Решение №054/01/18.1-816/2023 жалоба ООО «Аквилон» на действия ФКП «Анозит» от 27 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№054/01/18.1-816/2023

27.04.2023                                                                                                              г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

….

10рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «Аквилон» (вх.№6276-ЭП/23 от 10.04.2023) на действия ФКП «Анозит» при проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку кранов шаровых ПВХ (№ закупки №32312222176),

 

в присутствии<...>

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «Аквилон» (вх.№6276-ЭП/23 от 10.04.2023) на действия ФКП «Анозит» при проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку кранов шаровых ПВХ (№ закупки №32312222176).

Заявитель сообщает следующее.

24.03.2023 года Заказчиком, федеральным казенным предприятием «Анозит» (ФКП «Анозит»), в Единой информационной системе под № 32312222176 и на электронной торговой площадке «РТС-тендер», были размещены извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку кранов шаровых ПВХ.

ООО «АКВИЛОН» (далее – Участник) подал запрос о возможности продления процедуры приема заявок закупки 32312222176 с целью обеспечения возможности поставки запрашиваемого товара.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Заявитель считает, что Заказчик при проведении Закупки нарушает вышеуказанные принципы, что выразилось в следующем:

1) Заказчиком неправомерно включены требования о предоставлении поставщиком товаров с характеристиками, запатентованными за товарным знаком FIP (Италия), соответственно предполагающим исключительно его поставку.

2) Заказчиком в приложении №1 подразумевается конкретный товарный бренд, но не определены параметры эквивалентности товара;

3) Заказчиком в приложении №1 не предусмотрена возможность поставки эквивалентного товара.

4) Заказчиком с целью поставки конкретного товара в закупочную документацию намерено включены пункты, исключающие даже возможность предложения к закупке эквивалентных товаров и ущемляющие интересы потенциальных участников закупки: пункт 13.1.2., форма 1 «Предложение участника закупки».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пункт 2.2.3. Положения о закупках Заказчика, компилируя пункт 1 части 6.1. статьи 3 Закона о закупках содержит обязанность указания на эквивалентный товар, и исчерпывающий перечень исключений:

2.2.3. При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым Заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров РФ или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 223-ФЗ, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

А п. 7.4.13 Положения определяет право Заказчика указать:

- функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), требования к безопасности товаров (работ, услуг), к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы.

- конкретные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, конкретного производителя товара, конкретную страну происхождения товара.

В соответствии с пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках и Положения о закупке заказчика в случае использования при описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)». Заказчик в описании предмета закупки не указывает товарный знак, но при этом намерено указывает характеристики и их маркетинговые наименования, запатентованные конкретным товарным знаком и производителем FIP (Италия), а все технические и функциональные показатели соответствуют единственному товарному бренду.

 

 

 

 

Наименование товара

Кол-во

шт. 

Наименование показателя технической характеристики

Значение

 1

Шаровый кран промышленного применения ПВХ d32 DN25 PN16 EPDM . Фланцы согласно стандартам DIN 8063, DIN 2501, EN 1092. Строительная длина согласно EN 558-1 (VKDOV032E)

125шт

ТР ТС 032/2013

Да

Присоединительный диаметр

32мм

Номинальный диаметр

25 мм

Давление

1,6 МПа

Присоединение к трубопроводу

Фланцы согласно стандартам DIN 8063, DIN 2501, EN 1092.

Строительная длина

согласно EN 558-1

Управление

ручное

Материал корпуса

ПВХ

Уплотнение

EPDM

Седло шара

PTFE

Наличие системы для предотвращения самопроизвольного раскручивания накидных гаек Dual Block

да

Многофункциональная эргономическая рукоятка оснащенная извлекаемым ключом

да

Площадка для присоединения привода

да

Площадка для присоединения к опоре

да

2

Шаровый кран промышленного применения ПВХ d63 DN50 PN16 EPDM . Фланцы согласно стандартам DIN 8063, DIN 2501, EN 1092. Строительная длина согласно EN 558-1 (VKDOV063E)

197шт

ТР ТС 032/2013

да

Присоединительный диаметр

63мм

Номинальный диаметр

50 мм

Давление

Ру 1,6 МПа

Присоединение к трубопроводу

Фланцы согласно стандартам DIN 8063, DIN 2501, EN 1092.

Строительная длина

согласно EN 558-1

Управление

ручное

Материал корпуса

ПВХ

Уплотнение

EPDM

Седло шара

PTFE

Наличие системы для предотвращения самопроизвольного раскручивания накидных гаек Dual Block

да

Многофункциональная эргономическая рукоятка оснащенная извлекаемым ключом

да

Площадка для присоединения привода

да

Площадка для присоединения к опоре

да

3

Шаровый кран промышленного применения ПВХ d75 DN65 PN16 EPDM . Фланцы согласно стандартам DIN 8063, DIN 2501, EN 1092. Строительная длина согласно EN 558-1 (VKDOV075E)

22шт

ТР ТС 032/2013

да

Присоединительный диаметр

75мм

Номинальный диаметр

65 мм

Давление

Ру 1,6 МПа

Присоединение к трубопроводу

Фланцы согласно стандартам DIN 8063, DIN 2501, EN 1092.

Строительная длина

согласно EN 558-1

Управление

ручное

Материал корпуса

ПВХ

Уплотнение

EPDM

Седло шара

PTFE

Наличие системы для предотвращения самопроизвольного раскручивания накидных гаек Dual Block

да

Многофункциональная эргономическая рукоятка оснащенная извлекаемым ключом

да

Площадка для присоединения привода

да

Площадка для присоединения к опоре

да

 

В таблице серым цветом выделены запатентованые характеристики, определяющие конкретный товар марки FIP. При этом остальные технические и функциональные характеристики позволяют поставить эквивалентный товар российского производства ИРМАШ, к тому же по сниженной цене.

Заказчик, формулируя пункт 13.1.2 таким образом, необоснованно еще больше ограничивает количество участников закупки: «Участник в предложении в отношении предмета закупки по форме №1 раздела 25 настоящей документации о закупке должен дать согласие на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющиеся предметом закупки, в полном соответствии с Описанием предмета закупки и на условиях, предусмотренных Проектом договора, условия которых не подлежат изменению при заключении договора. Под согласием участника закупки в соответствии с установленной формой понимается, что подачей предложения участника закупки в отношении предмета закупки по форме №1 раздела 25 настоящей документации о закупке участник закупки соглашается, что договор по итогам закупки будет заключаться с указанием функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, с единицами измерения и количеством поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг в полном соответствии с Описанием предмета закупки (Приложение №1 к настоящей документации о закупке) и в случае, если участником в составе заявки будут приложены какие-либо документы с отличными функциональными характеристиками (потребительскими свойствами), количественными и качественными характеристиками товара, выполняемыми работы, оказываемой услуги, единицами измерения и количеством поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, то при заключении договора по результатам настоящей закупки такие документы участника не будут иметь никакой силы и не будут браться во внимание, не будут являться предметом разногласий по заключаемому договору». Что не позволяет участникам предложить к закупке эквивалентный товар даже для его рассмотрения, ввиду невозможности разногласий к договору.  Также наличие таких требований исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие требованиям документации.

Товар бренда ИРМАШ по своим техническим характеристикам и эксплуатационным свойствам эквивалентен запрашиваемому Заказчиком, за исключением маркетинговых наименований (Приложение 1. Сравнительные таблицы. Приложение 2. Каталог продукции FIP Injection Molding Polymers S.p.A. Приложение 3. Каталог продукции ИРМАШ) и ООО «Аквилон» готов предложить его к оценке Комиссией Заказчика при наличии такой возможности в документации.

Срок поставки запрашиваемого товара, согласно пункту 6.2. Приложения №1 к Документации, 50 календарных дней с момента заключения договора, что гораздо ниже его реального срока поставки товара у его поставщиков. В подтверждение заявителем запрошены коммерческие предложения от нескольких юридических лиц и поставщиков, где срок поставки составил – 16-20 недель (минимальный 112 дней).

Такие жесткие условия документации заставляют задуматься о возможном наличии испрашиваемого товара у конкретного поставщика.

Согласно обзору судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции.

В таком случае требования Документации неправомерно ограничивают потенциальных участников в подаче заявок на участие в закупке, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.

Аналогичные положения содержатся в стандарте осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, утв. ФАС России, а именно документация о закупке должна содержать в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В описании предмета закупки указаны параметры и технические характеристики крана шарового ПВХ, принадлежащие товарам единственного конкретного производителя  –  FIP Injection Molding Polymers S.p.A., (Италия), что свидетельствуют о нарушении ФКП «Анозит» требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что могло привести к ограничению конкуренции при подаче заявок для участия в закупке №32312222176 и исключению возможности участия в аукционе исполнителей, поставляющих оборудование других производителей. При этом заказчиком в документации и ответах на разъяснения потенциальным участникам не приведено доказательств о том, что потребность установления технических характеристик обоснована спецификой деятельности заказчика и использования товара.

ФПК «Анозит» представлено в Новосибирское УФАС России следующее возражение на жалобу ООО «Аквилон».

В соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ) и Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФКП «Анозит» 24.03.2023 была размещена конкурентная закупочная процедура способом аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку кранов шаровых ПВХ с начальной (максимальной) ценой договора 5 556 449,81 рублей номер извещения в ЕИС 32312222176, номер извещения на электронной площадке РТС-тендер 2692223 (далее – закупка). Адрес сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещена информация о торгах https://zakupki.gov.ru/ и https://223.rts-tender.ru.

12.04.2023 от Новосибирского УФАС поступило в ФКП «Анозит» (далее – заказчик, организатор торгов) уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов по вышеуказанной закупке (исх. от 12.04.2023 № СИ/4059/23) (далее – уведомление).

Согласно уведомлению, жалоба подана от юридического лица ООО «АКВИЛОН» (далее – заявитель), заказчику неизвестны следующие сведения о заявителе: о месте нахождения заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса. Доводы жалобы сводятся к неправомерному, по мнению заявителя, включению заказчиком в Описание предмета закупки (приложение № 1 к документации о закупке) требований в отношении товара и его характеристик, которые подразумевают подачу участниками закупки предложения в отношении товара только определенного производителя, не предусматривающего поставку эквивалентного товара.

Заказчик, ознакомившись с текстом жалобы, сообщает о том, что не согласен полностью с доводами жалобы по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ одной из целей регулирования Федерального закона является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчиков, в товарах, работах, услугах, с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ.

Пунктом 2 части 6.1 Федерального закона № 223-ФЗ установлено, что в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Подпунктом «а» пункта 3 части 6.1 Федерального закона № 223-ФЗ установлено, что в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случая несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Заказчик считает, что закупка товаров с требованиями, указанными в Описании предмета закупки (приложении № 1 к документации о закупке), является объективной потребностью заказчика, закупка товаров с иными требованиями в Описании предмета закупки (приложении № 1 к документации о закупке) привела бы к неудовлетворению потребностей заказчика в товаре с необходимыми показателями качества и надежности по следующим основаниям:

1) Заявитель не учитывает специфику деятельности заказчика.

Согласно подпункту 11-1 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009 ФКП «Анозит» входит в перечень стратегических предприятий осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

У Заказчика в производственном процессе задействованы опасные производственные объекты, в том числе I класса опасности, которые зарегистрированы в государственном реестре в установленном законодательством РФ порядке. Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» I класс опасности являются опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности, В соответствии с подпунктом «а» пункта 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ к особо опасным и технически сложным объектам относятся опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.

Закупаемые заказчиком краны шаровые ПВХ являются запирающими устройствами, которые применяются на полимерных трубопроводах транспортирующих агрессивные среды на опасных производственных объектах заказчика, о чем в пункте 2 Описания предмета закупки (Приложение №1 к документации о закупке) было указано. Кроме того, закупаемые товары необходимы для их эксплуатации на объектах имеющих повышенную взрывоопасность, пожароопасность и токсичность.

Исходя из специфики деятельности предприятия, в соответствии с законодательством о промышленной безопасности не допускается в производственном процессе на опасном производственном объекте использовать некачественные, ненадежные товары производственно-технического назначения, тем более товары необходимые для ремонта, эксплуатации систем и сетей инженерно-технического обеспечения или их элементов объектов опасного производственного объекта, так как неисправность данных материалов и оборудования может привести к следующим последствиям или к созданию угрозы следующих последствий:

- аварийной и чрезвычайной ситуации;

- причинения вреда жизни и здоровья обслуживающему персоналу производства при локальных неполадках;

- причинения вреда жизни и здоровья людям, находящихся в зоне поражения (радиусе) аварии, произошедшей вследствие неисправного оборудования и материалов на производстве;

- загрязнения почвы, водоемов, выбросы сверх нормы в атмосферу вредных веществ, вплоть до наступления экологической катастрофы;

- срыва государственного оборонного заказа;

- причинение материального ущерба, повреждение государственного и частного имущества.

2) Требования к обжалуемым заявителем характеристикам товара установлены заказчиком в Описании предмета закупки (Приложение №1 к документации о закупке) в соответствии с реальными необходимыми потребностями производства заказчика:

- Характеристика «Наличие системы для предотвращения самопроизвольного раскручивания накидных гаек Dual Block» установлена в целях повышения уровня безопасности во избежание самопроизвольного раскручивания гаек в условиях повышенной вибрации в производственных помещениях. Краны будут эксплуатироваться в составе оборудования имеющих повышенную вибрацию, в том числе на электронасосных агрегатах.

- Характеристика «Многофункциональная эргономическая рукоятка оснащенная извлекаемым ключом» установлена заказчиком в целях предотвращения целенаправленного или случайного несанкционированного доступа к управлению технологическими потоками, обеспечение доступа к управлению только обслуживающим персоналом.

- Характеристика «Площадка для присоединения привода» установлена для подключения кранов к системе АСУ ТП (автоматизированной системе управления технологического процесса). В настоящее время на производствах предприятия широко используются системы управления различными производственными процессами, а также ежегодно внедряются новые системы управления и автоматизации производственным процессом.

- Характеристика «Площадка для присоединения к опоре» установлена для использования кранов и монтирования их под имеющиеся у заказчика на производственных линиях опор под данные краны с установленными в Описании предмета закупки заказчика характеристиками. Крепление кранов на опоры служат для снижения вибрации и исключения разрушения кранов.

Товар, поставляемый без указанных характеристик, не будет отвечать целям закупки.

3) В данный момент заказчиком на производстве эксплуатируются в полном соответствии краны шаровые ПВХ, которые указаны в Описании предмета закупки (Приложение №1 к документации о закупке) и поставка иных кранов для замены Заказчиком на участках трубопроводов агрессивных сред может привести:

- к отсутствию единообразия и унификации на опасном производственном объекте оборудования;

- к увеличению времени производимого ремонта;

- созданию ситуации, при которой будет отсутствовать резерв заменяемых кранов;

- существует вероятность несовместимость места монтажа (на участках трубопроводов, участках соединений и разветвлений трубопроводов, мест размещения кранов, строительных конструкций, щитов и шкафов управления и т.д.) заменяемых с истекшим сроком годности (полезного действия) кранов на новые;

- к усложнению и ошибкам проектного персонала на стадии проектирования вновь монтируемых трубопроводов (при необходимости) к расчетным характеристикам имеющихся в резерве кранов;

- к ошибкам ремонтного персонала при выборе кранов для монтажа на участках трубопроводов из неуфицированного многообразия кранов находящихся в резерве предприятия (при поставке различных кранов с различными характеристиками);

- к ошибкам обслуживающего персонала при проведении действий по переключению, запиранию потоков агрессивных сред трубопроводов.

- утечка агрессивных жидкостей, газов из-за несовместимости материала труб поливинилхлориды к материалу кранов из поливинилхлорида.

- возникнуть сложности при стыковке, сварки материала труб поливинилхлориды к материалу кранов из поливинилхлорида.

- привести к невозможности установки единой автоматизированной системы управления и мониторинга производственного процесса, различные краны ПВХ могут обладать различными характеристиками времени срабатывания, пропускной способности, сопротивления материалов и т.д.

Все это может привести к аварийной ситуации и к остановке производства, что вследствие может привести к последствиям или к угрозе таких последствий, вышеуказанных в пункте 1.

4) Требования к материалам и оборудованию помимо технических регламентов, государственных стандартов, технических условий на опасном производственном объекте также устанавливаются законодательством о промышленной безопасности, проектной документацией, которая подлежит обязательному прохождению экспертизы, а также техническими регламентами производства, правилами, которые разрабатываются, утверждаются, согласовывается с научными институтами. При несоблюдении лицом эксплуатирущим опасные производственные объекты требований, установленных в таких проектных документациях, технических регламентах, правилах снимает ответственность проектировщиков, научные организации в случае наступления неблагоприятных последствий.

5) Поставка иных кранов ПВХ не соответствующих Описанию предмета закупки (Приложение №1 к документации о закупке) может вызвать нарушение охраны труда, техники безопасности и промышленной безопасности.

6) Поставка иных кранов ПВХ не соответствующих Описанию предмета закупки (Приложение №1 к документации о закупке) может привести к выпуску заказчиком некачественной продукции поставляемой по государственному оборонному заказу, в том числе может привести к образованию в конечной выпускаемой заказчиком продукции недопустимых различных примесей, что может привести, при использовании объектов космической инфраструктуры, при использовании вооружения и военной техники к взрывам, пожарам, нефункционировании таких объектов, вооружения и военной техники.

В пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ закреплен принцип, которым необходимо руководствоваться заказчику – целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика. Заказчик считает, что закупка товаров с иными требованиями к товару в Описании предмета закупки (приложении № 1 к документации о закупке) привела бы к необоснованному, нецелевому и к экономически неэффективному дополнительному расходованию денежных средств по следующим основаниям:

1) осуществление закупки некачественных кранов повлечет дополнительные расходы на ремонт, восстановление частей трубопроводов;

2) осуществление работ по замене кранов ПВХ на краны несоответствующие требованиям Описания предмета закупки заказчика потребует дополнительные расходы для заказчика, так как может быть выявлена несовместимость различных производителей запорной арматуры к трубам, оборудованию систем автоматики, что необходимо будет осуществлять дополнительно демонтаж и монтаж строительных конструкций, установку дополнительных технологических шкафов, производить дополнительную закупку оборудования, программное обеспечение к оборудованию.

3) в случае поломки большого количества кранов в короткий промежуток времени может сформироваться отсутствие резерва идентичных кранов, что впоследствии заказчику для устранения остановки производства необходимо будет проводить срочные неконкурентные закупочные процедуры, что уменьшит вероятность экономии закупаемых товаров.

4) Заказчику необходимо будет формировать больший резерв различных идентичных кранов ПВХ для непредвиденных случаев, что повлечет дополнительную финансовую нагрузку и увлечение себестоимости выпускаемой заказчиком продукции.

5) В случае неисправности кранов, трубопроводов агрессивных сред могут быть утечки опасных веществ, что при проверке контролирующим органом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором) может послужить предметом разбирательств и наложения штрафов на заказчика, а также уплате тарифов, штрафов за выбросы опасных веществ сверх норм.

Рассмотрев материалы жалобы, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

24.03.2023 ФКП «Анозит» объявлено о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку кранов шаровых ПВХ (№ закупки №32312222176).

Дата начала срока подачи заявок 24.03.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 11.04.2023.

На участие поступила одна заявка, которая была отклонена на основании подпункта 3 пункта 15.4 документации о закупке в электронной форме №32312222176 в связи с тем, что участником не соблюдены требования к форме и оформлению заявки в соответствии с требованиями, установленными документацией о закупке.

Согласно пункту 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках,  при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Таким образом, подпункт «а» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках предусматривает возможность не рассматривать аналоги и эквиваленты товаров, в случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Согласно части 1 статьи 1 Закона  о закупках одной из целей регулирования Федерального закона является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчиков, в товарах, работах, услугах, с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Техническая характеристика шаровых кранов «наличие системы для предотвращения самопроизвольного раскручивания накидных гаек Dual Block» установлена Техническим регламентом ФКП «Анозит».

Требование заказчика ФКП «Анозит» о поставке товара в течение 50 календарных дней с момента заключения договора распространяется на всех потенциальных участников закупки, следовательно, ограничение конкуренции отсутствует.

Рассмотрев материалы жалобы, представленные ООО «Аквилон», ФКП «Анозит» документы, комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о том, что указание заказчиком в конкурсной документации требования о поставке кранов шаровых с характеристикой «наличие системы для предотвращения самопроизвольного раскручивания накидных гаек Dual Block», в течение 50 календарных дней обусловлено потребностью заказчика и установлено Техническим регламентом.

Таким образом, в действиях ФКП «Анозит» отсутствует нарушение порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Аквилон» (вх.№6276-ЭП/23 от 10.04.2023) на действия ФКП «Анозит» при проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку кранов шаровых ПВХ (№ закупки №32312222176) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны