Решение б/н Решение по делу № 68 в отношении ФГУП «Почта России» от 5 мая 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 68

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» декабря 2013 г.

Решение в полном объеме изготовлено «24» декабря 2013 г.                         г. Новосибирск

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: Т.В. Лопаткина – заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы,

члены Комиссии: И.В. Волохина – главный специалист-эксперт отдела рекламы,

Д.А.Былина – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,     

рассмотрев дело № 68, возбужденное в отношении Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (юридический адрес: 131000, Москва г., Варшавское шоссе, д. 37; ИНН 7724261610) по факту размещения:

в апреле 2013 г. в Черепановском почтамте – ОСП УФПС Новосибирской области – Филиала ФГУП «Почта России» (адрес: Новосибирская область, г. Черепаново, ул. Пролетарская, д. 66а) информации  информация следующего содержания:

«Уважаемые клиенты! _ С 11 по 21 апреля 2013 г. _ Приглашаем Вас принять участие в акции Всероссийская декада  подписки _ В этот период  в любом почтовом отделении связи, Вы можете подписаться на любимые издания по сниженным ценам! _ Дополнительные скидки на доставочную цену предоставляются: _ Индивидуальным подписчикам, оформившим подписку на три издания и более в один адрес доставки, в размере 10% от стоимости услуг по подписке (подписка «до востребования»); _ подписчикам, оформившим подписку в адрес детских домов и других социально-значимых учреждений, в размере 10% от стоимости услуг по подписке (подписка «до востребования»)».

 на стр. 9 в № 14 газеты «Честное слово» от 10.04.2013 г. размещалась информация следующего содержания:

«В декаду подписки дешевле: «Почта России» дарит скидку на подписку жителям Новосибирской области _ Подписываться на любые газеты и журналы на почте удобно и выгодно! _ С 11 по 21 апреля 2013 г.во всех отделениях почтовой связи пройдет Всероссийская декада подписки _ Во время декады жители области могут: _ НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ  оформить подписку на ряд популярных федеральных и региональных изданий; _ ПОЛУЧИТЬ 10 % СКИДКИ на услуги доставки за подписку на три и более издания; _ ПОЛУЧИТЬ 10%СКИДКУ на услуги доставки за подписку  в адрес детских домов и других социально-значимых учреждений…», с признаками нарушения:

   - п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее- Закон о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

- п. 4 ч. 3 ст. Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

- ч.7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,

в присутствии:

заявителя -  не явился, уведомлен надлежащим образом

представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе -  «…»,

У С Т А Н О В И Л А:

  23.05.2013 г. в адрес Новосибирского УФАС России поступило обращение «…» (вх. № 3985)  о рекламной акции, проведенной с 11 по 21 апреля 2013 г. в период «Всероссийской декады подписки».

Как указывает заявитель, в Черепановском почтамте – ОСП УФПС Новосибирской области – Филиала ФГУП «Почта России» (адрес: Новосибирская область, г. Черепаново, ул. Пролетарская, д. 66а) размещалась рекламная информация следующего содержания:

«Уважаемые клиенты! _ С 11 по 21 апреля 2013 г. _ Приглашаем Вас принять участие в акции Всероссийская декада  подписки _ В этот период  в любом почтовом отделении связи, Вы можете подписаться на любимые издания по сниженным ценам! _ Дополнительные скидки на доставочную цену предоставляются: _ Индивидуальным подписчикам, оформившим подписку на три издания и более в один адрес доставки, в размере 10% от стоимости услуг по подписке (подписка «до востребования»); _ подписчикам, оформившим подписку в адрес детских домов и других социально-значимых учреждений, в размере 10% от стоимости услуг по подписке (подписка «до востребования»)».

 Кроме того, Новосибирским УФАС России установлено, что на стр. 9 в № 14 газеты «Честное слово» от 10.04.2013 г. размещалась информация следующего содержания:

«В декаду подписки дешевле: «Почта России» дарит скидку на подписку жителям Новосибирской области _ Подписываться на любые газеты и журналы на почте удобно и выгодно! _ С 11 по 21 апреля 2013 г.во всех отделениях почтовой связи пройдет Всероссийская декада подписки _ Во время декады жители области могут: _ НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ  оформить подписку на ряд популярных федеральных и региональных изданий; _ ПОЛУЧИТЬ 10 % СКИДКИ на услуги доставки за подписку на три и более издания; _ ПОЛУЧИТЬ 10%СКИДКУ на услуги доставки за подписку  в адрес детских домов и других социально-значимых учреждений…».

Дальнейшей проверкой Новосибирского УФАС России установлено следующее.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006г.  №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация об акции по своему содержанию, способу распространения адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования и возможности получения дополнительной скидки, что способствует продвижению его на рынке, то есть в полной мере обладает всеми признаками рекламы.   

Согласно обращению, заявитель, являясь инвалидом 2 группы с детства и находясь на надомном обслуживании, он платит 100% по тарифу (13 рублей) за каждое обращение его социального работника на почту, осуществляемое пешим ходом.

Получив от своего социального работника информацию о проводимой акции по льготной подписке в период «Всероссийской декады подписки», заявитель изъявил желание принять участие в указанной акции, выбрал необходимые средства массовой информации (фактически выполнив все указанные в рекламе условия), однако получил отказ от работников почтамта на выписку выбранных СМИ с указанной в рекламе скидкой, без указания причин.

Заявитель обратился с жалобой на должностное лицо почтамта, в результате чего заявка на подписку была принята от социального работника заявителя только с 4 попытки.

При этом, согласно информации, предоставленной Черепановским почтамтом – ОСП УФПС Новосибирской области – Филиала ФГУП «Почта России», с 10 по 21 апреля в указанном отделении «Почта России» проходила декада подписки по специальному каталогу.

Заявителем были выписаны 4 издания: «Удивительное рядом», «Искатель», «Вокруг света», «Советская Сибирь». Три из данных изданий не входили в указанный каталог, на которые распространяется скидка, за исключением издания «Советская Сибирь». В качестве исключения заявителю все же была сделана скидка.

Однако фактически размер скидки составил менее 10% от полной цены подписки. Так, издание «Удивительное рядом» имеет подписную цену 183, 16 руб. (заявителю был выставлен счет на оплату в сумме 173, 06 руб.), издание «Искатель» имеет подписную цену 857, 04 руб. (заявителю был выставлен счет на оплату в сумме 849,36 руб.), издание «Вокруг света» имеет подписную цену 973, 02 руб. (заявителю был выставлен счет на оплату в сумме 943, 08 руб.).

По мнению заявителя, он оказался введенным в заблуждение указанной рекламной информацией.

Реклама, размещенная в помещении Черепановского почтамта и в газете «Честное слово» не содержала сведения о том, что особые условия рекламируемой акции  распространяются на издания из специального каталога. 

В силу п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В соответствии с ч.7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Ответственность за нарушение вышеуказанных норм, в соответствии с ч. 6 ст.38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Рекламодателем, согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Проверкой, проведенной Новосибирским УФАС России, было установлено, что рекламодателем указанной рекламы является Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (далее – ФГУП «Почта России», юридический адрес: 131000, Москва г., Варшавское шоссе, д. 37; ИНН 7724261610) на основании Договора от 11.01.2013 г., заключенного с ЗАО «Общероссийская газета «Честное слово» (вх. № 6273 от 7.08.2013 г.).

Во исполнение указанного договора рекламораспространителем представлены Счет-фактура № 00000336 от 10.04.2013 г., Акты взаимозачетов от 22.04.2013 г. и 22.05.2013 г., Акт № 00000202 от 10.04.2013 г., по которому услуги по размещению информационных материалов в ОГ «Честное слово» № 14 от 10.04.2013 г. выполнены полностью и в срок, стороны претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеют.     

Таким образом, на основании изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ФГУП «Почта России».

В соответствии с п. 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. № 508),  в случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.

19.08.2013 г. Новосибирским УФАС России в адрес Федеральной антимонопольной службы России (далее – ФАС России) было направлено ходатайство (исх. № 06-6298) о наделении полномочиями для рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ФГУП «Почта России».

26.09.2013 г. ФАС России удовлетворено соответствующее ходатайство Новосибирского УФАС России.

Согласно п.4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается. 

Новосибирским УФАС России было возбуждено дело в отношении ФГУП «Почта России»  по признакам нарушения  пунктов 3, 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

На рассмотрение дела представителем представлены отзывы, в которых указывается следующее.

 Правоотношения, связанные с распространением периодических изданий по подписке регулируются Правилами распространения периодических печатных изданий по подписке, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2001 года №759 «Об утверждении правил распространения периодических печатных изданий по подписке».

В соответствии с указанными Правилами под подпиской на периодические печатные издания понимается форма распространения периодических печатных изданий, включающая в себя ряд технологических операций, в том числе прием подписки на указанные издания, и, если это предусмотрено в договоре подписки, их доставка.

Цена подписки экземпляра (экземпляров) периодического печатного издания, складывается из:

1. Каталожной цены (устанавливается издателями и включает в себя стоимость изготовления печатных изданий, услуг по обработке заказов на них, экспедирования, магистральной доставки до газетных узлов),

2. Цены  услуг по оформлению подписки, в том числе оформлению и переадресации заказов, внутрирегиональной доставке и доставке изданий подписчику, если таковая предусмотрена.

Услуга по приему заказов от пользователей на подписку и доставку периодических печатных изданий представляет собой ряд технологических этапов:

•          прием заказов от клиентов на подписку газеты или журнала в отделении

почтовой связи (далее - ОПС);

•          обработка заказов на периодическое издание в ОПС;

•          обработка экземпляра издания в газетном узле;

•          перевозка экземпляра издания от газетного узла до ОПС;

•          обработка экземпляра издания в ОПС;

•          доставка экземпляра издания до подписчика (проходы почтальонов по

доставочным участкам, раскладка по ячейкам абонентских почтовых шкафов).

В случае оформления услуги по приему заказов от клиентов на подписку и

доставка периодических печатных изданий «до востребования», вместо технологического этапа «доставка экземпляра издания до подписчика» заменяется на этапы «хранение экземпляра издания в ОПС» и «выдача экземпляра издания в ОПС».                                            

При оформлении подписки «До востребования», пользователь забирает издания самостоятельно в отделении почтовой связи. Расчет цены за доставку периодических подписных изданий производиться в соответствии с действующими тарифами, установленными ФГУП «Почта России» (Распоряжение №7-р от 14.02.2013г. «Об установлении тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов на второе полугодие 2013г.»). Доставочная цена зависит от параметров издания, указанных издателем, веса и количества выходов. Скидка на цену за доставку периодических подписных изданий в период всероссийской декады подписки предоставлялась в размере 10%.

В связи с чем, Черепановским почтамтом - ОСП УФПС Новосибирской области гражданину «…» была предоставлена скидка на доставочную цену на все четыре выбранных им издания:.

Из рекламы следует, что в период Всероссийской декады подписки в любом отделении почтовой связи жители области могут на льготных условиях оформить подписку на ряд популярных федеральных и региональных изданий.

Отделом подписки УФПС Новосибирской области на основании писем от подписных агентств, согласованных с департаментом по подписке ФГУП «Почта России» (Письмо руководителя дирекции по коммерческим операциям ФГУП «Почта России» от 20.03.2013 г. «Об открытии подписной компании на второе полугодие 2013 года»), составлен каталог для проведения «Всероссийской декады подписчика».

Льготные условия заключались в том, что в указанный каталог включены издания, на каталожную цену которых издательствами предоставлена скидка. Данный каталог в электронном виде был разослан по почтамтам, в том числе в Черепановский почтамт, для самостоятельной распечатки и дальнейшей рассылки по всем отделениям почтовой связи. По вышеуказанному каталогу может подписаться любой гражданин Новосибирска и Новосибирской области.

Под «популярными изданиями» следует понимать издания, у которых большой подписной тираж, такие как:

1. Комсомольская правда,

2.         Жизнь,

3.         Честное слово,

4.         Советская Сибирь,

5.         Аргументы и факты,

6.         1000 Советов.

Региональные издания - издания, на которые можно подписаться только в Сибирском регионе и Новосибирской области. В каталог Российской прессы «Почта России» включены разделы:

1.         Областные газеты,

2.         Областные журналы,

3.         Межрегиональные газеты,

4.         Межрегиональные журналы.

 Специальный каталог с изданиями (каталожная цена которых снижена издательствами) составляется на уровне филиала ФГУП «Почта России» на основании писем от агентств. В качестве примера письмо одного из девяти подписных агентств, а именно ЗАО ИД «Экономическая газета».

Полный перечень подписных агентств, с которыми сотрудничает ФГУП «Почта России» представлен в письме руководителя дирекции по коммерческим операциям ФГУП «Почта России» Д.Г. Василевского от 20.03.2013г. «Об открытии подписной кампании на второе полугодие 2013 г.».

При этом в специальный каталог с изданиями, составленный УФПС Новосибирской области вошли следующие подписные агентства: ОАО Агентство «Роспечать», ЗАО «Агентство подписки и розницы», ООО «Межрегиональное агентство подписки», ЗАО «Аргументы и факты», ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», ЗАО ИД «Экономическая газета», ООО «Агентство «Книга- Сервис» (специальный каталог прилагается).

Подписка на остальные издания, не снижающие каталожную цену на период проведения Всероссийской декады подписки, принимается на основании подписных каталогов, представленных УФПС Новосибирской области подписными агентствами на очередную подписную кампанию: «Объединенный каталог «Пресса России», «Каталог российской прессы «Почта России», Каталог «Газеты. Журналы» с приложением «Издания органов научно-технической информации».

Цены на издания, указанные подписчиком в абонементе, соответствуют ценам, которые представлены в каталогах: Межрегионального агентства подписки и Издательского дома «Панорама» (приложение № 14, 15).

Таким образом, по мнению ФГУП «Почта России» вышеуказанная акция Всероссийской декады подписки содержит достоверные сведения о размере скидки (а именно: 10%) на цену за доставку периодических подписных изданий, представленных в каталогах отделений почтовой связи Новосибирской области,  и в действиях ФГУП «Почта России» отсутствуют признаки нарушения ст.5 указанного закона о рекламе.

Анализ доводов заявления, материалов проверки, а также отзыва и дополнительных материалов, представленных ФГУП «Почта России», показывает следующее.

При анализе текста рекламы на стр. 9 в № 14 газеты «Честное слово» от 10.04.2013 г. «В декаду подписки дешевле: «Почта России» дарит скидку на подписку жителям Новосибирской области _ Подписываться на любые газеты и журналы на почте удобно и выгодно! _ С 11 по 21 апреля 2013 г.во всех отделениях почтовой связи пройдет Всероссийская декада подписки _ Во время декады жители области могут: _ НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ  оформить подписку на ряд популярных федеральных и региональных изданий; _ ПОЛУЧИТЬ 10 % СКИДКИ на услуги доставки за подписку на три и более издания; _ ПОЛУЧИТЬ 10%СКИДКУ на услуги доставки за подписку  в адрес детских домов и других социально-значимых учреждений…»  нарушений пунктов 3, 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе не установлено.

В то же время при анализе текста реклама, распространявшейся в апреле 2013 г. в Черепановском почтамте, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения законодательства о рекламе ввиду следующего.

Выгода потребителя при оформлении подписки в период рекламируемой "декады подписки" складывается из двух составляющих: первая (основная) - за счет снижения каталожной цены на ряд изданий, отраженных в отдельном каталоге; вторая - за счет  дополнительных 10 % скидок   на доставочную цену (предоставляются индивидуальным подписчикам, оформившим подписку на три издания и более в один адрес доставки, и подписчикам, оформившим подписку в адрес детских домов и других социально-значимых учреждений).

Реклама, распространявшаяся в апреле 2013 г. в Черепановском почтамте, :

«Уважаемые клиенты! _ С 11 по 21 апреля 2013 г. _ Приглашаем Вас принять участие в акции Всероссийская декада  подписки _ В этот период  в любом почтовом отделении связи, Вы можете подписаться на любимые издания по сниженным ценам! _ Дополнительные скидки на доставочную цену предоставляются: _ Индивидуальным подписчикам, оформившим подписку на три издания и более в один адрес доставки, в размере 10% от стоимости услуг по подписке (подписка «до востребования»); _ подписчикам, оформившим подписку в адрес детских домов и других социально-значимых учреждений, в размере 10% от стоимости услуг по подписке (подписка «до востребования»)»  не содержит информации об ограничениях, связанных с подпиской на издания по сниженным ценам . Из данной рекламы следует, что  потребитель вправе ожидать предоставления подписки  по сниженной цене на издание, выбранное по своему усмотрению, в то время как фактически перечень таких изданий ограничен специальным каталогом.  

В рекламе допущено нарушение ч.7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,

Нарушений ч.7 ст. 5 Закона о рекламе в части сведений о дополнительных 10% скидках на доставочную цену, а также  нарушений пунктов 3, 4 части 3 статьи 5 в данном рекламном объявлении не установлено.

 Дополнительные 10% скидки на доставочную цену  заявителю  предоставлены в соответствии с рекламным предложением. 

При этом материалами дела установлено, что из четырех выбранных заявителем изданий («Удивительное рядом», «Искатель» , «Вокруг света», "Советская Сибирь") заявителю  была предоставлена по сниженной каталожной цене подписка только на одно издание - газету "Советская Сибирь", хотя в рекламе ограничения отсутствовали.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

1. Признать Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (юридический адрес: 131000, Москва г., Варшавское шоссе, д. 37; ИНН 7724261610) нарушившим требования:

- ч.7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,

а информацию, размещенную:

в апреле 2013 г. в Черепановском почтамте – ОСП УФПС Новосибирской области – Филиала ФГУП «Почта России» (адрес: Новосибирская область, г. Черепаново, ул. Пролетарская, д. 66а) информации  информация следующего содержания:

«Уважаемые клиенты! _ С 11 по 21 апреля 2013 г. _ Приглашаем Вас принять участие в акции Всероссийская декада  подписки _ В этот период  в любом почтовом отделении связи, Вы можете подписаться на любимые издания по сниженным ценам! _ Дополнительные скидки на доставочную цену предоставляются: _ Индивидуальным подписчикам, оформившим подписку на три издания и более в один адрес доставки, в размере 10% от стоимости услуг по подписке (подписка «до востребования»); _ подписчикам, оформившим подписку в адрес детских домов и других социально-значимых учреждений, в размере 10% от стоимости услуг по подписке (подписка «до востребования»)».

2. Выдать  ФГУП «Почта России» предписание об устранении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны