Постановление №054/04/9.21-907/2019 в отношении юридического лица – Акционерного Общества «Регио... от 29 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 054/04/9.21-907/2019

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

 

29 июля  2019 года                                                                                     г. Новосибирск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области <...>, рассмотрев Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.05.2019 г. и материалы административного дела, возбужденного заместителем прокурора Новосибирской области, старшим советником юстиции … в отношении юридического лицаАкционерного Общества «Региональные электрические сети» (ИНН 5406291470, ОРГН 1045402509437, КПП 540601001, дата регистрации: 01.10.2004 г., юридический адрес: г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, д. 80), по факту нарушения АО «РЭС» Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

в присутствии:

….

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Новосибирское УФАС России поступили Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.05.2019 г. и материалы административного дела, возбужденного заместителем прокурора Новосибирской области, старшим советником юстиции … в отношении в отношении АО «РЭС» по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ. Прокуратурой установлено следующее.

Согласно п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2006 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежит государственному регулированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила № 861).

Указанные Правила определяют, в том числе, порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий (п. 1).

В силу пунктов 15, 16 Правил № 861 сетевая организация направляет для подписания в адрес заявителя заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору.

Договор должен содержать, в том числе, такие существенные условия, как:

- перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

- размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 утверждены «Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее - Постановление № 1178), определяющие основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.

В соответствии с п. 87 Постановления № 1178 лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение в соответствии с особенностями, предусмотренными методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Кроме того, согласно п. 7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17 (далее - Методические указания № 1135/17), лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВт включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет менее 10 км, и максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет менее 670 кВт. Выбор ставки платы осуществляется заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

В случае, если заявитель не выбрал вид ставки, сетевая организация вправе самостоятельно выбрать ставку и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение.

Таким образом, сетевая организация обязана формировать условия для заявителя таким образом, чтобы у заявителя была возможность самостоятельно выбрать ставку платы за технологическое присоединение исходя из предусмотренных законом тарифных ставок (решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.12.2017 № А76-14438/2017, постановление Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018 № 18АП-901/2018, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.07.2018 № Ф09-3978/18, определение Верховного суда Российской Федерации от 08.11.2018 № 309-АД18-170881).

Заявитель вправе выбрать расчет оплаты за технологическое присоединение к электрическим сетям, исходя из предусмотренных законом тарифных ставок.

На основании п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, АО «РЭС» является сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

АО «РЭС», оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

07.08.2018 в АО «РЭС» поступила заявка ООО «Ломоносов», осуществляющего строительство многоквартирных жилых домов с привлечением средств дольщиков, об осуществлении временного технологического присоединения к электрическим сетям строительных механизмов по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, мкр. Закаменский, д. 23, с максимальной мощностью 595 кВт., по III категории надежности.

В ответ на поступившую заявку АО «РЭС» предоставило ООО «Ломоносов» проект договора об осуществлении технологического присоединения № 155122/5331742-вр и технические условия от 24.08.2018 № 53-13/155122.

В проекте данного договора размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям произведен АО «РЭС» на основании п. 38 Методических указаний № 1135/17 - исходя из действующих на момент заключения договора ставок платы за технологическое присоединение, утвержденных приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 29.12.2017 № 710-ТП (далее - приказ № 710-ТП), п. 1.2 Приложения № 1 - за единицу максимальной мощности в размере 650 руб./кВт. Размер платы за технологическое присоединение составил 456365 руб.

Вместе с тем, при расчете платы за технологическое присоединение на основании стандартизированных тарифных ставок (альтернативным методом), установленных пунктом 1 Приложения № 2 Приказа № 710-ТП, п.п. 29, 30 Методических указаний № 1135/17, размер платы по договору составил бы 87 781 руб. 38 коп., что на 368 583 руб. 62 коп. меньше размера платы, установленной названным договором.

АО «РЭС» не предлагало ООО «Ломоносов» установить размер платы по договору на основании экономически выгодных для заявителя стандартизированных тарифных ставок, установленных пунктом 1 Приложения № 2 Приказа № 710-ТП, п.п. 29, 30 Методических указаний № 1135/17, что подтверждается письменными материалами дела, пояснениями главного энергетика ООО «Ломоносов» Резникова А.В. от 11.04.2019, 14.05.2019.

Таким образом, в нарушение пунктов 15, 16 Правил №  861, п. 87 Постановления № 1178, п. 7 Методических указаний № 1135/17 договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 155122/531742-вр заключен 04.09.2018 на условиях, предложенных АО «РЭС».

Оплата по договору произведена ООО «Ломоносов» в полном объеме. Заявитель вправе рассчитывать на наличие права выбора наиболее предпочтительного для него способа расчета платы, но проект договора, направленный АО «РЭС» в ООО «Ломоносов» 29.08.2018, сформирован сетевой организацией таким образом, что у заявителя не было возможности самостоятельно выбрать ставку платы за технологическое присоединение.

Отсутствие указанных параметров в договоре является нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАПРФ.

Выявленное нарушение подтверждается справкой заместителя начальника отдела регулирования электроэнергетики департамента по тарифам Новосибирской области … и консультанта отдела регулирования электроэнергетики департамента по тарифам Новосибирской области …. от 11.04.2019 о результатах проверки соблюдения АО «РЭС» порядка ценообразования при определении размера платы за технологическое присоединение объекта ООО «Ломоносов», письменными объяснениями главного энергетика ООО «Ломоносов» … от 11.04.2019, 14.05.2019, материалами проверки.

Место совершения правонарушения: г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, д.80.

Дата совершения правонарушения: 04.09.2018.

АО «РЭС» при рассмотрении дела об административном правонарушении представило следующие пояснения.

16.05.2019г. в отношении АО «РЭС» заместителем прокурора Новосибирской области старшим советником юстиции … составлено постановление об административном правонарушении (далее по тексту - Постановление).

В отношении АО «РЭС» возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Нарушение Правил технологического присоединения, по мнению прокуратуры Новосибирской области, выражается в том, что АО «РЭС» не предложило ООО «Ломоносов» установить размер платы по договору на основании экономически выгодных для заявителя стандартизированных тарифных ставок, установленных п. 1 Приложения № 2 Приказа № 710-ТП, п.п. 29,30 Методических указаний, утв. Приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17.

АО «РЭС» не согласно с вменяемым правонарушением и считает необходимым дать следующие объяснения.

1. АО «РЭС» не допущено нарушений п.п. 15, 16 Правил технологического присоединения, п. 87 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 Постановления №1178, п. 7 Методических указаний, поскольку расчет платы за технологическое присоединение и выбор ставки произведены в полном соответствии с действующим нормативным правовым регулированием.

В силу пп. «д» п. 16 Правил технологического присоединения одним из существенных условий такого договора является размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством РФ в сфере электроэнергетики.

Согласно п. 87 Постановления № 1178 в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения (за исключением расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей), и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

По пункту 7 Методических указаний органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям утверждаются на период регулирования:- стандартизированные тарифные ставки согласно главе II Методических указаний; ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт), рассчитанные в соответствии с Главой III Методических указаний; формула платы за технологическое присоединение.

Лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе САМОСТОЯТЕЛЬНО выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение при условии, что расстояние от границ участка Заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого Заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет менее 10 км, и максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет менее 670 кВт.

Выбор ставки платы осуществляется заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

В случае, если заявитель не выбрал вид ставки, СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВПРАВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫБРАТЬ СТАВКУ И ПРОИЗВЕСТИ РАСЧЕТ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ.

Значение слово «самостоятельно» - 1) свободно, осуществляясь своими силами, без посторонней помощи или чьего-либо руководства, 2) будучи способным к независимым действиям, суждениям; 3) обособленно от других; отдельно (Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой, - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999).

Следовательно, исходя из буквального толкования Методических указаний Заявитель до заключения договора технологического присоединения своими силами, самостоятельно осуществляет выбор ставки платы за технологическое присоединение. Однако, если Заявитель указанным правом не воспользовался, сетевая организация вправе самостоятельно определить ставку платы.

Также судебная практика исходит из того, что Методические указания предусматривают самостоятельный выбор ставки платы за технологическое присоединение Заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения - Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2016 № 13АП-20858/2016 по делу № А56-88134/2015.

Для реализации права Заявителя по выбору ставки платы сетевая организация обязана соблюдать Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 21.01.2004г. № 224.

В соответствии с п. 1 Стандартов раскрытия информации под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленном настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации (согласно п. 3 Стандартов - по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации).

Согласно абз. «а» п. 11 Стандартов раскрытия информации сетевая организация раскрывает информацию о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее - регулируемые товары (работы, услуги)), включая информацию о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов.

В силу п. 3 Стандартов раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается, в том числе, путем опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии.

АО «РЭС» надлежащим образом исполняется данная обязанность. В частности, на сайте АО «РЭС» (www.eseti.ru) в разделе «Клиентам», подразделе «Тарифы на технологическое присоединение» размещена информация о видах ставки платы.

Таким образом, действующее законодательство исходит из того, что возможность выбора ставки платы за технологическое присоединение реализуется заявителем в следующем порядке:

1) сетевая организация размещает на своем официальном сайте информацию о видах платы за технологическое присоединение в соответствии с требованиями Стандартов раскрытия информации;

2) лицо, имеющее намерение подать заявку на технологическое присоединение, изучает информацию о тарифах (видах ставки платы), размещенных на сайте сетевой организации;

3) при обращении в сетевую организацию заявитель имеет возможность указать выбранный вид ставки платы (п. 87 Основ ценообразования, п. 7 Методических указаний);

4) сетевая организация направляет заявителю проект договора: если заявитель реализовал право выбора вида ставки платы, плата в проекте договора указывается в соответствии с выбором заявителя; если заявитель не реализовал данное право - сетевая организация вправе самостоятельно выбрать ставку и указать в договоре соответствующую плату (п.7 Методических указаний);

5) после получения проекта договора заявитель имеет возможность в течение 30 дней ознакомиться с его условиями, в т.ч. о плате, и при несогласии с ним - направить в сетевую организацию мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с Правилами технологического присоединения (п.15 Правил технологического присоединения). Кроме того, заявитель не лишен права направить в сетевую организацию запрос о предоставлении разъяснений относительно полученного проекта договора.

Таким образом, п.п. 15,16 Правил технологического присоединения, п. 87 Постановления № 1178, п. 7 Методических указаний не закрепляют обязанности сетевой организации по направлению в адрес заявителя разъяснений о возможности выбора варианта расчета платы за технологическое присоединение, альтернативных расчетов, проектов договоров с альтернативными расчетами. Соответственно, вышеуказанные действия/бездействия сетевой организации состав административного правонарушения не образуют, противоправность поведения АО «РЭС» отсутствует.

2. АО «РЭС» соблюдена процедура заключения договора об осуществлении технологического присоединения с ООО «Ломоносов».

07.08.2018г. в АО «РЭС» поступила заявка ООО «Ломоносов» об осуществлении временного технологического присоединения к электрическим сетям строительных механизмов по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, мкр. 3акаменский, д. 23, с максимальной мощностью 595 кВт., III категории надежности.

В силу п. 15 Правил технологического присоединения в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению № 11 и направляется заявителю - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Правила технологического присоединения предусматривают составление одного проекта договора на технологическое присоединение.

Приложением № 11 к Правилам технологического присоединения утвержден соответствующий Типовой договор, пункт 10 которого также не предусматривает направления заявителю информации о двух видах платы, поскольку сформулирован следующим образом:

 

    10.  Размер  платы  за  технологическое  присоединение  определяется  в

соответствии с решением ___________________________________________________

                            (наименование органа исполнительной власти

___________________________________________________________________________

             в области государственного регулирования тарифов)

от __________________ N _____________ и составляет _________________ рублей

_________ копеек, в том числе НДС _________ рублей _________ копеек.

 

Так, в ответ на поступившую заявку АО «РЭС» направило ООО «Ломоносов» проект договора об осуществлении технологического присоединения № 155122/5331742- вр и технические условия от 24.08.2018 № 53-13/155122.

04.09.2018 года был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 155122/5331742-вр.

При заключении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ООО «Ломоносов» не был избран вид ставки платы за технологическое присоединение строительных механизмов, расположенных по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, мкр. Закаменский, поэтому сетевой организацией самостоятельно выбрана ставка и произведен расчет платы за технологическое присоединение.

Согласно п. 11 Договора размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с решением Департамента по тарифам Новосибирской области (Приказ) № 710-ТП (пункт 5) от 29.12.2017 и составляет 456365 руб., в том числе НДС.

Подписывая договор об осуществлении технологического присоединения Заявитель подтвердил, что согласен с выбранной сетевой организацией ставкой, возражения относительно условий не заявил, протокол разногласий, предложения об изменении условий заявителем не направлялись.

14.11.2018 года сторонами составлен Акт об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 155122/5331742-вр, согласно которому сетевая организация оказала заявителю услугу по технологическому присоединению объектов заявителя в полном объеме на сумму 456365 руб., в том числе НДС.

Подписав Акт об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, потребитель также подтвердил обоснованность рассчитанной сетевой организацией платы и своё согласие с выбранной ставкой платы.

Таким образом, АО «РЭС» заключение договора об осуществлении технологического присоединения с ООО «Ломоносов» осуществлено в полном соответствии с действующем законодательством.

3. Определение платы за технологическое присоединение только из расчета наименьшей тарифной ставки не соответствует принципам экономической обоснованности, соблюдения баланса экономических интересов регулируемых субъектов и интересов потребителей.

Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в соответствии с такими принципами как:

- принцип экономической обоснованности размера платы за технологическое присоединение (пункт 8 Методических указаний);

- принцип баланса интересов потребителей и регулируемых субъектов.

На основании п. 4 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике, п. 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее Основы ценообразования), плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию.

Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (п. 17 Правил № 861).

В Письме Федеральной службы по тарифам от 13.03.2013 № ЕП-2321112 «О расчете платы за технологическое присоединение» указано, что согласно п. 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ на очередной календарный год устанавливают плату за технологическое присоединение к электрическим сетям, не отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети (за исключением платы по индивидуальному проекту), в виде стандартизированных тарифных ставок и в виде ставки за 1 кВт максимальной мощности с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, и (или) объемам присоединенной максимальной мощности. Аналогичную норму содержит и п. 7 Методических указаний.

Для отдельных категорий потребителей установлен единый льготный размер платы за технологическое присоединение к электросетям - 550 рублей.

Расчет размера платы с использованием стандартизированных ставок означает, что сетевая компания рассчитывает стоимость с использованием типовых (утвержденных) ставок на технологическое присоединение согласно гл. II Методических указаний.

При расчете по мощности размер платы за технологическое присоединение определяется как произведение величины максимальной мощности и соответствующей ставки на максимальную мощность, утвержденной для сетевой компании в соответствии с гл. 3 Методических указаний (п. 38, пп. 3 п. 7 Методических указаний).

В случае если сетевая организация будет предоставлять заявителю альтернативные расчеты платы, направлять проекты договора с применением обоих видов ставок, очевидно Заявитель, действуя разумно, будет выбирать наименьшую плату за технологическое присоединение.

Указанная ситуация приведет к тому, что не будет обеспечиваться сбор необходимой валовой выручки, которая нужна сетевой организации для осуществления регулируемой хозяйственной деятельности в течение расчетного периода регулирования, что противоречит самой сути тарифного регулирования.

4. Даже если допустить наличие события административного правонарушения и вины АО «РЭС», производство по делу подлежит прекращению в связи с малозначительностью административного правонарушения.

В соответствии со ст.2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 18.1 указанного Пленума при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Как следует из обстоятельств дела, возможное нарушение АО «РЭС» носит формальный, малозначительный характер, устранено до составления протокола по делу об административном правонарушении.

Исходя из общих принципов права, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, что следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.05.1998г. №14-П.

С учетом указанных положений, разъясненных Конституционным Судом РФ, очевидно, что с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, административный штраф, предусмотренный ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, несоразмерен содеянному и его взыскание повлечет негативные последствия для АО «РЭС», не отвечающие принципам административного наказания (справедливости наказания и его соразмерности).

При этом в данном конкретном случае при освобождении Общества от административной ответственности ввиду применения ст.2.9 КоАП РФ достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания (справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности), поскольку к нарушителю применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать о недопустимости совершения подобного нарушения впредь.

Соответственно АО «РЭС» допускает возможным (даже в случае установления события административного правонарушения и вины) применение в рассматриваемом случае положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождение АО «РЭС» от административной ответственности, что также согласуется с судебной практикой по делам о незначительной просрочке технологического присоединения - постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2016г. по делу № A43-12329/2016.

На основании изложенного, руководствуясь ст.24.5. КоАП РФ, АО «РЭС» просит:

прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «РЭС».

Помощник прокурора Калининского района города Новосибирска .... при рассмотрении дела об административном правонарушении поддержала постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и пояснила следующее.

В ходе проверки, проведенной в отношении АО «РЭС», установлено, что АО «РЭС» при заключении договора с ООО «Ломоносов» не предоставило заявителю возможность выбрать ставку платы за технологическое присоединение. АО «РЭС» направило заявителю один проект договора с одним видом ставки платы, невыгодной для заявителя. Блан заявки был взят заявителем с сайта АО «РЭС», в бланке не предусмотрено право выбора вида ставки, в договоре отсутствует вид ставки и расчет платы. Заявитель не знал, что один вид платы более выгоден для него. Договор заключен и исполнен в редакции, предложенной АО «РЭС». Факты, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, подтверждаются справкой Департамента по тарифам НСО и материалами дела.

ООО «Ломоносов» - организация, осуществляющая строительство многоквартирных домов. Технологическое присоединение произведено с целью строительства многоквартирного дома, и цена квадратного метра складывается в том числе, с учетом цены технологического присоединения. НВВ сетевой организации формируется за счет нарушения прав заявителей, что противоречит законодательству.

В действиях АО «РЭС» усматриваются признаки нарушения, в связи с чем, прокуратура просит привлечь Общество к административной ответственности.

Прокуратурой Новосибирской области при рассмотрении дела об административном правонарушении представлены следующие письменные пояснения.

В производстве УФАС по Новосибирской области находится дело № 054/04/9.21-907/2019 об административном правонарушении, возбужденном 16.05.2019 заместителем прокурора Новосибирской .... в отношении юридического лица АО «РЭС» по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, т.е. нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

АО «РЭС», оказывающее услуги по передаче электрической энергии, является территориальной сетевой организацией и относится к субъектам естественных монополий в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ), п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Порядок (технологического присоединения) к электрическим сетям установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).

Согласно пункту 15 Правил № 861 сетевая организация направляет для подписания в адрес заявителя заполненный и подписанный ею проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).

В силу п. «Д» пункта 16 Правил № 861 существенным условием договора является размер платы за технологическое присоединение, определяемый в со­ответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики, т.е. в соответствии с Законом № 35-ФЗ, Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к сетям, утвержденными приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17 (далее - Методические указания).

Этими нормативными правовыми актами установлен следующий порядок определения размера платы за технологическое присоединение:

в соответствии с п. 4 ст. 23.1 Закона № 35-ФЗ и п. 3 Основ ценообразования плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию и утверждаются органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В Новосибирской области такими полномочиями наделен областной Департамент по тарифам (далее - Департамент).

В соответствии с абз. 7 п. 87 Основ ценообразования лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение (далее вид ставки) в соответствии с особенностями, предусмотренными методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Пунктом 7 Методических указаний установлены следующие виды ставок:

стандартизированные тарифные ставки согласно главе IV Методических указаний;

ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт) на период регулирования согласно приложению № 2 к Методическим указаниям, рассчитанные в соответствии с главой III Методических указаний.

Этим же пунктом 7 Методических указаний право выбора вида ставки предоставлено заявителю. Сетевая организация вправе самостоятельно выбрать вид ставки и произвести по ней расчет размера платы за технологическое присоединение только в случае, если заявитель не выбрал вид ставки.

В соответствии с вышеуказанными требованиями действующего законода­тельства сетевая организация обязана формировать существенные условия дого­вора, предусмотренные п. «д» п. 16 Правил, таким образом, чтобы у заявителя была возможность самостоятельно выбрать порядок расчета платы за технологическое присоединение исходя из предусмотренных законом видов ставок.

Проверкой установлено, что 07.08.2018 в АО «РЭС» поступила заявка ООО «Ломоносов», осуществляющего строительство многоквартирных жилых домов с привлечением средств дольщиков, об осуществлении временного технологического присоединения к электрическим сетям строительных механизмов по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, мкр. Закаменский, д. 23, с максимальной мощностью 595 кВт., III категории надежности.

В ответ на поступившую заявку АО «РЭС» предоставило ООО «Ломоносов» проект договора об осуществлении технологического присоединения № 155122/5331742-вр.

В проекте данного договора АО «РЭС» самостоятельно определило плату за технологическое присоединение к электрическим сетям в размере 456365 руб., со­славшись на приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 29.12.2017 № 710-ТП (далее - приказ № 710 - ТП).

Однако, этим приказом № 710- ТП Департамент утвердил сразу два вида ставки:

- ставку за единицу максимальной мощности, которая установлена в п. 1.2 Приложения № 1 к приказу № 710- ТП;

- стандартизированные тарифные ставки, которые установлены в определены в п. 1 Приложения № 2 к приказу № 710- ТП.

В направленном заявителю проекте договора № 155122/5331742-вр, подпи­санном со стороны АО «РЭС», сетевая организация не указала, какой вид ставки, установленный приказом № 710- ТП, применен при расчете платы за технологиче­ское присоединение к электрическим сетям.

При таком формировании существенных условий договора заявитель лишен права выбора вида ставки при определении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Только с привлечением специалистов Департамента удалось определить, что при расчете платы за технологическое присоединение в размере 456365 руб., применена ставка за единицу мощности подключения (п. 1.2 Приложения № 1 к приказу № 710- ТП).

При альтернативном способе расчета с применением стандартизированных тарифных ставок, установленных в п. 1 Приложения № 2 к приказу № 710-ТП, размер платы за технологическое присоединение 87781 руб. 38 коп., что на 368 583 руб. 62 коп. меньше размера платы, установленной договором, что подтверждается справкой специалистов Департамента от 11.04.2019

Выбор другого альтернативного способа расчета с применением стандар­тизированных тарифных ставок АО «РЭС» заявителю не предлагало, что под­тверждается письменными пояснениями главного энергетика ООО «Ломоносов» Резникова А.В. от 11.04.2019, 14.05.2019.

В письме от 24.06.2019 № BК/52640/19 заместитель руководителя ФАС, ана­лизируя нормы п. 87 Основ ценообразования, п. 7 Методических указаний, приходит к выводу, что заявитель должен выбрать вид ставки на стадии направления заявки.

Этот вывод противоречит приложению № 7 к Правилам № 861, которым утверждена типовая форма заявки, не предоставляющая такого выбора заявителю, а также п. 7 Методических указаний, который прямо предписывает предоставлять такой выбор заявителю на стадии заключения договора.

Опрошенный в ходе проверки представитель ООО «Ломоносов» Резников А.В. пояснил, что форму заявки он взял на сайте АО «РЭС», которая не предусматривала возможность выбора вида ставки.

Кроме того, позиция заместителя руководителя ФАС опровергается право­применительной судебной практикой (решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.12.2017 № А76-14438/2017, постановление Восемнадцатого Ар­битражного апелляционного суда от 18.04.2018 № 18АП-901/2018, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.07.2018 № Ф09-3978/18, определение Верховного суда Российской Федерации от 08.11.2018 № 309-АД18-170881).

Суды пришли к выводу, что именно сетевая компания обязана формировать существенные условия для заявителя таким образом, чтобы у него была возможность самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение исходя из предусмотренных законом видов ставок.

Таким образом, АО «РЭС» в нарушение пунктов 15, 16 пп. «д» Правил № 861, п. 87 Основ ценообразования, п. 7 Методических указаний сформировало существенные условия договора № 155122/531742-вр без указания вида ставки, утвержденной приказом № 710-ТП, использованной при расчете платы за технологическое присоединение, и не предоставило в условиях этого договора возможность использования заявителем другого вида ставки при определении размера этой платы.

Изложенное подтверждает нарушение АО «РЭС» установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям и наличие в действиях АО «РЭС» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Также при рассмотрении дела об административном правонарушении представитель прокуратуры Новосибирской области пояснила следующее.

На сайте АО «РЭС» действительно размещен Приказ Департамента по тарифам об установлении платы за технологическое присоединение. Но АО «РЭС» вменяется правонарушение, совершенное при рассмотрении заявки и заключении договора. В договоре не указан конкретный вид применяемой ставки платы. В договоре необходимо указывать вид ставки, что подтверждается судебной практикой.

При проведении проверки прокуратура выбрала именно те договоры, что нарушали права граждан, приобретающих квартиры в многоквартирных домах. Случаев нарушений выявлено много, но по иным фактам истек срок давности. Прокуратура просит учесть, что она действует в целях защиты прав граждан и бюджета. Департамент по тарифам привлек АО «РЭС» к ответственности по другим выявленным фактам нарушений.

Проанализировав материалы дела и представленные сторонами пояснения, Новосибирское УФАС России установило следующее.

ФАС России письмом № ВК/52640/19 от 24.06.2019 г. разъяснила, что в соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Пунктом 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, определено, что лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение в соответствии с особенностями, предусмотренными методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Согласно пункту 7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое при соединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям на период регулирования утверждаются стандартизированные тарифные ставки согласно Главе II Методических указаний; ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт), рассчитанные в соответствии с Главой III Методических указаний; формула платы за технологическое присоединение.

Технологическое присоединение регламентируется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила).

Пунктами 15, 18 и 25(1) Правил предусмотрено, что именно сетевая организация разрабатывает технические условия и определяет мероприятия, которые необходимо выполнить заявителю и сетевой организации для осуществления такого технологического присоединения.

Способ осуществления технологического присоединения определяется сетевой организацией самостоятельно.

Лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение при условии, что расстояние от границ участка Заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого Заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет менее 10 км, и максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет менее 670 КВт. Выбор ставки платы осуществляется Заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

В случае, если Заявитель при подаче заявки на технологическое присоединение не выбрал вид ставки, сетевая организация вправе самостоятельно выбрать ставку и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение.

Пунктом 38 Методических указаний установлено, что размер платы за технологическое присоединение для конкретного Заявителя определяется сетевой организацией на основании утвержденных регулирующим органом отдельных ставок по каждому мероприятию пункта 16 Методических указаний, исходя из суммы затрат, рассчитанных по ставкам за единицу максимальной мощности по мероприятиям, реализуемым сетевой организацией для подключения конкретного Заявителя, умноженной на объем присоединяемой максимальной мощности, указанный Заявителем в заявке на технологическое присоединение.

Правилами не установлена обязанность сетевой организации при направлении оферты договора предлагать заявителю воспользоваться правом выбора способа расчета размера платы за технологическое присоединение.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность сетевой организации по предложению заявителю при направлении проекта договора об осуществлении технологического присоединения на выбор двух вариантов проекта договора, предусматривающих различные способы расчета размера платы за технологическое присоединение, в случае если заявитель при подаче заявки о заключении договора в сетевую организацию не воспользовался своим правом выбора ставки платы.

Кроме того, необходимо отметить, что правовая позиция, изложенная в судебных актах по арбитражному делу № А76-14438/2017, не может быть применена в рассматриваемом случае, так как в указанных судебных актах рассмотрены иные обстоятельства, чем обстоятельства, при которых заключен договор между АО «РЭС» и ООО «Ломоносов».

Из анализа материалов дела следует, что в рассматриваемом случае заявитель ООО «Ломоносов» на стадии заключения договора, в том числе, при подаче заявки в АО «РЭС», не проинформировал сетевую организацию о выборе им какого-либо вида ставки платы за технологическое присоединение, предусмотренного п. 7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. Из объяснений главного энергетика ООО «Ломоносов» …. следует, что сумма платы за технологическое присоединение, указанная в договоре, оплачена заявителем в полном объеме.

Учитывая, вышеизложенное, а также, что документы (письма), подтверждающие несогласие ООО «Ломоносов» с условиями представленного сетевой организацией проекта договора в части платы за технологическое присоединение при его подписании, а также свидетельствующие об отказе сетевой организации от заключения с заявителем договора на условиях выбранного заявителем вида ставки платы за технологическое присоединение, в Новосибирское УФАС России не представлены, в данном случае в действиях АО «РЭС» не усматривается признаков нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения, состава административного правонарушения.

На основании изложенного, в связи с тем, что в рассматриваемом случае в действиях АО «РЭС» не усматривается признаков нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, можно сделать вывод, что событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в действиях АО «РЭС» отсутствуют.

Следовательно, имеются правовые основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении АО «РЭС» по факту нарушения АО «РЭС» Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 24.5, частью 2 ст. 29.4, пунктом 2 части 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Производство по делу об административном правонарушении № 054/04/9.21-907/2019, возбужденному в отношении юридического лицаАкционерного Общества «Региональные электрические сети» (ИНН 5406291470, ОРГН 1045402509437, КПП 540601001, дата регистрации: 01.10.2004 г., юридический адрес: г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, д. 80), по факту нарушения АО «РЭС» Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно требованиям ст. 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях резолютивная часть данного постановления по делу об административном правонарушении оглашена в полном объёме немедленно по окончании рассмотрения дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны