Решение б/н Решение по делу №14 в отношении муниципального казенного учр... от 4 апреля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

            г. Новосибирск

Резолютивная часть решения оглашена 29 марта 2012г.

В полном объёме решение изготовлено 3 апреля 2012г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А. – заместителя руководителя управления, председатель Комиссии;

Камнева Н. П. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Крюкова О.В. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства   № 14, возбуждённое  06.03.2012 года по признакам нарушения муниципальным казенным учреждением «Управление образования и молодежной политики» города Бердска Новосибирской области (ул. М. Горького, д. 7, г. Бердск, Новосибирская область, 633010) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии:

заявителей: директора ООО «Чистый город-7» «…».  и директора ООО «Вербена» «…»

от ответчика: директора муниципального казенного учреждения «Управление образования и молодежной политики» города Бердска Новосибирской области  «…»., представителей по доверенности «…»

УСТАНОВИЛА

В Новосибирское УФАС России поступило заявление ООО «Чистый город-7» (вх. № 405 от 23.01.2012г.) и заявление ООО «Вербена» (вх. № 1076 от 13.02.2012г.), в которых сообщается следующее.

В январе 2011 года между ООО «Чистый город-7» и муниципальными дошкольными и образовательными учреждениями г. Бердска были заключены договоры на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых отходов сроком на один год. Согласно п. 8.2. договоров, если ни одна из сторон за месяц до окончания срока действия договора не заявит о расторжении договора, то договор считается пролонгированным на следующий год. До истечения действия договора ни одно из учреждений не подало заявление о расторжении договора, в связи, с чем договоры были пролонгированы на 2012 год.

В сентябре 2011 года между ООО «Вербена» и муниципальными дошкольными и образовательными учреждениями г. Бердска были заключены договоры на оказание услуг по сбору и транспортировке твердых отходов сроком на один год.

В конце января 2012 года в муниципальные дошкольные и образовательные учреждения г. Бердска поступило письмо от 17.01.2012г. № 5п из муниципального казенного учреждения «Управление образования и молодежной политики» города Бердска Новосибирской области, в котором директор «…» в целях обеспечения выполнения  требований СанПин 2.4.1.2660-10 и СанПин 2.4.2.2821-10 просил руководителей образовательных учреждений заключить договоры по организации вывоза мусора и других бытовых отходов на 2012 год с МУП «Спецавтохозяйство». Договоры, заключенные с другими организациями, «…» просил расторгнуть и до 25.01.2012г. представить в муниципальное казенное учреждение «Управление образования и молодежной политики» города Бердска Новосибирской области копии договоров, заключенных с МУП «Спецавтохозяйство».

19.01.2012г.  МКУ «Управление образование и молодежной политики»  в адрес руководителей образовательных учреждений  направило письмо ( исх. 10/1п), в котором было указано, что служебное письмо № 5п от 17.01.2012г. «Об организации мусора и бытовых отходов» носит рекомендательный характер.

Руководствуясь письмом муниципального казенного учреждения «Управление образования и молодежной политики» города Бердска Новосибирской области № 5п от 17.01.2012г., муниципальные дошкольные и образовательные учреждения г. Бердска принялись расторгать договоры с ООО «Чистый город-7» и ООО «Вербена» и заключать договоры с МУП «Спецавтохозяйство».

            И.о. директора МУП «Спецавтохозяйство» «…» представил в Новосибирское УФАС России объяснение (№ 629 от 27.01.2012г.), в котором сообщил, что между МУП «Спецавтохозяйство» и ООО «Чистый город-7» происходит конкуренция, и в действиях МУП «Спецавтохозяйство» нет нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 44, части 12 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении муниципального казенного учреждения «Управление образования и молодежной политики» города Бердска Новосибирской области (приказ от 06.03.2012 года № 38)  было возбуждено  дело № 14  по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №  135-ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении настоящего дела директор ООО «Вербена» «….»  сообщил, что его компания занимается сбором и транспортировкой твердых бытовых отходов в г. Бердске. В сентябре 2011г. между ООО «Вербена» и  образовательными и дошкольными учреждениями г. Бердска  были заключены договоры на транспортировку твердых бытовых отходов сроком на один год. В соответствии с условиями заключенных договоров они были пролонгированы на 2012г.  В январе 2012г. а адрес ООО «Вербена» стали поступать письма от вышеуказанных организаций о расторжении договоров на транспортировку твердых бытовых отходов. В письмах были ссылки на письмо Муниципального казенного учреждения «Управление образования и молодежной политики» г. Бердска Новосибирской области от 17.01.2012г., в котором содержалась просьба расторгнуть договоры  на организацию вывоза мусора и других бытовых отходов с другими организациями, заключить договоры на вывоз мусора с МУП «Спецавтохозяйство» и представить в МКУ «Управление образования и молодежной политики копии перезаключенных договоров в  срок до 25.01.2012г.

Таким образом, МКУ принудило контрагентов ООО «Вербена» расторгнуть договоры на вывоз мусора, что подтверждается письмами организаций, в  которых они просят о расторжении договоров в связи с  письмом МКУ «Управление образования и молодежной политики» от 17.01.2012г. .

Кроме того, заявитель пояснил, что за все время работы с образовательными учреждениями соблюдались все СанПины и не было составлено ни одного акта, свидетельствующего о ненадлежащем выполнении ООО «Вербена»  обязательств по вывозу мусора.

Директор ООО «Чистый город-7» поддержал доводы, изложенные заявителем ООО «Вербена», подтвердил, что с ним также были расторгнуты договоры  на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов в связи с  указанием МКУ «Управление  образования и молодежной политики».  

Заявители просили признать МКУ нарушившим антимонопольное законодательство и выдать предписание о прекращении нарушения.  

При рассмотрении настоящего дела  представитель муниципального казенного учреждения «Управление образования и молодежной политики» города Бердска Новосибирской области сообщил, что в конце 2011 года в городе Бердске был создано МУП «Спецавтохозяйство». В связи  с тем, что указанным предприятием были предложены более выгодные условия вывоза мусора и твердых бытовых отходов с территории образовательных учреждений (цена и периодичность) по сравнению с другими организациями, было принято решение письменно проинформировать об этом факте подведомственные муниципальному казенному учреждению «Управление образования и молодежной политики» (далее – МКУ «УО и МП») муниципальные образовательные учреждения.

В  результате было составлено и направлено в подведомственные учреждения письмо от 17.01.2012г. № 5п. Однако текст письма не вполне точно отразил то намерение, с которым оно было составлено. Исполнитель представил письмо на подпись директору МКУ «УО и МП» без предварительного согласования текста письма с юрисконсультом.

18.01.2012г. в МКУ  «УО и МП» по  телефону стали поступать обращения руководителей подведомственных учреждений с вопросом о своих дальнейших действиях, им было разъяснено, что письмо от 17.01.2012г. № 5-п носит рекомендательный характер и учреждения должны руководствоваться в своей деятельности действующим гражданским законодательством.  

Кроме того, 19.01.2012г. подведомственные учреждения письмом от 19.01.2012г. № 10/1 п дополнительно к устному разъяснению были проинформированы, что письмо от 17.01.2012г. № 5п носит рекомендательный характер.

Таким образом, МКУ «УО и МП» не оказывал давление на руководителей образовательных учреждений с целью расторжения действующих договоров по вывозу мусора и заключения новых  - с МУП «Спецавтохозяйство».

Указанный факт подтверждается тем, что не все образовательные учреждения расторгли действующие договоры и заключили новые договоры с МУП «Спецавтохозяйство». Не заключили договоры с МУП «Спецавтохозяйство» следующие учреждения: МБОУ «Экономический лицей», МБОУ СОШ № 13, Лицей № 7, ДЮШЦ «Маэстро», в том числе само  МКУ «УО и МП».   

МКУ «УО и МП» при направлении рекомендательного письма руководствовалось принципом результативности  и  эффективности использования бюджетных средств.  МУП «Спецавтохозяйство» направило в нашу организацию коммерческое предложение, в котором была указана стоимость 1кбм равная 154,40 руб., меньшая чем в ООО «Чистый  город-7» (154, 99 руб.) и ООО «Вербена  (156,50 руб.). К тому же МУП «Спецавтохозяйство» предложило большую периодичность вывоза мусора.

Кроме того, прокуратура уже проводила проверку деятельности МКУ «УО и МП», в результате которой  нарушения не выявлены. Выдано предостережение.

На основании изложенного представители МКУ «Управление образование и молодежной политики» просили настоящее дело прекратить в связи с отсутствием в действиях   МКУ «Управление образования и молодежной политики» нарушений антимонопольного законодательства.  

 Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

Муниципальное казенное учреждение «Управление образования и молодежной политики» города Бердска Новосибирской области направило в адрес образовательных учреждений письмо от 17.01.2012 года № 5п «Об организации вывоза мусора и бытовых отходов» с просьбой с целях выполнения требований СанПин 2.4.1.2660-10 и СанПин 2.4.2.2821-10 заключения договора на 2012 год по организации вывоза мусора и других бытовых отходов с МУП «Спецавтохозяйство» (с указанием адреса МУП «Спецавтохозяйство» и контактных телефонов). Кроме того, просило до 25.01.2012г. года представить копии договоров, заключенных на вывоз мусора и бытовых отходов, в муниципальное казенное учреждение «Управление образования и молодежной политики» города Бердска Новосибирской области. Договора, заключенные с другими частными организациями расторгнуть.

Материалами дела подтверждается, что ООО «Вербена» получило уведомление о расторжении договора на вывоз мусора  и других бытовых отходов  от следующих образовательных учреждений:

- МОУ СОШ № 1 (договор от 01.09.2011 года № 51),

- МДОУ № 17 «Земляничка» (договор от 01.09.2011 года № 92),

- МОУ СОШ № 11 (договор от 01.09.2011 года № 87).

ООО «Чистый город 7» получило уведомление о расторжении договора от следующих образовательных учреждений:

- МБОУ ДОД ГЦЦТ (договор от 01.02.2009 года № 624),

- МОУ СОШ № 12 (договор от 01.10.2008 года № 555),

- МОУ СОШ № 8. 

В материалы настоящего дела было представлено письмо муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей городской центр детского творчества (МБОУ ДОД ГЦДТ) исх. № 12 от 18.01.2012г., направленное в адрес  ООО «Чистый город 7» в котором учреждение, руководствуясь  письмом МКУ «Управление образования и молодежной  политики» за № 5 п от 17.01.2012г. «Об организации вывоза мусора и бытовых отходов», просило расторгнуть договор № 624 от 01.02.2009г. на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов с 01.02.2012г.     

Кроме того, представленное письмо исх. № 11 от 17.01.2012г. Муниципального образовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа № 12  также содержит текст о том, что на основании письма № 5 от 17.01.2012г. МКУ «УО и МП»   указанное учреждение просит расторгнуть договор с ООО «Чистый город-7».

Письмо исх. № 16 от 18.01.2012г. муниципального образовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 8, как и вышеуказанные  письма, содержит сведения о том,   что   расторжение договоров на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов происходило в связи с распоряжением директора МКУ «Управление образования и молодежной политики».

Материалами дела подтверждается, что МУП «Спецавтохозяйство» направило в адрес муниципальных дошкольных образовательных учреждений письмо от 16.01.2012 года № 14 с просьбой заключения договоров на вывоз отходов, образующихся от деятельности учреждений, с указанием стоимости вывоза 1 м3 в размере 156,50 руб.

 Таким образом, довод  МКУ «Управление образования и молодежной  политики» о  том, что расторжение договоров  с ООО  «Вербена» и  ООО «Чистый город-7» в январе 2012г. было рекомендовано учреждениям из-за наиболее выгодного  тарифа, предложенного МУП «Спецавтохозяйство», не находит своего подтверждения, так как  предложенный в январе 2012г.  тариф МУП «Спецавтохозяйство» был равен тарифу ООО «Вербена» (156,50 руб. за 1 кбм) и больше тарифа, установленного  ООО «Чистый город-7» ( 154,99 руб. за 1 кбм ).

Письмо МКУ  «Управление образования и молодежной политики» исх. № 10/1п от 19.01.2012г. «О рекомендательном характере служебного письма о вывозе мусора и бытовых отходов» по вышеуказанным обстоятельствам также не является доказательством обоснованности действий МКУ, как учреждения, являющегося распорядителем бюджетных средств на принципах результативности и эффективности.        

Представленные в материалы дела договоры, заключенные МУП «Спецавтохозяйство» 20.02.2012г., с муниципальным бюджетным дошкольным  образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида № 5 «Ромашка», 20.02.2012г. с муниципальным бюджетным дошкольным общеобразовательным учреждением «Детский сад № 21 «Искорка», 01.03.2012г. с муниципальным бюджетным образовательным учреждением  «Центр психолого-медико-социального сопровождения «ДАРС», в которых указан тариф стоимости услуг по сбору, транспортировке и размещению ТБО  в размере  154, 40  руб. за 1 КБМ,   не относятся к исследуемым по делу обстоятельствам,  касающимся правомерности  и обоснованности действий МКУ «Управление образования и молодежной политики»  по направлению 17.01.2012г.   и 19.01.2012г. образовательным учреждениям  писем  № 5п и 10/1п.

Доводы представителя ответчика о том, что условия договоров с ООО «Чистый город-7» не позволяют соблюдать САнПин 2.4.2.1178.-02 и СанПин 2.4.1.1249-03 и приводят к тому, что контейнеры стоят постоянно переполненные, с разбросанным вокруг мусором не подтверждаются материалами дела.   

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ                          «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Согласно п. 1.5 Устава Муниципального казенного учреждения «Управление образования и молодежной политики», утвержденного постановлением администрации г. Бердска  от 30.12.2011г. № 3917, учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования. 

Пункт 1.6  вышеуказанного Устава определяет, что учреждение наделяется правом распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными учреждениями и является распорядителем бюджетных средств.

Материалами дела подтверждается, что, руководствуясь именно письмом  МКУ «Управление образования и молодежной политики» г. Бердска Новосибирской области № 5 п от 17.01.2012г  «Об организации вывоза мусора и бытовых отходов»   образовательные учреждения расторгали договоры по организации вывоза мусора и других бытовых отходов с ООО «Вербена» и  ООО «Чистый город-7» и заключали их с рекомендованным МКУ  «Управление образования и молодежной политики» МУП «Спецавтохозяйство».

Согласно части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Соответственно, образовательные учреждения, являясь отдельными юридическими лицами, имеют право самостоятельно выбирать контрагентов, обеспечивающих наиболее выгодные условия договоров.  МКУ «Управление образования и молодежной политики» не имело законных оснований требовать и рекомендовать образовательным учреждениям заключение договоров на  вывоз мусора и бытовых отходов с определенным лицом.  

Представленное в материалы дела предостережение о недопустимости нарушения закона, выданное 27.02.2012г. Прокуратурой г. Бердска директору МКУ «Управление образования и молодежной политики» Яковлеву А.В., также  свидетельствует о том, что в действиях  руководителя указанного учреждения   были выявлены  признаки нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» и ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которая требует обеспечение добросовестности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и является одним из основных   направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.   

Таким образом, направляя письма в подведомственные дошкольные и образовательные учреждения, в которых указывается о необходимости в целях  обеспечения требований СанПин 2.4.1.2660-10 и СанПин 2.4.2.2821-10 расторгнуть договоры с одними хозяйствующими субъектами и заключить договоры с другим хозяйствующим субъектом, копии договоров с которым представить к определенному числу, муниципальное казенное учреждение «Управление образования и молодежной политики» города Бердска Новосибирской области нарушило ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», так как совершило действия, которые ограничивают круг хозяйствующих субъектов, с которыми дошкольные и образовательные учреждения г. Бердска могут заключить договоры на оказание услуг по вывозу мусора и утилизации твердых отходов, что привело  к ограничению конкуренции на рынке вывоза мусора и утилизации твердых  бытовых отходов в г. Бердске. 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года №  135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать муниципальное казенное учреждение «Управление образования и молодежной политики» города Бердска Новосибирской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в совершении действий (направление писем, содержащих указание заключения договора по организации вывоза мусора и других бытовых отходов с МУП «Спецавтохозяйство» и расторжения договоров, заключенных дошкольными и образовательные учреждениями с другими хозяйствующими субъектами), которые ограничивают круг хозяйствующих субъектов, с которыми дошкольные и образовательные учреждения г. Бердска могут заключать договоры на оказание услуг по вывозу мусора и утилизации твердых отходов, что может привести к ограничению конкуренции на рынке вывоза мусора и утилизации твердых бытовых отходов в г. Бердске.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи муниципальному казенному учреждению «Управление образования и молодежной политики» города Бердска Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии                                                                                     А.А. Ельчанинов

 

Члены Комиссии                                                                                                  Н. П. Камнева

                                                                                                                            

                                                                                                                            О.В. Крюкова

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 18

 

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

3 апреля   2012г.                                                                                         г. Новосибирск  

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Камнева Н.П. -  начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Крюкова О.В. – ведущий специалист – эксперт отдела  контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 3 апреля 2012г. по делу № 14,  возбужденному 06.03.2012г. в отношении муниципального казенного учреждения «Управление образования и молодежной политики города Бердска Новосибирской области» (ул. М. Горького, д.7, г. Бердск Новосибирская область, 633010) по  признакам нарушения  части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Муниципальному казенному учреждению «Управление образования и молодежной политики города Бердска Новосибирской области» (ул. М. Горького, д.7, г. Бердск Новосибирская область, 633010)  прекратить нарушение пункта части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. С целью исполнения предписания  Муниципальному казенному учреждению «Управление образования и молодежной политики города Бердска Новосибирской области» в срок до  20 апреля 2012г. необходимо совершить действия направленные на обеспечение конкуренции и отозвать  собственные письма исх. № 5п от 17.01.2012г. и № 10/1п от 19.01.2012г., предоставив образовательным учреждениям возможность самостоятельно выбрать контрагента по договору об организации вывоза мусора и бытовых отходов, предлагающего наиболее выгодные условия;      

3. Об исполнении настоящего предписания  письменно сообщить в Новосибирское УФАС России, с приложением  подтверждающих документов в срок  до  23 апреля  2012г.

 Предписание может быть обжаловано в арбитражный  суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания  антимонопольного органа  частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

       Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.       

 

Председатель комиссии                                                                   А.А. Ельчанинов

 

 

Члены комиссии                                                                                Н.П. Камнева

                                                                                                           

                                                                                                           

                                                                                                             О.В. Крюкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны