Решение №054/01/18.1-2029/2019 жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Метахим» (в... от 22 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-2029/2019

22 октября 2019 года                                                                                                г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Рихельгоф Т.А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Метахим» (вх. № 10892э от 03.10.2019 года) на действия заказчика Общества с ограниченной ответственностью «НЗХК-Энергия» по закупке оксихлорида алюминия марки А ТУ 2152-001-59254368-2 (извещение № 31908356759),

в присутствии:

в отсутствие:

представителя Общества с ограниченной ответственностью «Метахим», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела по существу,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Метахим» (вх. № 10892э от 03.10.2019 года) на действия заказчика Общества с ограниченной ответственностью «НЗХК-Энергия» по закупке оксихлорида алюминия марки А ТУ 2152-001-59254368-2 (извещение № 31908356759).

Заявитель сообщает следующее (вх. № 10892э от 03.10.2019 года):

01 октября 2019 года ООО «НЗХК-Энергия» (далее - Заказчик) на официальном сайте закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru/ разместило извещение № 31908356759 о закупке оксихлорида алюминия марки А ТУ 2152-001-59254368-2 в количестве 20 тонн - ООО «Сибресурс» ИНН 5403025455.

Начальная максимальная цена контракта составила 528 000,00 рублей.

В соответствии со п. 1А ч. 1 ст. 4.2.2 основанием выбора способа закупки по Единому отраслевому стандарту закупок (Положению о закупке) Госкорпорации «Росатом»: проведение мелкой закупки, явился размер закупки стоимостью до 1 миллиона рублей с НДС (включительно) для любых видов продукции.

Для определения поставщика в целях осуществления мелкой закупки Заказчиком было проведено сравнение предложений поставщиков.

Предложения поставщиков приведены в аналитической записке к договору на поставку оксихлорида алюминия марки А. Так из записки видно, что для сравнительного анализа использовались предложения поставщиков ООО «Водо-учет», ООО «Сибресурс», ООО «Вода Евразии».

При этом Заказчик при проведении закупок должен руководствоваться положениями Закона № 223-Ф3, так как является дочерним хозяйственным обществом, в уставном капитале которого более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

По данным официального источника Контур-фокус конечным владельцем ООО «НЗХК-Энергия» с долей участия 89% является Правительство РФ.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что для закупки товаров для нужд Заказчика используются бюджетные средства.

Прием коммерческих предложений осуществлялся через площадку \vww.b2b- center.ru. Изучив техническое задание мониторинга рынка № 1338679 от 10.09.2019, Заявитель направлял свое коммерческое предложение на участие в данной закупке (прикладываем информацию о направлении предложения участником).

Заявитель предложил аналогичный по техническим показателям коагулянт - полиоксихлорид алюминия Марки MetaPAC25, технические и функциональные характеристики также были приведены в коммерческом предложении.

При этом первоначальная стоимость предложенного Заявителем коагулянта составила 460 800,00 рублей за 20 тонн с НДС, что существенно ниже предложений участников, приведенных в аналитической записке Заказчика.

Кроме того, предложенная ООО «Метахим» стоимость ниже, чем сумма, предложенная ООО «Сибресурс» по результатам переговоров (торга) с Заказчиком.

Однако, Заказчик по непонятным причинам не принял коммерческое предложение ООО «Метахим».

Кроме того, в результате аналитики частоты осуществления закупок коагулянта видно, что Заказчик закупает коагулянт только у ООО «Сибресурс».

Своими действиями, как считает Заявитель, Заказчик противоречит целям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), которыми являются, в том числе обеспечение единства экономического пространства, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Проводя аналитику рынка коагулянтов, по мнению Заявителя, Заказчик допускает возможность использования коагулянтов иной марки, отличной от оксихлорида алюминия марки А ТУ 2152-001-59254368-2. Однако не использует возможность использования более выгодных предложений иных поставщиков.

Отклонив самое низкое предложение ООО «Метахим» Заказчик кроме всего прочего грубо нарушил принцип, названный в статье 3 Закона о закупках, а именно:

-   целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

По мнению Заявителя, формально, Заказчик не нарушил закон, следую условиями Положения о закупках при осуществлении закупки до 1 млн. рублей, однако формализм недопустим при расходовании бюджетных средств. Однако Заказчик злоупотребляет правом проведения мелких закупок, что недопустимо.

Проведение указанной закупки и не рассмотрение предложения ООО «Метахим», как считает Заявитель, подтверждает ограничение круга потенциальных участников, которые могут поставить товар надлежащего качества и по более низким ценам. Процедура мелкой закупки сама по себе не дает право состязаться в конкурентных условиях потенциальным участникам рынка.

Общество с ограниченной ответственностью «НЗХК-Энергия» представило следующие возражения по существу рассматриваемого вопроса (вх. № 11758 от 17.10.2019 года):

По мнению ОП ООО «Метахим» закупка ООО «НЗХК-Энергия» 20 тонн оксихлорида алюминия марки А ТУ 2152-001-59254368-2 у ООО «Сибресурс» произведена с отступлением от требований законодательства, нарушены цели и принципы закупки.

При сравнении коммерческих предложений (ООО «Водо-учет», ООО «Вода Евразии», ООО «Сибресурс», ОП ООО «Метахим») предпочтение было отдано ООО «Сибресурс», закупочная стоимость на первоначальном этапе была им заявлена в размере 528 000,00 руб. (в дальнейшем стоимость снижена до 490 000.00 руб.)

Рассматривалось и коммерческое предложение ОП ООО «Метахим» со стоимостью коагулянта 460 800,00 руб.

Предложенная стоимость коагулянта ОП ООО «Метахим» ниже, чем стоимость ООО «Сибресурс», что и послужило причиной обращения последнего в Управление ФАС по Новосибирской области.

ООО «НЗХК-Энергия», оценив доводы ОП ООО «Метахим», изложенные в заявлении, считает их надуманными и неубедительными по следующим основаниям:

1.  Согласно Протоколу Технической Экспертной комиссии от 23.09.2019 г. были рассмотрены заявки участников закупки на их соответствие техническому заданию.

Заявка ОП ООО «Метахим» была отклонена по техническим характеристикам предмета закупки, а именно:

– Применение коагулянта оксихлорида алюминия на очистных сооружениях ООО «НЗХК-Энергия» обосновано Техническим заключением «по подготовке к внедрению коагулянта-оксихлорида алюминия на сооружениях водоподготовки «Питьевой центр» ОАО «НЗХК» по договору № 37465 от 15.01.2004 г.

Согласно этому заключению в разделе «характеристики коагулянта оксихлорида алюминия» химическая формула коагулянта:

AL2(OH)nCL6-n, где 4 ≤ п ≥ 5, что и было отражено в Техническом задании на поставку оксихлорида алюминия в подразделе 4.1 «Технические, функциональные и качественные характеристики (потребительские свойства) товаров».

– В коммерческом предложении ОП ООО «Метахим» № НК/151 от 18.09.2019

химическая формула коагулянта отражена как AL2(OH)nCL6-n, где п=4-5. но в технических условиях ТУ 20.13.62-011-95958059-2018. по которым изготавливается полиоксихлорид алюминия марки MetaPAC25, коагулянт имеет следующую химическую формулу: AL2(OH)nCL6-n, где х=1-5.

– В коммерческом предложении ОП ООО «Метахим» № НК/151 от 18.09.2019 массовая доля AL2O3 указана не менее 20,5%, что соответствует требованиям Технического задания, но в технических условиях ТУ 20.13.62-011-95958059-2018 полиоксихлорид алюминия марки MetaPAC25 имеет массовою долю AL2O3 пределах от 20 до 25%. Нижняя граница меньше требуемого.

– Согласно ГОСТ Р 51642-2000 «Коагулянты для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования и метод определения эффективности» коагулянт должен пройти определение эффективности на воде источника водоснабжения, т.е. реки Обь в районе г. Новосибирска. Ввиду изменений показателей качества воды источника водоснабжения в течение года, производственные испытания коагулянта на очистных сооружениях необходимо проводить в каждом квартале года.

– Полиоксихлорид алюминия марки MetaPAC25 не проходил определение эффективности на воде источника водоснабжения (р. Обь) согласно ГОСТ Р 51642-2000. -Оксихлорид алюминия марки «А» по ТУ 2152-001-59254368-2012 прошёл определение эффективности коагулянтов на воде источника водоснабжения согласно ГОСТ Р 51642-2000 в течение 4-х сезонов 2014 года. Качество воды по результатам его испытаний полностью соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля».

Таким образом, наименьшая стоимость предлагаемого товара (закупки) не являлась предопределяющим фактором для признания победителем ОП ООО «Метахим» и последующего заключения договора поставки.

2. Утверждение о том, что для закупки товаров для нужд Заказчика используются бюджетные средства, является несостоятельным.

Деятельность ООО «HЗXK-Энергия» не финансируется из бюджетов различного уровня, в структуре инвестиций отсутствует бюджетная составляющая.

ООО «НЗХК-Энергия» является дочерним обществом ПАО «НЗХК», 100% долей принадлежит ПАО «НЗХК». Оба предприятия являются хозяйствующими субъектами частной формы собственности.

Предъявление названных требований к техническим характеристикам и параметрам закупаемых химических реагентов оправдано и подтверждено соответствующими лабораторными исследованиями качества поставляемой питьевой воды для населения.

 

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

01.10.2019 года Обществом с ограниченной ответственностью «НЗХК-Энергия» на Официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение № 31908356759 о закупке оксихлорида алюминия марки А ТУ 2152-001-59254368-2.

Заказчик в своей закупочной деятельности руководствуется нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также «Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Согласно аналитической записки к договору на поставку оксихлорида алюминия марки А от 19.09.2019 года № ЭН-11-04/1203 для сравнительного анализа использовались предложения поставщиков ООО «Водо-учет», ООО «Сибресурс», ООО «Вода Евразии».

Начальная максимальная цена контракта составила 528 000,00 рублей.

В соответствии с протоколом переговоров по снижению цены от 19.09.2019 года № ЭН-11-04/1202 при заключении договора на поставку оксихлорида алюминия марки «А», лот 907-Х110-19/94, снизить сумму договора, предложенную поставщиком ООО «Сибресурс» - 528 000,00 руб., новая цена договора составила 490 000 рублей, включая НДС.

Согласно ст. 3.6. Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

В соответствии с пп. 1 п. 4.2.2 Единого отраслевого Стандарта закупок (положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» условия проведения закупки у единственного поставщика:

а)  закупки, стоимостью до 1 млн. руб. с НДС (включительно) для любых видов продукции;

б)  закупка ГСМ для обеспечения административно-хозяйственной деятельности заказчика общей стоимостью до 5 млн. руб. с НДС (включительно) в год;

в)  закупка продуктов питания для обеспечения рабочего питания в организациях, предприятиях и учреждениях атомной отрасли, продовольственного обеспечения специализированных медицинских учреждений и организаций атомной отрасли (в том числе медицинской части, санатория, профилактория, реабилитационного центра) общей стоимостью до 3 млн. руб. (включительно) с НДС;

г)  заказчиками второй группы при заключении гражданско-правового договора на оказание преподавательских услуг с физическим лицом на сумму не более 300 тыс. руб. в месяц (включительно) (включая все подлежащие уплате налоги).

Таким образом, принципы, указанные в ст. 3 Обществом с ограниченной ответственностью «НЗХК-Энергия» не нарушены, закупочная комиссия действовала в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также «Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

В соответствии с  Протоколом Технической Экспертной комиссии от 23.09.2019 г. № ЭН-11-04/1201 были рассмотрены заявки участников закупки на их соответствие техническому заданию. По рассмотрению заявок было принято решение допустить заявки ООО «Водо-учет», ООО «Сибресурс», ООО «Вода Евразии».

Заявка ОП ООО «Метахим» была отклонена по техническим характеристикам предмета закупки, а именно (п. 3.4.1): Применение коагулянта оксихлорида алюминия на очистных сооружениях ООО «НЗХК-Энергия» обосновано Техническим заключением «по подготовке к внедрению коагулянта-оксихлорида алюминия на сооружениях водоподготовки «Питьевой центр» ОАО «НЗХК» по договору № 37465 от 15.01.2004 г.

Согласно этому заключению в разделе «характеристики коагулянта оксихлорида алюминия» химическая формула коагулянта:

AL2(OH)nCL6-n, где n=4-5, что и было отражено в Техническом задании на поставку оксихлорида алюминия в подразделе 4.1 «Технические, функциональные и качественные характеристики (потребительские свойства) товаров».

В коммерческом предложении ОП ООО «Метахим» № НК/151 от 18.09.2019 г. химическая формула коагулянта отражена как AL2(OH)nCL6-n, где n=4-5. но в технических условиях ТУ 20.13.62-011-95958059-2018 по которым изготавливается полиоксихлорид алюминия марки MetaPAC25, коагулянт имеет следующую химическую формулу: AL2(OH)хCL6-х, где х=1-5.

В соответствии с п. 3.4.2 указанного Протокола, в коммерческом предложении ОП ООО «Метахим» № НК/151 от 18.09.2019 массовая доля AL2O3 указана не менее 20,5%, что соответствует требованиям Технического задания, но в технических условиях ТУ 20.13.62-011-95958059-2018 полиоксихлорид алюминия марки MetaPAC25 имеет массовою долю AL2O3 пределах от 20 до 25%. Нижняя граница меньше требуемого.

В соответствии с п. 3.4.3 Протокола Технической Экспертной комиссии, согласно ГОСТ Р 51642-2000 «Коагулянты для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования и метод определения эффективности» коагулянт должен пройти определение эффективности на воде источника водоснабжения, т.е. реки Обь в районе г. Новосибирска. Ввиду изменений показателей качества воды источника водоснабжения в течение года, производственные испытания коагулянта на очистных сооружениях необходимо проводить в каждом квартале года.

Полиоксихлорид алюминия марки MetaPAC25 не проходил определение эффективности на воде источника водоснабжения (р. Обь) согласно ГОСТ Р 51642-2000.

Оксихлорид алюминия марки «А» по ТУ 2152-001-59254368-2012 прошёл определение эффективности коагулянтов на воде источника водоснабжения согласно ГОСТ Р 51642-2000 в течение 4-х сезонов 2014 года. Качество воды по результатам его испытаний полностью соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля».

Таким образом, наименьшая стоимость предлагаемого товара (закупки) не являлась основанием для признания победителем ООО «Метахим».

Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводам о том, что в действиях Общества с ограниченной ответственностью «НЗХК-Энергия», при проведении конкурса не усматривается нарушений действующего законодательства по порядку и организации торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Метахим» (вх. № 10892э от 03.10.2019 года) на действия заказчика Общества с ограниченной ответственностью «НЗХК-Энергия» по закупке оксихлорида алюминия марки А ТУ 2152-001-59254368-2 (извещение № 31908356759) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны