Решение №054/06/14-160/2024 в отношении Федеральное казенное учреждение «Восточно-Сибирс... от 25 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/14-160/2024

«25» января 2024 года                                                                                               г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

в присутствии представителей Федерального казенного учреждения «Восточно-Сибирское окружное Управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» – <...> по доверенности № ВС/ДПГ-6 от 22.01.2024, <...> по доверенности № ВС/ДПГ-21 от 08.12.2023,

в присутствии представителя ООО «Галион СБ» – <...> по доверенности № 23/01 от 10.07.2023,

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Галион СБ» (ИНН: 9717138827, КПП: 771701001) на действия (бездействие) субъекта контроля – Федеральное казенное учреждение «Восточно-Сибирское окружное Управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ИНН: 3808016102, КПП: 380801001) (далее – ФКУ «ВСОУМТС МВД России»), совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе № 0334100000223000169 на поставку систем видеонаблюдения (цифровых) в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ № 231380801610238080100100002592640211,

УСТАНОВИЛА:

29.12.2023 заказчиком в единой информационной системе (далее – ЕИС) на электронной площадке ООО «РТС-тендер» было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0334100000223000169 на поставку систем видеонаблюдения (цифровых) в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ № 231380801610238080100100002592640211.

Начальная (максимальная) цена контракта – 14 871 650,00 руб.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Условиями закупки установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1236).

15.01.2024 заказчиком подписан и размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона № 0334100000223000169 № ИЭА1 от 15.01.2024. В электронном аукционе приняло участие 6 участников закупки. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) членами комиссии заказчика по осуществлению закупок принято решение о несоответствии требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, 4 заявок, участвующих в закупке. В связи с чем по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке победителем аукциона был признан участник закупки с идентификационным № 115694795, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, с ценовым предложением 14 790 000,00 руб.

В соответствии с протоколом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона № 0334100000223000169 № ИЭА1 от 15.01.2024 заявка участника закупки с идентификационным № 115073259 (ООО «Галион СБ», податель жалобы) была отклонена на основании п. 5 ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 44-ФЗ: «согласно п. 24 извещения об электронном аукционе № 0334100000223000169, п. 1.4 приложения №3 к извещению об электронном аукционе № 0334100000223000169 установлен запрет в соответствии с Постановлением № 1236 на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств для IP-камер; подтверждением соответствия программ для IP-камер требованиям является указание участником закупки в составе заявки на участие в закупке порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения. В заявке участника отсутствует указание порядкового номера реестровой записи программного обеспечения для IP-камер».

Податель жалобы считает, что заявка соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки, предлагаемый ООО «Галион СБ» товар соответствует требованиям аукционной документации. ООО «Галион СБ» предоставило данные порядкового номера реестровой записи программного обеспечения для IP-камер, цифровые системы видеонаблюдения работают под программным обеспечением TRASSIR и имеют реестровую запись № 1615 от 05.09.2016 в Едином реестре программного обеспечения.

На основании вышеизложенного, податель жалобы просил признать необоснованным решение заказчика о несоответствии заявки ООО «Галион СБ» требованиям законодательства, отменить итоговый протокол определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0334100000223000169 от 15.01.2024.

На жалобу ООО «Галион СБ» от заказчика поступили возражения следующего содержания.

29.12.2023 заказчиком в ЕИС на электронной площадке ООО «РТС-тендер» было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0334100000223000169 на поставку систем видеонаблюдения (цифровых) в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ № 231380801610238080100100002592640211.

Заказчик полагает, что принятое решение является законным по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 Постановления № 1236 условиями закупки установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Одной из составных частей систем видеонаблюдения (цифровых) являются видеокамеры цифровые (IP-камеры), имеющие HD-формат: Full HD 1080р. В соответствии с ГОСТ Р 51558-2014 (изменение № 1) «Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний» (статья 3.47) «3.47 цифровая видеокамера (digital camera): Видеокамера, предназначенная для преобразования оптического изображения в цифровой телевизионный видеосигнал». Таким образом, необходимые к поставке видеокамеры оснащены программным обеспечением.

Согласно приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22.09.2020 № 486 «Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (далее – Приказ № 486) к такому встроенному программному обеспечению, относятся следующие классы:

 

Классификатор

Описание класса программ для электронных вычислительных машин и баз данных

Код(числовое обозначение) раздела или класса программ для электронных вычислительных машин и баз данных

Код (числовое обозначение) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности

Раздел

Класс

Встроенное

программное

обеспечение

Встроенные системные программы: BIOS, UEFI и иные

встроенные

системные программы

Программное обеспечение, которое должно храниться в постоянной памяти и должно обеспечивать работоспособность и управление техническими (аппаратными) компонентами устройств (средств вычислительной техники, телекоммуникационных устройств, устройств интернета вещей, сенсорах и роботах)

01.01

62

 

Встроенные системные программы - операционные системы

Встроенные системные управляющие программы, которые должны храниться в постоянной памяти и обеспечивать управление вычислительными ресурсами устройств (блоков управления устройствами), включая смарт-карты, и их взаимодействие с внешней средой

01.02

62

 

Встроенные

прикладные

программы

Встроенные программы, которые должны храниться в постоянной памяти и обеспечивать выполнение устройством предопределенных задач

01.03

62

При этом Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных содержит сведения об указанном выше в классификаторе программном обеспечении для цифровых видеокамер (IР-камер):

1) порядковый номер реестровой записи № 12343 наименование программного обеспечения – «Мастер В» (Встроенные системные программы: BIOS, UEFI и иные встроенные системные программы);

2) порядковый номер реестровой записи № 17768, наименование программного обеспечения – «СОКОЛ» – встраиваемое программное обеспечение для цифровых видеокамер;

3) порядковый номер реестровой записи № 501204, наименование программного обеспечения микропрограммное обеспечение «Нексус»;

4) порядковый номер реестровой записи № 490569, наименование программного обеспечения – программное обеспечение для IP–камер серии QVC;

5) порядковый номер реестровой записи № 16744, наименование программного обеспечения – Микропрограммное обеспечение IP–камер «Beward».

Заявитель в своей заявке указал порядковый номер реестровой записи в реестре российского программного обеспечения с реестровой записью № 1615 от 05.09.2016 на программное обеспечение «TRASSIR профессиональная система видеонаблюдения».

Согласно информации из реестра российского программного обеспечения, данное программное обеспечение в соответствии с Приказом № 486 не относится к классу встроенного программного обеспечения.

Исходя из описания программного обеспечения на сайте производителя ООО «ДССЛ», а также консультации с региональным представительством компании-производителя, следует, что программное обеспечение «TRASSIR» с реестровой записью № 1615 – это автоматизированная система, назначением которой является организация видеонаблюдения, интеллектуальная обработка и хранение видеоинформации, а также предоставление средств доступа к видеоинформации оперативно-диспетчерскому персоналу, оно не является встроенным/предустановленным программным обеспечением для IP-камер, а устанавливается централизованно на видеосервер для организации различных конфигураций системы видеонаблюдения, исходя из потребностей заказчика. Данное программное обеспечение позволяет интегрировать при помощи лицензий различные IP-камеры с собственным встроенным программным обеспечением в единую видеосистему.

Заказчиком запрошено официальное письмо с разъяснениями от производителя «ТРАССИР профессиональная система видеонаблюдения» ООО «ДССЛ» об уточнении информации о данном программном обеспечении. ООО «ДССЛ» подтверждает, что «TRASSIR» профессиональная система видеонаблюдения» относится к классу программного обеспечения для решения специфических задач, имеет различные версии под конкретные задачи и служит для организации видеонаблюдения, обработки, хранения информации, а также предоставления доступа к видеоинформации, что предполагает установку на оборудование с наличием операционной системы и исключает установку данного обеспечения непосредственно на видеокамеры.

В связи с вышеуказанным, при рассмотрении заявок комиссия по осуществлению закупок заказчика приняла решение об отклонении заявки ООО «Галион СБ» на основании п. 24 извещения об электронном аукционе № 0334100000223000169, пункта 1.4 приложения № 3 к извещению об электронном аукционе в связи с непредставлением документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 44-ФЗ.

Изучив предоставленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

29.12.2023 заказчиком в единой информационной системе (далее – ЕИС) на электронной площадке ООО «РТС-тендер» было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0334100000223000169 на поставку систем видеонаблюдения (цифровых) в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ № 231380801610238080100100002592640211.

Начальная (максимальная) цена контракта – 14 871 650,00 руб.

Условиями закупки установлен запрет в соответствии с Постановлением № 1236.

Обращений о разъяснении положений извещения о проведении закупки № 0334100000223000169 участниками закупки не подавалось.

15.01.2024 заказчиком подписан и размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона № 0334100000223000169 № ИЭА1 от 15.01.2024. В электронном аукционе приняло участие 6 участников закупки. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) членами комиссии заказчика по осуществлению закупок принято решение о несоответствии требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки 4 заявок, участвующих в закупке. В связи с чем по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке победителем аукциона был признан участник закупки с идентификационным № 115694795, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, с ценовым предложением 14 790 000,00 руб.

В соответствии с протоколом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона № 0334100000223000169 № ИЭА1 от 15.01.2024 заявка участника закупки с идентификационным № 115073259 (ООО «Галион СБ», податель жалобы) была отклонена на основании п. 5 ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 44-ФЗ информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами

В соответствии с пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Федерального закона № 44-ФЗ члены комиссии по осуществлению закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Федерального закона № 44-ФЗ, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.п. 1-8 ч. 12 ст. 48 Федерального закона № 44-ФЗ.

ООО «Галион СБ» предоставило данные порядкового номера реестровой записи программного обеспечения для IP-камер № 1615 от 05.09.2016. Предлагаемое к закупке ООО «Галион СБ» программное обеспечение не относится к классу встроенного программного обеспечения, в соответствии с информацией из реестра программного обеспечения № 1615 от 05.09.2016 код продукции в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности – 58.29.12 обеспечение программное сетевое на электронном носителе.

Представитель ООО «Галион СБ» в ходе рассмотрения жалобы по существу также пояснил, что программное обеспечение не встраиваемое и может поставляться, в том числе на съёмном носителе.

Согласно извещению об осуществлении закупки № 0334100000223000169 от 29.12.2023, заказчик закупает системы видеонаблюдения (цифровые) с предустановленным программным обеспечением, при этом в документации о закупке не установлено, что в рамках исполнения контракта на осуществление закупок камер видеонаблюдения необходимо установить программное обеспечение.

При этом на этапе подведения итогов определения поставщика члены комиссии по осуществлению закупок заказчика в соответствии с пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Федерального закона № 44-ФЗ проверяют заявки на участие в закупке на соответствие извещению об осуществлении закупки.

Заявка участника закупки с идентификационным № 115073259 не соответствует требованиям, установленным извещением о закупке № 0334100000223000169, так как в документацией о закупке поставка программного обеспечения на электронном носителе не предусмотрена.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что комиссия по осуществлению закупок ФКУ «ВСОУМТС МВД России» обосновано отклонила заявку участника закупки с идентификационным № 115073259 (ООО «Галион СБ»).

При этом, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что предметом закупки № 0334100000223000169 от 29.12.2023 в данной ситуации является оборудование, а не программное обеспечение. Программы, которые могут поставляться с оборудованием, являются встроенными микропрограммами, необходимыми для функционирования закупаемого оборудования.

В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме от 30.12.2022 № ПИ/118987/22, а также позиции Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, изложенной в письме от 15.15.2022 № П11-2-05-106-94501, если в документации о закупке установлено, что в рамках исполнения контракта на осуществление закупок камер видеонаблюдения необходимо установить программное обеспечение, то запрет, установленный Постановлением № 1236, распространяется на такую закупку. При этом, законодательством дополнительно не регламентированы случаи применения запрета, предусмотренного Постановлением № 1236, когда объектом закупки являются камеры видеонаблюдения с предустановленным программным обеспечением, без которого применение видеооборудования по назначению невозможно, и в извещении или документации о закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком нарушены требования ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ. При этом, Комиссия Новосибирского УФАС России усматривает возможность материалы ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности должностных лиц заказчика не передавать, в связи с тем, что позиция по вопросу применения требований Постановления № 1236 при осуществлении закупки камер видеонаблюдения с предустановленным программным обеспечением была сформирована в конце 2022 – начале 2023 года и в настоящее время изменилась.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15 Федерального закона № 44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Галион СБ» (ИНН: 9717138827, КПП: 771701001) на действия (бездействие) субъекта контроля – Федеральное казенное учреждение «Восточно-Сибирское окружное Управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ИНН: 3808016102, КПП: 380801001) (далее – ФКУ «ВСОУМТС МВД России»), совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе № 0334100000223000169 на поставку систем видеонаблюдения (цифровых) в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ № 231380801610238080100100002592640211, необоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим требования ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ.

3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в извещение об осуществлении закупки. Комиссии по осуществлению закупок отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.

4. Материалы ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности не передавать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны