АО «РЭС» указывает, что закупка высоковольтных вводов осуществляется АО «РЭС» в целях их установки на выключатели на объектах электросетевого хозяйства, от которых осуществляется электроснабжение большого количества потребителей, социально-значимых объектов.
Продолжительность времени протекания тока короткого замыкания, в течение которого оборудование не повреждается, напрямую влияет на его прочность (чем больше время протекания короткого замыкания, тем прочнее оборудование). Следовательно, термическая стойкость ввода в течение 3 секунд позволяет в большей степени обеспечивать бесперебойное и надежное функционирование оборудования объектов электросетевого хозяйства.
Согласно п. 8.9 извещения, п. 6.5 Документации, в случае если заявка участника или сам участник не отвечают какому-либо из обязательных требований, указанных в документации о закупке, данная заявка отклоняется.
Таким образом, АО «РЭС» правомерно отклонило заявку ООО «ЭнергоКомплект-Групп».
Согласно пп. б п. 3 ч. 13 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать,в том числе,результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числеоснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.
Протокол рассмотрения АО «РЭС» первых частей заявок на участие в конкурсе № 32009746879 содержит указания на несоответствиезаявки ООО «ЭнергоКомплект-Групп» № 535100 пункту 8.9 Извещения об осуществлении конкурентной закупки.
Таким образом, в действиях заказчика АО «РЭС» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку вводов высоковольтных (извещение № 32009746879 на сайте https://zakupki.gov.ru) не усматривается нарушение порядка организации и проведения торгов.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобуООО «ЭнергоКомплект-Групп» (вх. № 433э от 14.01.2021 года) на действия заказчика торгов АО «РЭС» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку вводов высоковольтных (извещение № 32009746879 на сайте https://zakupki.gov.ru)необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.